Хабаровский Графа Муравьёва Амурского кадетский корпус 1888

История

 

Атрибутика

 

История возникновения Хабаровского кадетского корпуса тесно связана с постепенным развитием и увеличением военных сил России в Приамурском крае. Пока в Приамурье находились незначительные по численности войска, потребность в образовании небольшого числа детей офицеров и военных чиновников частично удовлетворялась существовавшими в крае учебными заведениями, отчасти же отправкой детей в Иркутскую военную прогимназию и в Сибирский  кадетский корпус. Но трудность доставки детей к месту учебы, рост численности войск в регионе настоятельно поставили вопрос о создании военно-учебного заведения, способного взять на себя образование детей офицеров и чиновников, проходивших службу  в крае.

Хабаровский кадетский корпус был одним из последних открытых в России кадетских корпусов. Создание каждого из них имело свои особенности.   Появление Хабаровского стало в некоторой степени особым событием в истории российских кадетских корпусов.

В 1886 г. приамурский генерал-губернатор Корф, сознавая трудность положения семейных офицеров края, лишенных возможности давать своим подрастающим сыновьям образование, возбудил ходатайство об открытии в Хабаровске кадетского корпуса на 100 кадет. По многим причинам не было возможности сразу учредить в крае кадетский корпус, и только в 1888 г. приказом по Военному ведомству № 40 было объявлено об открытии в Хабаровске Приготовительной школы Сибирского кадетского корпуса. В соответствии с приказом школа подчинялась Военному ведомству. На месте она была подчинена командующему войсками округа и состояла из трех младших классов: начального, первого и второго. Для начального класса была выработана специальная программа с самыми минимальными требованиями. К приему в школу допускались и совсем неграмотные дети, что было очень важным для жителей региона. Обучение в двух старших классах устанавливалось по программам для 1 и 2 классов кадетских корпусов. Численность школы был установлена в 50 казеннокоштных воспитанников. В 1888-1889 учебном году в школу надлежало принять 20 человек, в 1889-1890 гг. - 15, в 1890-91 гг. - 15. Воспитанники, успешно окончившие курс 2-х классов, без экзамена переводились в 3 класс Сибирского кадетского корпуса, куда их через Иркутск отвозили офицеры-воспитатели. Комплектование школы личным составом производилось по усмотрению командующего войсками округа.

Торжественное открытие школы состоялось 11 октября 1888 г., и этот день стал со временем корпусным праздником.  Инициатор и создатель школы генерал-лейтенант Корф лично руководил ее первыми шагами и вникал во все детали обучения и воспитания учащихся. Для школы было отведено каменное здание инженерного ведомства, где располагались все окружные управления и штаб округа.

Сама же Приготовительная школа  была создана на базе Хабаровской школы для детей военнослужащих, зародившейся, как подчеркивают исследователи, в семье офицера штаба округа Дмитрия Павловича Мартьянова. Его жена Анна Цезаревна, получившая педагогическое образование в Москве, видя безвыходное положение родителей, обремененных заботами о детях, стала давать уроки у себя на квартире. И дети, и родители восприняли эту инициативу с энтузиазмом. Домашняя школа стала разрастаться. На помощь А.Ц. Мартьяновой пришла жена офицера Серафима Ивановна Крузе. Командующий войсками, дислоцированными в Приамурье, генерал Гродеков, поддерживавший идею создания в Хабаровске военно-учебного заведения для детей, обратил внимание на «школу», созданную семьей Мартьяновых, неоднократно обсуждал с Мартьяновым сложившуюся ситуацию. Когда идея создания военной школы материлизовалась, Д.П.Мартьянов был назначен директором Хабаровской школы.

Первым директором Приготовительной школы был назначен бывший офицер-воспитатель Сибирского кадетского корпуса подполковник Александр Вильгельмович фон-Майер (1888-1892). Все офицеры-воспитатели, прибывшие в школу из войсковых частей на 5 лет, одновременно являлись и преподавателями школы. При Приготовительной школе, которую с первых шагов стали называть кадетской, была открыта частная школа для девочек, прообраз будущей Хабаровской женской гимназии.

В 1891 г. генерал-адъютант барон Корф в очередной раз выступил с ходатайством об открытии в Хабаровске кадетского корпуса. Позже с такими же представлениями обращались к императору в 1897 г. генерал Духовской и в 1898 г. генерал Гродеков. Определенная задержка с открытием корпуса произошла из-за того, что в Главном управлении военно-учебными заведениями не могли однозначно определить место открытия корпуса - в Хабаровске или Иркутске, где в это время уже функционировала кадетская школа.

С 1892 г. до преобразования Приготовительной школы в корпус ее постоянным директором  был подполковник Д.П.Мартьянов. Помимо освоения учебной программы воспитанники школы обучались сапожному мастерству, переплетному и столярному делу, занимались садоводством, пчеловодством, сельско-хозяйственными работами. На 1-й Амурско-Приморской выставке в 1899 г. школа получила грамоту: «За плоды и полезную деятельность по приучению воспитанников к садоводству». 

С ростом экономической значимости края росла численность войск, увеличивалась потребность в вакансиях в школе. В связи с тем, что численность воспитанников постепенно возрастала,  встал вопрос о расширении здания. В 1891-1892 гг. к школе был пристроен алтарь с колокольней,  у корпуса появилась домовая церковь.

