Корпус Лицей Императора Николая II 1930

История

Корпус-лицей  императора Николая II был учрежден 1 января 1930 г. в Париже,  просуществовал до 1964 г. и стал последним  зарубежным  российским кадетским корпусом.

            В 1926 г. во время работы VII cъезда зарубежных кадет в Париже произошла встреча генерал-лейтенанта В.В.Римского-Корсакова  с группой выпускников 1-го Московского  Императрицы Екатерины II кадетского корпуса. Во время этой встречи было высказано пожелание об открытии в Париже кадетского корпуса. Среди тех, кто встречался с В.В.Римским-Корсаковым, был выпускник Морского корпуса Белоусов, некоторое время обучавшийся в 1-м Московском  кадетском корпусе. Белоусов не только проявил интерес к высказанной идее, но и решил принять активное участие в поиске средств для покупки здания для корпуса.

Вскоре по служебным делам Белоусов вылетел в Соединённые Штаты, где очень надеялся найти поддержку у кого-либо из многочисленных знакомых. Особые надежды он возлагал на одного из своих друзей по Морскому корпусу гардемарина Анастаса Вонсяцкого, женатого на богатой американке.

Чтобы разговор был предметным, Белоусов привёз с собой два иллюстрированных журнала из истории Крымского кадетского корпуса. В одном из журналов на фотографиях были изображены маленькие оборванные и грязные кадеты, только что прибывшие из России в Королевство С.Х.С., а в другом – они же, уже в кадетской форме в качестве воспитанников Крымского корпуса под руководством  В.В.Римского-Корсакова.

«Показав эти журналы Вонсяцкому и спев с ним нашу «Звериаду», –   писал Белоусов в письме одному из своих друзей, – я сказал, что уверен в том, что он поможет генералу в его хорошем начинании. Вонсяцкий спросил: «Сколько надо?» Я сказал, что отвечу дня через три и послал Римскому-Корсакову телеграмму. Через два дня я получил ответ: «Хорошо, если бы 100 тысяч франков». Вонсяцкому я сказал – 200 тысяч франков. Не говоря ни слова, он подписал чек на 200 тысяч франков (тогда это было 20000 долларов).  1/  

В конце августа 1929 г. в Париже был зарегистрирован «Русский комитет», предназначенный для возможной организации русских учебных заведений: для мальчиков – Кадетского корпуса  императора  Николая II, для девочек – лицея Императрицы Александры Федоровны. Комитет возглавил   князь Никита Александрович, а почётное покровительство над создаваемыми учебными заведениями взяли Великая княгиня Ксения Александровна и князь Гавриил Константинович. В состав комитета вошли Архиепископ Серафим, генерал А.П.Кутепов, Н.Д.Тальберг, князь М.Горчаков. 2/

            Из двух проектов удалось осуществить только один – создать учебное заведение для мальчиков – Корпус-лицей Императора Николая II. На пост директора корпуса Попечительский совет пригласил генерал-лейтенанта  В.В.Римского-Корсакова.

На полученные деньги был куплен дом в местечке Виллье-Ле-Бел в 18 км к северу от Парижа. Здание, предоставленное корпусу, было запущено, в нем никто не жил. Фасад здания выходил на улицу, а с тыльной стороны к нему примыкал большой участок, заросший травой и кустарником. Обстановка  в здании была  скромная и небогатая. Постепенно здание было приведено в порядок и приспособлено для занятий. Просторный участок, примыкавший к зданию,  был превращен в плац для строевых занятий, игр и проведения занятий по гимнастике.

            Корпус-лицей начал формироваться с нуля. Всё приходилось доставать: кровати для спален, парты для классов, учебники и учебные пособия, кадетскую форму. Для этого устраивали благотворительные балы, проводили сбор средств среди русского людей, желавших воссоздания кадетского корпуса.

            Ввиду того, что французский закон  запрещал существование иностранных военных учебных заведений на территории Франции, учебное заведение попеременно называлось то Корпус, то Корпус-лицей или Лицей императора Николая II, или Русский лицей, а перед закрытие в 1964 г. просто Русская школа. Ведавший делами корпуса Русский комитет возглавил генерал Е.К.Миллер, а после его похищения  советскими чекистами, генерал-майор – Е.Ю.Бем.

