1-й Сибирский Императора Александра I кадетский корпус 1813
1-й Сибирский Александра I кадетский корпус ведет свое начало от первого военно-учебного заведения Сибири — Войскового казачьего училища, основанного в Омске 1 мая 1813 года на средства Сибирского линейного казачьего войска. Инициатором создания училища был генерал-лейтенант Григорий Иванович Глазенап.
В начале XIX века в Сибири имелось две гимназии (в Тобольске и Иркутске), три уездных училища (в Тобольске, Красноярске и Енисейске), две специальных школы (навигационная в Иркутске и «Азиатская» в Омске). Отсутствие местных образованных людей тормозило развитие Сибири. Казачество, призванное играть главную роль в русской колонизации Центральной Азии, было разбросано по 2000-километровой границе Западной Сибири и не получало доступа в «военные школы» для детей дворян и солдат. Начальник Сибирской пограничной линии и командир отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенант Григорий Иванович Глазенап, приехавший в Сибирь в 1807 году, был поражен полным отсутствием образования среди казачества. Казалось, весь Сибирский корпус пребывал в невежестве. Существовавшая в Омске с 1789 года «Азиатская школа» выпускала только переводчиков и топографов. А нужны были грамотные офицеры и чиновники. Глазенап и его адъютант С.Б. Броневский, впоследствии генерал-губернатор Восточной Сибири, явились инициаторами развития грамотности в крае. В каждом казачьем полку была создана полковая школа, в каждом селении – станичная школа, а при войсковой канцелярии в Омске – Войсковое казачье училище.
Глазенап так определил цель Войскового казачьего училища: «Дабы наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием». Первый набор составил 30 человек (по три мальчика на каждый из 10 полков Сибирского казачьего войска). Первоначально срок обучения был три года, но постепенно он возрос до 7 и даже – 9 лет. Программ и учебников не существовало. В училище преподавались военные науки, сельское хозяйство, архитектура, ветеринарное дело, различные ремесла (кузнечное, слесарное, малярное, сапожное и пр.), татарский и монгольские языки. Задачей училища было дать Сибирскому казачьему войску и государственным учреждениям края образованных служилых людей, от нижнего чина до офицера включительно, учителей для полковых и станичных школ, писарей для канцелярий. Преподавали отставные офицеры и казаки. Во главе училища находился смотритель, который контролировал всю учебную и хозяйственную деятельность училища. Первым смотрителем стал есаул Соколов. Казеннокоштные воспитанники, а таких было большинство, обучались бесплатно. Уже в 1814 году было положено начало библиотеке заведения. Часть книг подарил сам Глазенап.
В 1819 году в училище обучалось 322 воспитанника, распределенных по двум ротам. К училищу были прикомандированы 2 офицера, ставшие первыми сотенными командирами. Были приглашены 3 гувернера-иностранца из пленных солдат наполеоновской армии для преподавания иностранных языков. Прием в училище осуществлялся без особых формальностей. Училище было предназначено исключительно для детей казаков всех званий, которые по окончании учебы поступали в войска урядниками с правом производства в офицеры по мере открытия вакансий. В училище издалека добирались круглые сироты, их принимали, не требуя ни знаний, ни документов. Воспитанники отличались грубой простотой нравов. Частыми были кулачные расправы. Но любознательность казачат обнадеживала.
В 1817 г. состоялся первый выпуск. Трое лучших выпускников были командированы в различные учебные заведения для подготовки к преподавательской деятельности в училище. В 1821 г. генерал-лейтенант П.М.Капцевич выступил перед императором с ходатайством разрешить по окончании курса лучших воспитанников производить в офицеры. С 1822 года училище стало регулярно выпускать офицеров в войска. До этого из училища выпускались преимущественно грамотные писари для канцелярий и образованные урядники для казачьих полков. Первым чин прапорщика в училище получил Гордей Ефимович Шрамов. Его направили в столицу для продолжения образования. Вернувшись в училище, он с 1826 по 1847 год был инспектором классов и преподавателем, дослужился до чина полковника. Всего за первое десятилетие казачье учебное заведение дало Сибирскому войску 58 офицеров.
Cредства для существования казачьего училища первоначально выделялись канцелярией Сибирского казачьего войска. Чтобы содержать в училище всех желающих учиться, генерал Глазенап применил к воспитанникам казачьего училища такую меру – всех учеников, достигших 14-летнего возраста, зачислять на действительную службу в казачье войско, с соответствующим довольствием от казны: жалованья, провианта и фуража. Эта мера улучшила благосостояние училища и дала возможность постепенно увеличивать число обучаемых в училище воспитанников. К началу 1815 г. в училище обучалось 200 человек, а в 1819 г. – 322.