Приказом по Военному ведомству от 30 апреля 1900 г. Хабаровская приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса была упразднена. Этим же приказом было решено открыть кадетский корпус 1 сентября 1900 г.

Приказ войскам Приамурского военного округа № 323, касающийся Хабаровского кадетского корпуса, гласил:

«Согласно приказа по военному ведомству 1900 г. № 146, Хабаровская приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса упраздняется с 1-го сентября с.г. Вместо нее с того числа учреждается Хабаровский кадетский корпус на основаниях,

указанных в приказе войскам вверенного мне округа с.г. № 174. В учреждаемом корпусе в текущем году открыть четыре класса: I, II, III и один приготовительный, с приемом в корпус 40 человек малолетних. Все кадеты Приготовительной школы переводятся в соответствующие классы вновь учреждаемого корпуса. Заведующий Хабаровской приготовительной школой подполковник Мартьянов прикомандировывается к Хабаровскому кадетскому корпусу для исполнения должности командира роты впредь до перевода на эту должность Высочайшим приказом.

Вместе с тем на подполковника Мартьянова возлагается исполнение обязанностей Директора корпуса впредь до замещения этой должности другим лицом. Состоящие в прикомандировании к школе офицеры-воспитатели: 10-го Восточно-Сибирского стрелкового полка штабс-капитан Быков и поручики 1-го Восточно-сибирского  стрелкового Его Величества полка Навороцкий, 3-го Восточно-Сибирского полка Татаринов, 15-го Восточно-Сибирского полка Полторацкий и 18-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Иванов прикомандировываются к Хабаровскому кадетскому корпусу для исполнения обязанностей офицеров-воспитателей впредь до перевода Высочайшим приказом.

На вышеупомянутых офицеров по распределению обязанностей Директором корпуса возлагаются обязанности по учебно-воспитательной и хозяйственно-административным частям, впредь до назначения на эти должности других лиц.

                                           Командующий войсками  генерал-лейтенант Гродеков».                                           

По поводу открытия кадетского корпуса в «Звериаде» появились следующие строки:

Державной волей Николая

                        Основан новый монастырь,

                        Вершину к небу простирая,

                        Стоит он словно богатырь,

                                  Но в нем не иноки святые

                                  И не монахи в нем живут,

                                  Тот монастырь по всей России

                                  Амурским корпусом зовут.

Первым директором Хабаровского кадетского корпуса был назначен инспектор классов Суворовского кадетского корпуса полковник Ваулин, а ставший к тому времени полковником Д.П.Мартьянов был назначен ротным командиром. Инспектором  классов –    преподаватель Михайловского Воронежского кадетского корпуса подполковник Бабченко. А.Ц.Мартьянова и С.И.Крузе стали первыми преподавателями кадетского корпуса.

 Открытие корпуса состоялось 3 сентября 1900 г. в присутствии командующего войсками генерала Н.И.Гродекова, начальстующих лиц, кадет и родителей. Штат корпуса был определен в 300 кадет-интернов, которые были распределены по 3-м ротам. Штат офицеров-воспитателей составлял 16 человек. Временно корпус был размещен в зданиях Приготовительной школы, расширенной за счет различных пристроек. 29 июля 1901 г. состоялась торжественная закладка главного здания корпуса. Освящение выстроенного здания состоялось 11 октября 1903 г. Этот день стал храмовым праздником корпуса. Кроме главного здания при корпусе были построены помещения для семей офицеров, служащих, баня, квасоварня, паровая водокачка для собственного водопровода.

По плану развития корпуса до 1902-03 гг. в корпусе была одна рота, в 1903-04 гг.  сформировано две роты, а с 16 августа 1904 г. корпус развернулся в полный трехротный состав. В 1916 г. в корпусе уже было 4 роты.  4-я рота состояла из трех отделений 1-го класса и трех отделений приготовительного. В 1911-12 учебном году 397 кадет, воспитывавшихся в корпусе, распределялись по категориям следующим образом: казеннокоштных -  329 кадет;  своекоштных – 52,   приходящих - 16.

7 октября 1905 г. корпусу было пожаловано знамя, которое было вручено 18 июля 1907 г. С 16 мая 1908 г. в связи с пятидесятилетием присоединения к России графом Муравьевым-Амурским Приамурского и Уссурийского края корпус было повелено именовать «Хабаровским графа Муравьева-Амурского кадетским корпусом» (приказ по военному ведомству № 138) 28 декабря 1908 г. утвержден жетон кадетского корпуса.

Николай Николаевич Муравьев родился в 1809 г., окончил Пажеский корпус, участвовал в войне 1829 г. при осаде Варны, в Польской кампании 1831 г. В течение нескольких лет служил на Кавказе, где получил за храбрость орден св.Георгия 4-й степени. С 1848 г. генерал-губернатор Восточной Сибири. Находясь на посту генерал-губернатора, Муравьев особое внимание уделял освоению Амура. Именно в эти годы  адмирал Г.И.Невельской установил, что Сахалин - это остров, а устье Амура доступно для морских судов. Населению, проживавшему в устье Амура, было объявлено, что отныне оно поступает под защиту и покровительство русского государя. К концу 1855 г. Амур благодаря настойчивости Муравьева был окончательно присоединен к России. В мае 1859 года усилями Муравьева был подписан российско-китайский договор, в результате которого Россия получила выход по Амуру к Тихому Океану. В ноябре 1860 г. был подписан Пекинский трактат, который закрепил за Россией весь Уссурийский край с заливом Петра Великого до границы с Кореей. Скончался Н.Н. Муравьев в Париже в 1881 г. В Хабаровске был воздвигнут величественный памятник графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому.

