2-й Кадетский корпус Императора Петра Великого 1762

История

 

Документы Форма Знаки

Второй  кадетский Императора Петра Великого корпус учрежден указом Екатерины II   25  октября 1762 г.  Император Николай II своим  указом повелел вести историю корпуса с 16 января 1712 г., когда в Москве по указанию Петра I была основана Инженерная  школа,  на базе которой после перевода ее в Санкт-Петербург, многих преобразований и объединения с Артиллерийской школой, был организован  2-й кадетский корпус.

Московская Инженерная школа, признанная Николаем II прародительницей 2-го кадетского корпуса, берет свое начало от Артиллерийской (Пушкарской) школы, основанной в начале царствования Петра I. В Артиллерийской школе было три класса: Инженерный, «цифирный» и «словесный». Инженерный класс был в Школе старшим. В Московской Артиллерийской школе обучались юноши от 16 до 23 лет. Главный надзор за школой осуществлял знаменитый петровский артиллерист генерал-поручик Яков Вилимович Брюс. Первое время, по свидетельству современников, Школа находилась в жалком состоянии. Виной тому было отсутствие необходимых средств на создание материальной и учебной базы, на содержание воспитанников и персонала. Прутский поход 1711 г. показал необходимость проведения коренных реформ в области подготовки артиллеристов и инженеров для российской армии.

Начатая Петром I реформа завершилась созданием 16 января 1712 г. Московской Инженерной школы – военно-учебного заведения, слившегося позже с Петербургской Артиллерийской школой, что привело к созданию Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы, преобразованной  в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус.

Императорским указом Сенату было предписано «набрать 100-150 учеников, из коих          две трети – дворянские недоросли, и  посылать учеников на башню (Сухареву) «для обучения «цифири». Старший инженерный класс прежней Артиллерийской школы превратился теперь в совершенно самостоятельную Инженерную школу.  После изучения арифметики воспитанников надлежало учить геометрии, «насколько нужно для инженерства, а потом отдавать инженера учиться фортификации». В Сухаревской башне в те годы находилась Школа математических и навигацких наук, прообраз Морского кадетского корпуса. Таким образом, в течение нескольких лет обучение будущих инженеров  шло в Сухаревской башне совместно с учениками Школы математических и навигацких наук. Московская Сухаревская башня стала местом рождения  двух  старейших, Морского и 2-го, кадетских корпусов.

17 марта 1719 года Петр основал в Санкт-Петербурге Инженерную роту, начальником которой был назначен француз по происхождению инженер-полковник Де Кулон. В ее состав было предписано перевести всех учеников Московской  инженерной школы. 8 апреля 1719 г. в соответствии с решением Военной коллегии Московской инженерной школе вместе со всем имуществом, инструментами и оборудованием  надлежало отправиться в Санкт-Петербург. Были даны указания о выделении необходимого количества подвод и ямщиков.

В 1722 году в Петербурге создается еще одна Инженерная школа под начальством инженера капитана Гольцмана. Спустя некоторое время эта школа соединяется со школой (ротой) Де Кулона.  В школу Де Кулона все ученики зачислялись рядовыми, а потом, после приобретения знаний и по заслугам, получали чины и дальнейшее производство в офицеры. Ученики жили на квартирах, получая от 12 до 36 рублей жалования в год и казенную одежду - камзолы, башмаки, чулки и т. д. Одежду выдавали на 1-2 года. Недоросли часто привозили с собой крепостных дядек, которых содержали за свой счет на выданные деньги. В 1724 году школа была переведена в построенный для нее казенный деревянный дом на Петербургской стороне на берегу р.Ждановки, где позднее были отстроены здания для 2-го кадетского корпуса. Режим в школе был установлен очень строгий, ученики находились на солдатском положении, несли караулы и всю солдатскую службу. Был лишь один учитель для всех наук, которому помогали лучшие из старших учеников. Регулярных выпусков не производилось. Выпуск из школы, как и дальнейшее производство, зависели от успехов в учении. Выпускали кондукторами в инженерные команды или сержантами и капралами в Минерную роту.

Между тем Московская артиллерийская школа приходила  все больше и больше в упадок. Все лучшие кадры перебрались в Санкт-Петербург,  Брюсу не хватало дельных и расторопных помощников. В марте 1722 г. по указанию Петра I была основана Артиллерийская школа при Санкт-Петербургском Лабораторном Доме. В течение нескольких следующих лет появились еще и другие подобные школы в Петербурге и в Москве. Ученики артиллерийских школ для совершенствования знаний  прикомандировывались к Инженерной школе, где их обучали  «инженерству и артиллерийским чертежам». Но все артиллерийские школы не отвечали тем требованиям, которые удовлетворяли бы Петра. До своей кончины Петру I так и не удалось создать крепкую артиллерийскую школу.

В 1731 г. Миних, один из продолжателей традиций Петра,  основал в Санкт-Петербурге Артиллерийскую школу на Литейном дворе. Школа расположилась в двухэтажном каменном здании. При школе имелись три литейные печи, в каждую из них входило по 1000 пудов меди для трех пушек. Отлитые пушки  обрабатывались  в сверлильном доме на Охте. Артиллерийская школа была окончательно сформирована  в 1735 г. Правительство уделяло серьезное  внимание подготовке  специалистов в этой школе. Ее основной контингент  составили незнатные дворяне и офицерские дети. Первоначально в ней обучалось 60 учеников. Но вскоре их численность была доведена до 90 человек. Для своего времени школа была оборудована очень хорошо и практически ни в чем не  испытывала недостатка.

По свидетельству современников, Анна Иоанновна видела в этой Артиллерийской школе показательное, главное в России техническое военно-учебное заведение. В учебном отношении школа была обставлена так богато, как раньше не было обставлено ни одно подобное заведение. Директором школы был назначен капитан Гинтер, «человек прилежный, который знанием своим привел артиллерию в хорошее состояние». В школе было два класса: математический и чертежный.  Что касается Инженерной школы, то ее штат в 1738 г. составлял 150 человек. Процесс обучения в ней приобрел к этому времени определенную стабильность. Одежда в Артиллерийской и Инженерной школах была почти одинаковой: кафтаны красного сукна, с черными триповыми воротниками и обшлагами, красные суконные камзолы и штаны, башмаки,  холщовые  штиблеты, треугольные шляпы.

В 1737 г. императрица Анна Иоанновна устанавливает проведение экзаменов в Артиллерийской и Инженерной школах в одно и тоже время и приблизительно по одним и тем же программам.

При Елизавете Петровне непосредственным начальником Артиллерийской школы был поручик Мартынов, подчинявшийся генерал-майору Шульцу, руководителю Артиллерийской канцелярии. Во главе Инженерной школы был поставлен капитан Мордвинов, ставший потом первым директором кадетского корпуса. В 1856 г. главным начальником обеих школ становится граф Петр Иванович Шувалов, один из влиятельнейших вельмож времен царствования Елизаветы Петровны. С этого времени в жизни обеих школ начинаются значительные перемены. 

Как отмечали современники, «П.И.Шувалов был  «человеком  замыслов великих» и в то же время  представлял собой смесь высокого государственного ума с самым безграничным корыстолюбием и бесцеремонностью в наживе». Являясь Президентом Военной коллегии, генерал-фельдцейхмейстер П.И. Шувалов при Елизавете Петровне пользовался ее исключительным доверием и большим влиянием  при осуществлении военного строительства и создании новых вооружений для российской армии. Ярый  приверженец огневой тактики, он считал артиллерию главным  родом вооруженных сил и настаивал сначала перед Елизаветой Петровной, а затем перед Екатериной II на необходимости  создания в России  еще одного кадетского корпуса.