                            Директорами  корпуса-лицея последовательно были:

  1. Генерал-лейтенант В.В.Римский-Корсаков (1930-1933);
  2. Генерал-майор И.Я.Врасский (1933-1940);
  3. Генерал-майор О.И.Лебедев (1940-1942);
  4. Действительный статский советник Н.К.Штемберг (1942-1947);
  5. Генерал-майор В.Н.Выгран (1947-1949);
  6. Князь Друцкой (1949-1950);   
  7. Дурасов и полковник Г.А.Апрелев  (1950-1959);
  8. Н.В.Галушкин и полковник князь Ханыков (1959-1964).

В соответствии  с утвержденным положением  «Корпус-лицей Императора Николая II является закрытым учебным заведением и имеет целью воспитание и образование русских детей и юношей в духе девиза Императорских российских кадетских корпусов – «Вера, Царь и Отечество».  Корпус не представляет собою благотворительного учреждения и в текущих своих потребностях содержится на поступления платы за воспитанников. В корпус принимаются дети беженцев, при приёме  преимущество отдаётся сыновьям бывших кадет. Курс корпуса рассчитан на 8 классов (если встретится необходимость, то и приготовительный) с программой кадетских корпусов, изменённой сообразно условиям времени и места. 3/

В течение всех лет существования корпус функционировал за счет  взносов родителей, на частные пожертвования, прибыль от благотворительных концертов и балов и ежегодную помощь Лидии Павловны Детерлинг.

Программа обучения должна была гарантировать выпускникам после окончания Корпуса-лицея получение степени бакалавра и поступление во французские ВУЗы. До четвертого класса преподавание велось на русском языке (уроки французского языка были ежедневно), с четвертого класса – основные предметы преподавались на французском языке. Закон Божий, русский язык, русская история, география и законоведение – на родном русском языке. На территории корпуса кадетам разрешалось носить установленную для воспитанников форму. За пределами корпуса воспитанники должны были находиться в гражданском платье. Для корпуса устанавливался особый нагрудный знак.

            Корпус постоянно испытывал финансовые затруднения, поэтому долгие годы не удавалось одеть всех кадет в одинаковую форму. Эта цель была достигнута только в 1940 году. Во время немецкой оккупации кадеты не только ходили в одиночку в форме, но и строем, к большому удивлению населения, которое не могла понять, кто они такие.

             За время существования (1930-1964) корпус прошел три периода в своем развитии:

            1930-1937 гг. – корпус располагался в местечке  Виллье-Ле-Бел в 18 км к северу от Парижа. В это время происходило становление корпуса. Был произведен 1-й выпуск.

            1937-1959 гг. – корпус находился в Версале. Новый дом был арендован и отреставрирован усилиями капитана Б.В. Сергеевского. В 40-х гг. в корпусе числилось свыше 100 кадет.

            1959-1964 гг. – корпус переехал в г. Дьепп, на берегу Ла-Манша, куда он был перевезен Л.С. Ракитиным.  В 1964 г. корпус перестает существовать.

1 ноября 1930 г. в корпус приехали первые  32 кандидата на поступление. После вступительного экзамена воспитанники был разбиты на 2 класса: старший приготовительный – 17 и первый класс –15 воспитанников. При открытии корпуса генерал В.В.Римский-Корсаков произнес фразу: «С мала ключика студёна потекла река, с невеличка зачиналась Москва», которая затем была выписана на стене корпусного зала среди множества портретов, гравюр и реликвий старой России и заповедей генералиссимуса А.В.Суворова: «Послушание, Упражнение, Дисциплина, Чистота, Здоровье, Опрятность, Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава! Слава! Слава!».