В 1825 году было утверждено положение об училище, и оно было переименовано в Училище Сибирского линейного казачьего войска. Штат был установлен в 250 воспитанников. На основании нового положения училище поступало в непосредственное подчинение командира отдельного Сибирского корпуса. Учитывая заслуги училища в подготовке кадров, ему увеличили пособие от казны, а с 1830 года оно перешло на полное содержание государственного казначейства.
Училище стало многопрофильным учебным заведением, здесь готовились офицерские кадры для различных подразделений. В 1828 году к училищу присоединили «Азиатскую школу», через восемь лет преобразованную в класс восточных языков. В классе учились переводчики (толмачи) и топографы. Был выделен также учительско-писарский класс, в котором собирали учеников со средними способностями. Отделение мастеровых являлось чем-то вроде штрафного. Его воспитанники жили отдельно, ходили в худшей одежде, не занимались в классах, не садились за общий стол. Это отделение давало войску слесарей, столяров, шорников, мастеровых других специальностей.
С 1833 года в училище стали принимать дворян – детей офицеров регулярных войск и чиновников Сибири. В его составе было создано «дворянское капральство» из 60-ти воспитанников. В 1834 г. в училище была создана особая дворянская рота. Появление в корпусе дворян повысило престиж заведения. В его танцкласс зачастили дамы из высшего омского общества. Дворяне по сравнению с казаками имели ряд преимуществ. Так, они учили французский язык, а казаки – только татарский. Постепенно обозначилась тенденция увеличения приема дворян за счет уменьшения числа казачьих вакансий.
В двадцатые-сороковые годы Х1Х в. училище неоднократно меняло свою программу и штаты, постепенно приближаясь к общему типу российских военно-учебных заведений. Преподаватели были уравнены в правах со старшими учителями гимназий, они стали получать неплохое жалование. Среди них появились лица с высшим образованием. Преподавание велось по печатным «руководствам» и по рукописным «запискам». Владению оружием и «фронту» воспитанников обучали прикомандированные урядники из частей отдельного Сибирского корпуса. Для военных занятий имелись ружья и сабли. Воспитанники носили казачью форму, лучшие из них отмечались фельдфебельскими или унтер-офицерскими нашивками.
В 1838 г. директором училища был назначен генерал-майор Ф.А.Шрамм, который исключил из учебной программы предметы, изучение которых не соответствовало задаче подготовки офицеров: агрономию и ветеринарную науку. Были усилены занятия по строевой подготовке, топографии, фехтованию и верховой езде. В 1826-1845 гг. из Училища Сибирского линейного казачьего войска было выпущено в войска 111 офицеров и 558 урядников, учителей, писарей, переводчиков и мастеровых. К сентябрю 1876 года из выпускников этого периода пятеро стали генералами – казаки В. Осипов, М. Казачинин, С. Панков, П. Ребров и дворянин А. Померанцев.
В начале 40-ых гг. Х1Х в. Шрамм подготовил проект преобразования казачьего училища в кадетский корпус. В ноябре 1845 г. проект был утвержден. 5 января 1846 г. Училище Сибирского линейного казачьего войска было преименовано в Сибирский кадетский корпус. Он предназначался для подготовки офицеров в линейные батальоны и казачьи части отдельного Сибирского корпуса. В него могли поступать сыновья дворян и казачьих офицеров, путь простым казакам был закрыт. 40 вакансий выделялось для воспитанников из Восточной Сибири. Сообразно сословному делению, воспитанники разделялись на роту и эскадрон, по 120 человек в каждом подразделении: рота – для дворян, эскадрон – для казаков. В эскадрон кроме казаков допускались сыновья казахской знати. Сибирский корпус стал шестым по счету кадетским корпусом в России, и перешел в подчинение Главного начальника военно-учебных заведений. Командир отдельного Сибирского корпуса и губернатор Западной Сибири являлись почетными попечителями корпуса, им было предоставлено право определения детей в корпус.
Для многих выходцев из простых семей заведение стало воротами в большой мир, возможностью сделать военную карьеру. Российская империя проводила усиленную колонизацию казахской степи. И казаки несли не только гарнизонную службу, но и участвовали в научных экспедициях, боевых столкновениях с кочевниками.
