Тифлисский Великого Князя Михаила Николаевича кадетский корпус 1871
Тифлисский кадетский корпус был основан в 1882 г. на базе военной гимназии, существовавшей в Тифлисе с 1875 г.
Однако еще в 1827 г. офицеры и чиновники, проходившие службу в Закавказье, выступили с ходатайством перед Николаем I об учреждении в г. Тифлисе кадетского корпуса на 150 воспитанников. Командующий войсками в регионе генерал-фельдмаршал И.Ф.Паскевич-Эриванский представил Императору свои соображения о том, что открывать корпус в Тифлисе пока преждевременно. Свое несогласие с предложением об открытии корпуса Паскевич объяснял тем, что, во-первых, в Закавказье пришлось бы столкнуться с поиском преподавателей для работы в корпусе, во-вторых, у жителей Грузии в это время существовала определенная отчужденность от русских нравов и обычаев. Русский язык не стал еще средством активного общения жителей региона.
Выпускник Тифлисского кадетского корпуса 1906 г. Георгий Тантуров, характеризуя состояние с образованием в Грузии в начале Х1Х в., писал: «Первая попытка открыть школу в Тифлисе в 1802 г. окончилась очень комично: все учащиеся Тифлисского училища для грузинских благородных юношей разбежались сразу после его открытия. Когда главнокомандующий в Грузии князь Цицианов приехал в Тифлис в 1803 г., он не нашел ни учителей, ни учеников, ни самого училища. Много труда надо было приложить, чтобы ввести в Грузии первые школы». Паскевич, кроме того, считал, что пока еще существовали ограниченные потребности в военном образование для молодых людей Закавказья.
Вместе с тем И.Ф.Паскевич полагал, что открытие гимназии, уездного училища в Тифлисе на время удовлетворило бы потребности дворянства и чиновников в воспитании своих сыновей. Паскевич ходатайствовал, чтобы из названных выше заведений ежегодно по 10 учеников направлялись в кадетские корпуса, находившиеся в центре России. Все соображения Паскевича получили одобрение императора, и в 1830 г. было повелено лучших воспитанников Тифлисской гимназии и других училищ от 10 до 14 лет направить в кадетские корпуса Санкт-Петербурга и Москвы. После окончания кадетских корпусов они должны были шесть лет прослужить в России, а затем переводиться в Грузию. В 1832 и 1834 гг. последовало решение о предоставлении жителям Закавказья 40 вакансий в кадетских корпусах.
В соответствии с планами подготовки военных кадров для Закавказского региона в начале 40-х гг. в Тифлисе была учреждена начальная военная школа, которая в 1871 г. была преобразована в Военную прогимназию на 200 воспитанников. Прогимназия находилась в подчинении командующего военным округом и кроме четырех общих классов имела приготовительный и межевой класс для подготовки землемеров. В 1875 г. военная прогимназия была переведена во Владикавказ, а в принадлежавшем ей здании в Тифлисе была учреждена Военная гимназия на 200 воспитанников. Малолетние кавказцы, направлявшиеся на учебу в центральную Россию, в большинстве случаев тяжело переносили смену климата. С учетом этого и учреждалась Военная гимназия. В 1877-79 гг. была проведена реконструкция и перестройка зданий Военной гимназии. В гимназии существовало четыре младших класса. Основной штат преподавателей составляли бывшие преподаватели прогимназии. В 1880 г. лицам, находящимся на службе в гимназии, были предоставлены некоторые преимущества по сравнению с другими учебными заведениями.
22 июля 1882 г. Тифлисская военная гимназия была преобразована в Тифлисский кадетский корпус. Всем преподавателям и воспитанникам было предложено продолжить пребывание в новом военно-учебном заведении. За редким исключением кадетский корпус никто не покинул. В 1884-85 гг. было утверждено положение о Тифлисском кадетском корпусе, которым корпус был уравнен во всех правах, в первую очередь, финансовых с другими кадетскими корпусами. Штат корпуса был утвержден в 350 воспитанников, распределенных по 3-ем ротам. В корпусе было положено иметь 16 офицеров. Храмовый праздник был 8 ноября. Корпус располагался в трехэтажном здании на Головинском проспекте Тифлиса.
