Ташкентский кадетский корпус 1900
Ташкентский Наследника Цесаревича кадетский корпус учрежден указом императора Николая II 4 декабря 1901 года.
Этим указом Ташкентская приготовительная школа при 2-м Оренбургском кадетском корпусе на 100 казеннокоштных воспитанников была преобразована в кадетский корпус. Штатным расписанием в кадетском корпусе были предусмотрены 3 роты, общей численностью в 300 воспитанников, офицеров-воспитателей – 16 человек.
Приготовительная школа была создана приказом по Военному ведомству № 179 от 20.06.1899 г. Торжественное открытие Ташкентской приготовительной школы состоялось 1 сентября 1900 г. в здании Окружного инженерного управления в г. Ташкенте. Великий князь Константин Константинович в своем приветствии по случаю открытия школы писал: «От всей души приветствую вновь открытую Ташкентскую приготовительную школу. Благослови Бог это заведение, его будущее развитие и расширение. Искренне благодарю, что сообщили мне радостную весть. Константин».
Во время торжественной церковной службы по случаю открытия школы протоиерей Спасо-Преображенского собора в своей проповеди сказал: «Помолимся же Господу Богу, чтобы имеющие учиться в школе дети при полном здоровье росли, развивались умственно и нравственно готовились быть доблестными защитниками Отечества и достойными сынами своих славных туркестанских отцов».
Учитывая, что школа была создана при 2-м Оренбургском кадетском корпусе, и что кадетский корпус и школа комплектовались сыновьями офицеров-туркестанцев, на имя директора 2-го Оренбургского кадетского корпуса была послана телеграмма: «Личный состав и воспитанники школы шлют товарищеский привет старшему брату с пожеланием всякого преуспеяния на благо Родине». В ответной телеграмме было сказано: «Да здравствует на многие лета новорожденная школа. Кадеты шлют наилучшие пожелания маленьким товарищам, сердечно благодарим за привет».
В 1900-1901 учебном году школа состояла из одного начального класса, и в ней обучалось 30 воспитанников. Директором школы был назначен полковник И.М.Бонч-Богдалевский. Успешно окончившие курс школы без экзаменов переводились в 3-й класс 2-го Оренбургского корпуса. В учебно-воспитательных вопросах школа руководствовалась Положением о кадетских корпусах и соответствующими инструкциями. Она подчинялась командующему войсками Туркестанского военного округа, непосредственный контроль за учебным процессом и дисциплиной в школе осуществлял начальник Окружного штаба.
Важным событием в жизни школы стало участие ее воспитанников в параде войск гарнизона буквально через 1,5 месяца после открытия. Хотя время обучения строевой подготовке 8-10-летних мальчиков было ограничено, было принято решение об участии школы в параде со всеми войсками. Прохождение воспитанников школы с восторгом восприняли все присутствовавшие на параде.
Высшее командование края с любовью и предупредительностью относилось к кадетам. Командующий войсками в ряде случаев отпускал собственные средства на эстетическое и нравственное воспитание кадет, на совершенствование материальной базы школы. Воспитанников приглашали на концерты артистов, приезжавших в Ташкент на гастроли. В конце 1900 г. для них была устроена новогодняя елка. В начале 1901 г. воспитанники школы были приглашены на елку к начальнику Окружного штаба.
На средства командующего была приобретена специальная санитарная карета, отстроены баня, прачечная, в которой установили стиральную машину. При школе оборудовали фотографический кабинет на 12 рабочих мест. От супруги командующего в подарок школе поступил рояль
Для занятий по ботанике Великий князь Константин Константинович подарил школе оранжерею тропических растений и червоводню для разведения шелковичных червей. От генерала Федорова, выпускника кадетского корпуса, поступил комплект столярных инструментов. Солдаты 13-го стрелкового батальона подарили школе гигантскую степную ящерицу-варана длиной в 1,5 сажени.
В 1901 г. на правом берегу реки Салар было завершено строительство для школы нового здания, куда и были переведены ее воспитанники. Здание было построено по планам и под руководством военного инженера полковника М.Н.Ермолаева. После завершения строительства основного корпуса к зданию продолжали пристраивать боковые крылья, был построен городок с квартирами для офицерского и преподавательского состава и их семей, для семей служителей корпуса. Основное здание производило самое благоприятное впечатление как внешней, так и внутренней отделкой – высокие светлые комнаты, просторные помещения для всех классных отделений, спален, столовой, рекреационного зала.