            Висело также завещание генерала Римского-Корсакова:

                            Я Вам завещаю одно:

                            Храните святые заветы,

                            На Русь принесите все то,

                    Чем русские жили кадеты. 4/

            Воспитателем первого класса был назначен капитан В.Р.Маевский, выпускник Михайловского артиллерийского училища, бывший офицер-воспитатель Крымского кадетского корпуса, офицером-воспитателем старшего приготовительного – полковник Б.Д.Приходкин, Георгиевский кавалер, выпускник Петровского-Полтавского кадетского корпуса (1896), Константиновского артиллерийского училища (1898).

Б.Д.Приходкин сыграл большую роль в жизни Корпуса-лицея, в истории кадетского движения. Он был одним из тех, кто по крупицам  собирал материалы по истории российских кадетских корпусов, издавал журнал «Кадеты», написал трилогию «Кадет. Юнкер. Офицер», создал музей «Родной корпус», участвовал в создании Союза  Российских  кадетских корпусов в Париже.

Борис Дмитриевич Приходкин родился 11 ноября 1877 г. в Харьковской губернии в семье потомственного дворянина. Службу начал младшим офицером батареи 32-й артиллерийской бригады. Затем служил делопроизводителем в этой же бригаде, начальником дивизионной учебной команды. Участник Первой мировой войны, имел ранения и контузии. В 1917 г. – командир дивизиона.

Награждён Георгиевским оружием в ноябре 1917 г., орденами Святого Станислава 2-й и 3-й степеней, Святой Анны 3-й и 4-й степеней, Святого Владимира 4-й степени, мечами и бантом к к ордену Святого Станислава 3-й степени, мечами к ордену Святой Анны.

Эмигрировал во Францию, где с 1923 г. вёл работу по объединению бывших воспитанников императорских кадетских корпусов. У себя на квартире создал музей кадетских корпусов и военных училищ «Родной корпус». С 1930 г. – офицер-воспитатель Корпуса-лицея Императора Николая II во Франции. Скончался в июне 1950 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. 5/

Усилиями директора корпуса были созданы корпусная церковь, украшенная наиболее чтимыми русскими иконами, корпусная  библиотека, основу которой составили русские и французские книги.

Стены помещений корпуса были украшены видами московского Кремля, Санкт-Петербурга, репродукциями картин русских известных художников, портретами русских писателей, художников, музыкантов, учёных. В.В.Римский-Корсаков всей своей деятельностью стремился привить кадетам любовь к далекой России. Он преподавал кадетам русский язык, литературу, историю и географию, в свободное время читал им произведения  русских писателей. «Кадеты должны чувствовать любовь к себе, чтобы полюбить корпус, – говорил генерал В.В.Римский-Корсаков, – а через корпус они узнают и полюбят Россию». 6/

Одно время воспитателем в младшем класс был известный российский историк А.А.Керсновский, автор «Истории русской армии».

Набор в корпус производился ежегодно, но классы были немногочисленными, по 8-10 человек.

Учебный день в корпусе начинался с подъёма в 7.00. Затем следовали обязательная гимнастика, водные процедуры, молитва. Завтрак обычно состоял из чая с молоком, ячменного кофе, хлеба с вареньем, какой-либо каши. В 8.30 начинались уроки,  в 14.00 – обед и три часа свободного времени. С 17.00 – самоподготовка, в 21.30 – отбой.

С  1933 г. небольшие группы кадет, по 10-15 человек, стали ежегодно выезжать летом на юг Франции в лагерь Национальной организации витязей, где жили общей с витязями жизнью, но в отдельных палатках и ходили в своей форме. В 1933 г. В.В.Римский-Корсаков скончался, директором корпуса стал генерал Е.Я.Врасский.

            В апреле 1935 г. князь Гавриил Константинович стал Шефом старшего 5-го класса. В декабре того же года корпусу было вручено знамя.  Врученное Корпусу-лицею знамя в 1910 г. было пожаловано императором Николаем II Ливадийско-Ялтинской потешной роте – воинской организации русских мальчиков и юношей при сводном батальоне 52-го Виленского Его Императорского Высочества Великого князя Кирилла Владимировича полка. Во время  Гражданской войны знамя хранилось у генерала П.Н.Врангеля, который вывез его в Югославию, где оно было вручено восстановленному в Югославии Николаевскому кавалерийскому училищу.

