Вольский кадетский корпус 1859

История

            Вольский кадетский корпус ведет свое начало с 1859 г., когда в Вольске было открыто четырехклассное Саратовское училище Военного ведомства. За годы своего существования учебное заведение несколько раз меняло свой статус – в 1869-1886 гг.- военная прогимназия, в 1886-1908 гг. - военная школа. В 1908 г. приказом по Военному ведомству № 433 Вольская военная школа была преобразована в Вольский кадетский корпус. Корпусной праздник - 6 декабря,  Храмовый - 14 сентября. Воспитанники, которые до этого проходили обучение в Саратовском училище Военного ведомства, были определены на учебу в другие военно-учебные заведения.

Военные прогимназии, низшие военно-учебные заведения России, возникли в эпоху реформ военно-учебных заведений в 60-х гг. Х1Х в. Первые восемь прогимназий были образованы в 1868 г. из военных начальных школ в Москве, Пскове, Ярославле, Киеве, Вольске, Оренбурге, Омске и Иркутске. Общая численность воспитанников  в этих учебных заведениях достигала 2400 воспитанников. 19 апреля 1869 г. император утвердил  «Положение о военных прогимназиях», в котором говорилось, что они «имеют целью доставить общее элементарное образование и воспитание детям офицеров и чиновников военного ведомства и вместе с тем  служить приготовительными заведениями для юнкерских училищ».  При недостатке мест в военных гимназиях в прогимназии принимались на казенный счет сыновья офицеров, военных чиновников, дворян и почетных граждан. Переводу в прогимназии подлежали те воспитанники военных гимназий, которые не могли освоить установленную для них учебную программу или своей недисциплинированностью создавали в гимназиях нетерпимую обстановку.

Воспитанники в прогимназиях делились на возрасты и отделения, в учебном отношении – на классы. Имевшие хорошее поведение и окончившие курс военных прогимназий, могли избирать род деятельности по своему усмотрению. Дети, достигшие 16 лет, могли поступать на военную службу унтер-офицерами или перевестись в учительскую семинарию Военного ведомства. 17-летние юноши направлялись в юнкерские училища или в полки в качестве вольноопределяющихся 3-го разряда. При поступлении на гражданскую службу выпускники прогимназий получали права окончивших уездные училища министерства просвещения. Лучших учеников разрешалось переводить в военные гимназии.   

Штатная численность прогимназий колебалась от 100 до 500 воспитанников. Для Вольской прогимназии была установлена численность в 200 воспитанников. Учебная программа соответствовала курсу уездных училищ или 4 классам реального училища без изучения иностранных языков.

С самого начала Вольской военной прогимназии было предначертано служить воспитательно-исправительным военно-учебным заведением. Появление подобного рода военно-учебного заведения, не имевшего аналогов среди учебных заведений России, по времени совпало с преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии. Создание гимназий предусматривало либерализацию порядков  в них по сравнению с прежними кадетскими корпусами. В результате таких преобразований дисциплина в военных гимназиях резко упала. Упрощение правил приема в военные гимназии, некачественный отбор кандидатов, а иногда и невозможность сразу определить способности будущих воспитанников, привели также к появлению в них детей и юношей со слабой общеобразовательной подготовкой и врожденными пороками. В гимназиях стали появляться воспитанники, которые своей недисциплинированностью, плохой успеваемостью отрицательно влияли на ход учебного процесса учебного заведения в целом. Подобная тенденция была отмечена во всех военных гимназиях, и военное ведомство вынуждено было пойти на создание двух военных прогимназий в Вольске и Ярославле, которые были бы нацелены на работу по исправлению дисциплины и успеваемости у переведенных в эти учебные заведения воспитанников. В Вольскую прогимназию направлялись наиболее злостные нарушители дисциплины.

В этой связи в «Журавле» отмечалось:

                      Драли зады многи лета

                      Предку вольского кадета.

                           Абсолютное незнанье –

                           Вольца первое признанье.

В 1868 г. в Вольскую прогимназию было переведено из военных гимназий 28 воспитанников, по характеру своего поведения, успеваемости, наклонностям, заслуживших исключения из военных гимназий.            В 1869 г. –  30 человек.

В 1871-72 гг. в ГУВУЗ были подготовлены пробные правила перевода военных гимназистов в прогимназии. В них подчеркивалось, что мальчики с «плохой нравственностью и плохим поведением» должны направляться в Вольскую прогимназию, а те, кто не мог освоить военно-гимназического курса, но имел хорошее поведение – в обычные прогимназии. Среди аргументов в пользу избрания Вольска для размещения столь специфического учебного заведения был и такой: «Город представляет по условиям климата и местности наибольшие удобства для земледельческих работ, регулярное занятие которыми, несомненно, будет иметь весьма важное значение в ряду других исправительных мер».

