Казанли Николай Иванович

Казанли Николай Иванович

5.12.1867 г. - 5.08.1916 г., Пг.

Православный. Женат, сын: Дмитрий (1904-1959) .

Образование: Петровский Полтавский кадетский корпус (1886), офицерский экзамен при Михайловском артиллерийском училище (1889, на чин поручика полевой артиллерии), Одесская музыкальная школа, Санкт-Петербургская консерватория (1894).

Чины: вступил в службу (31.08.1886), подпоручик (ст. 19.05.1889), поручик (ст. 19.05.1893), штабс-капитан (ст. 13.07.1897), капитан (ст. 19.05.1901), подполковник (ст. 17.04.1905), полковник "за отличие по службе" со ст. 4.07.1911 (1911), генерал-майор (1916).

Прохождение службы: в 24-й артиллерийской бригаде, обучался в СПб. консерватории (1891-1894), в распоряжении начальника Главного управления военно-учебных заведений (5.09.1900-после 1.05.1911), обер-офицер для поручений при начальнике Главного управления военно-учебных заведений (17.05.1903-?), причислен к Военному министерству (6.12.1908), штатный преподаватель музыки 2-го кадетского корпуса (10.08.1909-после 1.08.1916).

Награды: С3 (1903), А3 (1906), С2 (1912).

Прочие сведения: в консерватории изучал теорию композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Изучал контрапункт у Ю. И. Иогансена и пользовался советами М. А. Балакирева, с которым был близок. Сочинения Казанли свидетельствуют о техническом мастерстве, вкусе и творческой фантазии, не отличаясь новизной мысли, формы и приемов. Одно из выдающихся их качеств — колоритная инструментовка. Казанли принадлежит много работ по инструментовке чужих произведений. Дирижировал (1897—1904) русскими симфоническими концертами у Кайма в Мюнхене, где под его управлением впервые в Германии была исполнена полностью опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». В 1900 это исполнение было повторено в Берлине. В 1902 г. Казанли дирижировал в Праге и в Киссингене. Редактировал и перевёл с немецкого (по завещанию автора) посмертный труд Ю. Иогансена, «Учебник строгого контрапункта». Сотрудничал по музыкальной части в газете «День» (1890-91), в журнале «Артист» (1891-93); в «Munchener Allg. Zeitung», «Deutsche Musik-Z.»; в «Die Musik» (1901-1905) и др. Руководил преподаванием музыки в лицее, инженерном училище и во 2-м кадетском корпусе. Состоял членом комиссии по улучшению военной музыки. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

Сочинения:
Для оркестра:
симфониэтта «G-dur» (1893);
симфония f-moll и баллада «Ленора» (1897);
«Villa am Meer» (фантазия на картину Бёклина, Санкт-Петербург, «Русский симфонический концерт», 1913);
«Ночь карнавала», музыкальная картина (Санкт-Петербург, в тех же концертах, 1914);
опера "Миранда" (Мариинский театр).
Для хора с оркестром:
Русалка (Л. А. Мей);
Волк на псарне (И. А. Крылов);
«Торжественная кантата» на 200-летие 2-го кадетского корпуса (1912).
Для хора a capella:
«Великая панихида».
Казанли принадлежит также несколько романсов.

Источники: Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.