Георгий Тантуров поступил в кадетский корпус в качестве стипендиата Нижегородского драгунского полка в 1901 г. Отец Г.Тантурова в течение многих лет служил в Нижегородском драгунском полку, командовал эскадроном, и когда полк получил от императора деньги для учреждения в Тифлисском кадетском корпусе стипендии для сына какого-нибудь нижегородца, выбор пал на Георгия Тантурова. По словам Тантурова, для его друзей-мальчишек новость была ошеломляющей. Мальчишки со всей улицы несколько километров шли за коляской, в которой Г.Тантуров отправлялся в Тифлис.
Ко времени поступления в корпус Г.Тантуров окончил три класса реального училища, но разница между кадетским корпусом и реальным училищем была такой, что в корпусе Тантуров вновь был определен в 3-ий класс. В корпусе были представлены почти все народности Кавказа: грузины, армяне, кабардинцы, персы, казаки, татары, осетины и др. Как отмечал Тантуров, «сыновья офицеров всех старых кавказских пехотных полков, кадеты, несли с собой в корпус военный задор, боевое товарищество, обычаи старых кавказских полков и какую-то спайку, которая делала их всех как бы вылитыми по одной мерке. И язык у всех был особенный: кавказские словечки, остроты тифлисских «кинто», свои собственные корпусные выражения – все это сливалось в особый жаргон, особую интонацию Кадет, не знавший грузинского языка, считал своим долгом говорить с грузинским акцентом».
В силу своих национальных особенностей кадеты-кавказцы постоянно вступали в поединки. В каждом классе было точно известно, кто первый силач, кто второй и т.д. Г.Тантуров после одной из схваток, в конечном счете, занял седьмое место. Соседом Тантурова по парте был Георгий Бакрадзе, который уже второй год сидел в третьем классе. Выданные ему в начале года учебники он сдавал на хранение соседу. В ящике стола у него было много перегородок: там жила черепаха, были бережно разложены рыболовные принадлежности, хранился закоптелый котелок для приготовления пищи во время рыбалки. Он вечно что-то мастерил, чинил сети, ремонтировал обувь. К урокам он принципиально не готовился. Когда однажды его вызвали отвечать на уроке русской литературы, он попросил кадет подсказывать ему, в частности, про «Байронизму». Бакрадзе в этой связи говорил: «Знаю я, Пушкин великий писатель, сидит пишет, тут приходит вот эта самая Байронизма и говорит ему: пиши так, пиши сяк. «Пошла ты к черту! Сам знаю, как писать», - говорит Пушкин». Попытки кадет убедить Бакрадзе в том, что все выглядит иначе, ни к чему не приводили. За Пушкина он стоял горой. В конечном счете, Бакрадзе был исключен из корпуса, но позднее он все-таки стал офицером и был награжден орденом Св. Георгия 4-ой степени во время первой мировой войны. В «Журавле» о кадетах-тифлисцах писалось:
А кто самые гимнасты –
То тифлисцы все носаты.
Всем кадетам кто друзья?
То тифлисская семья.
Во время обучения Г.Тантурова в кадетском корпусе была традиция «вывешивать в окно флаг». Кадета, изображавшего флаг, вывешивали в окно вниз головой, держа его за ступни. Кадет кричит, размахивает руками. Прохожие приходят в ужас, бросаются к подъезду, звонят. Но на нижнем этаже никого нет. Кадеты в свою очередь щекотали свою жертву под коленями и иногда чуть не отпускали своего товарища.
В январе 1905 г. Тифлисский кадетский корпус с инспекторской проверкой посетил генерал для особых поручений Главного управления военно-учебных заведений генерал-лейтенант Бутовский. По его словам, Тифлисский кадетский корпус он нашел в полном порядке. Он отметил как положительный момент принятие к исполнению указаний, сделанных в приказе №30 от 1901 г. по воспитательной работе в части касающейся условий воспитания кадет. В Тифлисском корпусе было отмечено хорошее поведение кадет и их старательное отношение к учебным занятиям. По сравнению с предыдущей инспекторской проверкой отмечена выдержка и благовоспитанность старших кадет. Это подтвердили и отчеты, сделанные педагогическим комитетом. За 1904-05 гг. в корпусе не было отмечено случаев грубого нарушения воинской дисциплины. На генерала Бутовского произвела впечатление чистота в помещениях и на плацу кадетского корпуса, чистая и опрятная одежда на кадетах, поведение кадет во время богослужения, чтение молитв и прислуживание в алтаре.