По замыслу Шувалова, вновь  создаваемый  кадетский корпус должен был готовить не только артиллерийских офицеров и военных инженеров, но и давать будущим офицерам полное военное образование, без которого он не представлял офицера российской армии. По его мнению, все значительные расходы, которые предполагались в  этом случае, все равно бы окупились. Одним из ближайших соратников П.И.Шувалова в вопросах комплектования штатами артиллерии и создания новых артиллерийских систем был генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, отец великого полководца Александра Васильевича Суворова. В.И.Суворов в начале 70-х гг. ХУII в. состоял членом Воинской комиссии «для рассмотрения  артиллерийских штатов», которая занималась приведением в соответствие с требованиями современной войны штатов армейской артиллерии. Как член Воинской комиссии В.И.Суворов имел непосредственное отношение к комплектованию штатами Артиллерийской школы и созданию 2-го кадетского корпуса.

В 1758 г. Инженерная и Артиллерийская школы по представлению графа П.И. Шувалова были объединены в одну под общим названием «Соединенная Артиллерийская и Инженерная Шляхетская школа». В обеих школах стали обучать как артиллерии, так и фортификации. В это время в инженерной школе обучалось 75 воспитанников, а в артиллерийской – 60. При Соединенной школе существовала «Соединенная  солдатская школа» для детей солдат, которых присылали туда из всех гарнизонных артиллерийских школ, чтобы они, уже освоив арифметику, изучали геометрии. Командование Соединенной школой было возложено на инженер-капитана М.И.Мордвинова, выпускника Сухопутного кадетского корпуса.

Усилия П.И.Шувалова по налаживанию надлежащего учебного процесса в Соединенной школе не были бесплодными. Он пригласил в школу учителей, которые                        впоследствии составили костяк преподавательского состава кадетского корпуса. В школе преподавали: фортификацию – Картмазов, начальную математику – Я.П.Козельский, математику и артиллерию –  И.А.Вельяшев-Волынцев, подготовившие первые учебники для обучения воспитанников в школе и кадетском корпусе.

В школе в это время обучались молодые люди, прославившиеся впоследствии на государственной и военной службе. Именно тогда обратил на себя внимание будущий фельдмаршал, воспитанник Михаил Кутузов, отличавшийся большими способностями и прилежанием. 28 октября 1759 г. «за прилежность к наукам» он был произведен в унтер-офицеры, а 20 декабря произведен Шуваловым в инженер-кондукторы 1-го класса. М.И.Кутузов официально окончил Соединенную школу в 1759 г., но был оставлен Шуваловым в школе для оказания помощи преподавателям в обучении воспитанников арифметике и геометрии. Кутузову в это время было 14 лет. 1 января 1761 г. он по представлению Мордвинова был произведен в инженер-прапорщики, а в  июне того же года направлен на действительную службу. 

27 апреля 1758 г. П.И.Шувалов представил Елизавете Петровне доклад, в котором обосновал необходимость создания кадетского корпуса. Доклад оказался настоящим трактатом об обучении и воспитании кадет. Предлагалось утвердить штат корпуса в составе 272 воспитанников, распределенных по 4 ротам, старшая рота должна была называться бомбардирской. Одновременно в офицеры должны были производиться 50 человек. Штаб корпуса составлял: директор, полковник, майор, обер-аудитор, адъютант и капельмейстер, под командой которого должны были быть 12 музыкантов. В каждой роте полагались капитан, поручик, подпоручик, прапорщик и четыре сержанта.

Курс корпуса был рассчитан на 5 лет. Учебная  программа  корпуса не была такой узко специальной, как это было в Артиллерийской и Инженерной школах. По своему общеобразовательному характеру  она почти повторяла программу Сухопутного шляхетского корпуса. В новом кадетском корпусе предлагалось изучать «французский и немецкий языки, историю, географию, механику, гидравлику, архитектуру гражданскую, географию математическую, химию, основы экспериментальной физики, натуральную историю, военные экзерциции, танцы, фехтование, арифметику, геометрию, простую алгебру, высшую геометрию, артиллерию и фортификацию, фейерверочное искусство и рисование». Для военных упражнений корпус предлагалось выводить в лагерь на один или два месяца. В докладе П.И.Шувалова подробно обосновывалось включение того или иного учебного предмета  в программу обучения.    

В педагогических вопросах  П.И.Шувалов находился под влиянием своего двоюродного брата Ивана Ивановича Шувалова, одного из создателей Московского университета и ближайшего друга Михаила Васильевича Ломоносова. Под влиянием М.В.Ломоносова П.И.Шувалов ввел в программу Артиллерийской и Инженерной школы новые гуманитарные предметы: географию и историю. По свидетельству историков кадетского корпуса, в черновых бумагах П.И.Шувалова есть запись: «о науках писать г. Ломоносову». Ломоносову принадлежит последняя часть доклада П.И.Шувалова о кадетском корпусе, содержавшая учебную программу заведения.

При жизни П.И.Шувалову не удалось реализовать свою идею о создании нового кадетского корпуса.  Детально разработанное Шуваловым положение о создании Артиллерийского и  Инженерного кадетского корпуса  уже после его смерти реализовал генерал-фельдцейхмейстер Вильбоа. Представленный им шуваловский проект  преобразования школы в кадетский корпус  был подписан Екатериной II в Москве в присутствии Правительствующего Сената 25 октября 1762 г. Этот день и стал корпусным  праздником  кадетского корпуса. В момент создания корпус получил название «Артиллерийский и Инженерный  Шляхетский  кадетский корпус». Следует отметить, что 100-летие корпуса отмечалось в 1862 году. Однако после того как в начале 1912 г. старшинство корпуса было определено  1712 г., было решено 25 октября 1912  г. отпраздновать 200-летие со дня создания кадетского корпуса. В год 200-летия корпусу было присвоено имя Петра Великого. Первоначально кадетский корпус размещался в зданиях Инженерного двора на Большой Спасской улице (ныне улица Красного курсанта), в дальнейшем на нынешней Ждановской набережной, 11-13.

Первым директором кадетского корпуса был назначен начальник Соединенной Артиллерийской и Инженерной  школы подполковник  Михаил Иванович Мордвинов. При  создании корпуса было установлено предельное звание для директора корпуса – «подполковник». Штат корпуса был определен в 146 человек, причем четвертую часть численности корпуса должны были составлять дети лифляндского и эстлянского дворянства. Кадеты сводились в одну роту, в ней полагалось иметь 40 бомбардиров и гренадеров.

При создании корпуса Екатерина II не ограничила директора нового корпуса в  расходовании  финансовых  средств,  и это позволило Мордвинову привлечь  в корпус лучших преподавателей по всем предметам  и создать для первых наборов  кадет более или менее приемлемые условия для жилья. Первоначально обучение  в корпусе длилось 5 лет: 3 года в кадетских классах и 2 года в офицерском. Первые выпуски из корпуса были не регулярны, в зависимости от степени усвоения кадетами наук. Выпускали штык-юнкерами, инженер-прапорщиками и подпоручиками только в инженерные и артиллерийские части. Воспитанники офицерского класса, капралы и унтер-офицеры, в кадетских классах обязанности учителей и воспитателей. На протяжении многих десятилетий почти весь состав  офицерского корпуса артиллерии и инженерных войск комплектовался из выпускников этого корпуса.