Школе был выделен участок земли для рощи, сада и огородов При ней было оборудовано собственное стрельбище, плац для строевых занятий, обсерватория с вышкой и великолепным телескопом. Обсерваторией пользовались ученики и ученицы местных гимназий. Все корпуса и здания учебного заведения отапливались с помощью центрального отопления. У школы была своя электростанция. В день годовщины школы 2 сентября 1901г. состоялось освящение нового здания.
Дружная, интенсивная деятельность педагогического коллектива Приготовительной школы нашла высокую оценку со стороны Великого князя Константина Константиновича. Ознакомившись с «Обзором деятельности Ташкентской приготовительной школы 2-го Оренбургского кадетского корпуса», Великий князь оставил на полях многочисленные пометки: «Правильно», «Отрадно», «Прекрасно», «Прочел с удовольствием».
С 4 декабря 1901 г. школа преобразовывалась в Ташкентский кадетский корпус. Корпусу был присвоен черный погон с буквами ТКК. 5 декабря 1902 г. было принято решение, в соответствии с которым воспитанники, окончившие в 1903 г. курс Ташкентской приготовительной школы, должны были продолжить обучение в Ташкенте, а не во 2-м Оренбургском кадетском корпусе. Для них с началом 1903-1904 учебного года открывался 3 класс с программой, соответствующей курсу кадетского корпуса. В том же 1903 г. надлежало принять в корпус 40 малолетних воспитанников.
11 мая 1902 г. учебный год во вновь образованном кадетском корпусе завершился публичными испытаниями по внеклассным занятиям для бывших воспитанников школы. После двух лет изучения французского языка силами воспитанников удалось поставить четырехактную пьесу на этом языке. Местная пресса единодушно отметила свободное владение кадетами иностранным языком. Струнный оркестр из 18 человек исполнил «Торжественный марш» Эйленберга и мелодию Варламова. Кадетский хор в составе 80 человек исполнил несколько русских песен, после чего кадеты хором выразительно прочитали басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и «Демьянова уха»
В день испытаний была развернута выставка кадетских изделий, изготовленных на уроках ручного труда. Поделки поразили посетителей разнообразием и практичностью. «Все платяные и сапожные щетки, которыми пользуются кадеты, изготовлены их собственными руками, – писала местная газета. – Садовые лейки, кружки и даже крючки для курток – все сделано ими же. Учебники, находящиеся на руках у кадет, часть книг библиотеки переплетены детьми. Не было забыто столярное и даже сапожное ремесло: изготовляются нехитрого покроя скороходы (ночные тапочки) для употребления в спальне». В столярной мастерской корпуса изготовлялись табуретки, скамейки. Большое впечатление на посетителей корпуса произвела выставка фотографий, сделанных кадетами.
Подводя итог дню, проведенному в корпусе, та же газета отметила: «Его Высокопревосходительство с супругой в сопровождении генералитета, отбывая, выразил свое особенное удовольствие директору корпуса полковнику И.М.Бонч-Богдалевскому и всем чинам учебно-воспитательной службы.
«Все, начиная с пьесы до огородов, прекрасно, редиска вкусна, сады произрастают, черви растут. Радуюсь, что вы умеете и учиться, и веселиться. От души желаю вам того же и в будущем, - заметил командующий. – Но что особенно обращает на себя внимание, – это постановка в школе физических занятий, их практичность и глубокое воспитательное значение. Осмотр фотографических работ, изделий ручного труда, задуманных и выполненных самими кадетами, обнаружил, что в корпусе наглядному обучению придается большое значение»
Открытие кадетского корпуса в Средней Азии было уникальным событием для Российской империи. Офицерский состав Туркестанского военного округа, местная интеллигенция всеми силами стремились помочь корпусу встать на ноги и сделать из него образцовое учебное заведение с учетом местных традиций и обычаев. «Нельзя не радоваться за учебное заведение, в котором служебный персонал с неослабным молодым рвением работает, вьет гнездо для среднеазиатских птенцов», - писал публицист В.С. Кривенко.