Хорошо подогнанное обмундирование, щеголеватый вид кадет, внимательное и правильное отдание кадетами уставной воинской чести приятно поражали горожан на улицах Тифлиса.
Угенерал-лейтенанта Лайминга, посетившего Тифлисский кадетский корпус в декабре 1913 г. с инспекционной целью, также осталось от корпуса очень хорошее впечатление. Он отметил в целом здоровый вид кадет, их дисциплинированность и отличную строевую выправку, присущую офицерам- выходцам с Кавказа. Кадеты были опрятно одеты и коротко острижены, в строю веели себя хорошо, соблюдая тишину и порядок. Корпус, в основном, комплектовался из малоинтеллигентой среды, в первый класс поступали мальчики без всякого домашнего воспитания, с дурными привычками, привитыми им в горных аулах и казацких станицах. В заслугу воспитателям кадетского корпуса ставилось то, что уже в течение короткого времени мальчики приобретали цивильный вид, постепенно отказывались от дурных привычек, начинали правильно говорить. В корпусе была хорошо налажена воспитательная работа.
В Тифлисском кадетском корпусе одним из отделений первого класса командовал подполковник Корчинский, боевой офицер, участник русско-турецкой войны и Ахал-Текинской экспедиции. К 1913 г. в свои 57 лет он состоял в должности офицера-воспитателя уже 27 лет. Он пользовался исключительным уважением у всех кадет корпуса. Кадеты старших классов нередко приглашали его к себе для бесед и всегда задавали воспитателю большое количество вопросов, ответы на которые помогли бы юношам лучше понять жизнь на Кавказе.
Для детей, не получивших домашней подготовки, представляло большую трудность распределять свое учебное время при подготовке домашних заданий. Несмотря на то, что в приготовлении уроков кадетам ежедневно оказывали помощь офицеры-воспитатели, они не успевали готовить уроки и во многих случаях приходили на некоторые уроки не подготовленными. Основное время у кадет уходило на подготовку уроков по русскому языку и математике. В январе 1914 г. во 2-й роте целое отделение отказалось выполнять письменную работу по русскому языку, объяснив это тем, что у них не было времени на подготовку к работе.
Несмотря на хорошо поставленную воспитательную работу в кадетском корпусе и строгие требования в отношении дисциплины, в корпусе имели место и ее нарушения. Самым большим злом в корпусе было курение. В корпус приходили мальчики, которые уже дома начинали курить, гордились этим и считали это своим большим достоинством. Отучить таких воспитанников от курения, несмотря на все строгости, было исключительно трудно. В 1913 г. во 2-ой роте курило около 25% воспитанников. В тоже время случаев пользования шпаргалками в корпусе почти не отмечалось, не было в корпусе и «цука». Случаи дерзости по отношению к старшим со стороны кадет были единичными.
В начале 1914 г. в младшей роте 23 кадета участвовали в групповом беспорядке, за что понесли различные наказания. В 5-ом классе кадеты в строю притоптывали ногами в знак протеста против указания дежурного офицера. С сентября 1913 г. по март 1914 г. за крупные проступки, влекущие за собой снижение баллов за поведение, были сделаны записи в журнале:
13 - за непочтительное отношение к старшим;
8 - за цинизм;
3 - за грубое отношение к прислуге;
2 - за обман;
4 - за невыполнение распорядка дня.
По свидетельству проверявших корпус офицеров, оставлял желать лучшего подбор материалов для самостоятельного чтения кадетами на иностранных языках. Один из кадет корпуса, желая повторить подвиг Скановы - одного из героев повести на немецком языке, решил сжечь на ладони правой руки комок писчей бумаги. Рана на ладони долго не заживала, кадет длительное время не мог писать правой рукой.