В 1882 г., когда военные гимназии стали преобразовываться в кадетские корпуса, было принято решение военные прогимназии упразднить. Московская и Псковская – в 1876 г. были преобразованы в военные гимназии. Елисаветградская, Омская и Петербургская прогимназии закрыты – в 1883 г., Иркутская, Оренбургская и Владикавказская – в 1887 г., а Ярославская и Вольская были преобразованы в военные школы и стали исправительными военно-учебными заведениями.

В документах, объясняющих необходимость появления подобных учебных заведений, говорилось: «Опыт совместного воспитания значительного числа детей в военных гимназиях и прогимназиях показал, что в каждом большом интернате встречаются такие воспитанники которые вследствие различных неблагоприятных обстоятельств их детской жизни, порочных наклонностей, строптивого характера, крайней распущенности, глубокого укоренения дурных привычек, не поддаваясь обыкновенному воспитательному влиянию, оказываются нетерпимыми в общем заведении».

Исключение таких воспитанников из кадетского корпуса (гимназии) нередко встречало большие затруднения как вследствие возможного отказа лиц, определивших воспитанника в учебное заведение  взять его обратно, так и вследствие того, что воспитанник мог оказаться полным сиротой и при исключении из корпуса лишался не только возможности получить воспитание и образование, но и крова над головой. При отсутствии такого исправительного заведения, каким стала Вольская прогимназия, военным гимназиям и кадетским корпусам пришлось бы содержать трудного воспитанника до 17-летнего возраста, когда, наконец, его можно было бы определить в армию в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности.

Основные причины, по которым первые воспитанники попали в Вольскую военную прогимназию, была их неспособность освоить учебную программу гимназии и грубые нарушения дисциплины и порядка. В 1878-1880 гг. основную массу воспитанников

составляли дети, имевшие следующие пороки:

  1. 1.   Склонность к воровству                            - 34%;
  2. 2.   Порок педерастии                                      - 8%;
  3. 3.   Онанизм                                                      - 10%;
  4. 4.   Склонность к организации беспорядков - 24%;
  5. 5.   Крайняя лень и тупость                             - 6%;

Среди грубых нарушений отмечались также – употребление спиртных напитков, нанесение ран товарищам по заведению, драки вне учебного заведения, подлог. Около 70% воспитанников курили, что было категорически запрещено положениями о гимназиях и прогимназиях. Переведенных в Вольск и Ярославль воспитанников отличали резкая раздражительность, разнузданность, отсутствие нравственной дисциплины, неуважение к авторитету начальства. Переведенные в Вольск воспитанники старались от 2-3 месяцев до полугода выжидать, воздерживаться от проступков. Затем, привыкнув к среде, они начинали проявлять свои отрицательные черты.

Воспитателей прогимназии и инспекторов поражали умственная и физическая вялость и усталось воспитанников, отсутствие интереса к играм, гимнастическим упражнениям. У них не было желания выходить на прогулки, а в случае выхода на улицу они старались стоять у стенки здания и не двигаться по территории корпуса. Складывалось впечатление, что большинство воспитанников страдает от хронического преутомления.

            На пути нормального функционирования Вольской военной школы стояла еще одна сложная задача. В России не было военных педагогов, которые бы могли сразу включиться в процесс руководства новым учебным заведением и обеспечить его нормальную работу. Чтобы ликвидировать этот пробел, в начале 1869 г. директор Вольской прогимназии полковник Остелецкий и воспитатель 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии капитан А.Н.Макаров, назначенный на должность инспектора классов Вольской прогимназии, были командированы за границу для ознакомления с устройством известных европейских исправительно-воспитательных заведений. При их непосредственном участии в особой комиссии при Главном управлении военно-учебных заведений был выработан порядок организации учебно-воспитательной работы в Вольской военной прогимназии. Впоследствии А.Н.Макаров стал известным военным педагогом.

            В соответствии с выработанными рекомендациями все воспитанники прогимназии  были разделены на группы по 15 воспитанников а каждой. Группа вверялась двум воспитателям. Обучение воспитанников было ограничено программой военной прогимназии. В качестве основных средств воздействия на воспитанников было решено использовать –  искреннее личное расположение воспитателей и всего персонала учебного заведения к воспитанникам, доброе и сильное влияние на них со стороны директора и инспектора классов, священника и учителей. С 1869 г. перевод в прогимназию воспитанников, требовавших перевоспитания, стал мерой, постоянно практиковавшейся всеми военными гимназиями, в том числе  и Пажеским корпусом.