А.Н.Вильбоа, готовя шуваловский проект к утверждению, внес в него некоторые изменения, цель которых состояла в том, чтобы придать обучению кадет более практический характер, чем это было предусмотрено самим Шуваловым. Он не только заботился о пополнении  артиллерии и Инженерного корпуса хорошо обученными офицерами, но хотел также  готовить в корпусе мастеровых и художников, унтер-офицеров для службы в специальных войсках. С этой целью одновременно с созданием кадетского  корпуса на базе Солдатской школы при нем  была создана Школа художеств, которая предназначалась  для подготовки знающих мастеров и достойных унтер-офицеров для обоих кадетских корпусов. Численность Школы художеств была определена в 150 человек, из которых 100 должны были готовиться на унтер-офицерские вакансии в артиллерии и инженерных командах, а остальные 50 выходить в мастеровые и художники.

Выпускники Школы художеств обучались машинному, литейному, чеканному, слесарному и столярному делу, работам по изготовлению инструмента. Для практических занятий  в Школу приглашали опытных специалистов и мастеровых, способных обучить «школьников» премудростям  различных специальностей, в которых остро нуждалась российская армия. Подготовка специалистов в Школе  велась дифференцированно, с учетом  способностей  воспитанников  и  тех потребностей, какие испытывала армия в специалистах. Наиболее способные ученики должны были доводить свое мастерство в  избранной области до совершенства, чтобы стать надежными помощниками  офицеров там, где им  предстояло служить.

В 1764 году была сформирована первая кадетская рота, которая состояла из 26 бомбардиров и 44 кадет, 4 сержантов, 1 каптенармуса, 1 фурьера, 8 капралов. В корпусе открылись классы: алгебраический, артиллерийский, фортификационный, геометрический, арифметический, механический, письменный, рисовальный, два архитектурных (верхний и нижний), французский, два немецких, географический. Первое время  штатных преподавателей в корпусе не было. Директор корпус привлекал для обучения кадет лучших преподавателей  Санкт-Петербурга. Каждый кадет первое время имел расписание, к каким учителям и в какие дни и часы ему ходить в класс. Был установлен твердый порядок, в соответствии с которым  выпуск из корпуса мог состояться не ранее 5 лет обучения, из них 3 года – в кадетских классах и 2 года – в  офицерских.

За время пребывания в кадетском корпусе воспитанникам предстояло изучить как предметы общеобразовательные, так и специальные. В течение первых трех лет кадеты «приготовительных классов»  (8-12 лет) обучались  арифметике, геометрии, родному языку, французскому и немецкому языкам, начальным основам истории,  географии,  рисованию, фехтованию, танцам.

В старших классах изучались математика, русский и иностранные языки, история, география. К специальным наукам, необходимым артиллеристам, относились физика, химия, фортификация, артиллерия, гражданская архитектура, тактика, черчение, рисование. В программу обучения входили строевые занятия на плацу с оружием и без него, верховая езда в манеже. Для практических занятий по артиллерии и огневой подготовке кадеты отправлялись в лагерь на Выборгской стороне, где практиковались в стрельбе из орудий по целям, осваивали строительство оборонительных сооружений, изучали минное дело. П.И. Шувалов, разрабатывая программу обучения в корпусе, подчеркивал, что кадеты-артиллеристы должны получить знания не только по основам огневой подготовки и боевого применения артиллерии, но и в области металлургии и конструирования артиллерийских систем.

В 1764 г. по представлению Вильбоа  вместо Мордвинова директором корпуса был назначен генерал-майор артиллерии М.С.Бегичев. В 1765 г. на должность генерал-фельдцейхмейстера заступил фаворит Екатерины II Григорий Орлов, в ведение которого отошел и кадетский корпус. Г.Г.Орлов  практически не вмешивался в жизнь корпуса, занимаясь лишь рассмотрением  представлявшихся ему списков кадет, отражавших их успехи в учебе и поведении. Руководствуясь этими списками, Канцелярия Главной Артиллерии и Фортификации по мере поступления заявок из армии представляла кадет в офицеры. В 1771 г. Григорий Орлов вернул на должность директора в кадетский корпус инженер-генерала Михаила Ивановича Мордвинова. С его возвращением  были продолжены начатые им при создании учебного заведения  мероприятия по реализации планов П.И.Шувалова.

Выпуск кадет в обычном порядке первые годы не проводился. Объяснялось это тем, что возраст кадет был самым различным, и требовалось время, чтобы перейти от практически персонального обучения кадет к обучению их классами и соответственно производить выпуски отделениями или ротами. М.И.Мордвинов всячески старался усилить в корпусе воспитательный элемент. Жили  кадеты в так называемых каморах по 12-14 человек. В каждую камору назначался старший из унтер-офицеров, капралов, ефрейторов или лучших кадет, который должен был следить за своими подчиненными: наблюдать, чтобы в свободное время кадеты занимались повторением уроков, а в расположении постоянно  соблюдался должный порядок. Кадеты немецкого происхождения были распределены по всем каморам и строго соблюдалось, чтобы и русские говорили по-немецки.  Дежурные офицеры находились при ротах безотлучно, днем и ночью.

Распорядок  дня в первые годы  существования корпуса был следующим:

1. Подъем                                                                             5.00

2. Молитва и завтрак                                                           6.00

3. Утренние занятия                                                            7.00 – 11.00

4. Обед                                                                                 11.00

5. Уроки (включая гимнастические упражнения).             14.00 – 8.00

6 .Ужин                                                                                 19.00

7. Отбой                                                                               21.00

По средам и субботам в послеобеденное время – занятия в фехтовальном и танцевальном зале, в манеже. В воскресенье и праздничные дни  организовывались  прогулки в Летний сад и по городу.

Контроль за результатами обучения кадет был устанавлен довольно жесткий. Годовой экзамен проводился не преподавателями корпуса, а специально сформированной комиссией, в которую входили штаб-офицеры, назначенные генерал-фельдцейхмейстером, представители артиллерийского и инженерного генералитета. Преподаватели корпуса готовили для экзаменаторов перечень вопросов, которые отработали кадеты в учебном году.  Результаты  экзаменов докладывались  генерал-фельдцейхмейстеру.

Кадет, показавших высокие результаты на переходных годовых экзаменах,  производили в унтер-офицеры при корпусе. В зависимости от  результатов выпускных экзаменов кадеты  производились в офицеры или унтер-офицеры. Те из кадет, кто не проявил усердия в учебе, вообще не показал желания или старания, из корпуса исключались. Они определялись в артиллерию или Инженерный корпус унтер-офицерами или рядовыми.

Розги при Мордвинове применялись  исключительно из-за особых проступков и только по указанию директора. Кроме директора корпуса, кадет могли наказывать ротный командир, дежурный офицер и учителя-офицеры. Учителя из штатских должны были сообщать о проступках кадет дежурному офицеру. В праздничные и воскресные дни кадеты увольнялись в город, на ночь только к родителям или близким родственникам. Строго контролировалось, чтобы кадеты из увольнения возвращались в назначенное время.