Только 20 воспитанников корпуса училось на средства родителей, основная масса была казеннокоштной. Срок обучения устанавливался в 6 лет. В 1853-54 учебном году курс удлинили до 7 лет. В 1846 г. состоялся первый выпуск кадетского корпуса. Лучшим среди дворян оказался Лавр Клугин, впоследствии дослужившийся до чина генерал-лейтенанта и должности помощника начальника Главного штаба. В январе 1847 г. класс восточных языков перевели из корпуса в особо учрежденное отделение восточных языков при Омском батальоне военных кантонистов.
В корпусе преподавались Закон Божий, русский и иностранные языки, математика, физика, химия, история, география, основы тактики, артиллерия, фортификация. С ними проводили занятия по строевой подготовке, гимнастике, плаванию, фехтованию, верховой езде, пению, танцам. В летних лагерях проводилась практическая военная подготовка, вплоть до стрельбы из артиллерийских орудий.
Поскольку дворяне находились на привилегированном положении, между ротой и эскадроном существовали трения, иногда доходившие до потасовок. Выпускник кадетского корпуса 1866 г. Георгий Катанаев вспоминал: «Не забуду здорованья директора корпуса генерал-лейтенанта Павловского с воспитанниками роты и эскадрона. Обращаясь к первым, он всегда говорил: «Здравствуйте, дворяне!», а обращаясь к нам, эскадронным: «Здорово, казаки!». С нами, казачатами, несмотря на то, что степь была завоевана, и порядок в ней поддерживался исключительно казаками, обращались без особых церемоний. Офицерским казачьим детям тогда велся особый список в канцелярии Наказного Атамана, которая по достижении детьми 11 лет посылала по станицам и отрядам приказ немедленно доставить в Омск самими родителями или особо командированными урядниками названных в списках казачат. Десятки таких казачат, нередко даже вопреки желанию самих родителей, особенно сердобольных маменек, были взяты неумолимыми урядниками прямо из игры в бабки».
Вспоминая кадетский быт, Катанаев отмечал: «Все кадеты размещались по комнатам, где вдоль стен были расставлены кровати, обыкновенно по две с разъединительными щитами между ними. На каждых двух воспитанников полагался стол для занятий, учебников и пособий. В ногах каждой кровати помещался табурет с уложенной на него шинелью, а по ночам на эти же табуреты аккуратно каждым из кадет укладывались курточки, брюки и поверх всего подштанники. Спать в подштанниках строго запрещалось. Кровати были металлические с постланными на них волосяными (для тех, кто мочился под себя – мочальными) тюфяками, прикрытыми двумя простынями и бaйковым одеялом.
В головах — подушка и длинный металлический шест, на который вешалось полотенце, а сверху прикреплялся особый овальный металлический «цигель», покрашенный зеленою краской, у унтер-офицеров весь «цигель» был красный, у фельдфебелей и вахмистров – позолоченный. Для всякого стороннего посетителя и должностных лиц корпуса при взгляде на кровать сразу видно было, кому она принадлежит.
В каждой комнате всегда имелся старший, обычно унтер-офицер или ефрейтор старших классов. Он наблюдал за порядком в комнате и пользовался даже некоторой дисциплинарной властью над остальными, доходившей до постановки провинившегося на некоторое время на «выстойку» около кровати или лишения третьего блюда за обедом. В каждой комнате ежедневно по очереди назначался дежурный кадет. По роте и особо по эскадрону назначался дежурный из числа «старших». По корпусу дежурил один из числящихся при роте и эскадроне отделенных офицеров».
Каждый день в шесть часов утра на площадке лестницы, соединявшей нижний этаж корпуса с верхним, игрались на трубе или выбивались на барабане имевшимися при корпусе солдатами сначала «повестка к вставанию», а через четверть часа и сама «побудка». По «повестке» вставали дежурные по роте, эскадрону и комнатам, шли умываться, чистили сапоги и приводили себя в порядок. По побудке дежурные будили и поднимали с кроватей наиболее ленивых и заспавшихся. Вставая, кадеты убирали свою постель, расправляли простыни, покрывали их одеялом, взбивали подушку и потом, опоясавшись полотенцем, шли в умывальник, чистили сапоги, умывались.