            13 июля 1874 г. было утверждено положение, в соответствии с которым численность учебного заведения была уменьшена с 200 до 100 человек. Это объяснялось тем, что в первых наборах прогимназии оказались очень сложные воспитанники и требовалась масса усилий, чтобы сладить с этой мало управляемой массой детей и подростков. Воспитателям с первых шагов становления учебного заведения пришлось вести решительную борьбу с курением, воровством, грубостью, враждебным отношением воспитанников к заведению. Большинство из направленных на исправление воспитанников, как оказалось, были не способны освоить самую элементарную учебную программу. Учеба представляла большие трудности уже вследствие нервно-психических особенностей воспитанников. Успеваемость воспитанников в среднем по прогимназии колебалась в пределах 6,5-6,9 баллов. Таких низких результатов не было ни в одной гимназии. Из плохо успевавших воспитанников руководство гимназии решило организовать специальный ремесленный класс, где они могли бы обучаться столярному и переплетному делу, работе с металлом и др. ремеслам. Ежедневно воспитанники занимались ремеслами по 2 часа, в неделю – 10 часов. В младших группах практиковалось переплетное дело, а в старших – столярное, медноплавильное.  Следует отметить, что трудовому воспитанию в прогимназии уделялось значительно больше внимания, чем методам убеждения. Педагоги полагали, что полезный физический труд должен, в конце концов, воздействовать на человека в нужном  воспитателям направлении.

             Одной из целей, которую ставили воспитатели, было наполнить досуг воспитанников. Для желающих организовывались классы пения и обучения игре на музыкальных инструментах. В прогимназии старались организовывать экскурсии в город, спортивные состязания, прогулки на Волгу и в Заволжье. Однако большинство из этих мероприятий находили весьма прохладный прием со стороны воспитанников.

            В 1868-1881 г. в Вольскую прогимназию поступило из Пажеского корпуса 168 человек, из военных прогимназий - 151, со стороны – 26, всего 345 человек. Окончили курс 201, не окончили - 51.

Выпускник 1-го кадетского корпуса Борщов, рассказывая о директоре корпуса генерале Ф.Н.Григорьеве, которому пришлось разбираться со случаем коллективного избиения офицера-воспитателя, вспоминал: «Приказав построить корпус и  обойдя «зловещим молчанием» проштрафившуюся третью роту, он сказал: «Если бы передо мной был мой Михайловский Воронежский корпус, то разговор был бы короток. Но я вас еще не знаю. Однако предупреждаю». В результате трое кадет были сосланы в Вольский кадетский корпус.

            В 1880 г. в Вольской прогимназии некоторое время работал известный русский психиатр И.Сикорский, который изучал сочетание процесса обучения воспитанников с  ходом исправительного дела. Подготовленный И.Сикорским  отчет был доложен Главному начальнику военно-учебных заведений генерал-лейтенанту Н.В.Исакову и стал основой для доклада И.Сикорского на IV международном конгрессе гигиены в Женеве в 1882 г. Доклад И.Сикорского вызвал на конгрессе живейший интерес. Участники конгресса были поражены тем, что Вольская  прогимназия, являясь воспитательно-исправительным учреждением, в то же время не переставала быть и учебным заведением. И.Сикорский получил за свой доклад большую золотую медаль конгресса.

            В докладе, озаглавленном «О состоянии Вольской военной прогимназии»  констатировалось, что по состоянию на начало 1880 г. в ней воспитывалось 106 воспитанников, трое из них были детьми служащих военной прогимназии и считались вполне благополучными, остальные 103 человека были переведены из других военно-учебных заведений. По сословиям воспитанники распределялись следующим образом: 73 - потомственные дворяне, 28 - личные дворяне, 5 - разных сословий. Все воспитанники в прогимназии были православной веры.  По возрасту –  13-летних - 3, 14-летних - 10, 15-летних –  25, 16-летних – 37, 17-летних –  23, 18-летних – 7, 19-летних – 1. Главная масса воспитанников от 15 до 17 лет представляла собой самый трудный в воспитательном отношении возраст. При оценке состояния прогимназии И.Сикорский, в первую очередь, изучил аттестационные тетради и классные журналы, и с учетом особенностей рассматриваемого учебного заведения в основу отчета положил подробную психологическую характеристику воспитанников. По его мнению, только с позиции психологической оценки личности можно понять, как строить воспитательную работу и учебный процесс. Все воспитанники по своему психологическому состоянию были разделены на 5 групп.

