1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус 1778

История

1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус был учрежден 3 августа 1824 г. Однако его действительная история и его старшинство восходят к ноябрю 1778 г., когда в городе Шклове Могилевской губернии было открыто Шкловское благородное училище. Время становления и развития кадетского корпуса до перевода его в Москву отмечено событиями и биографиями лиц, значительно обогатившими историю российского государства. Корпусной праздник - 24 ноября.

Открытие Шкловского благородного училища неразрывно связано с именем генерал-лейтенанта Семена Гавриловича Зорича. Усыновленный своим дядей, Макси­мом Федоровичем Зоричем, переселившимся из Сербии в Россию, С.Г.Зорич в одиннадцатилетнем возрасте был зачислен в один из вновь сформированных гусарских полков, а в 17 лет начал действительную службу участием в Семилетней войне 1756-1763 гг., где проявил себя храбрым офицером. Особенно он отличился в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Под Рябой Могилой его взяли в плен турки, увезли в Константинополь и там за­ключили в  Семибашенный замок.  Выпущенный на свободу и награжденный орденом Св.Георгия 4-й степени, в 1776 г. Зорич назначается адъютантом графа Г.А.Потемкина. Вскоре С.Г.Зорич становится официальным фаворитом Ека­терины II. В 1777 г. его производят в генерал-майоры. Он получает украшенную бриллиантами звезду, аксельбанты, саблю, плюмаж, запонки и пряжку, огромный дом вблизи Зимнего Дворца, триста тысяч наличными деньгами, великолепное Шкловское имение в Витебской губернии.

В первый же год своего пребывания в Шклове Зорич, желая ознаменовать добрым делом день тезоименитства Екатерины П, взял на воспитание двух малолетних бедных дворян, а в следующие два года на его попечение поступили еще десять воспитанников. С дальнейшим увеличением числа воспитанников он принял решение основать в своем поместье учебное заведение для детей бедных дворян и служилых людей. Право на поступление в училище в первую очередь получали дети  преимущественно из Могилевской, Смоленской, Черниговской и других соседних губерний. Училище было открыто в 1778 году, 24 ноября, в день именин государыни. Шкловское благородное училище было создано по образцу французской Бриеннской школы. Как писал один из современников Зорича, «был взят им образец французский - военный строй, режим, язык, но дух царил там чисто русский...»

Об основании Шкловского благородного училища С.Г.Зорич донес императрице и получил в ответ от Екатерины II благодарственное письмо следующего содер­жания: «Господин генерал-лейтенант и Шкловского благородного училища славный основатель, рапорт Ваш от 21-го мая я получила и относительно воспитанников Шкловского благо­родного училища, желающих определиться в военную служ­бу в Черноморском  флоте 23-х и столько же в артиллерию, а трех в кавалерию, а всего 49 человек, коих вы доброе пове­дение аттестуете, я определить повелела и изъявляю вам здесь мое благоволение за труды и попечение ваше, употребляе­мое вами на преподавание правил службы и благонравия по­лезными мне и Государству моему сделать их могущих. Посылаю вам благоволение. Екатерина». Основание Шкловского благородного училища описано писателем Марком Алдановым в его трилогии «9 Термидора», «Чертов Мост» и «Ключ», ге­рой которой Штааль был одним из первых учеников этого училища.

Со временем при училище были построены манеж, большой зоологический музей, библиотека, на покупку книг которой истрачено восемь тысяч рублей, и даже картинная галерея с произ­ведениями Рубенса, Тернера, Веронезе. В разное время учебные  классы училища пополнились купленными на деньги Зорича зоологической коллекцией, физическими приборами, четырьмя медными единорогами,  глобусами, географическими картами, моделями машин и другими учебными пособиями. Училище скоро приобрело славу учебного заведения, дающего прочную общеобразовательную подготовку. Когда у Зорича были деньги, он ничего не жалел для своих питомцев. Если же Зорич проигрывался в карты, то воспитанники сидели без сластей и карманных денег, а воспитатели – без жалованья. Но ни те, ни другие на графа не сердились. Ему вообще прощались все грехи.

Первое время училище размещалось в небольшом флигеле, рядом с домом самого С.Г.Зорича. К 1792 г.  на правом, высоком берегу Днепра, было отстроено новое трехэтажное каменное здание училища и два деревянных флигеля для лазарета и музыкальной команды.

Первоначально училище состояло из 2-х пехотных рот (гренадерской и егерской) и   2-х кавалерийских взводов (кирасирского и гусарского). Каждое из этих подразделений имело свою особую парадную форму, однако в обычное время все носили одинаковую упрощенную одежду. В 1785 г. училище получило право на производство своих выпускников в офицеры и в этом же году произвело первый выпуск из 7 человек. Шкловское благородное училище в царствование Екатерины П  было всего третьим  сухопутным военно-учебным заведением (в эти годы гремели славой Морской, 1-й и 2-й кадетские корпуса), готовившим офицерские кадры для российской армии. В 1786 г. училище выпустило 15 человек, в 1787 г. - 18 человек. На протяжении последующих пятнадцати лет из него ежегодно выпускалось по 30 человек. Большинство выпускников определялось на военную службу. Зорич снабжал их обмундированием и деньгами, а некоторым давал от себя даже прислугу и экипажи с  лошадьми.

Пышно был отпразднован выпуск 1792 года. Воспитанникам была сшита новая, парадная форма. На школьном дворе, где по сре­дам и субботам производились занятия по строевой подготовке и гимнастике, были построены все четыре эскадрона училища: кирасиры в пале­вых колетах, гусары в светло-голубых мундирах, гренадеры в темно-синих и егеря в светло-зеленых куртках. Развевались знамена с рисованными по атласу зна­ками Шкловского графства.  В момент появления перед строем Зорича был троекратно произведен залп из четы­рех двухфунтовых единорогов. Многочисленные гости, съе­хавшиеся на праздник со всей округи, были в восхищении. Больше всех сиял сам Семен Гаврилович Зорич.

Императрица Екатерина П высоко ценила офицеров, получивших образование в Шкловском благородном училище и не вмешивалась в его учебный процесс. К 1797 г. число воспитанников достигло 252 человек. Состав кадет был очень разнообразным как по национальному признаку и вероисповеданию, так и по возрасту: от 7-8  до 18-19 лет. При жизни Зорича с 1788 по 1799 гг. образование в училище получили 665 человек. По воспоминаниям выпускника 1788 г. Л.Н.Энгельгарта, «многие воспитанники выносили из училища большие сведения по математике». Первейшей заботой Зорича было подобрать штат наиболее квалифицированных воспитателей и преподавателей. Зорич лично отбирал педагогические кадры для своего училища и делал все для того, чтобы привлечь в Шклов самых лучших педагогов. Многие преподаватели были приглашены из-за границы.