Для учебно-воспитательной работы были привлечены лучшие местные педагогические силы. С самого начала педагогами корпуса использовалось в воспитательной работе все лучшее, что было наработано практикой старых кадетских корпусов.
Распорядок дня в корпусе с учетом местных климатических условий строился приблизительно следующим образом: первыми уроками были предметы, требовавшие значительного умственного напряжения (арифметика, русский язык), затем физические упражнения (строевая подготовка, гимнастика, игры), 2-й завтрак и большая перемена, около двух часов. Потом два часа менее напряженных занятий – Закон Божий, чистописание. После обеда воспитанники занимались ручным трудом, пением, музыкой. Вечером – приготовление уроков, гимнастика, чай, молитва, туалет. Отбой в 21 час.
Важной отличительной чертой Ташкентского кадетского корпуса была повышенная, по сравнению с другими корпусами, забота о физическом состоянии и гигиене воспитанников. По свидетельству современников, из-за климатических условий дети из Термеза, Мерва, Ашхабада, самого Ташкента, других среднеазиатских городов страдали лихорадкой, малярией. При медицинском осмотре поступавших в школу воспитанников лишь у немногих детей оказывались здоровыми зубы. Главнейшим средством лечения, закаливания и укрепления слабых детей являлись ежедневные ванны, обязательное мытье ног на ночь. Больные корью, лихорадкой и свинкой находились на усиленном питании, получая сверх обычного меню молоко, яйца. Детям дважды в неделю меняли белье и трижды носки.
В деле физического воспитания большое внимание уделялось играм – в городки, лапту, пятнашки. Физическими упражнениями дети ежедневно занимались по 25-30 минут, по вечерам практиковались занятия так называемой американской гимнастикой с резиновыми ремнями. Занятия по строевой подготовке занимали около 40 минут в день. Обучение строевым приемам было построено таким образом, чтобы оно не было в тягость детям. В Ташкентской приготовительной школе, а позже в кадетском корпусе, по свидетельству очевидцев, не было той муштры, которой в худшую сторону отличались старые кадетские корпуса. Детей привлекали к очистке двора и территории корпуса, высаживанию деревьев, полевым и огородным работам.
Результаты внимательного отношения к детям быстро приводили к положительным результатам – дети физически крепли, прибавляли в росте и весе. Регулярно осуществлявшийся врачебный контроль свидетельствовал, что условия жизни в корпусе благоприятствовали правильному физическому развитию детей.
Воспитание кадет строилось на религиозно-нравственной основе. Из-за отдаленности школы от городских церквей и из-за отсутствия собственной церкви первое время большинство церковных служб совершалось в образном зале школы и кадетского корпуса. Каждое воскресенье воспитанники строем отправлялись в Спасо-Преображенский собор. В царские дни воспитанники сначала посещали собор, а затем принимали участие в параде. Причащаться также ходили в собор. В сентябре 1903 г. с благословения епископа Туркестанского и Ташкентского в одном из залов корпуса была устроена и освящена временная церковь.
В год рождения наследника престола корпус получил его шефство. По этому поводу 5 октября 1904 г. Государь Император Высочайше повелеть соизволил: «За последовавшим назначением Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича шефом Ташкентского кадетского корпуса, именовать это заведение: «Ташкентским Наследника Цесаревича кадетским корпусом», с присвоением военным чинам и кадетам названного корпуса вензелевого изображения имени Наследника Цесаревича на плечевых погонах и эполетах». Первая рота стала называться ротой Его Высочества, и корпусу были даны малиновые погоны с вензелем «А» славянской вязью. В 1-й роте вензель был накладной. Впоследствии такой же вензель был пожалован Морскому корпусу. 6 октября стало корпусным праздником.
16 октября 1905 г. в присутствии Великого князя Константина Константиновича была освящена постоянная корпусная церковь во имя Св. Алексия Митрополита Московского и Всея России Чудотворца. На оборотной стороне иконы Святителя Алексея, которой освящался корпус, была выгравирована надпись: «Благословение Государя Императора Ташкентскому Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетскому корпусу 5 октября 1905 г.» Следует отметить, что пребывание Великого князя в корпусе затянулось больше чем на три недели из-за происходившей в то время железнодорожной забастовки. Находясь в корпусе, он ночевал в роте Его Высочества, в комнате дежурного офицера - воспитателя.