            К первой группе отнесены воспитанники с впечатлительным нервным темпераментом. Их характеризовало слабое субтильное телосложение, кости на руках и ногах были тонкими, мускулы вялые. В нервном отношении они отличались особой чувствительностью. Среди них отмечался большой процент заболеваний лихорадкой, малокровием и нервными болезнями. У большого процента воспитанников наблюдалось ночное недержание мочи и онанизм. По характеру эти дети были раздражительны и вспыльчивы, чувствительны к обидам. Но в то же время воспитанников, отнесенных к этой группе, отличала хорошая память, быстрое и прочное усвоение материала, стремление тщательно обдумывать усвоенное. Отличительной чертой воспитанников, отнесенных к этой группе, было преобладание чувства над рассудком. И таких воспитанников в прогимназии было большинство - 54 человека. Такой тип детей и юношей в столь значительной пропорции не встречался в других военно-учебных заведениях. При этом выяснилось, что 8 детей страдали малокровием с детства, 8 детей родились от родителей, страдавших помешательством и острыми нервными заболеваниями, 2 воспитанника были тяжело травмированы в раннем возрасте. У 24 воспитанников из этой группы, по заключению И.Сикорского, причины неадекватного поведения следовало искать в перенесенных в детстве болезнях.

Ко второй группе отнесены воспитанники, у которых было существенно  нарушено правильное соотношение между физическим и духовным развитием. Это высокорослые дети и юноши. Они хорошо развиты физически, но умственно недоразвиты. При высоком росте и крупном телосложении у большинства из них маленькие головы, лица лишены живости и подвижности. Пятнадцатилетние юноши по своему развитию очень близки к 20-22-летним молодым людям. По характеру они добры и отзывчивы, но не умеют владеть собой, способны на грубость и насилие, нанесение жестоких ударов при стычках или драках со своими сверстниками. Одарены они посредственно, физически неразвиты. Таких воспитанников  насчитывалось               15 человек.

Юноши с повышенной самооценкой были отнесены к третьей группе. Это были уверенные в своих силах, самонадеянные, но недооцененные, по их собственному убеждению, юноши. Они относились к окружающим с сарказмом и пренебрежением, у них наблюдалась склонность к лидерству, властолюбие и стремление подчинять себе других воспитанников. В физическом отношении эти юноши были развиты хорошо, они обладали крепким телосложением, в движениях были энергичны, постоянно стремились совершенствовать свою физическую форму. Они были одаренными людьми, а их умственное развитие позволяло быстро и прочно усваивать материал. Настойчивость в достижении цели, выносливость могли привести их к высоким достижениям в учебе. Однако крайний эгоизм, стремление к нарушению общепринятых порядков в тех военно-учебных заведениях, где они проходили учебу, привели их в Вольский кадетский корпус. Таких воспитанников было 9 человек. Воспитатели надеялись, что воспитанники, относящиеся к этой группе, при умелом подходе к ним и соответствующей взаимности с их стороны, смогут успешно окончить Вольскую прогимназию.

Шесть воспитанников были направлены в Вольск из-за неустойчивой психики, явно проявлявшихся нервных расстройств.

Для 19 юношей, направленных в прогимназию, главной отличительной чертой были признаки дегенерации, аномальности в строении организма. Для них самым приемлемым было бы помещение в специализированные больницы, а не в военно-учебное заведение.

С таким контингентом приходилось работать воспитателям Вольской прогимназии. По свидетельству И.Сикорского, из 103 воспитанников около 15%  за время пребывания в прогимназии исправились и по окончании курса обучения могли быть направлены в военные училища, 50% подавали надежды на улучшение в учебе и дисциплине, а 35% продолжали оставаться трудными и нуждались в дальнейшей воспитательной работе.

Количество проступков, занесенных воспитателями в аттестационные тетради и журналы дежурных за 1879-1880 гг., составило 3316 проступков, в среднем по 32 проступка на каждого воспитанника. При этом оказалось, что состояние дисциплины и нравственность в Вольской прогимназии по сравнению с 1874-1877 гг. значительно улучшились, ибо в те годы на каждого воспитанника приходилось по 50-65 проступков. Как отмечали инспектора, посетившие корпус, начал сказываться опыт работы воспитателей и более плотный контроль за  поведением воспитанников.

Основными проступками, за которые воспитанники подвергались наказаниям в 1879-1880 гг. были:

  1. 1.   Грубость в отношении начальства и персонала гимназии                           - 69%;
  2. 2.   Отлучка без спроса в черте заведения                                                            - 14%;
  3. 3.   Порча вещей (ломка мебели, битье стекол и пр.)                                          - 10%;
  4. 4.   Самовольная отлучка  (за пределы учебного заведения)                              - 1,8%;
  5. 5.   Воровство                                                                                                           - 0,6%;
  6. 6.   Участие в беспорядках                                                                                      - 1,6%;
  7. 7.   Ухаживание за товарищем  (гомосексуализм)                                               - 0,2%.