Находясь на посту директора корпуса (1762-64 гг., 1771-1782 гг.), М.И.Мордвинов всячески стремился направить усилия офицеров-воспитателей и преподавателей на воспитание  достойных граждан России. Контроль за преподаванием и обучением кадет Мордвинов поручил одному из выдающихся учителей корпуса со званием «директора над классами» полковнику И.А. Вельяшеву-Волынцеву. В  1771 г. М.И.Мордвинов с разрешения  графа Орлова  определил в корпус сверх штата 40 кадет небогатых родителей, которые до принятия их в штат платили только за пищу и форменную одежду, не внося никакой платы за само обучение. При Мордвинове в 1775 г. в соответствии с пожеланиями Екатерины П при корпусе был основан корпус чужестранных единоверцев или так называемая Греческая  гимназия.

Правительство ценило работоспособность и подготовку кадет и нередко направляло их в специальные командировки для ознакомления с  практическими сторонами дела, имеющими отношение к учебе в корпусе. В 1764 г. 12 кадет из небогатых дворян, обученных математике и немецкому языку, были отправлены на Нерчинские серебряные заводы для изучения горного и плавильного дела. Граф Орлов брал 4 кадет в свиту в 1784 г. на конгресс в Фокшаны. В 1774 г. кадет Бабичев был направлен с капитаном Корсаковым в Англию для осмотра водных сообщений. В 1776 г. 15 выпускников были направлены на работу по размежеванию земель в Тверском и Смоленском  наместничествах.

К числу выдающихся воспитанников Соединенной Школы и кадетского корпуса того периода, когда директором был М.И.Мордвинов, помимо фельдмаршала М.И.Кутузова, принадлежат генералы артиллерии Н.В.Верещагин, Е.П. Трейлебен, Ф.А.Буксгевен, А.И. Корсаков, ставший впоследствии директором этого же корпуса. Корпус окончил будущий инспектор артиллерии П.И.Меллер, участвовавший под руководством Г.А. Потёмкина и А.В.Суворова в знаменитой осаде Очакова.

В 1783 г. вместо скончавшегося  генерал-инженера М.И.Мордвинова в командование корпусом вступил генерал-майор артиллерии Петр Иванович Меллисино, обладавший, по оценке современников, обширными знаниями и прославившийся на военном поприще. За отличия в летней кампании 1770 г., при Ларге и Кагуле, генерал-майор П.И.Меллисино был удостоен ордена  Св. Георгия 3-й степени. Вступив в должность, П.И.Меллисино установил  тесный контакт с директором Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Иваном Ивановичем Бецким. Положив в основу своей деятельности педагогические принципы Бецкого, П.И.Меллисино составил проект преобразования корпуса, по которому  был усилен общеобразовательный элемент, увеличено количество часов на общеобразовательные дисциплины, больше внимания стали уделять практической и физической подготовке будущих выпускников, введено преподавание тактики и естественной истории. В корпусе была введена верховая езда. По мнению П.И.Меллисино, питомцы  старшего возраста должны были довольно уверенно владеть русским, немецким и французским языками.

Общие правила, на которых должен был основываться надзор за нравственным воспитанием, были изложены в проекте «О нравах учителей и учащихся». «Учители, вступающие в корпус, должны иметь все качества, нужные сему званию, чтобы они могли во всем собою подавать пример учащимся и вливать в них чувства чести, непорочности и любви к отечеству. Осторожность требует, чтобы принимать таких учителей, которые или от привычки, или от природы имеют в себе нечто странное или смешное, чтобы тем не унизить важности учительской». П.И.Меллисино  не скупился на жалованье преподавателям,  желая «иметь в корпусе лиц отличных дарований и способных  качественно обучать и воспитывать доверенных им детей и юношей». Учителя, которые прослужили в корпусе 12 лет, обеспечивались пенсией, но не свыше получаемого ими содержания.

Относительно обращения с кадетами говорилось: «Чтобы возбудить в них ревность отличить себя похвальным поведением, непременно должно согласиться, чтобы те кадеты, которым аттестаты дают преимущество, имели свободный вход к своим командирам, другие же напротив такого права не имели. Две пользы из этого могут произойти: первая, что большая часть кадет, видя такую честь достойным, всеми силами будут  стараться им во всем подражать; а другая та, что директор, подполковник и майор корпуса могут через то ознакомиться с кадетами».

П.И.Меллисино разработал подробные инструкции для  всего персонала корпуса, установил новый порядок экзаменов, которые должны были впредь проводиться каждую треть года, ограничил число увольняемых в город кадет в город только теми, которые могли представить ротному командиру положительные отзывы от всех преподавателей. По особо выдававшимся  билетам унтер-офицерам и кадетам в виде награды разрешалось выходить в корпусной сад, где Мелиссино мог бы встречаться и общаться с кадетами во время прогулок.

В феврале 1784 г. были утверждены новые штаты кадетского корпуса, число кадет увеличено до З93 человек, они были разделены на 3 роты. В каждой роте положены были 1 капитан, 2 поручика, 2 подпоручика, 2 штык-юнкера, 3 сержанта, 1 подпрапорщик , 1 фурьер, 6 капралов и 120 кадет. Штаб корпуса составили: директор, подполковник, майор, адъютант. Для преподавания были определены: инспектор классов, 9 репетиторов, иеромонах, иеродьякон, 48 учителей наук, языков и искусств. Корпусу были выделены средства для постройки манежа и покупки верховых лошадей.

П.И.Меллисино был противником Школы художеств и ходатайствовал о ее закрытии. Екатерина II повелела вместо Школы художеств вновь учредить Солдатскую роту  со штатом 3 обер-офицера, 100 мушкетеров с унтер-офицерами и 50 мастеровых. Мушкетер должен был обязательно изучать немецкий язык, а художники должны были осваивать литейное дело, инструментальное, чеканное дело, резьбу по дереву и камню, столярное, лафетное, токарное, машинное, паяльное и шорное искусства. Специальные средства были выделены для оборудования мастерских и закупки инструментов.

Особое внимание было обращено на экзамены кадет. Экзамены были публичные и частные. На частных присутствовали директор и чины корпуса, а на публичных – ёчлены Военной коллегии, артиллерийские и инженерные штаб-офицеры и генералы, члены Комиссии о народных училищах. Хорошо окончившие корпус воспитанники выпускались офицерами в артиллерию и инженеры, остальные же – в армию подпоручиками и прапорщиками, также сержантами в артиллерию и кондукторами в инженерные войска.

В 1785 г. впервые наиболее преуспевающим кадетам стали вручать в награду серебряные вызолоченные медали с надписью «За прилежность и благонравие», носившиеся на цепочке в петлице. Наличное число кадет, имевших медали, никогда не должно было превышать 12 человек. Воспитанники, награжденные медалями, пользовались в корпусе  определенными привилегиями: их отпускали в праздничные дни в увольнение, им позволялось в свободное время быть без приглашения в собраниях у директора и штаб-офицеров корпуса; кадеты корпуса при встрече с ними должны были отдавать честь и снимать перед ними шляпы. Кроме  того, они обедали в столовой за отдельным столом.