Воспитанник Шкловского училища А.И.Маркевич (1788) стал известным военным  ученым-артиллеристом и директором 2-го кадетского корпуса; Н.Н.Петряев (1789) – автором нескольких книг и учебников по математике, фортификации и механике. Офицеры-шкловцы отличились в русско-турецкую войну 1787-1791 гг.: Василий Людвиг (1785), Иван и Петр Каховские (1786), Кузмицкий (1786), Курош (1788). Некоторые из них стали генералами.

Будучи человеком добрым и крайне нерасчетливым, Зорич к концу своей жизни разорился. В 1797 г., учитывая заслуги училища в подготовке военных кадров, Павел I велел причислить училище к казенному ведомству. В 1799 г. Зорич скончался. По указанию Павла I училище было переименовано в Шкловский кадетский корпус. Директором корпуса был назначен полковник В.К.Кетлер.

1 мая 1800 г. В.К.Кетлер получил указание о переводе корпуса в г. Гродно. Это решение было ответом императора на просьбу гродненского дворянства, пожелавшего иметь в своем городе кадетский корпус. 20 мая 1800 г. кадеты в количестве 211 человек на телегах и пешим порядком отправились из Шклова в Гродно, куда они прибыли через три недели. Шкловский кадетский корпус стал именоваться Отделением кадетского корпуса Гродненского. Он был размещен во дворце польских королей и передан в ведение Белорусского губернатора. Ряд воспитанников, окончивших  кадетский корпус в Гродно, занимал видные государственные посты: А.А.Закаревский (1802) стал губернатором Финляндии, министром внутренних дел и московским военным губернатором; М.И.Лекс - товарищем министра внутренних дел; В.Р.Марченко - государственным секретарем. В ходе войны 1812 г. отличились выпущенные в конную артиллерию Захаржевский и Тибеньков (вып.1799  г.).

К концу 1806 г. по ходатайству дворян Смоленской губернии император Александр I  распорядился  перевести  кадетский корпус из Гродно в Смоленск. 29 января 1807 г. в Смоленске начал функционировать в составе двух рот Смоленский кадетский корпус. Улица, на которой расположился кадетский корпус, получила название Кадетской. В корпус в основном принимались дети дворян Смоленской, Витебской, Могилевской, Виленской и Гродненской губерний. Воспитанием и образованием в корпусе занимались офицеры, окончившие  Шкловский кадетский корпус. Дети, поступая в корпус в 8-9-летнем возрасте, обучались в нем до 18-19 лет и выпускались из корпуса офицерами. В 1811 г. 13 выпускников Смоленского кадетского корпуса впервые были отправлены в Петербург  в  Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе «для обучения порядку военной службы». В 1812 г. в Смоленском корпусе выпуска не было, а с 1813 г. выпускников корпуса стали в обязательном порядке отправлять для получения дальнейшего военного образования в Дворянский полк. В 1812 г. директором Смоленского кадетского корпуса становится полковник А.К.Готовцев.

С началом Отечественной войны 1812 г. и приближением армии Наполеона к Смоленску 73 кадета Смоленского кадетского корпуса были эвакуированы в Тверь, затем в Ярославль, а к концу 1812 г.  –  в Кострому. При поспешных сборах в Смоленске была оставлена большая часть имущества, вся шкловская библиотека и канцелярская переписка. В Костроме численность воспитанников составляла 100 человек, распределенных по 25 человек по 4 отделениям.

Пребывание Смоленского кадетского корпуса в Костроме отрицательно сказывалось на обучении и воспитании кадет. Размещение  кадет было плохим  и не отвечало соответствующим требованиям. В Костроме невозможно было найти  преподавателей на большинство преподававшихся в корпусе дисциплин. Из-за поспешной эвакуации из Смоленска в корпусе отсутствовали в достаточном количестве учебные пособия. Будучи озабоченным состоянием корпусных строений в Смоленске, сохранностью библиотеки и другого имущества, генерал Готовцев  запросил об этом смоленского губернатора. Губернатор ответил: «Здания  Смоленского кадетского корпуса с библиотекой и другими вещами  по занятии города неприятельским войском сожжены до основания». Такую же судьбу  постигла вся документация корпуса, имущество офицеров и чиновников. В 1817 г. генерал-майор Готовцев  стал ходатайствовать об уравнении  положения Смоленского кадетского корпуса с другими  корпусами. Он доносил императору  о том, что  помимо чрезвычайной ветхости здания, в котором располагался кадетский корпус, в Костроме корпус сталкивается с большими трудностями при содержании кадет  в связи с высокими ценами на продукты. Готовцев ставит вопрос   о переводе корпуса в Москву. Император поручил генерал-губернатору Москвы Тормасову осмотреть в Москве несколько зданий и дать заключение о возможности размещения в них  Смоленского кадетского корпуса.  Московским генерал-губернатором  были изучены все возможные к тому времени варианты, но они не  подходили для кадетского корпуса.

В мае 1818 г. было утверждено новое положение для Смоленского корпуса, которым предусматривался штат корпуса в 500 человек, из которых –  350 строевых и 150 малолетних воспитанников. Посетивший в 1819 г. Смоленский корпус с инспекцией генерал-майор Перский  отметил в корпусе чистоту и порядок, а в докладе цесаревичу доносил, что «дом, занимаемый воспитанниками весьма ветх и тесен, а отдаленность корпуса от столицы отнимает у него средства для надлежащего умственного образования кадет, ибо приглашение учителей сопряжено с большими затруднениями».

В течение 5 лет, с 1818 по 1823  гг., продолжался настойчивый поиск  приемлемого для размещения корпуса здания.  Было принято решение разместить Смоленский кадетский корпус   в Екатерининских казармах  в Головинском  дворце в Лефортово. Первый обоз с имуществом Смоленского корпуса  прибыл в Москву в январе 1824 г. В июле Смоленский кадетский корпус полностью был переведен в Москву.

3 августа 1824 г. Смоленскому корпусу повелено было именоваться Московским кадетским корпусом. Корпус разместился в бывшем Головинском дворце, построенном в 1774 г. архитекторами Ринальди и Кварнеги и зодчим  Компорози.

Еще в конце XVII века местность по берегам реки Яузы стала притягивать к себе знатных людей, искавших место для строительства загородных усадьб. Вдоль реки были выстроены дворцы двух любимцев Петра Великого: Франца Лефорта и Федора Алексеевича Головина. При щедрой поддержке Петра рядом с дворцами были разбиты большие парки и сады с прудами, соединенными каналами. Со временем оба владения перешли в собственность царя. Преемники Петра продолжали оказывать этой местности предпочтение перед другими московскими царскими дворцами и в свои наезды из Петербурга в Москву почти без исключения останавливались в Головинском дворце. Головинский дворец много раз подвергался пожарам, а в 1753 и 1771 гг. сгорал до основания. В 1774 г. Екатерина II поручила архитектору Ринальди на месте старого Головинского дворца  воздвигнуть каменный 4-этажный дворец с несколькими внутренними дворами, украшенный по фасадам колоннадами коринфского ордера.