Меры воздействия, применявшиеся к нарушителям дисциплины и объявлявшиеся в приказах по учебному заведению, были следующими:

  1. 1.   Внушение и замечание                                            1196                 39%;
  2. 2.   Штрафное сидение                                                     319                 10%;
  3. 3.   Ограничение в пище                                                  685                 23%;
  4. 4.   Лишение увольнения в город и удовольствий        103                   3%;
  5. 5.   Денежные взыскания                                                 160                   6%;
  6. 6.   Карцер                                                                          510                 17%;
  7. 7.   Стояние на коленях                                                        9                  0,3%;
  8. 8.   Связывание рук                                                               6                  0,2%;
  9. 9.   Розги                                                                                 8                  0,6%.

           

С 19 мая 1886 г. прогимназия стала называться Вольской военной школой. В начале 1888 г. в ведении ГУВУЗ осталось только две военные школы: Ярославская и Вольская, остальные были закрыты. Оставшиеся школы были предназначены для приема  исключенных из корпусов кадет, причем Ярославская – преимущественно – за плохую учебу, а Вольская –  за нарушения дисциплины. Те из воспитанников школ, которые при окончании курса имели средний итоговый балл не ниже 7, переводились без экзаменов в юнкерские училища, а «менее успешные» направлялись вольноопределяющимися в войска.

В августе 1895 г. было начато преобразование Ярославской военной школы в кадетский корпус, которое было закончено в 1899 г. После этого Вольская школа осталась единственным учебным заведением, которое принимало как кадет, исключенных за дисциплинарные проступки, так и хорошего поведения, но «обладающих столь слабыми способностями, что курс кадетских корпусов для них был не посилен». Однако Вольская школа не могла принять всех, кто явно не справлялся с учебным курсом корпусов.

В архиве ГУВУЗ сохранилась обширная деловая переписка между ГУВУЗ, Вольской школой и различными кадетскими корпусами по поводу перевода «неуспешных» кадет». Из нее видно, что руководство ведомства постоянно сталкивалось с нехваткой вакансий в Вольской школе и соответственно ограничивало количество переводов. Так в 1900 г. директору Тифлисского кадетского корпуса было направлено письмо, в котором руководивший ГУВУЗ И.Н.Якубовский отмечал, что в Вольскую школу следует переводить не любых неуспевающих кадет, но лишь тех, которые «заслуживают призрения из-за своей беспомощности». Там же говорилось, что нормой перевода являются два человека от каждого корпуса в год.

В отчете Главного управления военно-учебных заведений о состоянии ВУЗ в   1900-1901 гг. было отмечено, что штатная численность Вольской школы не удовлетворяет потребностям военно-учебных заведений. В августе 1901 г. штат Вольской школы был увеличен со 100 до 250 воспитанников. В 1902 г. в ней уже числилось 175 воспитанников. Вскоре после этого ее статус стал поводом для столкновения между Главным начальником военно-учебных заведений Великим князем Константином Константиновичем и военным министром А.Н.Куропаткиным.

В конце 1901 г. Великий князь распорядился перевести в Вольскую школу нескольких кадет Псковского корпуса, виновных  в грубых нарушениях дисциплины. Во время совместного доклада царю А.Н.Куропаткин обвинил Великого князя в нарушении установленных правил и заявил, что по закону недисциплинированных кадет следует просто исключать из корпусов. В связи с этим инцидентом Великий князь отметил, что переводы в Вольскую школу, как  в исправительное заведение, представляют собой настоятельную необходимость.

Несмотря на указание Николая II провести в ГУВУЗ специальное совещание для обсуждения сложившейся ситуации, Куропаткин поторопился издать в январе 1902 г. приказ,  в котором говорилось, что при исключении из кадетских корпусов следует «точно руководствоваться существующими правилами» и воспитанников, «по поведению своему неудовлетворяющих условиям воспитания в кадетском корпусе, нельзя переводить ни в Вольскую школу, ни в другие кадетские корпуса». Всем кадетским корпусам было предписано переводить в школу лишь тех кадет, которые при порядочной нравственности и достаточном прилежании не могли по своим способностям продолжать курс кадетского корпуса, причем главным  мерилом при оценке способностей следовало учитывать баллы  по русскому и иностранным языкам, и математике. Из документов некоторых корпусов видно, что, несмотря на приказ Куропаткина, в Вольскую школу по-прежнему направляли кадет с плохой дисциплиной.

В 1902 г. воспитанники Вольской  школы, успешно окончившие учебный курс, были выпущены в войска в качестве вольноопределяющихся. Двое лучших воспитанников были направлены в юнкерское училище без экзаменов. В 1902-1903 учебном году выпуск из школы не производился. Предназначенные к выпуску воспитанники были оставлены еще на один год.