Вручение медалей 19 августа 1787 г. проходило особенно торжественно. В корпус прибыли внуки императрицы юные Великие князья Александр Павлович и Константин Павлович. Великие князья вручили медали сержанту Петру Ставицкому и капралу Петру Стахиеву. Одним из первых обладателей этой медали стал сержант Алексей Аракчеев, будущий военный  министр России, граф и всесильный чиновник при императорах Александре I и НиколаеI. Алексей Аракчеев с первых месяцев учебы в корпусе выдвинулся в ряды лучших кадет и через семь месяцев был переведен в «верхние классы», а затем в течение одного 1784 г. последовательно был произведен в капралы, фурьеры, сержанты. Он быстро стал образцовым кадетом, и ему поручали обучение слабых кадет строевой подготовке. В сентябре 1787 г. Аракчеев был произведен в поручики армии, но оставлен в корпусе репетитором и преподавателем арифметики и геометрии. Кроме того Аракчееву было поручено заведование корпусной библиотекой. Аракчеев состоял в списках корпусных преподавателей даже после того, когда ему присвоили звание генерал-майора. Он всегда с благоговением чтил память Меллисино и воздвиг ему впоследствии памятник в своем имении в Грузине. Братья Аракчеева также успешно окончили  этот кадетский корпус.

23 июня 1785 г. корпусу были пожалованы и освящены 3 знамени, одно белое и два голубых, с изображением посредине черного двуглавого орла, у которого на груди находился красный, золотом обведенный, щит с изображением Св. Георгия Победоносца, около боковых и нижней сторон щита – золотая, с голубым, цепь ордена Св. Андрея Первозванного.  В 1796 году корпусу пожалованы были новые 4 знамени, одно белое и три голубых. По указанию Императора Павла 1 все знамена были сданы в арсенал, а в 1832 году одно из них было возвращено для хранения в корпусной церкви.

            В связи с увеличением штатов корпуса Меллисино настойчиво ходатайствовал перед императрицей об увеличении ассигнований на строительство новых зданий для кадетского корпуса. К 1786 г. были отстроены новые деревянные здания для солдатской и двух кадетских рот. Была увеличена библиотека корпуса, закуплены инструменты для кабинета физики, оборудованы кабинеты естественной истории и артиллерийская лаборатория, получены орудия для практических упражнений кадет. Всех кадет было предписано учить плавать, а тем, кто показывал наклонность к морской службе, преподавались науки, необходимые для моряков. Начиная с 1786 г. несколько лет из корпуса выпускались офицеры в морскую артиллерию и гребной флот.

Во время войны со Швецией в 1788-89 гг., по словам современников, кадетский корпус оказал отечеству особенные услуги. Из кадетского корпуса было выпущено в сухопутную и морскую артиллерию 90 офицеров. Директору корпуса П.И.Меллисино, являвшемуся одновременно начальником артиллерии в Санкт-Петербурге и крепостях Финляндского департамента, было поручено сформировать 3 артиллерийских батальона.  При помощи только одних офицеров кадетского корпуса батальоны были сформированы, обучены артиллерийскому делу, укомплектованы выпущенными из корпуса офицерами и отправлены в действующую армию. Сверх этого при корпусе было обучено 1300 морских и 200 гвардейских артиллеристов.

Дисциплина  в корпусе была суровая, но исключения из корпуса были довольно редким явлением. Даже за такой проступок, как воровство, кадета исключали только в том случае, если он совершил подобный проступок второй раз. В 1795 г. из корпуса в артиллерийский полк рядовым был отправлен кадет Степан Сташко за то, что был неоднократно замечен в воровстве продуктов в лавках, находившихся недалеко от кадетского корпуса. В августе 1794 г. во время занятий по стрельбе кадет Евграф Шульгин случайно ранил двух лиц, хотя стрельба велась холостыми зарядами. Виновному было всего 10 лет, и его хотели перевести в Солдатскую роту, но из-за бюрократических проволочек это наказание не было приведено в исполнение.

Современники высоко ценили усилия Петра Ивановича Меллисино по поддержанию в корпусе должного порядка и качественному обучению кадет. Известный поэт и государственный деятель конца ХУIII-начала ХIХ вв. Гавриил Державин, посетив кадетский корпус в 1792 г., с восторгом отозвался о состоянии процесса обучения в нем: «Поистине я нигде не испытывал такого прекрасного состояния для сердца и разума. Вы готовите для Отечества достойнейших сынов. Я видел Спарту и Афины. И хотя я не сторонник  чрезвычайных похвал, я не могу не высказать своего восхищения всем увиденным. Я ничего не могу говорить, кроме как превозносить Вас и Ваших сотрудников. Это такой рассадник, на который не даром падают семена».   

В 1794 г. по велению Екатерины II для кадетского корпуса архитектором Ф.И.Демерцовым был разработан проект каменных зданий, образующих замкнутое каре в  виде четырехугольника. Главное здание кадетских классов, фасад которого выходил на набережную реки Карповки, было заложено в мае 1795 и построено в 1796 г. Надпись, сделанная на металлической плите, установленной в стене здания, гласила: «Екатерина  II, прещедрая основательница сего военного училища, повелела воздвигнуть оному сие каменное здание по представительству господина генерал-фельдцейхмейстера графа Платона Александровича Зубова, которое и заложено в 22 день мая 1775 г. при Директоре сего училища Артиллерии  генерал-поручике Петре Меллисино». В октябре 1796 г.,  за месяц до кончины императрицы, произошло торжественное освящение классов. Кадеты приступили к учебе в новом здании.

Выпускник кадетского корпуса Росселевич вспоминал: «Петербургская сторона, Ждановская набережная, близ Тучкова моста... длинный фасад старинного здания в стиле начала 19-го века, построенного большим четыреугольником, внутри которого находился громадный плац со старыми деревьями по краям. В этом здании помещался 2-й кадетский Императора Петра Великого корпус, старейшее из сухопутных военно-учебных заведений Императорской России. Наш корпус называли "Ждановской академией", а нас "Ждановскими китами", а в семье российских кадет шла слава про суровую дисциплину нашего корпуса и про строгую оценку знаний выпускных кадет».

            В главном здании находились учебные классы, музей, танцевальный зал, католическая и лютеранская церкви. В 1800 г. по новому плану того же архитектора было начато строительство двух аналогичных зданий «кадетских камор», составивших вторую и третью стороны корпусного четырехугольника  и законченных в 1803 г. (правый фас) и в 1805 г. (левый фас). В выступе правого фаса была открыта православная церковь св. Александра Невского. К 1806 г. было завершено строительство квартир корпусных офицеров, кухни, столовой.

В годы командования корпусом П.И.Меллисино из корпуса выпустилось немало выдающихся воспитанников. Среди них генерал артиллерии П.И.Меллер-Закомельский, академик Петербургской академии наук, автор трудов по геометрии, математическому анализу и механике Семен Емельянович Гурьев (1784 г.), инженер генерал-лейтенант Христиан Шванебах (1781 г.), известный специалист  в области математического анализа В.И.Висковатов, крупный ученый артиллерист, один из родоначальников русской ракетной артиллерии генерал-лейтенант А.Д.Засядько, организаторы и первые командиры конной артиллерии В.Яшвиль 1-й, Н.Богданов, В.Костенецкий. В годы войны с Наполеоном широко стали известны имена генералов П.М.Капцевича, П.А.Козена, П.П.Коновицына, А.И.Маркова, А.П.Никитина, М.Ф.Ставицкого, прославленных партизан И.С.Дорохова, А.Н.Сеславина, А.С.Фигнера.