После расформирования училища знамя было передано Великому князю Николаю Николаевичу. После его смерти стяг хранился у его супруги Великой княгини Анастасии Николаевны. Образец знамени был утвержден в 1883 г. и включал  три полосы: вверху – белую, посредине – желтую, внизу – черную. По углам – двуглавые орлы. В центре –  императорский вензель. На оборотной стороне в ополченском кресте икона Св.Алексея, митрополита Московского, т.к. потешные войска  носили имя Царевича Алексея.   7/

            Со временем знамя пришло в ветхое состояние. Ввиду этого в 2000 г. в Санкт-Петербурге при активном участии  выпускника  Ташкентского  СВУ   Э.С.Юсупова, была создана его точная копия. В июне 2001 г. знамя было доставлено в Париж. 20 июня 2001 г. состоялась прибивка знамени. 23 июня 2001 г. новое знамя участвовало в церемонии «Кадетской Скорби» на кадетском участке русского кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Знамя корпусу вручил генерал Е.Л-К.Миллер, который принял участие и в церемонии прибивки знамени к древку. Первым гвоздем, который Миллер вбил в древко, был приготовленный им  гвоздь из знамени императорской эпохи. По окончании прибивки генерал Миллер передал знамя  заместителю вице-фельдфебеля кадету Андрею Шмеману. Настоятель корпусного храма Зосима совершил установленный чин освящения знамени. После чего знамя было вручено коленопреклоненному директору, который, поцеловав знамя, передал его знаменщику. Кадеты поочередно подходили к знамени и, преклонив колено, целовали его.   

            Весной 1937 г. состоялся первый выпуск Корпуса-лицея. Было выпущено 9 человек: 6 вице-унтер-офицеров –  Н.Нестеров, П.Чесноков,  Г. Винтер, кн. Н.Репнин, И.Траскин, кадеты – К.Радищев, В.Голиков, С.Клепацкий и О.Орлов. Корпусной парад принимал князь Гавриил Константинович. В ходе парада кадеты продемонстрировали  присутствующим образцы формы  российской императорской армии: Александрийского гусара в венгерке, гвардейского артиллериста в полной парадной форме, морского офицера, гвардейского сапера, казачьего генерала.

            Летом 1937 г. корпус переехал в новое помещение в Версале, в историческое здание, в котором во время Первой мировой войны был расквартирован штаб английской армии.  До переезда в Версаль в корпусе было 7 классов.

В 1938-39 гг. Попечительским советом была издана  иллюстрированная брошюра с описанием жизни и истории корпуса. Корпусной праздник отмечался 19 декабря. На Рождество после возвращения  кадет с каникул устраивалась елка. Учебный год обычно заканчивался в мае весенним спортивным праздником  с участием родственников кадет, друзей и гостей.

Во время Второй мировой войны несколько выпускников Корпуса-лицея вступили в ряды Русской освободительной армии, один кадет участвовал в борьбе с фашизмом в рядах французского сопротивления.

Ввиду перемен в составе корпусного персонала в 1951 г. в лицее было прекращено  преподавание всех предметов, кроме Закона Божьего и русского языка, кадеты начали посещать французский лицей. Такое расписание значительно изменило характер корпусной жизни. Но кадетскую форму с алыми погонами носили в корпусном здании до конца, до 1964 г.

            К 1957 г. корпус не смог покрыть всех расходов по содержанию учебного заведения, не хватало средств на оплату здания, в котором располагался корпус. В 1959 г. корпус был перевезен в г. Дьепп, на северном берегу пролива Ла Манш. Это было далеко от Парижа, от русской колонии и количество кадет резко сократилось, а с этим и вклады родителей. Организации, которые раньше помогали, не в состоянии были продолжать помощь. К моменту переезда корпуса в нем числился 21 воспитанник, из которых только четверо имело родителей. К 1964 г. в корпусе осталось всего 7 человек: директор, его супруга, повар и 4 ученика. Летом  директор корпуса был вынужден сдавать комнаты отдыхающим. В 1965 г. дом, в котором размещался кадетский корпус-лицей, был продан.