При  Павле I  Екатерининский дворец  использовался в качестве казарм Московского гарнизонного полка, а потом госпиталя. В 1824 г. повелением императора Александра I Екатерининские казармы со всеми прилегающими к ним угодьями были предоставлены в распоряжение Московского кадетского корпуса. Бывший дворец оказался слишком большим для кадетского корпуса, и в этом здании временно размещались многочисленные учреждения военного ведомства. Директором корпуса был назначен генерал-майор П.С.Ушаков.

Вместе с дворцом корпусу был пожалован  сад, разбитый рядом с дворцом по указанию Петра I. 21 июня 1824 г. корпусу было пожаловано знамя. Как вспоминали выпускники кадетского корпуса, приезжавших держать вступительный экзамен десятилетних мальчиков, большей частью детей офи­церов, встречал и  приводил в  почтительный трепет  открывавший им входные двери  бородатый  швейцар,  одетый  в красного цвета  (по  цвету погон)  украшенную  гербами  лив­рею,  с  треуголкой  на  голове,   с   медалями   и   крестами   на груди. Приехавший из провинции  мальчик робко вступал в огромный вести­бюль, по обеим сторонам которого была широкая мраморная лест­ница, украшенная захваченными в  1812 году касками  фран­цузских кирасир. Лестница вела на второй этаж, где в небольшой ни­ше, над лестницей, стояло мраморное изображение  основа­теля  корпуса  генерал-лейтенанта  С.Г.Зорича.

В Сборном зале на одной из стен  висели  белые мраморные доски  с именами  бывших  кадет, получивших  высшее,  боевое   отличье  —  Орден  св.   Георгия Победоносца. Особый интерес представляла памятная витрина, в которой были помещены портреты импера­трицы Екатерины II и графа Зорича, между портретами было помещено письмо императри­цы  основателю  Шкловского  благородного училища и  рес­крипт императора Николая I к       50-летию корпуса.  Сборный зал предназначался для официальных приемов вы­сокопоставленных лиц, в нем производились парады и устра­ивались балы в день Корпусного праздника. Зал имел в длину и в ширину по  60 метров,  без единой колонны или арки, тяжелый потолок был подвешен на цепях. Массивная   люстра   украшала   потолок   Сборного зала.

Мебель во втором зале была белая, лаки­рованная, обтянутая красным шелком, покрытая лаком дверь была украшена позолоченным вензелем «Е II» и государст­венным орлом. Из этого зала можно было попасть в музей, в котором среди манекенов  с историческими формами и других экспонатов  стояли пирамиды с маленькими кремниевыми ружьями, подаренными кор­пусу наследником цесаревичем Александром  Николаевичем в царствование императора Николая I.

Столовая вмещала всех ка­дет корпуса — 400 человек. Широкий проход посре­дине столовой  шел между многочисленными  колоннами, за которыми стояли длинные столы, рассчитанные на 20 человек каждый. Эту столовую отсняли кинематографисты  в 1915 году для фильма  «Отец Сер­гий». Большие окна правой стороны столовой, а также окна галереи 1-й роты выходили на квадратный внутренний сквер, в углах которого от здания дворца выступали четыре высо­кие башни, на все три  этажа. В конце ХIХ в. в башнях находились  уборные.

Корпусная церковь была знаменита тем, что принцесса Анхальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II, приняла в этой церкви православие. У правого клироса стояло в черном кожаном чехле с Гвардей­ским двуглавым орлом корпусное знамя. На стенах висели черные мраморные доски с именами убитых в боях кадет.

В 1828 г. для Московского кадетского корпуса было издано новое Положение, по которому полагалось иметь, кроме четырех строевых рот, еще одну роту для воспитанников от 10 до 12 лет и особое малолетнее отделение для детей до 10-летнего возраста, численность каждой роты определялась в 110 воспитанников. 1 июня 1830 г. в день рождения императрицы Александры Федоровны приступила к учебе малолетняя рота, численностью в 110 человек, составившая особое отделение корпуса, которое ее величество приняла под свое покровительство. Рота была размещена отдельно от корпуса на Немецкой улице.

В 1826 г. Николай I первый раз посетил кадетский корпус и остался доволен чистотой и порядком, которые поддерживались в корпусе. В 1831 г. император произвел в тронном зале батальонное учение, в строю 8-го  взвода кадет стоял наследник цесаревич Александр Николаевич. Летом 1831 г. кадеты в первый раз были выведены в лагерь на Анненгофское поле. С 1832 г. кадет регулярно  стали выводить в летний лагерь при селе Коломенском.

В связи с учреждением в Москве в 1837 г. еще одного кадетского корпуса  Московский кадетский корпус с 1838 г. стал именоваться 1-м  Московским кадетским корпусом, и в том же году ему была пожалована скоба на знамя с вензельным изображением  императрицы Екатерины П.  2 апреля  1844 г. корпусу было пожаловано новое знамя, а старое  знамя было помещено на хранение в церковь корпуса.

В марте 1850 г. в 1-м корпусе произошел сильный пожар, но большая часть корпусного имущества была спасена.

В конце 60-х гг. Х1Х в. в 1-м Московском кадетском корпусе существовали специальные артиллерийские классы. Программа курса во втором артиллерийском классе кадетского корпуса в 1858-1859 учебном году включала следующие предметы: историю христианской церкви; русскую словесность, состоявшую из : а) объективной части теории словесности; б) субъективной части теории словесности (теории красноречия; теории поэзии); алгебру; аналитическую геометрию; синтетическую статику; физику; неорганическую химию; статистику России; политическую историю; законоведение (законы гражданские; законы военные); артиллерию; фортификацию (крепостная фортификация, атака крепостей, оборона крепостей, минное искусство); тактику.

В 1862 г. от кадетских корпусов были отделены специальные классы, и из них образовали военные училища, а низшие классы были преобразованы в военные гимназии. 17 мая 1864 г. 1-й Московский кадетский корпус был переименован в 1-ю Московскую военную гимназию. Кадеты были разделены по возрастам. Должности офицеров-воспитателей замещались как военными, так и гражданскими лицами. Первым директором военной гимназии стал И.В.Ждан-Пушкин (1864-1872 гг.). В 1878 г. корпус торжественно отпраздновал 100-летний юбилей.

Выпускники корпуса А.Мартынов (1886), В.Комаров (1899), описывая быт 1-го Московского кадетского корпуса в конце Х1Х в., вспоминали: «Вступительный экзамен по Закону Божьему, ариф­метике, русскому, французскому и немецкому языкам был не очень трудным, выдержавшие его и прошедшие строгий меди­цинский осмотр  будущие кадеты разъезжались до осени по домам и должны были 15-го августа прибыть в корпус. Здесь их встречал и  принимал  от  родителей  офицер-воспитатель, сопровождавший   «новичков»  к  каптенармусу,  который  выдавал чистое белье  и  полное  обмундирование».

28 июня 1882 г. военная гимназия была переименована в 1-й Московский кадетский корпус. Классы, сформированные по возрастам, были переименованы в роты, из двух старших классов была образована строевая рота.