Внутренний уклад и распорядок жизни корпуса, учебные занятия складывались в соответствии с «Инструкцией по воспитательной части», принятой в 1886 г. С 1901 г. офицеры-воспитатели Хабаровского корпуса стали направляться на «Педагогические курсы для офицеров-воспитателей и преподавателей кадетских корпусов».

 Под руководством генерала Ваулина многое было сделано для становления Хабаровского кадетского корпуса. Постепенно корпус приобрел репутацию основательного военно-учебного заведения. Используя свой богатый опыт работы в кадетских корпусах, Ваулин ввел в корпусе регулярное проведение заседаний педагогического комитета, что способствовало повышению качества работы преподавательского состава и офицеров-воспитателей, оперативному решению различных проблем, возникавших в ходе учебно-воспитательного процесса. Будучи музыкальным человеком, директор создал в корпусе хор, духовой оркестр, заложил основание для создания в корпусе симфонического и балалаечного оркестров. Значительные затруднения в жизни корпуса в основном были вызваны отдаленностью корпуса от центра, что затрудняло пополнение преподавательского состава высококвалифицированными специалистами, снабжение корпуса учебно-педагогической и художественной литературой. Численность приватных преподавателей временами достигала 67% от общего количества преподавателей в корпусе. В 1905 г. Ваулин был переведен на пост директора Полоцкого кадетского корпуса и пожалован редкой наградой: «Оставлением за собой мундира Хабаровского кадетского корпуса».

Значительные осложнения в учебном процессе кадетского корпуса произошли во время русско-японской войны 1904-05 гг. 1 февраля 1904 г. был объявлен манифест о начале войны с Японией. В силу этого обстоятельства Военным советом при Николае II было высказано предположение о перемещении корпуса вглубь России. 24 апреля 1905 г. директор корпуса выпустил приказ о возможном распределении кадет Хабаровского кадетского корпуса по корпусам Европейской России с соответствующим распределением офицеров-воспитателей и хозяйственного состава служащих корпуса: во Владикавказский кадетский корпус - 7-й, 6-й и 5-й классы; в Нижегородский графа Аракчеева  - 4 класс; в Ярославский - 3-й класс; в Симбирский - 2-й класс; во 2-ой Оренбургский - 1- й  класс.

Однако на основании Высочайшего повеления от 31 июля 1905 г., перемещение  корпуса не состоялось.

В 1904-05 гг. старшие воспитанники стали привлекаться к участию в воспитании кадет младших классов. В виде опыта лучших кадет 7-го и 6-го классов стали назначать на дежурство в 3-ю роту в помощь дежурному офицеру-воспитателю. Однако этот опыт оказался неудачным, поскольку дежурство в младшей роте отнимало много времени у старших кадет и не давало удовлетворительных результатов.

В 1905 г. по инициативе кадет шестого класса начал издаваться ученический журнал «Час досуга». В корпусе был открыт читальный зал, где для чтения помимо художественной литературы предлагались иллюстрированные журналы и газеты. В сентябре 1909 г. по инициативе директора корпуса К.Н.Гришкова при корпусе было создано «Общество вспомоществования в г. Хабаровске беднейшим кадетам»

Хабаровская приготовительная школа имела форму Сибирского кадетского корпуса, на погонах значились литеры «ХШ». После учреждения кадетского корпуса форма осталась общекадетской, на погонах появились литеры «ХК». В октябре 1903 г. в корпусе было введено ношение кадетами черных сибирских папах и отменено ношение зеленых шерстяных кушаков. В летнее время кадетам было разрешено ношение гимнастических рубах (даже при парадной форме) в столицах, городах, театрах, во время гуляний, а также в местах пребывания высочайших особ. В 1911 г. была введена для ношения кадетами и служащими корпуса папаха из серого меха, являвшаяся гордостью хабаровских кадет.

За соблюдением распорядка дня и внешним видом в корпусе следили очень строго. Офицер, проверявший внешний вид кадет на утреннем построении, безжалостно оставлял без чая неряшливых воспитанников. В столовой, куда роты входили одна за другой, дежурный по корпусу ротный командир здоровался с кадетами, и роты отвечали ему дружным уставным приветствием. Если какая-нибудь рота задерживалась, а другие, не дождавшись опоздавших, садились за столы, то при следовании строя старшей роты младшим подавалась команда «встать».

За каждым столом усаживалось 18 человек, по восемь вдоль длинной его стороны и двое старших или «раздатчиков» по торцам стола. В 1-й роте места старших за столами занимали вице-унтер-офицеры  в первой роте, а во 2-й –  взводные и отделенные командиры. В младших ротах эти места занимали те, кто на них попадал. На столах стояло по 18 кружек с эмблемой корпуса. Вся посуда была украшены эмблемой корпуса. Вилки и ложки – из серебра. В выпускной роте хлеб подавался не порциями, а нарезанным  ломтиками на блюдах. Несмотря на категорические запреты, карманы кадет, выходящих из столовой, постоянно были набиты кусками хлеба.