Общее количество воспитанников в Вольской школе за период с 1901 по 1908 гг. возросло. Если в 1901 г. в ней обучалось 126 чел., то в 1908 г. -  253 чел. В среднем в год принимали  по 79 чел. При этом 89% всех зачисленных  приходилось на воспитанников, переведенных из кадетских корпусов, и только 11% -  поступало со стороны.

            В школе первоначально было 4 класса и большинство воспитанников выпускалось в войска вольноопределяющимися 2 разряда, откуда по рекомендации полкового начальства поступали в юнкерские училища. В начале 1903-1904 гг.  был основан 5 класс, выпуск из которого производился на тех же основаниях.

            С началом 1908-1909 учебного года Вольская военная школа преобразуется в Вольский кадетский корпус (приказ по военному ведомству № 443, 1908 г.) на 250 интернов, распределенных по 2 ротам. Директором корпуса был назначен генерал-майор Моралевский. Прием в корпус воспитанников осуществлялся на установленных для кадетских корпусов правилах властью военного министра. Пополнение корпуса осуществлялось постепенно в течение 6 лет. В 1-й год принято 50 кадет, а в последующие     5 лет – по 40 человек ежегодно. Большая часть воспитанников Вольской военной школы, обучавшихся в 1-4 классах, была передана на попечение родителей и опекунов с выдачей им единовременного пособия не свыше 300 рублей. 63 воспитанника Вольской школы стали кадетами Вольского кадетского корпуса.

            С преобразованием военной школы в кадетский корпус в учебном заведении был установлен порядок, присущий всем кадетским корпусам. Этому, в первую очередь, способствовало направление в корпус опытных офицеров из других корпусов. Появление в Вольске кадетского корпуса стало для города значительным событием, поскольку существовавшее ранее военно-учебное заведение не пользовалось популярностью.

Программа обучения в корпусе полностью соответствовала программе, утвержденной Главным управлением военно-учебных заведений для кадетских корпусов. В корпусе был установлен строгий контроль за изучением кадетами всех разделов изучаемых предметов, которые кадеты имели возможность сдавать преподавателям в течение года. Несданные в течение года разделы должны были быть досданы  до начала экзаменов, в противном случае означенные лица по данному предмету к экзамену не допускались. Исключение делалось для тех воспитанников, которые поступили в корпус в середине года и показали хорошую успеваемость по всем предметам. По тем предметам, по которым экзамены не проводились, досдать пропущенные разделы можно было в любое время до окончания учебного года. Раздел, по которому была получена неудовлетворительная оценка, необходимо было сдать сразу после окончания экзаменов.

Приказом по корпусу определялись «Правила, которые следует соблюдать при производстве устных и письменных годичных испытаний кадет».

         ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ:

         А) По русскому языку:

1-й класс              Диктовка - 15 строк;

                              Пересказ прочитанного текста или описание хорошо известного

                              предмета.

2-й класс              Диктовка - 20 строк;

                              Пересказ прочитанного текста или описание хорошо известного

                              предмета.

3-й класс              Диктовка - 25 строк;

                              Изложение прочитанной на экзамене статьи повествовательного

                              характера.

4,5,6 классы         Диктовка - 30 строк;

                              Сочинение описательного и повествовательного характера.

          Б) По математике:

Во время письменной работы по математике помощь воспитаннику может быть оказана, но только не воспитателем, а преподавателем и в той мере, в какой эта помощь вызывается необходимостью и если она не противоречит самостоятельности.

         ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ЭКЗАМЕНОВ:

Во время экзаменов распорядок дня не изменяется.

Форма одежды - летняя.

Экзамены проводятся в присутствии всех воспитанников, которым разрешается выход из класса только во время перемен.

В постановке баллов участвуют все члены комиссии, делая отметки в отдельном списке.  Окончательный вывод делается по окончании экзамена в присутствии кадет.

12 баллов - успех отличный, обнаруживший не только основательные знания предмета, но и самостоятельные суждения отвечавшего;

10-11 баллов - успех очень хороший; отвечающий не только знает и понимает материал, но излагает его ясно, последовательно, полно;

8-9 баллов - успех хороший и балл ставится тогда, когда испытуемый знает и понимает существо предмета;

6-7 баллов - успех достаточный и балл ставится , когда испытуемый, несмотря на некоторые частные пробелы в знании существенных фактов пройденного, материал усвоил настолько, что знает его довольно твердо;

5-4 баллов - неудовлетворительно; нет фактических знаний материала;

3-2 балла - весьма неудовлетворительно; отрывочные знания предмета, сбивчивые фактические сведения.