Преподавательский и офицерский состав корпуса всячески стремился утвердить товарищеские, сердечные отношения как между воспитателями, так и между педагогическим коллективом и кадетами. Воспитатели настойчиво развивали у кадет чувство дружбы, товарищества, правдивости. Кадетам с самого начала внушалась мысль о несовместимости звания кадета и лживости, о том, что даже благонамеренная ложь скрывает трусость, робость и малодушие. В качестве главной меры воздействия на нарушителей в корпусе использовались осуждение и порицание со стороны воспитателей и товарищей. В школе и корпусе не практиковались в качестве наказания лишение, ограничение или стеснение в пище. Редко, когда воспитанник лишался увольнения в отпуск. Одним из действенных средств было внесение имя нарушителя дисциплины на лист бумаги, который вывешивался на стене в дежурной комнате.
В учебной программе на первом месте стояло обучение русскому языку, а затем уже изучение немецкого и французского языков, математики, естествознания, истории, географии, законоведения, ручной труд, изящные искусства. Учитывая на первых порах слабое физическое состояние детей, занятия проводились таким образом, чтобы основной учебный материал отрабатывался и закреплялся в классе с учителями, и меньше заданий оставалось на самоподготовку. Практиковались хоровые ответы на вопрос. На первых порах кадет разделяли на группы по три человека в каждой (лучший, средний, слабый). Эти группы вступали в соревнование между собой. К преподаванию иностранных языков привлекались носители языка француз и немец.
Большое внимание уделялось естественным наукам. Значительное количество учебного и свободного времени кадеты проводили в оранжерее для тропических растений и в специально устроенной червоводне для разведения шелковичных червей. Фруктовый сад, овощная плантация, террариум – все эти объекты служили воспитанию в воспитанниках любви к родной природе. Руками кадет был устроен музей естественной истории, собраны коллекции растений насекомых, чучела животных.
Все кадеты без исключения занимались пением. Считалось, что развитие слуха и художественного вкуса является важнейшей частью воспитания. Музыкой (игрой на скрипке, фортепьяно, духовых инструментах) занимались дети, имеющие хороший слух. При обучении танцам особое внимание обращалось на выработку чувства меры, изящества в осанке, движениях, чтобы привить кадетам хорошие манеры, умение держаться в обществе.
С 1901-1902 учебного года руководство корпуса стало широко использовать в воспитательной работе общение с родителями и родственниками учащихся. В практику вошли еженедельные заседания педагогического комитета с участием родителей.
В декабре 1904 г. директором корпуса был назначен полковник Волонцевич-Сидорович, инспектором классов — полковник Кох, переведенный из 2-го Оренбургского корпуса. В начале 1909 г. директором корпуса стал генерал Кох, а инспектором — полковник Флейшер. Среди преподавателей корпуса выпускники корпуса особенно отмечали Илью Фомича Горского, известного математика и автора многочисленных учебников и руководств по математике, Сергея Петровича Юдина, умевшего внушить своим ученикам любовь к рисованию, прямого и искренне любимого кадетами человека.
Естественную историю и ботанику преподавал профессор Зарудный – крупный ученый-зоолог, которого на уроках кадеты могли слушать без устали, до такой степени были интересны его лекции и сопровождавшие их рассказы из его путешествий. Он побывал в Южной и Северной Америке, на Дальнем Востоке. Во время каникул для желающих кадет старших классов он устраивал охоту на кабанов, в которой принимал самое деятельное участие. Профессор Зарудный внес значительный вклад в развитие естественно-исторического музея корпуса. В музее удалось собрать многочисленные экземпляры животных и птиц, встречавшихся в Туркестане, большинство чучел были сделаны руками кадет. Перед разъездом на каникулы Зарудный давал каждому кадету поручение привезти с собой по экземпляру животного или птицы, водившейся в тех местах, куда ехал отдыхать воспитанник. Всех своих учеников он учил, как надо изготавливать чучела. По его указаниям многие во время каникул собирали коллекции бабочек, жуков, всевозможных насекомых, составляли гербарии и привозили все это для корпусного музея. Профессор Зарудный был избран почетным членом Лондонского географического общества и известен во многих столичных университетах.