После третьего урока, в 12 часов, роты следовали в столовую на завтрак. К этому времени, обычно, в столовую кроме дежурного по корпусу ротного командира подходили директор корпуса, инспектор классов и корпусной священник.

В корпусе все делалось по сигналу пехотного горниста. По сигналу пели молитву, по сигналу садились, по сигналу открывались двери со стороны кухонь, и дядьки в белых фартуках, неся перед собой блюда с едой, разносили подносы по столам. Батюшка благословлял трапезу. Завтрак состоял из одного второго блюда, четверти булки и кружки чая. Обед проходил в такой же торжественной обстановке. К обеду подавали три блюда, белый и черный хлеб и квас.

В течение первых лет существования корпуса программа обучения кадет и ход обучения неоднократно пересматривались. В начале 1899-1900 учебного года корпусу были предложены для руководства «Правила для испытания кадет при приеме, переводе из класса в класс и при окончании корпуса». Этими правилами отменялись годичные экзамены, годовой учебный курс по каждому предмету разбивался на 4-8 разделов различной продолжительности, оценивавшихся баллами. Но учебная практика показала несовершенство этой системы. Качество успеваемости резко упало. В 1903 г. продолжительность учебного года увеличили на две недели, чтобы дать возможность воспитанникам повторить те разделы курса, по которым были замечены пробелы. В марте 1907 г. кадетский корпус вернулся к системе переходных экзаменов в пяти старших классах.

С 1906 г. в кадетском корпусе было установлено обязательное внеклассное самостоятельное чтение на немецком и французском языках, для чего были выписаны книги на этих языках. В 1911-1912 гг. в курс 1-го и 2-го классов были включены природоведение и отечествоведение. Вместо немецкого языка с первого класса начали изучать английский язык. В курсе географии и истории основное внимание обращалось на изучение природы России и  русской истории. В старших классах глубоко изучался курс законоведения. С декабря 1908 г. обучению гимнастике и фехтованию был придан спортивный характер.

Для целей физического воспитания в корпусе был построен специальный городок  искусственных препятствий: яма для прыжков в длину; зигзагообразные ходы сообщения, проходить которые следовало пригнувшись, чтобы идущего по ним не было видно со стороны; траншея для ползания по-пластнунски с настилом из досок, чтобы не пачкать обмундирования; деревянный забор различной высоты (3 м., 2,5 м., 2,2 м.); земляные горки (высотой до 1,6 м) для  взбегания и  влезания; земляной вал из дерна; кочки на болоте; бревна, проложенные через водную преграду.

Среди кадет устраивались специальные состязания для выявления наиболее ловких и быстрых по преодолению отдельных препятствий или их комбинаций. Широко практиковались ходьба на ходулях, бег в мешках, соревнования по перетягиванию каната. В зимнее время кадеты любили кататься на лыжах, на коньках. Во дворе корпуса сооружалась ледяная горка. Любимым занятием младших кадет являлся штурм «снежной крепости».

С 15 августа 1911 г. в программу физического развития вошли обязательные экскурсии и военные походы (прогулки) продолжительностью около суток. После окончания учебного года для каждого класса, начиная с третьего, должен был быть организован поход с выходом в поле на срок не менее семи суток с ночевкой в поле. Во время подобных походов кадеты знакомились с требованиями, предъявляемыми военным разведчикам. С утра на руки каждому кадету выдавался однодневный паек: мясо, овощи, крупа. Все это было в сыром виде по строго определенной норме. Выдавались походные сапоги, шинели сворачивались в скатку. Концы скатки заправляли в котелок, который крепился к скатке. Строевые роты ходили в поход с винтовками, подсумком для патронов на кожаном поясе и вещевым ранцем для продуктов. Выход на прогулку начинался с прохождения по городу со строевой песней. Большой привал с ночевкой устраивали в 8-10 км от города. Ставили палатки, разводили костры, готовили пищу. Одновременно выставляли сторожевые посты, организовывалась дозорная служба.

С 1911 г. в корпусе в свободное время стали широко практиковаться лепка из глины и гипса, занятия по ручному труду, уходу за растениями в корпусной оранжерее, проведение метеорологических наблюдений 7-м и 6-м классами. Кадет обучали также изготовлению чучел. Среди развлечений кадет очень популярным был запуск воздушных змеев на полянах недалеко от корпуса. Близость Китая позволяла командующим Приамурским военным округом Гродекову и Линевичу заказывать партии воздушных змеев у китайцев, а затем в праздники дарить их кадетам.

В это же время принимается решение об открытии в корпусе музея, в основу которого легли переданные корпусу реликвии, связанные с именем Муравьева-Амурского. В воскресные и праздничные дни кадет выводили в цирк, театр, в кино.