            В приказе по корпусу каждую неделю объявлялись «прибавка или снижение» баллов за поведение.

            В начале 1913 г. директор корпуса проверил состояние успеваемости в корпусе по гимнастике, которая в то время включала в себя собственно гимнастику, строевую подготовку, танцы и пение. Директор был полностью удовлетворен строевой выправкой и подтянутостью, продемонстрированной во время строевых смотров. У кадет стала лучше осанка, меньше заметна сутулость. Было отмечено отличное знание старшими классами императорской семьи и умение титуловать высших начальствующих лиц, что являлось элементом обучения «фронту». Кадеты 2-го отделения 3-го класса, по мнению директора, «начальствующих лиц знают плохо, а некоторые не умеют титуловать высших лиц».

Во время посещения занятий по гимнастике на директора корпуса хорошее впечатление произвела физическая подготовка кадет всех классов и то, что кадеты любят гимнастику. Его неудовольствие вызвало то, что при лазании по шестам многие кадеты, спускаясь вниз, скользят, а не спускаются на руках и что кадеты еще не освоили прыжок через «кобылу» в длину и не приучены правильно координировать движения при приземлении после соскока со снарядов и после прыжка через «кобылу».

Директору корпуса понравилось, как исполняются танцы кадетами младших классов: двигаются красиво, свободно, все движения выполняют бесшумно. Упражнения для рук отличаются элегантностью, пластичностью и мягкостью, а упражнения для ног выполняются правильно и ритмично, стойка и поклоны исполняются хорошо, а подготовительные упражнения для мазурки - исключительно хорошо. Новейшие танцы исполняются буквально всеми кадетами красиво и правильно. Однако из-за отсутствия преподавателей оказались непройденными в 3-м классе менуэт, в 4-м лансье, в 5-м французская кадриль, в 6-м фигурный вальс.

Издаваемые ежедневно директором корпуса приказы регламентировали всю жизнь кадетского корпуса, они определяли дежурных по корпусу, по лазарету, по канцелярии, дежурного барабанщика и ночного контролера. В приказе точно указывалось сколько кадет на конкретное число состоит на довольствии в корпусе: казеннокоштных, штатных стипендиатов, сверхштатных стипендиатов, своекоштных и приходящих. На 6 января 1913 г. в корпусе по штату числилось 211 человек, в отпуске - 24, из наличного состава на довольствии состояло: казеннокоштных - 159 чел., штатных стипендиатов - 1, сверхштатных стипендиатов - 24, приходящих - 3. Для большей точности дежурный офицер был обязан проверять и фиксировать число действительно сидящих за столом во время завтрака, обеда и ужина.

Приказом по корпусу определялось «Расписание кушанья для стола кадет». С 6.01.1913 г. по 13.01.1913 г. в кадетском корпусе действовало следующее «расписание».

Каждое утро в течение всей недели кадетам давали белый хлеб и чай.

                         ВТОРОЙ ЗАВТРАК                ОБЕД                                УЖИН

6 января  Пн.  Солянка из мяса и капусты;    Суп перловый;           Чай с булкой;

                        Чай со струцелем.                     Пирожок с мясом;           Сыр.

                                                                            Пилав из говядины;

                                                                            Песочник.

7 января  Вт.   Зразы с гречневой кашей;       Щи кислые;                 Чай с булочкой;

                         Чай с булочкой.                        Битос мясной;                   Варенье.

                                                                            Салат  свекольный;                                                              

                                                                            Пышки с вареньем.

8 января  Ср.  Отварная говядина с хреном; Суп-пюре картофельн.;Чай с булочкой;

                        Чай с булочкой.                         Котлеты с огурцом;          Молоко.

                                                                            Компот.

 

 

9 января  Чт.  Форшмак;                           Щи ленивые;                            Чай;

                        Чай с булочкой                  Тушеная капуста;                  Пирожное.

                                                                    Салат из красной капусты.

                                                                    Кисель клюквенный.

10 января Пт.  Планкет;                             Рассольник;                        Чай с булочкой;

                       Чай с булочкой.                  Голубцы,                                    Масло.

                                                                    Слоеный пирожок с варен.;

11 января Сб. Жареная говядина с карт. Суп с вермишелью.              Чай с булочкой

                       Чай с булочкой.                  Битки в сметане;                         Молоко.

                                                                    Варенье.

12 января Вс. Бефстроганофф;                 Суп помидорный;                 Чай с булочкой

                       Чай с булочкой.                  Котлеты с огурцом;                      Сыр

                                                                    Бисквит с вареньем.