        При Павле I внутреннее устройство кадетского корпуса было организовано по войсковому образцу, ужесточены требования к воинской дисциплине. Кадетские роты стали называться именами их шефов: 1-я рота - генерала от артиллерии Меллисино, 2-я – генерал-майора Клейнмихеля, 3-я – генерал-майора Корсакова. Гренадерская и егерская команды были распущены и распределены по перечисленным выше трем ротам. После учреждения Павлом I особых юнкерских команд в войсках артиллерии корпус утратил свое значение специального учебного заведения, и 10 марта 1800 года  Павел I повелел корпусу именоваться 2-м кадетским корпусом. Одновременно Сухопутный корпус получил наименование 1-го кадетского корпуса. Во время царствования Павла I  директора 2-го кадетского корпуса по всем вопросам внутреннего распорядка, организации учебного процесса и другим делам должны были непосредственно обращаться к  императору.

По своей структуре 2-й кадетский корпус сближается с 1-м кадетским и обучение кадет в обоих корпусах осуществляется по единой программе. К началу Х1Х в. 2-й кадетский корпус являлся крупнейшим военно-учебным заведением по подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров русской армии. При Павле I вместо прежних публичных экзаменов кадет, удостаиваемых к производству в офицеры, направляли для  экзаменов в Артиллерийскую экспедицию государственной военной коллегии или к инспектору артиллерии. Выпуск офицеров в армию был запрещен. Все выпускники должны были направляться только в артиллерию.

В 1798 г. в подпоручики  лейб-гвардии артиллерийского батальона был произведен известный партизан времен войны 1812 г. Александр Никитович Сеславин. Спустя много лет  в письме своему зятю генералу  Огареву он рассказал о том, как был произведен в офицеры. Павел I любил посещать кадетский корпус, при этом  весь персонал корпуса, включая директора, преподавателей, офицеров и кадет страшно боялись гнева императора, который мог проявиться в любую минуту. В одно из таких посещений кадеты, узнав о прибытии императора, разбежались. Сеславин остался на плацу, подошел к  императору и поцеловал ему руку. Узнав, что Александр Сеславин является  родственником  Сеславина, служившего у Павла в Гатчине, император  предложил кадету служить  у него в гвардии. Сеславин был произведен в офицеры и направлен в гвардейскую артиллерию, ему было в то время 13 лет. 

В годы царствования Павла 1 из корпуса было выпущено офицерами в гвардию 10 человек, в артиллерию и в инженерный корпус – 268 человек, в армию и гарнизон – 75, в отставку отправлено 8 человек, а всего офицерскими чинами – 361 человек. Кроме того, переведено в гвардию юнкерами 10 человек, в пажи и в лейб-пажи – 10, в артиллерию юнкерами – 10 человек, возвращено родителям 14 человек. За первые 40 лет своего существования корпус выпустил 1543 высокообразованных офицера.

Генерал П.И.Меллисино пользовался особым расположением Павла I, и по вступлении его на престол он был произведен в генералы от артиллерии, в конце 1797 г. П.И.Меллисино скончался. Директором корпуса был назначен исключительно способный и грамотный артиллерист генерал-майор А.И.Корсаков, выпускник Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы 1768 г. Вскоре А.И.Корсаков был назначен инспектором артиллерии, и  с 1799 г. директором корпуса стал генерал-майор Клейнмихель. Больше всего внимания в своей воспитательной работе он обращал на поддержание  дисциплины и надлежащего внешнего вида кадет. Строевая подготовка  стала при нем одним из основных предметов. Он регулярно присутствовал на разводах кадетского корпуса. В приказах по корпусу довольно часто встречались  выговоры за обнаруженные недостатки в строевой подготовке кадет, в поддержании чистоты и опрятности в помещениях корпуса.

В 1806 г.  2-й кадетский корпус представлял собой батальон 4-ротного состава и имел одну гренадерскую и три мушкетерские роты. В гренадерскую роту направлялись кадеты старших классов, отличившиеся в строевой подготовке и имеющие хорошие успеваемость и дисциплину. За плохое поведение и низкую успеваемость кадеты из гренадерской роты переводились в мушкетерские. Все роты получили свои номера: гренадерская, 1,2,3 мушкетерские. В 1811 году гренадерская рота была разделена на два взвода: гренадерский и стрелковый. В 1817 году к прежним четырем ротам была добавлена пятая рота, резервная. 

В марте 1807 г. Александр I повелел, чтобы молодых дворян от 16 лет и старше, желающих поступить на военную службу, не определяли юнкерами в полки, а присылали за счет казны в Петербург в сухопутные кадетские корпуса. Кроме того, император распорядился принимать их во 2-й кадетский корпус на тех же основаниях, на которых к нему были прикомандированы с 1806 г. кадеты Императорского Военно-Сиротского Дома и Горного корпуса. Число этих дворян быстро возрастало и достигло размера двух батальонов (в первом  было пятьсот человек, во втором –  шестьсот).

С середины 1807 г. батальоны стали именоваться  Волонтерским Корпусом Дворян, предназначенным для ускоренной подготовки офицеров из числа малоимущих  дворян со сроком обучения 2 года. Через год это учебное заведение  получило название Дворянского полка. Дворянский полк сыграл  выдающуюся роль в истории российской армии. Находясь в оперативном подчинении директора 2-го кадетского корпуса,  Дворянский полк фактически был самостоятельным военно-учебным заведением, призванным готовить офицеров из направлявшихся в полк выпускников кадетских корпусов и дворян, желавших служить в армии в офицерском звании. Через Дворянский полк  прошли  сотни выпускников кадетских корпусов,  прежде чем получить офицерское звание.  В январе 1832 г. Дворянский полк был полностью отделен от 2-го кадетского корпуса. Дальнейшими этапами его жизни стали переименование в Константиновский кадетский корпус (1855), затем во 2-е Константиновское Военное Училище (1859) и, наконец, в 1894 году — в Константиновское Артиллерийское Училище.

В 1806 г. корпус поступил под главное управление цесаревича Константина Павловича, являвшегося с 1798 г.  Главным директором 1-го кадетского корпуса. Константин Павлович оставался в этой должности до 1831 г., до дня своей кончины. Для лучшего ознакомления с тяготами действительной военной службы по указанию Константина Павловича для кадет в летнее время с 1808 по 1812 г. устраивались походы, совпадавшие с выходом  в летние лагеря. Следует отметить, что Константин Павлович принимал непосредственное участие в Альпийском походе А.В.Суворова и видел, с каким мужеством русские офицеры и солдаты преодолевали невероятные трудности похода. В будущих офицерах он хотел видеть наследников великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, впитавших  в  себя  суворовскую  науку  побеждать.

В 1816 г. штат 2-го кадетского корпуса вырос до 700 кадет, а Солдатской роты – до 250 человек. Кадеты были сведены в 5 рот: гренадерскую, 1,2,3 мушкетерские и резервную. При директоре корпуса генерале А.И.Маркевиче, известном ученом-артиллеристе, был значительно улучшен учебный процесс, больше внимания стало уделяться образовательным дисциплинам и артиллерийской подготовке. При нем была увеличена численность книг в корпусной библиотеке, пополнились фонды музея.

В 1819-1820 гг. практически прекратила свое существование Солдатская рота. По сравнению с кадетским корпусом Солдатская рота была скромным учебным заведением, но тем не менее ее место в подготовке специалистов определенного профиля для российской армии было вполне весомым. Из ее рядов  вышло  значительное число хорошо подготовленных артиллерийских унтер-офицеров и инженеров-кондукторов, часть из которых стала старшими офицерами и генералами. Из числа выпущенных из 2-го кадетского корпуса в офицеры при Александре I большую известность  приобрели генерал-лейтенант И.О.Сухозанет, Е.Вессель, А.П.Хрущов и др.