Корпусной праздник 11 октября отмечался богослужением, парадом, а после него обедом, на котором вместо обычного воскресного фазана подавали  курицу. Когда в военных училищах кадеты-хабаровцы рассказывали о фазанах, юнкера этому очень удивлялись, хотя фазан был исключительно дешевой птицей на местном рынке. Корпусной бал 11 октября считался одним из самых шикарных в Хабаровске. Местные гимназистки, дочери военнослужащих всеми силами старались попасть на него. Залы украшались пальмами, коврами. Музыканты одного из стоявших в Хабаровске пехотных полков играли мелодии самых различных танцев. Особой популярностью пользовался вальс «На сопках Маньчжурии». Мазурку любили танцевать все кадеты

В 1904-06 гг. в Хабаровском кадетском корпусе появились кадеты, переведенные из других кадетских корпусов. Обычно это были дети офицеров, получивших назначение в Приамурский военный округ. С их появлением в Хабаровском корпусе стало многое известно о кадетских традициях в других корпусах, о чем хабаровчане не имели понятия. Именно в это время у хабаровчан   возникло желание написать свою «Звериаду». За сбор и написание стихов взялся вице-унтер-офицер 4-го выпуска (1908 г.) Владимир Александрович Петрушевский. По его словам, он начал записывать слова «Звериады», как их помнили другие кадеты. Но вскоре он заметил много одинаковых, повторяющихся куплетов. Тогда Петрушевский начал писать чисто хабаровскую «Звериаду». К окончанию корпуса у него было собрано 120 куплетов, многие уверяли его позже, что в Америке якобы есть «Звериада» из 600 куплетов. Петрушевский, Александр Боголюбов и Борис Курбатов явились инициаторами издания журнала выпускной роты «Час досуга».

Через многие годы свои чувства в отношении  своего товарища-кадета Володи Петрушевского выразил Сергей Боголюбов  (5 выпуск):

                              «Все проходит в мире этом,

                               Только честь живет всегда;

                               Я останусь век кадетом,

                               Не помеха седина.

                                    Всех я вас в свои объятья

                                    Заключаю, как родных;

                                    Все кадеты мне, как братья,

                                    Отблеск в них времен златых.

                               Так мы верили друг другу,

                               Спайка крепкая была.

                               И кадетскому верь духу,

                               Корпус наш - своя семья».

Отвечая на это стихотворение, Владимир Петрушевский написал:

                              «Вот как нас разбросало по свету -

                               Ты в Нью-Йорке, попал я в Сидней,

                               Но невольно кадета к кадету

                               Манят отблески юности дней.

                                     Я тебя обнимаю за строки

                                     Про мой старый, кадетский талант -

                                     Видишь сам, что все те же «пороки»

                                     Сохраняет старик-эмигрант.

                                      Корпус - это не шалости детства,

        Это те же душа и мечты,

        Это - старых традиций наследство,

        Это значит, что я - это ты!»

Хабаровский корпус неоднократно подвергался проверкам со стороны военного министра, Главного управления военно-учебных заведений. Первым по распоряжению военного министра корпус посетил в апреле 1903 г. генерал-лейтенант  Рудановский. После завершения осмотра корпуса генерал отметил: «Порядки по учебно-воспитательной и хозяйственным частям установлены в корпусе во всем согласно с существующими законоположениями и в этом смысле оставили во мне приятное впечатление». Военный министр генерал от инфантерии Куропаткин, посетивший корпус в мае того же года, выразил директору свое полное удовлетворение по поводу увиденного. Генерал Якубовский, посетивший корпус в 1908 г., отметил: «Видно, что дело воспитания и преподавания в корпусе стоит на правильных началах».

В мае 1909 г. корпус посетил Великий князь Константин Константинович, и в течение трех дней он подробно знакомился с жизнью кадет, принял участие в заседании педагогического комитета корпуса. Уезжая, Константин Константинович сделал запись в «Книге для почетных гостей»: «Впервые прибыл в Хабаровский Графа Муравьева-Амурского кадетский корпус 11 мая 1909 г. Присутствовал 12 мая на прибивке корпусного знамени, а 13-го передал его на освящение корпусу. Нашел корпус в блестящем состоянии, о чем донес его Императорскому Величеству. 13 мая 1909 г. Константин».

Прибивка знамени состоялась в зале 1-й роты в присутствии Великого князя, командующего войсками Приамурского военного округа, генерал-губернатора, всего генералитета, почетных гостей, бывших воспитанников корпуса. Процедура прибивки полотнища к древку (кстати, уже заранее прибитого почти до конца) заключалась в том, что каждый подходящий к столу, на котором лежало Знамя, осенял себя крестным знамением, брал специально изготовленный для этого случая молоток, ударял по позолоченной шляпке гвоздя не столько физически, сколько символически. Клал молоток и, поклонившись Великому князю, удалялся на свое место. 

Первый выпуск состоялся в мае 1905 г. В соответствии с распоряжением военного министра  выпускники кадетских корпусов должны были сразу после выпуска явиться в училища для прохождения лагерных сборов. Первый выпуск Хабаровского корпуса вместе со своим воспитателем есаулом Плешаковым отправился в Киев, куда была распределена основная часть выпускников. Три выпускника направлялись в Константиновское артиллерийское училище, остальные - в Киевское пехотное училище, хотя половина кадет выпуска были казаками. Великий князь Константин Константинович, встретившийся с выпускниками Хабаровского корпуса в Петербурге на вокзале, выразил удивление, почему кадеты так плохо учили математику. Ознакомившись с выпусными баллами, заметил, что направлений в специальные училища было прислано мало потому, что корпус еще не успел зарекомендовать себя у чиновников Главного управления военно-учебных заведений. Он обещал добавить выпуску по справедливости несколько заслуженных им вакансий. Вскоре хабаровцы получили дополнительные вакансии в артиллерийские училища и  Николаевское кавалерийское училище.