            За все время существования Корпуса-лицея директора и офицеры-воспитатели никогда не носили военной формы. Форма кадет состояла из фуражки с красным околышем, гимнастерки защитного цвета зимой и белой  летом, чёрных брюк и ботинок.  Для гимнастических упражнений и выступлений кадеты надевали белые безрукавки с черными двуглавыми орлами.

            В Корпусе-лицее с годами сложились свои «традиции». Все кадеты старшего класса имели «кадетскую тетрадь», в которую заносились кадетские традиции, «Звериада», всевозможные воспоминания. Все поступившие в корпус назывались «шпаками» или «сугубыми» и оставались такими до «крещения». У каждого кадета был свой «крестный отец», который готовил крестника к «обряду крещения».  Церемония происходила под начальством «полковника»  выпуска, в присутствии «генерала» выпуска, ночью при свечах. Зачитывался «свод кадетских уставов» и по окончании церемонии кадету выдавалась полная форма. В конце учебного года ночью производились похороны «альманаха», сжигали тетрадь и закапывали гроб в присутствии двух «вдов», которыми  считались два последних ученика  выпускного класса.

            В 40-х гг. установилась традиция выдачи «погончика» подругам кадет старшего класса. Они его надевали с гордостью при парадных случаях. В корпусе исполняли и передавали из выпуска в выпуск «Звериаду». Каждый выпуск добавлял в «Звериаду» свои  куплеты. Но как бы «Звериада» ни удлинялась, последним куплетом был:

                        «Прощай же корпус, не забудем

                        Его торжественной красы.

                        И долго-долго помнить будем

            В нем проведенные часы».  8/

При корпусе со дня его образования  действовала  корпусная церковь св. Николая Чудотворца, в которой находились две иконы большого размера, заказанные генералом Римским-Корсаковым к открытию корпуса. Из кадетской среды корпуса-лицея вышло несколько священников и один архиерей: Савва Шимкевич, Петр Чеснаков, монах Серафим, Михаил Осоргин, Михаил Фотунатто, архиепископ Серафим.

            В 1939 г. Корпус-лицей окончил Александр Дмитриевич Шмеман(1921 - 1983), Протопресвитер, один из крупнейших богословов современности. Родился 13 сентября 1921 г. в г. Ревеле (Таллине) в Эстонии. Сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Шмемана, за  доблесть и боевые подвиги награжденного многими медалями и орденами в Первую мировую войну. 

 Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже   (1945). Преподавал в Свято-Сергиевском институте   церковную историю (1945-1951). В 1946 г. принял священство. В 1951 г. с женой   и детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии. Служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви   (с 1970 г. – Православная Церковь в Америке  ). В 1959 г. защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию.

С 1962 по 1983 гг. – декан Свято-Владимирской семинарии. Много выступал с проповедями по радио в передачах для России. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД)  . Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства. 9/

По данным выпускников Корпуса-лицея, в этом учебном заведении за 34 года существования прошло обучение около 500 воспитанников, около 150 окончили корпус с аттестатами. Первые 10 выпусков были проведены в Вилье-ле-Бел и Версале. 1-й выпуск в 1937 г. – 9  воспитанников; 2-й в 1938 – 17; 3-й в 1939 – 8; 4-й в 1940 – 11; 5 выпуск - данных нет; 6-й в 1943 г – 14; 7-й в 1945 – 14. По остальным выпускам данных  нет. Однако в 40-е гг. в корпусе ежегодно числилось около 100 кадет. 10/

 После закрытия корпуса кадеты стали периодически встречаться на дружеских встречах во Франции. С 1995 г. активно действует объединение кадет Корпуса-лицея Императора Николая II. Его председателем избран А.Д. Шмеман. Правление собирается регулярно 10 раз в году в помещении Кадетского музея при храме Знамения иконы Божьей Матери в Париже по адресу  87 Blvd. Exelmans, 75016, Paris. Хранителем  музея  является  А.Д. Шмеман – энтузиаст  кадетского  движения.