Обмундирование  кадет 1-го Московского кадетского корпуса неоднократно  менялось, в  конце Х1Х – начале ХХ вв. оно состояло   из   черного   суконного мундира с красным воротником и золотым галуном на нем, такого же черного сукна шинели с красными петлицами, чер­ных суконных брюк, кожаного лакированного пояса с мед­ной   бляхой,   на   которой   был   изображен   государственный орел, в солнечном сиянии и фуражки с красным околышем и черным верхом, погон красного цвета с желтым вензелем «Е II» и синим кантом. Пуговицы –  8 на мундире  и 5 –  на шинели были медные, с тем же орлом, что и на бляхе по­яса. Зимой выдавался башлык, длинные концы которого, за­правленные под погоны и пояс, перекрещивались на груди, а сам башлык, старательно разглаженный, прикрывал спину. Летом вместо мундира выдавались суровые рубашки. Сапо­ги были из дубленной желтой кожи и стоило не малого тру­да превратить их в черные и блестящие.

В баню, находившуюся на плацу 2-й роты, водили два раза в месяц. За­болевшие кадеты, после утреннего чая, являлись врачу, и если он находил нужным, помещались в лазарет. Для заболевших  заразными   болезнями  имелись  два   «заразных лазарета». Каждый год после возвращения из летнего отпуска производился меди­цинский осмотр — измерялись рост, вес, объем груди, проверя­лось зрение.

Николай Веденяпин, окончивший кадетский  корпус в 1916 г., вспоминая первые дни, проведенные в корпусе, писал: «Неуютно чувствовали себя «нович­ки» в первые дни корпусной жизни — все было чужое, не­знакомое. И твердая кровать, и тонкое одеяло, и строгое тре­бование воспитателя держать руки поверх одеяла, и непри­вычная прохладность большой спальни, и, наконец, громкий, неожиданный   бой   барабана   или   пронзительная   «повестка» сигнальной трубы, заставлявшие новичка стремительно вска­кивать в 6 часов утра и спешить чистить зубы, умываться, вычистить до  блеска  сапоги  и   медные   пуговицы  мундира,  для чего  применялась «гербовка» — небольшая  дощечка  с прорезью посредине, куда вставлялись сразу все восемь пу­говиц и чистились при помощи «самоварной мази» до пол­ного блеска.

По второму трубному или барабанному сигналу надо было спешить в строй. Опоздание или неопрятность в одежде, а в младших классах немытые руки и «траурные ног­ти» влекли за собой наказание — стояние «под лампой» во время 10-минутного перерыва ме­жду уроками или лишение отпуска. Окончив осмотр, дежур­ный офицер-воспитатель командовал — «Рота направо, ша­гом марш» и, непривычно  шаркая  ногами,  малыши  спуска­лись вниз, в столовую к утреннему чаю, где на длинных сто­лах ожидали их аккуратно расставленные фарфоровые круж­ки с вензелем «Е II» и лежавшие около них французские булки. Как только места были заняты (по 20 человек на стол), пре­жде чем сесть, пелась молитва. После этого разрешалось сесть; вооруженные большими медны­ми чайниками  служители   разливали утренний чай. Минут через двадцать по команде вставали, снова пели молитву.  И строем под­нимались в ротное помещение.

Время от 7 до 8 часов предна­значалось для повторения заданных уроков, новичков в пер­вый раз вели в их классную комнату и размещали по партам, по два человека. Во второй день корпусной жизни выда­вались совер­шенно бесплатно: письменные принадлежности, учебные кни­ги, тетради и т.д., кроме того, новички получали по Евангелию, на обратной стороне переплета которого, написано было:  «От I Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпу­са кадету первого класса такому-то, Августа 19.. года». Затем мы должны были записать в наши тетради титул Государя, Государыни, Наследника Цесаревича, Главного начальника военно-учебных заведений, директора Корпуса, ротного ко­мандира и офицера-воспитателя. После этого воспитатель предлагал собрать деньги на приобретение иконы, которая, снабженная соответствующей металлической дощечкой, дол­жна была сопровождать нас от первого до последнего клас­са, после чего передавалась в корпусную церковь.

Время от 8 до 11 часов было занято уроками, от 12 до 15 тоже уроками, гимнастикой или строе­выми занятиями. В 11 часов был завтрак, а в 15 часов обед. До 1881 года на завтрак давали кусок холодного мяса или кот­лету с тремя кусками черного хлеба; потом стали давать го­рячие завтраки, т.е. то же мясо или те же котлеты, зразы и т.п., но с картофелем, рисом, макаронами, фасолью и т.п. Обыч­но обед состоял из трех блюд. Нельзя не отметить, что Глав­ный начальник военно-учебных заведений Великий Князь Константин Константинович обращал серьезное внимание на кадетский стол. В 1910 году на место ушедшего в отстав­ку эконома, по распоряжению Великого Князя, был назначен Уральского Войска есаул Караулов. В тот же год к столу  стали подаваться помимо традиционных котлет, малороссийская колбаса с тушеной ка­пустой, зразы с картофелем, запеченные макароны с мясом и т.д. Во время обеда и ужина на небольшом столике, около средних классов ставилась «пробная порция» для директора корпуса, но директор редко ею пользовался, большей частью он пробовал то, что подавалось на одном из 20-ти столов. Для послеобеденных прогулок кадеты младших и средних классов пользовались прилегающими к дворцу двумя большими «плацами». Кадеты первой роты - дворцовым парком».

Летом кадеты охотно играли в лапту и городки, позже в футбол, зимой играли в снежки, катались на санках с высо­ких гор, построенных на берегу ближайшего пруда, бегали на коньках и ходили на лыжах. Желаю­щие могли обучаться музыке, пению и разным ремеслам: пе­реплетному,  столярному, токарному,  для   чего   имелись особые классы с необходимыми инструментами.

Каждая рота располагала большим залом, в который выходили классные комнаты. В спальной комнате ровными рядами, покрытые серыми одеялами, стояли железные кровати. В голове, над кроватью, была прикреплена металлическая таб­личка с именем кадета и его личным номером. Таблички  вице-унтер-офицеров над  кроватью   были обведены   золотой   краской.   Тра­диция требовала, чтобы  получившие нашивки  кадеты уго­щали весь свой класс за вечерним чаем пирожными. Неко­торые из «нашивочников» назначались «дядьками» в третью роту, где по вечерам должны были помогать  дежурному офи­церу смотреть за порядком и за тем, чтобы малыши аккуратно складывали на ночь свою одежду на стоявшую около кровати табу­ретку.

В помещении первой роты имелась библиотека и чи­тальный зал, на стенах которого висели портреты известных писа­телей и поэтов. В соседней комнате стоял бильярд, хра­нились винтовки, шлемы и рапиры для фехтования. В помещениях второй и третьей  роты  находились  «снаряды» для гимнастических упражнений.  Вечером, от 6 до 8 часов, кадеты под надзором воспитателя готовили заданные уроки, затем пили чай с булкой и вскоре ложились спать.