К 1913 г. с учетом выпусков из Приготовительной школы корпус окончили 279 воспитанников. Из них 62 человека поступили в специальные военные училища, 153 - в пехотные и кавалерийские училища, 7 - в морской корпус, 1 человек - в военно-медицинскую академию, 8 - в высшие гражданские учебные заведения

В память о кадетах-хабаровчанах в «Журавле» писалось:

                              Ездят на собачей шкуре

                              Хабаровцы на Амуре.

                                 Водку пьют, храня заветы,

                                 То хабаровцы-кадеты. 

 

Директорами корпуса последовательно были:

 

1.   Генерал-майор А.Н.Ваулин                                       (1900-1905);

2.   Генерал-лейтенант С.П.Беликов                              (1905-1908);

3.   Генерал-майор К.К.Гришков                                    (1908-1913);

  1. 4.   Генерал-майор А.В.Большев                                      (1913-1916);
  2. 5.   Генерал-майор К.К.Никонов                                     (1916 -1920);
  3. 6.   Генерал-майор А.А.Корнилов                                   (1920 -1925).

 

Генерал К.К.Гришков покорил сердца кадет с первого своего появления перед строем корпуса. Высокого роста, с длинной развевающейся бородой, он постоянно находился на территории корпуса, вникая во все вопросы жизни корпуса. Высокообразованный педагог, хороший организатор и командир, сам в прошлом кадет Сибирского кадетского корпуса, он отлично понимал душу кадет. Его часто можно было видеть играющим с кадетами старших рот или организующим веселые игры малышей. К.К.Гришков от природы был одарен могучим басом, голосом редкой красоты - низкой бархатной октавой. Большой любитель церковного пения, он пел с кадетами на клиросе в корпусной церкви и принимал участие в корпусных концертах. По поводу его кончины один из кадет написал стихотворение, где были такие строки:

                                  Он был отцом нам. Справедливый,

                                  Он сердцем чутким обладал...

                                  И умер от трудов над нивой,

                                  Которой  жизнь свою отдал.

Высококультурным человеком проявил себя на посту директора генерал Александр Владимирович Большев. Он много сделал для  развития  в кадетах стремления к изяществу и красоте. Будучи музыкально образованным человеком, он содействовал совершенствованию мастерства  созданных в корпусе оркестров. При нем было организовано несколько патриотических концертов, позволивших собрать большие средства на благотворительные цели.

Пожалуй, самым выдающимся воспитателем в истории Хабаровского кадетского корпуса был полковник Дмитрий Павлович Мартьянов. Именно Мартьянов и его жена Анна Цезаревна в 1886 г. создали у себя дома школу для детей офицеров, служивших в Хабаровске. Мартьянов принимал активное участие в создании и формировании Приготовительной школы, кадетского корпуса, был руководителем этих заведений. Через руки Мартьянова прошли все кадеты от первого набора и до последнего выпуска кадет-хабаровцев в 1925 г. на территории Югославии. С.Н.Боголюбов, вспоминая Мартьянова, писал: «Мы всей душой тянулись к Мартьянову. Он был как родной. И перед нами часто вставал вопрос: «А почему он не директор?». Старшие объясняли нам, что Дмитрий Павлович не был карьеристом, и всю свою жизнь, все свои силы, всю свою большую любовь отдал своему милому детищу, родному Хабаровскому корпусу». В этой же связи Владимир Петрушевский писал: «Это Дмитрий Павлович вложил в дух корпуса все лучшее, что он имел. И это лучшее было воспринято корпусом». Умер Мартьянов в Югославии в начале 30-х гг., находясь на службе в Крымском кадетском корпусе.

Среди преподавателей кадетского корпуса большим уважением пользовался инспектор классов Бабченко, преподававший в корпусе математику. Он был очень строгим преподавателем, и кадеты боялись его. Зная привычку Бабченко заранее составлять контрольные работы, кадеты научились определять место, где он их оставляет, вытаскивали работы, переписывали и прятали обратно. Однажды при передаче задач он поймал свою дочь, гимназистку, и на глазах кадет наказал ее, но она и дальше продолжала помогать кадетам. Бабченко всегда удивлялся, почему все так хорошо решали задачи.

Преподаватель немецкого языка Эпфарт был глубоко уверен в том, что кадет никогда не может хорошо знать уроков, и у него обязательно где-то спрятаны шпаргалки. Он всегда предупреждал, что его не проведешь, и виновных он обязательно поймает.