Выпускник Ташкентского кадетского корпуса П.И.Крылов, вспоминая своих преподавателей, отметил: «Преподавателем истории был выдающийся педагог, окончивший Казанский университет. Он блестяще проводил свои уроки и привил ученикам здоровую, хорошую любовь к нашей Родине, принимая во внимание все возможные ее недостатки, а знал он Россию и ее историю очень хорошо. Пишущий эти строки, к стыду и, к сожалению своему, должен признаться, что забыл фамилию этого замечательного человека, о котором сохранил самые лучшие воспоминания, любовь и признательность за все, что он дал ему. Физику и космографию преподавал Березовский, с которым мы посещали нашу обсерваторию и наблюдали в телескоп всевозможные планеты и любовались звездным миром. Не могу теперь вспомнить фамилий всех преподавателей и воспитателей, но должен еще раз сказать, что как воспитательский, так и преподавательский состав был на исключительной высоте и оставил в нас благодарную по себе память».
Вспоминая годы, проведенные в корпусе, П.И.Крылов еще отмечал: «В 1911 году, когда я поступил в корпус, моим отделенным воспитателем был подъесаул Сибирского казачьего войска Д.Н.Водопьянов, и вел он наше отделение до окончания корпуса, то есть до 1918 года, когда с нашим выпуском окончился и самый Ташкентский кадетский корпус. Он был участником русско-японской войны, очень образованным и начитанным человеком, хорошо говорил по-английски. Часто устраивал экскурсии далеко за город, в степь, в предгорья Тянь-Шаня, на Чирчик и дальше. Ночевали в степи, бывали среди киргизов и узбеков, изучали их жизнь, многому хорошему научил он нас, любил читать нам вслух в свободное время и знакомил с родной русской и иностранной литературой. Он любил нас, как своих детей, и мы отвечали ему тем же».
В корпусе были классы ручного труда, и кадет учили чинить и шить сапоги, плотничать и столярничать. Обязательный урок ручного труда был раз в неделю, но для желающих класс был открыт постоянно, все свободное от уроков время. Многие прекрасно изучили столярное мастерство и делали мебель для своих родителей и для корпуса. Многим потом в жизни это очень пригодилось.
При корпусе было два теннисных корта, футбольное поле. Кадеты очень увлекались футболом. Каждый год устраивался гимнастический праздник, показывались упражнения на кольцах, параллельных брусьях, на турнике, прыжки через «кобылу», прыжки с шестом. Были среди кадет и замечательные гимнасты, плавать умели все.
В здании корпуса был музей, в котором находились документы, относящиеся к основанию и жизни корпуса, погоны, форма воспитанников школы и кадетского корпуса, многочисленные фотографии из жизни кадет. Там же находились мундир и фуражка Наследника Цесаревича.
«Журавль» не обошел вниманием Ташкентский кадетский корпус:
Украшает край туркменский –
То Наследника Ташкентский.
Дыни тырить наловчиться –
У ташкентцев поучиться.
Директорами Приготовительной школы и кадетского корпуса последовательно были:
1. Полковник И.М.Бонч-Богдалевский (1900-1904);
- Полковник Волонцевич-Сидорович (1904-1909);
- Генерал-майор В.М.Кох (1909-1918).
Первый выпуск из кадетского корпуса состоялся в 1908 году. Большинство воспитанников корпуса после окончания военных училищ служили в Туркестанских стрелковых и артиллерийских частях.
В октябре 1917 года 1-я рота в полном составе, несмотря на запрещение начальства, ушла из корпуса в крепость на помощь войскам, оставшимся верными Временному правительству, и участвовала в трехдневных боях против большевиков. Занятия в военной гимназии, в которую был преобразован корпус, продолжались до весны 1918 г., и одиннадцатым выпуском корпус закончил свое существование. Значительная часть выпускников корпуса погибла на фронтах гражданской войны.
Краткая библиография:
1. Греков Ф.В. «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений». М., 1910.
2 Крылов П.И. «Ташкентский Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус». Краткая историческая справка, «Военная быль», № 110;
3. Меньшов В.М. «Российские кадеты». Мурманск, 2000.
4. Плеханов А.М., Попов А.А. «Наследники Суворова». М., 2001.
5. Юсупов Э.С. «Военно-педагогическая система обучения и воспитания на примере Ташкентского Наследника престола Цесаревича Алексея Кадетского корпуса»,- Бомбардир № 1, 1995.