В 1903 г. корпус отметил 125-летний юбилей и по повелению императора Николая II c 5 ноября 1903 г. стал именоваться 1-м Московским Императрицы Екатерины П кадетским корпусом. В ноябре 1906 г. в очередную годовщину корпуса в Сборном зале была установлена мемориальная мраморная доска, на которой было начертано: «Памятник Державной Основа­тельнице  I-го Московского Императрицы Екатерины II кадетско­го корпуса освящен в присутствии Главного Начальника военно-учебных заведений Его Императорского Высочества Ве­ликого Князя Константина Константиновича 24 но­ября 1906 года». Перед доской на массивном, полированном, гранитном цоколе, окруженном медными цепями, возвышался бронзовый памятник, изображавший молодую императрицу Екатерину II, сидящую на троне.

В начале ХХ столетия в корпусе учился вто­рой сын Великого князя Константина Константиновича князь Гавриил. Учился хорошо, особенно хорошо ему давались иностранные  язы­ки. Большую часть времени он проживал в Петербурге, в Мрамор­ном дворце своего  отца,  но  аккуратно  приезжал в Москву сдавать экзамены и тогда жил две-три недели в стенах кор­пуса. Он был знаменщиком своего выпуска. На его кровати висел цигель с надписью: «Его Высочество Князь Гавриил Кон­стантинович», но кадеты называли его просто — Гаврюшка. По словам выпускников корпуса, в своей товарищеской среде все были равны и каж­дый  ценился  по  своим достоинствам  или недостаткам. Ни директор, ни воспитатели, ни преподаватели никогда не делали разницы между знатными и менее знат­ными — для них все были только воспитанниками. Не было разницы между велико- и малороссами, горцами и тата­рами, финнами и поляками и т.д. Не было и религи­озной разницы — иноверцы были освобождены от уроков Закона Божьего, от посещения православной церкви, они хо­дили в свои храмы и учились у своих церковных пастырей.

Великий князь Гавриил Константинович вспоминал о том, как он начинал учебу в корпусе: «5 сентября 1900 года Иоанчик и я были зачислены в кадетские корпуса: Иоанчик - в  1-й, а я — в 1-й Московский. Отец определил нас в корпуса по их старшинству: Иоанчика,  как старшего, — в самый старший корпус, а меня — в следующий по старшинству. Когда дошла очередь до братьев,  Константина зачислили в Нижегородский, Олега — в Полоцкий, Игоря — в Петровско-Полтавский и, наконец, Георгия — в Орловский Бахтина. Отец вручил Иоанчику и мне по приказу (за своей подписью) по военно-учебным заведениям, № 100-й, в котором было сказано о нашем зачислении. На следующий день на нас надели однобортные черные мундиры с гладкими медными пуговицами, черными воротниками, с красными петлицами и золотым галуном, красный кушак, черные длинные штаны и фуражки с красным околышем и черной тульей с красным кантом. У Иоанчика  были красные погоны с желтой  цифрой и буквой, «1.К.», — Первый кадетский, а у меня красные погоны с синим кантом и с желтыми «1.M.» — Первый Московский. Нам полагались черные шинели того же покроя,  как у солдат, и  простые сапоги с короткими грубой кожи  голенищами».

В начале ХХ в. при корпусе открылся музей. 28 ноября 1909 г. император Николай П утвердил нагрудный знак корпуса, который вручался выпускникам, для ношения на левой стороне груди, с предоставлением права воспроизведения знака исключительно корпусу для образования капитала, процент от которого должен был выдаваться  ежегодно в виде пособия на обмундирование при производстве в офицеры.

В конце своего существования корпус состоял из трех рот — в третью, самую младшую роту, входили  1-й и 2-й классы, а также одно отделение 3-го класса; во вто­рую роту входили одно отделение 3-го, 4-й и 5-й классы, а в первую строевую роту – 6-й и 7-й классы. Каждый класс состоял из двух параллельных отделений по 30 кадет в каждом отделении, возглавлявшемся офицером-воспитателем. В корпусе было 350 воспитанников, 16 офицеров-воспитателей.

Вспоминая традиции, существовавшие  в корпусе, Николай Веденяпин  отметил: «Наибольшим уважением пользовались кадеты, отличавшиеся незаурядной физической силой. Название «первый силач» бы­ло самым почетным. Слабосильные, часто ходившие с жа­лобами на причиненные им обиды кадеты всеми презирались и назывались «фискалами», равно как и те, ко­торые заискивали перед воспитателями и преподавателями, этих на­зывали «подлизами». Не пользовались особой любовью и излишне усердные к наукам, которые назывались «зубрила­ми». Бывали такие, которые любили щегольски одеваться, та­ких называли «тоннягами», а тех, которые важничали, «форсилами».

У кадет  была  своя  особая  мораль.  Обмануть воспитателя или преподавателя не только не считалось предосудительным, но даже казалось каким-то молодечеством. Зато надуть това­рища или еще хуже – выдать его, считалось бесчестным. А так как начальство, обыкновенно, в подобных случаях не нака­зывало обманщика или доносчика, то кадеты расправлялись с ним сами. Иногда на виновного набрасывали сзади шинель, били его и разбегались, прежде чем он успевал прийти в се­бя и  узнать нападавших. Это называлось «сделать темную».

По свидетельству выпускников, наказания в корпусе не были строгими, за мелкие поступ­ки ограничивались выговором или оставляли на некоторое время без отпуска, за более серьезные прегрешения сажали в карцер. Самым строгим и позорным наказанием считалось «спарывание погон», это случалось очень редко. Как отметил  Н.Веденяпин, за семь лет его пребывания в корпусе погоны спарывали  только два раза. Первый раз – когда только что поступивший в корпус первоклассник при­своил себе перламутровый ножик своего соседа и на вопросы воспитателя — «кто взял ножик» — не при­знался. Второй раз – в третьем классе, когда учившийся играть па скрипке, но не имевший способности к этому, кадет, обидевшись на учителя музыки, сделал свои физиологические потребности в любимую виолончель этого учителя.

Спарывание погон сопровождалось особой церемонией.  После  завтрака  соответствующая  рота строилась в своем ротном зале. Напротив левого фланга становился барабанщик и каптенармус с большими ножницами в руке. Провинившегося приводили из карцера и ста­вили  перед строем. После непродолжи­тельной  паузы раздавалась команда  «Смирно», входил ди­ректор корпуса и в присутствии ротного командира и офи­церов-воспитателей  произносил назидательное слово о чести мундира и об уважении к нему. Затем ротный командир чи­тал постановление педагогического совета, заканчивающееся словами  о том,  что совершивший такой  неблаговидный  по­ступок не достоин носить форму кадета и наказыва­ется снятием погон впредь до особого распоряжения. По дан­ному директором знаку барабанщик бил «дробь», а капте­нармус подходил к провинившемуся и срезал ему погоны, но так что остатки их были хорошо видны. После этого наказанного уводили в карцер, а рота расходилась по классам. Подвергшийся наказанию кадет регулярно посещал уроки, но при построениях роты он все­гда стоял отдельно, в нескольких шагах от левого фланга. В столовой он сидел отдельно от своих това­рищей за особым столом. 