Многие  выпускники кадетского корпуса приняли участие в русско-японской войне 1904-1905 гг.,  в 1-й мировой войне и сложили в боях свои головы.15 воспитанников корпуса, еще будучи кадетами, получили Георгиевские кресты и бронзовые медали. Бодиско и Троянович-Петровский – Георгиевские кресты 4-й степени, Коротких – серебряную медаль за участие в обороне Порт-Артура; Колесников, Орфенов, Зарембо, Шауман, Буковецкий и Тарасов - серебряные медали за участие в обороне г. Благовещенска, 5 кадет - бронзовые медали за пребывание в зоне военных действий в русско-японскую войну.  Из числа бывших питомцев Хабаровской приготовительной школы принимали участие в сражениях на полях Маньчжурии и Ляодунского полуострова: князь Гантемиров (награжден орденом св. Георгия 4 степени), капитаны А.П.Гроссевич, Филадельфов и  И.П.Хабаров (награждены орденами с мечами и бантами), зауряд-прапорщик М.Гроссевич (имеет четыре степени знака отличия Военного ордена).

Начало первой мировой войны, ход первых боевых действий вызвали в кадетской среде прилив энтузиазма. Приехавших с каникул кадет горячо интересовали поступавшие с фронта вести. В каждом классе была большая карта, на которой отмечалась флажками линия фронта. С гордостью и радостью встречали кадеты выпускников корпуса, которые успели принять участие в боевых действиях. Бывали случаи побегов на фронт, но за дальностью расстояний все попытки кончались неудачно.

Отречение царя и октябрьскую революцию хабаровцы не приняли. Кадеты понимали, что речь идет о закрытии их корпуса, и всячески пытались выразить свое возмущение ходом происходивших событий. Когда в Хабаровске состоялся революционный парад, и рабочие дружины и отряды проходили перед трибуной с красными знаменами, Хабаровский корпус прошел под звуки гимна России с национальным российским флагом. В декабре 1917 г. многие кадеты 6-го и 7-го классов бежали из корпуса в белые отряды. Некоторые из них сразу же оказались в отряде атамана Семенова, другие попали в так называемую «Роту особого назначения». Многие кадеты были зачислены в артиллерию.

В Хабаровске корпус просуществовал до 1 мая 1918 г. Местный совет народных депутатов постановил закрыть корпус, детей отослать к родителям, а сирот отдать в приют для беспризорных. Корпус был превращен в гимназию военного ведомства. Директором учебного заведения в это время был генерал-майор М.П.Никонов. Среди преподавателей появились люди с демократическими взглядами, которым было очень сложно адаптироваться в среде ветеранов кадетского корпуса. Кадеты заняли непримиримую позицию по отношению к большевикам. 7-й класс был выпущен досрочно. Вскоре по указанию вышестоящих органов власти из корпуса были уволены все, кто достиг пенсионного возраста. М.П.Никонов стал приватным преподавателем математики. Во главе корпуса стал выборный комитет, состоявший из педагогов и служащих. В середине 1918 г. из-за сложившегося  в корпусе враждебного отношения к власти кадеты были распущены по домам, сирот поместили в детский приют, а здание корпуса и квартиры служащих были заняты различными учреждениями. Со складов было расхищено имущество корпуса, в городе появились дети рабочих в кадетской форме.

Когда атаман Калмыков, а вслед за ним и японцы, в сентябре 1918 г. заняли Хабаровск, Калмыков разрешил собрать всех кадет и служащих и возобновить занятия в корпусе. Генерал Никонов взялся за устройство корпуса в новых условиях. Все кадеты были откомандированы из боевых частей в распоряжение директора кадетского корпуса. Кадеты, служившие у атамана Семенова, получали от него месячное жалованье в размере 80 керенок. Для окончивших корпус Калмыков распорядился открыть при корпусе военное училище, начальником которого был назначен полковник Мартьянов. В училище было принято 22 человека, 20 октября 1918 г. в нем начались занятия. Разлагающее влияние на кадет в это время оказывали японцы, которые угощали их папиросами и японской водкой сакэ. 1918-1919 учебный год прошел в экстремальных условиях. Осенью 1919 г. все юнкера по окончании курса были произведены адмиралом Колчаком в хорунжие, училище развернулось в сотню. В конце декабря 1919 г. кадеты 16-го выпуска закончили курс в Хабаровске и получили аттестаты за подписью директора, инспектора классов и секретаря корпуса.

По воспоминаниям генерала А.А.Корнилова, инспектора классов Хабаровского корпуса, возглавившего корпус после Никонова, 1919-1920 учебный год в корпусе начался нормально, и даже японцы освободили здание корпуса. Однако после роспуска кадет на рождественнские каникулы отрядами партизан Хабаровск был отрезан как от Владивостока, так и от Харбина и  Благовещенска. Уехавшие в эти города кадеты не могли вернуться в срок в корпус на занятия. Только часть кадет смогла приступить к занятиям. В середине февраля 1920 г. японцы и отряд атамана Калмыкова под натиском Красной Армии покинул город. Вскоре город покинули те, кто оставался в Хабаровском   корпусе и военном училище.

В Хабаровском кадетском корпусе на момент его закрытия  состояло по списку 666 кадет, при штатной численности 500 кадет. Численность кадет возросла за счет беженцев из других кадетских корпусов

На долю генерала А.А.Корнилова пришлась самая трагичная страница в жизни Хабаровского корпуса - вывод корпуса из России и размещение его в Югославии. По отзывам всех кадет, которых он вывез в Югославию, А.А.Корнилов с отеческой ласковостью заботился о них, проявляя максимум такта и терпенья во время труднейшей эвакуации. Он знал по имени каждого кадета, часто разговаривал с ними, интересуясь их мыслями и настроением.  Многие из кадет, кто эвакуировался с Корниловым из России, только с возрастом оценили то мужество, которое генерал проявил  в 20-е годы.