Кадетам запрещалось иметь на руках деньги и они были обязаны сдавать их своим воспитателям. В случае, если на имя кадета поступал денежный перевод, директор корпуса издавал специальное распоряжение, «предписывавшее казначею корпуса получать из Вольской почтово-телеграфной конторы, записать на приход в денежный журнал и выдать по принадлежности денежные письма и посылки, адресованные на имя корпуса и кадет».

В дни Рождественских праздников и на праздник Святой Пасхи по корпусу издавался специальный приказ, определявший распорядок дня в эти праздничные дни. Приказами по корпусу определялось распределение времени для кадет на Страстной неделе, время церковных богослужений в Великий четверг, в Великую пятницу.

Приказ директора Вольского кадетского корпуса накануне Великого поста гласил:

«На первой неделе Великого поста говеют кадеты. Вместе с ними говеют командиры рот, офицеры-воспитатели и преподаватели. Объявляю распределение времени для кадет, которое принять к исполнению.

Богослужение                      С понедельника            Утреннее - 10.15

                                                                                      Вечернее - 18.00

Литургия                              В среду                                               9.30

                                              В пятницу и субботу                         8.30

Инспектору классов подготовить специальное расписание занятий»

Во время инспекторской проверки в 1914 г., проведенной инспекторами ГУВУЗ, в Вольском кадетском корпусе насчитывалось 252 кадета, 2 кадета в корпусе находились сверх штата. Из них казеннокоштных было 212 кадет, своекоштных - 27 и 2 кадета были штатными стипендиатами. По вероисповеданию 237 кадет были православными, 2 – лютеранами, 9 –  католиками. В корпусе обучались 20 детей потомственных дворян, 212 детей офицеров и чиновников, лиц купеческого звания - 5 человек, духовного звания – 15 человек.

В 1914 г. в корпусе ощущался недостаток офицерских кадров в связи с мобилизацией офицеров в действующую армию. В целом в корпусе был очень молодой состав воспитателей. Инспектора отметили хорошую физическую подготовку кадет, улучшившуюся осанку, стремление ликвидировать сутулость. Одним из серьезных недостатков, отмеченных инспекторами, являлось то, что в 1-й роте одновременно находились VII класс (дети в возрасте 17-19 лет) и Ш класс (дети в возрасте 13-14 лет)

Хотя с созданием Вольского кадетского корпуса в учебном заведении стало больше порядка и дисциплины, некоторые плохие традиции оказались чрезвычайно живучими. С большим трудом в корпусе велась борьба с курением. Даже в младших классах многие кадеты курили. Во втором отделении 3 класса курила одна треть класса, у кадет находили табак, гильзы для папирос, приспособления для набивания папирос. Как серьезное ЧП рассматривался в корпусе факт, когда у одного из кадет нашли махорку. В 1914 г. в младшей  роте было отмечено 11 случаев непочтительного отношения к старшим, в 6 классе - 3 случая проникновения в преподавательские шкафчики. У нескольких кадет были выявлены тайные пороки, в отношении них применялись методы принудительного лечения.

Вольский  кадетский корпус прекратил свое существование в 1918 г. Многие его воспитанники погибли в годы гражданской войны. Лишь единицы  выпускников кадетского корпуса встречались в эмиграции после исхода из России кадетских корпусов.      

 

           Краткая библиография:

 

1.  Борщов А.В. «Воспоминания о Первом кадетском корпусе»  - «Военная быль»,     № 96 

2.  «Волец»  №№ 1,2, 1907.

3.  Лалаев М.С. «Исторический очерк военно-учебных заведений». СПб., 1880.

4. Михайлов А.А..«Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале ХХ века», Псков, 1999.

5.  П.С.З., т. ХL1У, 46985 и 46986 и т. ХLУ1, 49651.

6.  П.С.З., т. ХLУ11, 50827 и ХL1Х, 53775.

  1. 8.   РГВИА, ф.725, оп.53, д.4334.
  2. 9.    РГВИА, ф.725, оп.52, д.299.
  3. 10.  РГВИА, ф.725, оп. 53, д.5269.

10. Сикорский И.А. «Воспитательно-исправительные учебные заведения». СПб.,1899.  

11. Старков И. «Физическое развитие воспитанников в военно-учебных заведениях». СПб., 1897.

 


Фасады и интерьеры
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
17 18 19 20
21 22 23 24
ВКК. Пруд ВКК. Церковь, внешний вид
ВКК. Пруд ВКК. Церковь, внешний вид

Начальники и педагоги
Моралевский В.П. - первый директор ВКК Бородин М.П. - последний директор ВКК
Моралевский В.П. - первый директор ВКК Бородин М.П. - последний директор ВКК

Выпускники

Наследие