В 1830 г. в кадетских корпусах вводится новая должность командира батальона. По штатному расписанию численность 2-го кадетского корпуса составила 600 воспитанников, распределенных по 5 ротам: 4-м ранжированным и 1 – неранжированной. Все роты составляли батальон. Должность командира батальона была полковничьей. В 1835 г. при корпусе создается воспитательный комитет, на заседания которого стали приглашаться преподаватели. Ротный командир и дежурный капитан наказывали кадет за простые проступки фухтелем (рапирой, обшитой сукном), а в случае большой вины информировали директора корпуса, и провинившегося наказывали розгами при собрании всех воспитанников. При очень серьезном проступке кадет исключался в артиллерию унтер-офицером или рядовым. Преподаватели не имели права сами наказывать кадет, о всех проступках они докладывали дежурному капитану.

В сороковые  годы  ХIХ в. на одно из первых мест выходит нравственное воспитание кадет. Особое внимание стали обращать на обучение кадет иностранным языкам, и те, кто успешно их осваивал, всячески поощрялись. Неранжированная  рота полностью отделяется от строевых рот и переводится в другое здание.

С 1836 г. учебный процесс в корпусе был расчитан на 8 лет:  приготовительный (2 года), общий (4 года) и специальный (2 года). В праздничные и воскресные дни кадеты увольнялись из корпуса на ночь только к родителям или близким родственникам. Начальство строго следило за тем, чтобы кадеты вовремя возвращались из увольнения. В 1849 – 1850 гг. внимание директоров корпуса обращается на смягчение обращения с кадетами, на необходимость отказаться от телесных наказаний, особенно младшего возраста, что в целом привело к смягчению нравов воспитанников.

28 августа 1849 г. после смерти Великого князя Михаила Павловича, бывшего Шефом 2 кадетского корпуса, Николай I повелел присвоить на вечные времена гренадерской роте 2 кадетского корпуса его имя. С этого времени до последних дней существования корпуса 1-я рота именовалась ротой Его Высочества и имела на. погонах накладные серебряные вензеля — букву «М» с короной. 2-я рота также именовалась ротой Его Высочества,  имея своим Шефом Великого князя Михаила Николаевича,  ставшего в 1860 г. Главным начальником военно-учебных заведений и  Шефом  2 кадетского корпуса. 2-я рота также носила на погонах серебряные вензеля с буквой «М» немного иной формы — это был единственный случай среди кадетских корпусов, «чтобы 2-я рота носила накладные вензеля».

В царствование Николая I из корпуса выпустились художник-баталист А.Е.Коцебу, генералы М.С.Лалаев, К.В.Комаров, Ю.В.Любовицкий. Генерал-майор М.С.Лалаев со временем стал одним из крупнейших исследователей жизни кадетских корпусов, им подготовлено и выпущено несколько фундаментальных трудов по их истории. Поэт  Владимир  Григорьевич  Бенедиктов  тоже  был  выпускником  тех  лет. В  1830-е – 40-е  гг.  не  было  в  России  более  популярного  литератора. Особенно  почитали  Бенедиктова  офицеры. В  стихотворении  «Сослуживцу»  Бенедиктов  писал:

Стихнул  грозный  вихорь  брани,

Опустился  меч  в  ножны,

Смыта  кровь  с  геройской  длани

Влагой  неманской  волны.

Слава  храбрым! Падшим  тризна!

Воин, шлем  с  чела  сорви!

Посмотри – тебе  Отчизна

Заплела  венок  любви!

В 1862 г. корпус отпраздновал 100-летний юбилей своего существования со времени преобразования Екатериной II Соединенной Артиллерийской и Инженерной Дворянской Школы в кадетский корпус. В день юбилея корпусу было пожаловано новое знамя.

Преобразование  кадетских корпусов в военные гимназии было начато со 2-го кадетского корпуса. В августе 1862 г. в корпусе под председательством его директора  Г.Г.Даниловича приступил к работе местный педагогический комитет, состоявший из всех воспитателей и преподавателей корпуса. Перед  комитетом была поставлена задача подробно разработать учебно-воспитательной работы, которые впоследствии послужили бы материалом для организации учебного процесса в военных гимназиях. Для подготовки преподавателей для военных гимназий при 2-м кадетском корпусе создаются Педагогические курсы. К началу 1863-64 учебного года специальные классы всех российских кадетских корпусов, в которых кадеты производились в офицеры были сведены в 3 военных училища – Павловское, Константиновское в  Санкт-Петербурге, и Александровское в Москве.

        Первоначально штат 2-й военной гимназии составил 300 воспитанников, а в 1873 г.  был доведен до 350 человек. В 70-х гг. гимназию окончил поэт С.Я.Надсон – популярный  русский  стихотворец  последнего  десятилетия  Х1Х  века.

22 июля  1882 г. последовало Высочайшее повеление –  военные гимназии  именовать впредь кадетскими корпусами, «принимая во внимание вековые заслуги бывших кадетских корпусов». 13 октября  1907 г. в день 75-летия  Великого князя  Михаила Николаевича корпус стал именоваться 2-м кадетским Михаила Николаевича корпусом.

31 января 1910 г. последовало повеление Николая II об отдании старшинства 2-му кадетскому корпусу со дня учреждения в 1712 г. в Москве Инженерной школы. 16 января 1912 г. был торжественно отпразднован 200-летний юбилей корпуса. В день этого юбилея, прошедшего в исключительно торжественной обстановке, Николай II пожаловал корпусу новое знамя и повелел именоваться 2-м Кадетским Императора Петра Великого корпусом. Корпус получил на погоны кадет и эполеты офицеров трафаретные вензеля своего Державного Шефа и Основателя, поверх которых 1-я и 2-я роты носили свои накладные серебряные вензеля, о которых было сказано выше. 3-я рота имела своим шефом Фельдмаршала  Св. Князя М. И. Голенищева-Кутузова. В 4-й роте шефа не было. До 1856 года цвет погон 2-го Кадетского корпуса был белый, а с 1856 г. и до конца — синий с алым кантом.

Директорами кадетского корпуса и военной гимназии в разное время были:

1. Подполковник М.И.Мордвинов   (1-й кадетский корпус)                   1762 - 1764 гг.

2. Полковник М.С Бегичев                                                                          1764 - 1771 гг.

3. Генерал-майор М.И.Мордвинов                                                             1771 - 1782 гг.

4  Генерал-майор П.И. Меллисино                                                            1782 - 1797 гг.

5. Генерал-майор А.И. Корсаков (Соединенная  Артиллерийская и Инженерная Школа)                                                                                                                        1797 - 1799 гг. 

6. Генерал-майор Клейнмихель                                                                 1799 - 1800 гг.

7. Генерал от инфантерии граф В.А. Зубов                                               1800 - 1804 гг.

8. Генерал-майор Клейнмихель                                                                 1804 - 1815 гг.

9. Генерал от инфантерии граф Д.Д.Курута,                                             1815 – 1832 гг.

фактически в 1815 – 1832 гг. корпусом руководил

генерал лейтенант А.И.Маркевич

10.Генерал-майор А.И. Кениг                                                                     1832 - 1835 гг.