В октябре 1920 г. все хабаровские кадеты были собраны в казармах 35-го полка на Русском острове под Владивостоком. Полковник Мартьянов прибыл на остров с последней партией кадет и корпусным имуществом. Во Владивостоке корпус слился с обычной школой под руководством генерала А.А.Корнилова. Численность школы составила 425 человек. Были сохранены традиции Хабаровского корпуса. Даже организационная структура осталась прежней. В мае 1921 г., когда во Владивостоке к власти пришло правительство во главе с Меркуловым, а командующим войсками стал генерал Вержбицкий  «Хабаровская школа 2-й ступени» была преобразована в кадетский корпус. Во время пребывания во Владивостоке кадеты старших классов принимали активное участие в боевых действиях против Красной Армии. Многие кадеты участвовали в последних боях по Волочаевском и Спасском.

Раненые кадеты доставлялись непосредственно в лазарет кадетского корпуса, где им оказывалась медицинская помощь. К концу сентября 1922 г. кадетский корпус стал готовиться к эвакуации. Эвакуацией воинских частей из Владивостока руководил             вице-адмирал Старк. Он решительно отказался взять младшую роту кадетского корпуса, которая, по его указанию, должна была быть направлена в Омск, где детей предполагалось вернуть родителями.

Кадетам, которые должны были эвакуироваться, было роздано по две смены белья, шинели, одеяла, новые сапоги. Были взяты учебники из расчета по две книги на каждого, так чтобы для класса получился полный комплект. Все имущество корпуса было свезено на берег для погрузки на транспортные суда. В ночь на 25 октября 1922 г. Хабаровский кадетский корпус был погружен  на корабли. Маршрут эскадры выработан не был. Часть судов пошла на Филиппины, другие – в Китай.  Переход судов по осенним морям и океану оказался очень тяжелым. Многие суда попали в жестокий шторм, погиб бывший корабль пограничной стражи, вспомогательный крейсер «Лейтенант Дыдымов», на котором находилась группа кадет Хабаровского и 1-го Сибирского кадетских корпусов. Предположительно, судно затонуло из-за сдвига котлов во время шторма. Корабль опрокинулся  и мгновенно исчез под водой. На поверхности моря  никаких следов от судна или спасшихся пассажиров не оказалось.

Историку-краеведу А.М.Буякову  удалось разыскать  в архивах Гуверовского института войны, революции и мира список офицеров, рядовых и кадет, находившихся на вспомогательном крейсере «Лейтенант Дыдымов». Список был подготовлен флаг-капитаном флотилии. В память о погибших кадетах ниже приводится список  кадет Хабаровского и 1-го  Сибирского кадетских корпусов, погибших  на  крейсере «Лейтенант Дыдымов»: Артюхов, Голованенко, Гудим, Доброхотов, Ельцов, Жигалин, Куксель, Лаврищев, Лиоренцевич, Мельницкий, Миляев, Морозко, Оссовский, Парицкий, Петухов,  Пяловский, Семейников, Степанов, Суслов,  Филатьев, Чибизубов, Черняев,  Чистяков. Имена кадет не сохранились. Предположительно,  командовал кадетами полковник  Овчинников.                                     

            В Шанхае кадеты оказались под патронатом международного комитета, однако власти города  настаивали на отъезде корпусов из Шанхая. По договоренности с властями Сербии, разрешившими ввезти 500 человек, кадеты, эвакуировавшиеся из Владивостока, были направлены в Сербию. Организацию переезда кадет взяла на себя французская миссия в Шанхае, через которую шла переписка с сербами. На сербский берег кадеты высадились в Сплите. Кадет и семьи корпусных служащих разместили в казарме пехотного полка, зачислили на солдатский паек. К этому времени в Сербии уже функционировали эвакуированные из России кадетские корпуса. Все прибывшие  в Сербию кадеты были распределены в Донской Императора Александра III,  Первый русский и  Крымский кадетские корпуса.

 

                   Краткая библиография:

 

1. Боголюбов С., Егоров В., Мартьянов А. «Хабаровский Графа Муравьева-Амурского кадетский корпус», Буэнос-Айрес, 1950.

2. Греков Ф.В. «Краткий исторический очерк Военно-учебных заведений, 1700-1910», М., 1910.

3. Плеханов А.М., Попов А.А. «Наследники Суворова», М., 2001.

4. Сейфулин Л. «Из истории Хабаровского графа Муравьева-Амурского Кадетского корпуса», -  «Военная быль»,  № 16, 1956.

 

 


Фасады и интерьеры
1 2 3 4
5 Великий  князь Константин Константинович -6 Офицеры и кадеты -8 Офицеры и кадеты-7
Великий князь Константин Константинович -6 Офицеры и кадеты -8 Офицеры и кадеты-7
Строевые учения -9
Строевые учения -9

Начальники и педагоги

Выпускники

Наследие