Это тяжелое моральное наказание применялось лишь в  редких случаях и  только  в  младших классах,  более  старших  кадет  за  неблаговидные   поступки исключали из корпуса. 

По субботам или в предпраздничные дни кадеты, имевшие родных, родственников или знакомых в городе, отпускались в отпуск, те, чьи родители жили в про­винции, оставались в корпусе. Для них устраивались   поездки   в   театр,   посещения музеев, картинных галерей, древних монастырей и т.д. Кадеты первого класса  по   воскресеньям   группами   вызывались  в квартиру директора,  где  его две  дочери  заботливо  кормили малышей пирожными  и  поили какао или чаем. В субботу и в предпраздничные дни все кадеты, остававшиеся в корпусе, должны были поротно идти в корпусную церковь к всенощной, а в воскресенье и в праздники – к литургии. Сто­ять в церкви полагалось смирно, можно было только отста­вить ногу, разговаривать не разрешалось. В Царские дни, по­сле торжественной церковной службы, на которой присутствовал директор и все воспитатели, одетые так же как и кадеты в полную парадную форму, все три роты строились в Сборном зале и проходили церемониальным маршем перед ди­ректором корпуса,

Осо­бенно торжественно отмечался корпусной праздник. В корпус привозилась масса декоративной  зелени,  деревца в  кадках, цветы, цветочные гирлянды и  прочее. Сто­ловая, обе приемные комнаты, спальня первой роты и Сборный зал превращались в зимние сады. Накануне празд­ника, 6 декабря, съезжались юнкера петербург­ских военных училищ, приходили московские юнкера из быв­ших екатерининцев, приезжали генералы и офицеры, бывшие питомцы корпуса,  и все желающие из них получали доволь­ствие и ночлег в его стенах.

В день корпусного   праздника с утра происходил съезд гостей и начальства. В 10 часов начало обедни, служит архиерей, поет Чудовский хор. Церковь полна до отказа. После службы парад в Тронном зале с выносом корпусного Знамени, церемониальный марш и выдача наград кадетам, успешно закончившим  прошлый учебный год. После парада обед. Каждому кадету,  помимо традиционного гуся, бутылка меду, фрукты и большая круж­ка конфет. Во время обеда играет оркестр Александровского Военного училища. Этим кончался день 24  ноября. 

25 ноября – корпусной бал, попасть на который было меч­той многих молодых москвичек. Различных форм и цветов беседки и гроты полны сладостей и прохладительных напитков. Кадеты старательно угоща­ют гостей и развлекают приглашенных дам. Играют два ор­кестра Московских гренадер, танцы в Тронном зале про­должаются до поздней ночи. Следующий день, 26 ноября, — праздник Георгиевских кавалеров.

Однажды зимой 1915 го­да   первая рота   была   построена   в   присутствии   офицеров воспитателей и ротного командира. Директор корпуса сообщил о том, что проведший свой летний отпуск на фронте, в одном из Сибирских стрелковых полков, ка­дет 7 класса Игорь Курилко  за проявленную в бою храб­рость, награжден Георгиевским Крестом  4-й степени. Дирек­тор лично прикрепил к гимнастерке кадета полученную награду.

Перед Рождеством того же 1915 года произошел характерный для кадетско­го быта случай. Полковник Горовой, преподававший космографию, в ясные, морозные вечера брал с собой кадет 7-го класса в находившуюся в парке корпусную обсервато­рию. В то время как более прилежные ученики знакомились с вселенной, остальные гуляли по парку и иногда, знако­мились с дочерьми корпусного персонала, забывали вернуть­ся в роту до закрытия входных дверей. Тот, кто опаздывал, проникал в корпус после закрытия дверей корпуса по во­досточной трубе, по которой можно было добраться до на­веса над подъездом и оттуда, через окно, в одну из классных комнат.

Как-то дежурный офицер, капитан Фрейерс, обнару­жил гулявших в парке и позвал их к себе, но, пользуясь тем­нотой, никто к нему не подошел, наоборот, все бросились врассыпную, и убегая, кто-то крикнул «сыщик»! Капитан Фрейерс, придя в роту, приказал немедленно запереть вход­ные двери, а роте построиться; построение затягивалось до тех пор, пока все гулявшие, воспользовавшись спасательной трубой, не были в казарме. Перекличка показала, что все каде­ты в строю, на своих местах. Ротный командир полковник Шешковский потребовал немедленного признания от гулявших по парку. Молчание было ему ответом. Утром, в день роспуска на Рождественские каникулы, требование было повторено ди­ректором корпуса  с добавлением, что вся первая рота остан­ется без отпуска до тех пор, пока не явятся все виновные. На­до было знать, что значил для тех, кто ехал далеко, напри­мер, в Красноярск, каждый лишний день отпуска. Рушились многие надежды, менялись заманчивые планы 17-летних юношей. Настроение у всех было плохое. Но никому   и в голову не могло прийти выдать товарища. На следующее утро виновные сами явились к начальству, и рота была  освобождена от наказания.

Элек­трическое освещение в корпус было проведено зимой  1909 года, до тех пор  корпус освещался керосиновыми лампами. Все ог­ромное здание корпуса еще в 1917 году отапливалось боль­шими кафельными печами, которые топили служители  из  старых  солдат. В 1910 г. в церкви корпуса на черных мраморных досках были начертаны имена 57 бывших воспитанников кадетского корпуса, отдавших жизнь в боях в боях за Отечество.

Часто и совершенно неожиданно корпус  посещал Главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Констан­тин  Константинович. Приезжая в Москву, Великий князь всегда останавливался в квартире директора корпуса. Когда в Москву приезжал император, строевая рота ходила его встречать на Красную площадь.  Во время торжеств, посвященных столетию Отечественной войны 1812 г., строе­вая рота принимала участие в параде на Бородинском поле, все кадеты получили юбилейную медаль. В 1913 году — в год 300-летия царствования Дома Романовых — старшие кадеты ездили в Петербург и участвовали  в  групповой  гимнастике перед Царским павильоном.

Перед летними каникула­ми на корпусном плацу устраивались состязания по стрельбе из малокалиберного оружия, по гимнастике, по фехтованию. Победители получали призы. Первым призом был корпусной же­тон, выполненный в форме ромба, увенчанного короной, с кольцом для ношения на цепочке. На лицевой стороне, покрытой  красной эмалью, в центре надпись: I.М. По внешнему краю ромб обрамлен белой лентой с голубой окантовкой и надписью: «Бойся бога, чти царя, уважай власть, люби братий».  В верхнем углу – вензель «Е II», в нижнем: буква З (Зорич). Оборотная сторона покрыта белой эмалью. По внешнему краю жетон обрамлен красной лентой с надписью: Шклово 1778, Смоленск 1807, Кострома 1812, Москва 1824.