11.Генерал-майор Ф.Я.Мирский                                                                1835 - 1840 гг.

12.Генерал-майор А.И.Бибиков                                                                 1840 - 1849 гг.

13.Генерал-майор Д.В.Путята                                                                    1849 - 1855 гг.

14.Генерал-майор П.А. Степанов                                                              1855 - 1862 гг.

15.Генерал-майор Г.Г.Данилович                                                              1862 - 1877 гг.

16.Генерального штаба генерал-майор Г.П.Кузьмин-Караваев               1877 - 1878 гг.

17.Полковник А.Н.Макаров                                                                        1878 - 1891 гг.

18.Генерал-майор А.С.Курбатов                                                               1891 - 1895 гг.

19.Генерал-майор от инфантерии К.Н.Дуроп                                           1895 - 1900 гг.

20.Генерального штаба генерал-майор Н.С.Сумароков                           1900 - 1906 гг.

21.Генерал – майор А.К.Линдеберг                                                           1906

 

На протяжении почти всего существования своими выдающимися достижениями корпус во многом был обязан учителям, работавшим. Среди них нужно отметить   выдающихся  людей  России: авторов учебников по математике генерал-майора Верещагина, генерал-майора Ушакова, знаменитого математика Гурьева, преподавателя артиллерии, героя Отечественной войны 1812 г., А.П.Ермолова, преподавателя литературы и словесности Н.Г.Чернышевского, преподавателя химии Д.И.Менделеева. В архивных документах корпуса сохранилось такое напоминание: «Для более успешного преподавания химии, положено упражнять воспитанников практически в химической лаборатории. При содействии адъюнкт-профессора Санкт-Петербургского университета Д.И.Менделеева во 2-м кадетском корпусе устроена такая лаборатория с особой при ней аудиторией». 

Николай Гаврилович Чернышевский был назначен в корпус преподавателем русской словесности в 1854 г. По свидетельству сослуживцев, это был очень хороший преподаватель,  кадеты относились к нему с большим уважением. Он превосходно владел материалом и излагал его увлекательно, совершенно не заботясь о том, чтобы воспитанники работали еще и сами. Он никогда не спрашивал кадет на уроках, не задавал им домашних заданий и сочинений. Но кадеты слушали его охотно. Инспектор корпуса неоднократно просил Николая Гавриловича быть строже с учениками, но тот только отшучивался, уверяя, что он еще успеет задать сочинения. А  через  несколько  лет  Н.Г. Чернышевский  стал    известным  журналистом  и  одним  из  ярких  писателей России. Десятки  критических  статей, романы  «Что  делать?»  и  «Пролог» – целая  эпоха  в  истории  русской  демократической  литературы.

За время существования 2-го кадетского корпуса в нем было воспитано 67 Георгиевских кавалеров. Возглавляет список первый в русской армии полный Георгиевский кавалер фельдмаршал М.И Кутузов. Среди удостоенных ордена Св.Георгия 2-й, 3-й и 4-й степеней генерал от инфантерии, военный министр России с 1815 по 1819 гг. Петр Коновицын; 2-й и 3-й степени генерал от инфантерии Федор Буксгевден; генералы Петр Капцевич и Александр Рудзевич; 3-й и 4-й степеней герои Отечественной войны И.Дорохов, Е.Властов, Г.Веселитский, А.Засядько, А.Сеславин;  участники русско-турецкой войны 1877-  1878 гг. генералы от инфантерии К.Комаров и Ю.Любовицкий; 3-й степени – герой Отечественной войны 1812 г., начальник артиллерии 2-й армии в Бородинском сражении К.Левенштерн; прославленный артиллерист А.Никитин; участники обороны Севастополя генералы от инфантерии К.Семякин и А.Хрущов.

.        Автор исторической справки о 2-м кадетском корпусе А.Росселевич в конце своего исследования написал: «Хочу отметить, что в книге по истории корпуса, изданной в 1862 году и охватывающей первые 150 лет со дня основания Московской Инженерной школы, имеются подробные именные списки окончивших корпус, начиная с 1765 года. Внимание останавливается на том, что с незапамятных времен одни и те же фамилии встречаются в списках разных выпусков. Из этого видно, что старые дворянские семьи были верны однажды избранному учебному заведению и там, где учился прадед, туда же отдавали и сына, и внука. В этом заключалась крепость традиций и неизменная любовь к родному гнезду, которая горит и в нас»

Летом 1917 г. Временным правительством корпус был переименован во Вторую Петроградскую гимназию военного ведомства. Советская власть назначила в гимназию своего комиссара и потребовала от гимназистов снять погоны и перестать называть себя кадетами. Кадеты  долго не срезали погоны,  но, обрезав их,  сохранили  полоску в 2-3 сантиметра шириной.

После октябрьской революции в корпусе скрывались офицеры и юнкера разных частей и училищ. Начальство знало об этом и просило кадет соблюдать конспирацию и осторожность. Старшие кадеты понемногу стали покидать Петроград и направляться в белые части. В корпусе стали появляться вербовщики из подпольных организаций, боровшихся против советской власти.

В марте 1918 г. 2-я Петроградская гимназия была окончательно расформирована. Многие бывшие кадеты Второго кадетского корпуса погибли на фронтах гражданской войны. Те из них, кто смог выехать из России, создали за границей объединение кадет-выпускников  Второго кадетского корпуса.

Здание кадетского корпуса в 1918 г. отошло в ведение военного ведомства советского правительства. Первоначально здесь находилась летная школа, созданная на базе военной гимназии, затем – Военно-воздушная академия им. А.Ф.Можайского, а в настоящее время –  Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф.Можайского. На стене корпуса укреплена мемориальная доска в память о том, что в этом здании учился фельдмаршал М.И.Кутузов, а на здании манежа – мемориальная доска, посвященная  генералу   М.И.Драгомирову,  вышедшему в офицеры из Дворянского полка.

 

Краткая библиография:

 

  1. Военная энциклопедия. СПб., 1911-1914.
  2. Жерве Н.П. «Празднование 200-летнего юбилея Вторым кадетским Императора Петра Великого корпусом (1712-1912)». СПб., 1912.
  3. Жервэ Н.П. и Строев В.Н. «Исторический очерк 2-го кадетского корпуса (1712 – 1912)». СПб.,1912.
  4. Лалаев М.С. «Исторический очерк военно-учебных заведений (1770 – 1880)». СПб., 1880.
  5. Ломан Н.Л. «2-ой Санкт-Петербургский кадетский корпус». СПб., 1862.
  6. Росселевич А. «2-й Кадетский Петра Великого корпус», -  «Военная быль».
  7. Шишов А.В. «Генералиссимус Суворов». М., 2003.
  8. Плеханов А.М, Попов А.А. «Наследники Суворова». М., 2001.

 

 

 

 


Фасады и интерьеры
ЮБИЛЕЙ 2-го ККа Юбилей Постороение на юбилее ветеранов и кадет
ЗДАНИЕ КОРПУСАа

Наследие
Современный вид со стороны р. Ждановки Современный вид 1 Современный вид
Со стороны реки Жддановки Памятник на территории академии Общий вид
Общий вид Общий вид Мемориальная доска со стороны реки Ждановки
Мемориальная доска Мемориальн. доска Манеж со стороны реки Ждановки
Манеж знамя в музее Внутренний двор 1
Внутренний двор