Ярошенко Николай Александрович

ЯрошенкоНиколай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Отец его - Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным, и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. В Петербурге Ярошенко поступает в Павловское военное училище, затем переводится в Михайловском артиллерийское училище. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А.М. Волкова, посещает вечернюю школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством И.Н. Крамского. В 1867 году после окончания Михайловского артиллерийского училища Николай поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и, кроме того, становится слушателем Академии Художеств. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.

Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

За эту картину Ярошенко 7 марта 1876 года был принят в Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре художник был избран в состав правления, после чего вместе с И.Н. Крамским десять лет руководил Товариществом. В 1886 году, после смерти Крамского, Ярошенко стал его преемником, хранителем традиций и передовых идей передвижничества.

На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, - это не только жертва капиталистического общества, - это еще и сила, противостоящая ему. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.

1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году, и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие - покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.

В произведении «Старое и молодое» (1881), художник отразил характерный для второй половины XIX века конфликт консервативной идеологии «отцов» и бунтарской идеологии «детей».

Важное значение в творчестве художника занимали портреты. В своих работах Ярошенко изображал в основном людей интеллектуального труда, среди которых были писатели, художники, ученые, актеры. При написании портретов своей задачей художник считал прежде всего познание и отражение психологии человека. Об этом говорила жена художника М.П. Навротина: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Ярошенко хорошо понимал жизнь, характер, психологию молодого поколения.

Среди портретов наиболее известны произведения «Студент», написанное в 1881 году, «Курсистка» (1887), портреты Г.И. Успенской, И.Н. Крамского, Д.И. Менделеева (1885), В.Г. Короленко (1898), Н.Н. Ге (1890). Одной из лучших работ художника в данном жанре является портрет П.А. Стрепетовой, написанный в 1884 году. Ярошенко раскрыл внутреннюю силу духа актриссы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины, тоскующей о свободной жизни.

Далее Ярошенко создает несколько жанровых произведений, среди которых следует отметить «На качелях» (1888), «Девушка-крестьянка» (1891). В популярной жанровой картине «Всюду жизнь», написанной в 1888 году, художник повествует о коротком светлом мгновении в жизни узников тюремного вагона, показывая, что за решеткой окна находятся несчастные жертвы социальной действительности, а не бездушные преступники.

В последние годы жизни несмотря на болезнь Ярошенко много путешествовал как по России, так и за границей (Италия, Сирия, Палестина, Египет). В 1892 году Ярошенко получает чин генерала-майора. Через год уходит в отставку, продолжая при этом участвовать в выставках Товарищества передвижников. Умер художник 25 июня (7 июля) 1898 года от паралича сердца в Кисловодске. Там же открыт художественный музей Николая Александровича Ярошенко.