 В конце апреля  в 7-м  классе  заканчивались регулярные уроки. Веселое, приподнятое настроение выражалось в радо­стной песне, которую пели семиклассники проходившим ми­мо их помещения кадетам второй роты: «Звери, в школу собирайтесь, барабан пробил давно. Не толкайтесь, не ругайтесь, Дурново глядит в окно. Буки аз, буки аз, счастье в грамоте для вас. Уж покинул воспитатель дома теплую кровать, и спешит преподаватель на урок не опоздать. Буки аз, буки аз, все науки лишь для вас».

Выпускные экзамены все ожидали с трепетом, но и с надеждой на помощь товарища. Интересный случай сообщил один из выпускников корпуса Рерберг: «Выпускные экзамены про­исходили в большом новом гимнастическом зале, у каждого был  свой  небольшой  столик  и   стул,  расстояние  до   соседа  во всех направлениях было не менее трех, четырех шагов, так что подсказать или  передать шпаргалку  было невозможно. Шел выпускной экзамен по математическому анализу. Мне удалось сразу найти решение задачи. Через несколько столиков сидит мой друг Н. Храбров и взглядом просит помощи. Как ему помочь? Между столиками   ходят  воспитатели,   преподаватель  и инспектор классов полковник Дурново. На промакашке я быстро написал ответ и на­чало анализа. Проходит наш воспитатель, и я тихо говорю ему: «Господин полковник, у Храброва нет промокашки, по­жалуйста, передайте ему мою». Жуткий момент — как отне­сется он к моей просьбе? Но воспитатель не только гувернер, он одновременно верный друг кадета. Полковник Кузьмин-Караваев спокойно берет промокашку и, проходя мимо, кладет ее на стол Храброва».

Далее Рерберг вспоминал: «Моему 138-му выпуску повезло. В Москву прибыл Государь и пожелал посетить наш  корпус. Все три роты были постро­ены в Тронном зале и стройно ответили на приветствие во­шедшего в зал императора Николая П. Останавливаясь, ми­лостиво беседуя с некоторыми кадетами, Государь обошел строй и отправляясь дальше в расположение 2-го Московского кадетского корпуса, приказал освободить кадет от оставших­ся экзаменов. Громкое «ура» сопровождало уход императора! Кто из присутствовавших мог тогда себе представить то, что произошло всего лишь через девять месяцев, в феврале 1917 года? Но в тот момент мы были счастливы, окончен корпус — первая ступень жизнен­ного пути будущего офицера. «Ура, мы больше не кадеты, мы юнкера, мы юнкера...»

Пре­жде чем окончательно покинуть стены кадетского корпуса, окон­чившие курс кадеты присутствовали в корпусной церкви на благодарственном молебне, по окончании которого, прекло­няя колена, прощались с корпусным знаменем и получали от священника последний подарок корпуса — серебряную, по­золоченную, овальную иконку, на обратной стороне которой были выгравированы: имя и фамилия кадета и надпись «От I Московского Императрицы Екатерины II кадетского кор­пуса», а по ранту — «Спаси и сохрани».

 

Директорами кадетского корпуса последовательно были:

               1.  Генерал-майор С.Г.Зорич                                                        1787-1799;

  1. 2.    Полковник В.К.Кетлер                                                            1799-1812;
  2. 3.    Полковник А.К.Готовцев                                                        1812-1820;
  3. 4.    Генерал-майор П.С.Ушаков                                                    1820-1831;
  4. 5.    Генерал-майор П.П.Годеин                                                     1831-1832;
  5. 6.    Генерал-майор К.П.Ренненкампф                                           1832-1834;
  6. 7.    Генерал-майор А.О.Статковский                                            1834-1837;
  7. 8.   Генерал-майор Н.П.Анненков, Пажеский корпус                  1837-1843;
  8. 9.    Генерал-майор Л.В.Давыдов, Пажеский корпус                    1843-1844;

10. Генерал-майор М.Ф.Фон-Брадке                                             1844-1849;

11. Генерал-майор П.А.Грессер,  Пажеский корпус                     1849-1851;

12. Генерал-майор В.П.Желтухин,  Горный корпус                     1851-1854;

13. Генерал-майор В.Н.Лермонтов, 2-ой кадетский корпус        1854-1863;

14. Генерал-майор И.В.Ждан-Пушкин                                          1863-1872;

15. Генерал-майор М.Я.Попелло-Давыдов                                   1872-1883;

16. Генерал-майор А.Н.Хамин                                                        1883-1892;

17. Генерал-лейтенант А.И.Завадский                                           1892-1904;

               18.Генерал-лейтенант В.В.Римский-Корсаков, Полтавский кадетский  корпус

                                                                                                                            1904- 1918.                                                                                                                                                                                                                        

Последним директором корпуса был генерал-лейтенант  Владимир  Ва­лерьянович Римский-Корсаков, родственник известного русского композитора. По свидетельству современников, это был отлично образованный и прекрасный педагог и мягкий чело­век. Благодаря отеческому отношению к кадетам, он пользовался искренним уважением и любовью сво­их воспитанников. В.В.Римский-Корсаков  окончил Полтавский кадетский корпус, Александровское военное училище. В течение  многих лет он был инспектором классов, а затем и директором 1-го Московского кадетского корпуса, которым руководил до самого закрытия в 1918 г. По свидетельству современников, под его командованием кадетский корпус по уровню общеобразовательной подготовки превосходил многие гимназии и реальные училища г. Москвы. В корпус были приглашены на работу опытнейшие педагоги, включая профессоров Московского университета. Выпускники корпуса отмечали, что даже танцам кадет обучал   балетмейстер   Большого   театра.     

За годы существования корпуса многие его выпускники своими делам и подвигами на полях сражений прославили воспитавшее их учебное заведение. Генералом от инфантерии, командующим войсками Казанского военного округа стал выпускник А.О.Бруннер (1833), Главным начальником военно-учебных заведений – генерал от инфантерии Н.В.Исаков (1839), военным министром – генерал-адъютант П.С.Ванновский (1840), Генерал-губернатором Виленской, Ковенской и Гродненской губернии – генерал-адъютант Н.В.Троцкий (1853), Государственным контролером – П.Лобко, профессором Николаевской академии Генерального штаба –  Н.Я.Цигер, директором Полоцкого  кадетского корпуса –  генерал-майор Гутор И.С., директором  2-го кадетского корпуса  (1897 г.) –  генерал-майор Демин И.С.

Исследованиями в области военной истории оставил заметный след генерал-инженер В.И.Ашхарумов (1845), профессором Николаевской академии Генерального штаба и редактором газеты «Русский инвалид» стал П.С.Лебедев (1836), персидским посланником – выпускник 1894 г. Мирза Хасан Хан, известным химиком и бактериологом –  Л.А.Чугаев.