В 7 часов звучал сигнал «на молитву». Все выстраивались в своих комнатах. Старшие осматривали хорошо ли умылись кадеты, чистые ли уши, нет ли грязи под ногтями, вычищены ли сапоги. После обхода комнат фельдфебель или вахмистр давал приказание дежурным по комнатам громко читать установленные утренние молитвы: «молитву Господню» и «молитву за царя» с коленопреклонением в последнем случае.
Утренний завтрак обычно состоял из половины французской полукрупчатой, полупшеничной булки и кружки кипяченого молока или сбитня (по постам). Классные занятия во всех классах разделялись на две половины: одну до обеда и другую после обеда. Утром было по два полуторачасовых урока, и вечером – тоже по два таких же, с пятнадцатиминутным перерывом. Примерно в 11.30 часов барабанщик бил «конец» классных занятий. Кадеты расходились по комнатам. Там их ожидал завтрак в виде разложенных по подушкам воспитанников хорошо просоленных ломтей черного ржаного хлеба. После завтрака кадеты строились на внеклассные занятия, включавшие строевую подготовку, гимнастику, танцы. Раз в две недели в эти же часы водили в баню.
На строевых занятиях помимо строевых приемов отрабатывались приемы с заряжанием ружья на «двенадцать темпов». В те времена металлических патронов, ружей с нарезными стволами не было. Патроны были в бумажках, пули круглые, летели всего на 200 шагов, заряжение было с дула. Любимая поговорка того времени была суворовская: «Пуля дура, штык молодец». Кадеты эту самую «дуру» под командой «ундера» вгоняли в дуло гладкоствольного ружья на двенадцать темпов: «Куси патрон!», «Патрон в дуло!», «Насыпь!», «Зашомполи!», «Наставь!», «Прибей!», «Раз-два-три, шомпол вложь!», «Взведи курок!».
Гимнастикой за неимением других помещений занимались в столовой, которая помещалась в отдельном деревянном здании, куда кадеты, прикрывшись шинелями, следовали через плац. Гимнастика была одним из самых любимых кадетами предметов. В корпусе были хорошие гимнасты, достигавшие большого мастерства в работе на всех снарядах. Были любители, которые, придя с гимнастики или с других занятии в комнаты, продолжали прыгать вместо деревянных «кобыл» через табуреты, составленные в несколько ярусов.
Вечерние занятия по подготовке уроков проводились «по кроватям», у своих столиков, освещенных сальными свечами. «Старшие» и дежурные наблюдали, чтобы во время занятий была тишина и никто не мешал занимающимся. Воспитанникам старших классов и некоторым из младших (по особому приказу) разрешалось заниматься чтением и приготовлением уроков лежа в кровати. Время после вечерних занятий предоставлялось в полное распоряжение воспитанников. Каждый занимался тем, чем хотел – одни играли, другие продолжали заниматься, сидя у своих столиков, писали сочинения на заданные темы, кто-то пел хором песни или читал книжки, полученные из эскадронной или фундаментальной библиотеки.
Летнее время распределялось несколько иначе. В мае-июле воспитанники находились в лагерях. День выступления в лагерь был для кадет праздничным, ибо в этот день кадетский корпус показывался перед омской публикой в полном параде. Пройтись по городу до лагеря под музыку было для кадет величайшим наслаждением. Кадеты шли, чеканя шаг, в такт музыкантам, чувствуя себя героями или победителями. В лагерях кадет занятиями особенно не обременяли. Тем не менее, каждый день утром и после обеда для всех, больших и маленьких, проводились ротное и эскадронное ученье с ружьями и шашками. В эскадроне отрабатывались строевая слаженность, равнение, повороты, ружейные и шашечные приемы, рубка шашками и фланировка шашками и пиками, фехтование на рапирах и рубка на эспадронах. Начиная с третьего класса, кадет обучали езде на лошадях верхом, сначала на попонках, без седел, потом в седлах, с прыжками через барьер, рвы и другие препятствия. С пятого класса кадет водили на практическую стрельбу по мишеням из винтовок. Для выпускных кадет производилось так называемое «восьмирядное» ученье с шестами, где они в качестве будущих офицеров должны были командовать взводами. В свободное время кадеты играли в городки, пели, бегали, состязались в борьбе, лазали по гимнастическим снарядам, ловили зверьков сусликов или тушканчиков.
Изредка устраивались экскурсии по историческим местам Омска и его окрестностей, поездки на рыбную ловлю, катанье на лодках. Старшие классы, начиная с четвертого, выходили в определенные дни в поле для рисования на плэнере, решению геометрических и тригонометрических задач, топографической съемки.