В день кончины Великого князя Константина Константиновича 15 июня объединение отмечает «День кадетской Скорби» – ежегодное поминовение всех скончавшихся офицеров-воспитателей, преподавателей кадетских корпусов и кадет. В этот день члены Объединения посещают кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. После панихиды все  собравшиеся участвуют в дружеской встрече с угощением в соседнем «Русском доме».

            В 2005 г. 11 июня автор книги «Кадетские корпуса Российской империи» В.А.Гурковский в «День кадетской скорби» посетил кладбище Сент-Женевьев-де-Буа  и символически возложил свою книгу на могилу кадет в память о тех, кому посвящена эта книга.

В 1980 г. объединение кадет Корпуса-лицея Императора Николая II. стало организатором  VII cъезда зарубежных кадет в Буживале под Парижем. Председателем съезда единогласно был избран А.Д.Шмеман. Подготовка к съезду и его проведение получили самую высокую оценку его участников. 11/

Андрей Дмитриевич Шмеман, родной брат Александра Дмитриевича Шмемана родился 13 сентября 1921 г. Окончил Корпус-лицей в 1939. В течение многих лет возглавлял в Париже организацию «Русские витязи», занимавшуюся приобщением детей к русской культуре и истории.

А.Д.Шмеман всю жизнь прожил с так называемым «нансеновским паспортом» – временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. «Нансеновские паспорта» были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года. Он был последним подданным Российской империи. Не имея местного паспорта, трудно было сделать и профессиональную карьеру. Многие годы А.Д.Шмеман работал администратором небольшой картинной галереи, но в то же время уделял много сил и труда социальной помощи людям из русской эмиграции.

В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Канне с А.Д.Шмеманом и вручил ему российский паспорт. 12/

А.С.Скрябин, кадет первого выпуска стал химиком, Н.Л.Корсаков –  архитектором, строителем, М.М.Синицкий – конструктором, Н.Б.Левшин – предпринимателем.

            И.И.Траскин, сын капитана лейб-гвардии Измайловского полка Ильи Владимировича Траскина, одного из основателей Корпуса-лицея, стал автором ряда изобретений, В месте с отцом всю жизнь собирал и хранил реликвии, связанные с русской историей и культурой. В семейном архиве Траскиных имеются документы XVII века, письма М.Ф.Достоевского и Л.Н.Толстого, гравюры, русские награды.

            И.В.Траскин хранил также архив Измайловского полка, собранный на чужбине офицерами-измайловцами. В 2002 г. И.И.Траскин передал бережно сохраненные реликвии семьи и полка в дар России. 13/

 

            Примечания:

 

     1. Кадетская перекличка. № 18. – Нью-Йорк. – 1977 г. С. 89.

     2. Кадетская перекличка. №  72-73. – Нью-Йорк. – 2002. С. 99.

     3. Там же. С. 100

     4. Там же. С. 108-109.

     5. Российская кадетская перекличка. № 4 – М. – 2008. С. 90

     6. Кадетская перекличка. № 72-73. – Нью-Йорк. – 2002. С. 102

     7. Российская кадетская перекличка. № 4– М. – 2008. С. 90

     8. Кадетская перекличка. № 72-73 – Нью-Йорк. – 2002. С. 117.

     9. Российская кадетская перекличка. № 5 – М. –  2008. С. 74

     10. Кадетская перекличка. № 72-73 – Нью-Йорк. – 2002. С. 117

     11. Кадетская перекличка. №.26. – Нью-Йорк. – 1980. С.3

     12. Российская кадетская перекличка. № 4 – М. –  2008. С. 74-75

     13. Свой. Журнал. – М. – 2004. С. 90

 

 

 

 


Фасады и интерьеры
022 Levchine 002 003
004 .7thclass.Formation 005 Infirmary copy 006 .MathClass
007 Group.Kremlin 008.Versailles'39 009
010 Gabriel.Cadets 011 Vladimir.'39 012.Dieppe.Bldg
013 014 015 class1w4
016 GenRKro2 017 018 ZakBoz
019.Pyramid 020.Christmas copy 021.Dormitory copy
001 023 Church.Inside

Начальники и педагоги

Выпускники

Наследие