Славу выдающегося русского художника снискал выпускник 1833 г. П.А.Федотов.  Павел Андреевич Федотов  родился в бедной семье воина екатерининских  времен. В возрасте одиннадцати лет, в 1826 г., он без экзаменов был принят в 1-й Московский кадетский корпус. С первых  дней обучения проявились способности Федотова, особенно в математике и химии. Кадет Федотов активно участвовал в общественной жизни корпуса:  пел как тенор-солист  в хоре корпусных певчих, познакомившись с нотами, научился играть на фортепиано.  Его способности к рисованию выражались в классных рисунках,  в портретах товарищей, преподавателей и офицеров-воспитателей, в смешных карикатурах. В 1833 г. П.А.Федотов окончил кадетский корпус первым по выпуску и был выпущен прапорщиком в Лейб-Гвардии Финляндский полк. Его имя было занесено на мраморную доску в актовом зале. Проходя службу в полку, Федотов увлекся рисованием и стал посещать рисовальные классы Академии Художеств.

В 1837 г. П.А.Федотов  в Красносельском лагере за три месяца нарисовал большую картину  «Встреча великого князя» (Михаила Павловича, который прибыл в лагерь). Михаил Павлович показал картину императору. Николай I повелел предоставить П.А.Федотову право оставить службу и посвятить себя живописи. Творчество  этого  замечательного  жанрового  художника  хорошо  известно  всем  россиянам  по  экспозициям  Третьяковской  галереи  и  Русского  музея.

Из числа бывших кадет 1-го Московского кадетского корпуса на 1910 г. 14 выпускников были удостоены ордена Св. Георгия, как высшего ордена отличия:

                 Генерал-адъютант П.С.Ванновский;

                 Генерал-адъютант Н.В.Троцкий;

                 Генерал от инфантерии А.О.Бруннер;

                 Генерал-майор Жиржинский;

                 Генерал-майор Смекалов;

                 Генерал-майор Эльжановский;

                 Генерал-майор Назаров;

                 Генерал-майор Фриде;

                 Генерал-майор Василевский;

                 Полковник Новиков;

                 Полковник Юрковский;

                 Полковник Доморацкий;

                 Полковник Будде;

                 Полковник Колодеев.

В 1912 г. кадетский корпус окончил один из пяти первых маршалов Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский.

О событиях октября 1917 г. написал в своих воспоминаниях Великий князь Гавриил Константинович: «Октябрьская революция сильно ударила по строевой роте, многие воспитанники которой погибли во время попытки подавления большевистского восста­ния осенью 1917-го года. Строевая  рота  1-го Московского кадетского корпуса совместно с юнкерами Александров­ского военного училища и строевыми ротами 2-го и 3-го Московского кадетского корпуса в течение недели оказывала упорное сопротивление большевикам и понесла большие потери.

Во время обороны здания корпуса было убито девять кадет. Их  тела были отвезены в морг на Скобелевской площади. На деньги, данные генералом Римским-Корсаковым кадету Райкину, они были выкуплены и с честью похоронены. Сам генерал, рискуя своей жизнью, вместе с кадетами шел за гробами девяти своих питомцев. На стороне белых оказа­лись генерал- лейтенант В.В.Римский-Корсаков, инспектор генерал Дурново, корпусной врач генерал Марков, ближайший помощник генерала Врангеля генерал П.Н.Ша­тилов и многие другие екатериненцы. На стороне красных ярко вспыхнула звезда советского маршала Тухачевского, окончившего наш корпус в 1912 году».

Очерк о 1-м Московском кадетском корпусе хотелось бы закончить словами В.Веденяпина: «В 1917 году перевернулась страница истории, рухнули госу­дарственные устои Императорской России, пришла новая власть, а наш Головинский дворец продолжает верно служить России, вмещая теперь Академию бронетанковых войск. Окруженный выросшими рядом с ним высокими зда­ниями, он потерял часть своего былого величья, а внутри его исчезли портреты царей и цариц, статуи основателей, золотые вензеля и двуглавые орлы. Все посерело, все огрубело, так же как и сама теперешняя эпоха. Мы, старые кадеты, покидая этот мир, оставляем теперешним Суворовцам и будущему ис­торику-романисту правдивое описание того, что было, что мы видели, что сами пережили».

 

 

 

                        Краткая библиография:

 

  1. «Военная энциклопедия». СПб., 1911
  2. Греков.Ф.В. «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений России 1700-1910».  М., 1910.

3.   «К столетию 1-го Московского кадетского корпуса», - «Русский Архив», № 6, 1875.

  1. Лалаев М.С. «Исторический очерк образования и развития Московского кадетского корпуса». СПб., 1892.

5.    Леман Ан. «Очерки кадетской жизни». СПб., 1888.

6.   «Празднование столетия 1-го Московского кадетского корпуса». - «Древняя и Новая Россия», № 2, 1879.

7. «Программа курсов, пройденных во 2-м артиллерийском классе 1-го Московского кадетского корпуса».

8.   Романов Г.К. «В Мраморном дворце».  М., 2001.

            9.   «Русская старина». №11, 1882.

10.  Смирнов. «Слово в день празднования столетнего юбилея 1-го Московского кадетского корпуса». -  «Православное обозрение», № 12, 1878.

 


Фасады и интерьеры
вид корпуса 1 вид корпуса
грот вид корпуса 2
грот вид корпуса 2
вид корпуса 1 вид корпуса
беседка петра 1
беседка петра 1

Интерьеры

1-ая приемная 2-ая приемная
1-ая приемная 2-ая приемная
7-й класс 1-ое отд. 1182
7-й класс 1-ое отд. 1182
библиотека Вел. Князь 1904
библиотека Вел. Князь 1904
 екатерина закон божий
Екатерина закон божий
 зал 1-й роты зал 2-й роты
зал 1-й роты зал 2-й роты
зал 3-й роты каб. ест.истории
зал 3-й роты каб. ест.истории
класс лепки класс рисования
класс лепки класс рисования
комната КР костел
комната КР костел
кухня лазарет
кухня лазарет
музей музей 1
музей музей 1
парадный вход Преподавательский состав
парадный вход Преподавательский состав
прием в кк прощание со знаменем
прием в кк прощание со знаменем
спальня 1-й роты спальня 2-й роты
спальня 1-й роты спальня 2-й роты
спльня  3-й роты столовая
спльня  3-й роты столовая
столовая 1 сцена
столовая 1 сцена
тронный зал тронный зал 1
тронный зал тронный зал 1
физ.кабинет храм
физ.кабинет храм
читалка 1-й роты читалка 3-й роты
читалка 1-й роты читалка 3-й роты
1-й Московский КК Бег в мешках
1-й Московский КК Бег в мешках
Брусья В парке
Брусья В парке
В честь полтавы Каток
В честь полтавы Каток
На лодках Оркестр
На лодках Оркестр
Офицеры-воспистатели Прыжок
Офицеры-воспистатели Прыжок
Садик 3-й роты Фронт
Садик 3-й роты Фронт
Футбол
Футбол

Начальники и педагоги

Зорич Семен Гаврилович


Наследие