В 1912 г. в связи с празднованием столетия со дня Бородинской битвы в корпусе были проведены широкие мероприятия, цель которых состояла в патриотическом воспитании молодежи.
Вместе с тем генерал-лейтенант Лайминг с озабоченностью отметил существующие в корпусе проблемы со здоровьем кадет. Много хлопот медицинскому персоналу и воспитателям доставляли дети-уроженцы кавказского региона. Большая часть из них страдала малярией и нуждалась в усиленном питании, в постоянном медицинском контроле и лечении. Ежегодно в корпусе отмечались 1-2 случая заболеваний брюшным тифом, причиной которых служила загрязненная питьевая вода. В корпусе было много кадет, страдавших различными формами туберкулеза. Особенно тяжело протекала болезнь у кадет, больных легочной формой туберкулеза, и причиной этого были климатические условия, в которых находится город Тифлис. Констатируя проблемы со здоровьем воспитанников, генерал Лайминг с удовлетворением отметил прекрасно поставленное медицинское обслуживание в корпусе и хорошее оборудование лазарета.
Серьезной проблемой, в определенной степени влиявшей на качество обучения кадет, являлась жилищная проблема. Жилья в Тифлисе в то время строилось очень мало. Найти в городе квартиру на отпускаемые на эти цели деньги было очень трудно. Единственным решением этой проблемы было увеличение должностных окладов для оплаты жилья. Что и было сделано по рекомендации Лайминга.
В декабре 1913 г. в Тифлисском кадетском корпусе штатная численность продолжала оставаться в 350 воспитанников. Фактически в корпусе обучался 421 кадет, причем казеннокоштных воспитанников было 323 человека, своекоштных - 7, штатных стипендиатов - 37. Сверхштатные воспитанники в количестве 71 человека все были представителями кавказских национальностей. По вероисповеданию воспитанники корпуса распределялись следующим образом: православных - 364, лютеран - 7, католиков - 4, мусульман - 30, армяно-григорианской веры - 16. По происхождению: дети потомственных дворян - 246 человек, дети офицеров и чиновников - 157, потомственных почетных граждан - 6, дети лиц духовного звания - 7, купеческого звания - 1, дети иностранных подданных - 3. Уроженцев Кавказа было 134 человека.
Тифлисский корпус, практически, не мог удовлетворить потребностей офицерского состава строевых частей, военно-административного управления Кавказского военного округа в направлении мальчиков на учебу в кадетский корпус. У государства не было возможностей для увеличения числа вакансий. В корпусе уже обучалось 37 стипендиатов. Само здание в Тифлисе было приспособлено только на 350 человек. Главному управлению военно-учебных заведений и директору кадетского корпуса было тяжело устоять против того напора, какой оказывали на них родители в стремлении устроить своих детей на учебу в корпус. Фактически директору давалось право брать на обучение воспитанников при наличии помещений для размещения принятых на учебу. Сверхкомплект в Тифлисском кадетском корпусе считался ненормальным явлением. По просьбе офицеров и чиновников Кавказского военного округа в 1914 г. было принято решение о строительстве здания для кадетского копуса на 500 человек. Грузинские дворяне предложили Императору выделить 20 десятин земли под новое здание и строительство квартир для преподавателей и офицеров-воспитателей. Одновременно появилась идея об открытии в Тифлисе еще одного кадетского корпуса для малолетних уроженцев Кавказа.
Директорами Тифлисского кадетского корпуса были:
1. Генерал-майор Н.Н.Острогорский (1882-1902);
2. Полковник И.Г.Соймонов (1902-1918).
Краткая библиография:
- 1. РГВИА, ф.725. оп. 53, д.4014;
- 2. РГВИА, ф.1001, оп. 1, д.д.1808, 1433, 1377, 937;
- 3. Полное собрание законов Российской империи, т. У11, 5705 и т. У111, 6645;
- 4. Тантуров Г. «Свет и тени Кавказа. От Тифлиса до Парижа», М., Воениздат, 2000. – 239 с.;
- 5. Плеханов А.М., Попов А.А. «Наследники Суворова», М. , 2001, «Русичи», 280 с.;
- 6. Греков Ф.В. «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений». 1700-1910., М., 1910. – 192 с.