Состав преподавателей Сибирского кадетского корпуса в середине и второй половине Х1Х в., по свидетельству выпускников корпуса, был очень сильным. Знаменитый питомец корпуса Г. Н. Потанин отмечал, что «в кадетском корпусе в Омске в 50-х-60-х годах Х1Х столетия был лучший во всей Сибири педагогический персонал, подобранный инспектором классов Ждан-Пушкиным, превосходным педагогом». По словам современников, Иван Викентьевич Ждан-Пушкин был человеком незаурядным. При широком образовании, он обладал характером, который в значительной степени способствовал решению стоящих перед преподавателями педагогических задач.
Г. Катанаев в этой связи вспоминал: «Помню его, мирно расхаживающего по длинному классному коридору, обыкновенно с записной книжкой и табакеркой в руках, то заглядывающего в дверные оконца классов, то заходящего в сами классы, чтобы посмотреть и послушать, что там делается. Присутствие его в классе во время урока было обыкновенно наиболее плодотворным временем классных занятий, ибо при нем и учителя подтягивались, и ученики были внимательнее. Сам он своими наводящими вопросами и собственными разъяснениями всегда вносил много нового, поучительного, чего обыкновенно и в учебниках не было, да и преподаватели нам не сообщали. Глаз инспектора проникал всюду. И горе бывало тому ученику, а иногда и преподавателю, если Иван Викентьевич вступал с провинившимся в нравоучительную беседу. «Хоть сквозь землю провались», - говорили потом удостоившиеся такой беседы с Иваном Викентьевичем. До слез, бывало».
В первые годы существования корпуса там еще практиковались телесные наказания. Розги использовались как надежнейшая панацея от всех детских прегрешений. Не чужд был от признания «целебных» свойств розги и высокогуманный либерал Иван Викентьевич Ждан-Пушкин. Ученики того времени еще не доросли до понимания телесного наказания как «позора» или «оскорбления личности». Педагоги и сами наказуемые смотрели на это дело только лишь как на «причинение боли». А так как испытывать физическую боль никому не приятно, кадеты старались по возможности избегать наказания розгами. Иван Викентьевич знал, в какой среде ему приходилось действовать, знал настроение учащихся и полную педагогическую несостоятельность некоторых из ближайших своих сотрудников, ротного и эскадронного командиров, отделенных офицеров и потому не гнушался помощи легчайшего из педагогических способов физического, взамен нравственного, воздействия на подведомственных ему малолеток.
Только при директоре Линдене розги были окончательно искоренены. Гуманные взгляды нового начальника корпуса отразились и на отношениях ротного и эскадронного командиров к воспитанникам. Обращение начальства и преподавателей к кадетам старших классов на «ты» постепенно вышло из употребления. В кадетский обиход стали постепенно входить слова: «гуманность», «солидарность», «долг», «обязанность», «развитие».
Прослыть за «развитого» человека, по словам Катанаева, считалось верхом кадетских стремлений и мечтаний. Важнейшим средством в достижении этого служило самостоятельное чтение книг. Для этого кадетам рекомендовалось три раза в неделю посещать библиотеку, где специально для них был устроен специальный читальный зал. К приходу воспитанников выкладывались последние книжки ежемесячных журналов и новейшие номера ежедневных газет: «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Дело», «Русский вестник», «Всемирная иллюстрация», «Санкт-Петербургские ведомости», сатирическая «Искра». Все это было к услугам кадет в течение полутора часов занятий в библиотеке. Каждому из посетителей-кадет разрешалось брать для чтения и другие книги – сочинения русских писателей, путешествия, научные сочинения.
Благодаря Василию Петровичу Лободовскому, преподавателю русского языка и словесности, многие из кадет прочли все, что к тому времени вышло из сочинений Тургенева, Достоевского, Толстого, Гончарова, Грибоедова, Некрасова, Писемского и других писателей, не говоря уже о произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Кадет Власов прочел все тома сочинений Белинского, а том VIII о Пушкине знал чуть ли не наизусть. Его сочинения, классные и внеклассные, зачитались В.П.Лободовским и учителями как образцы стилистики, владения русской речью и осведомленностью в русской литературе. Этот кадет вступил в жизнь в чине казацкого хорунжего, но, к сожалению, спился и умер через три года после выпуска из корпуса.
С помощью В.П.Лободовского кадеты старших классов стали выпускать рукописный юмористический литературный журнал «Булавка». Журнал этот вышел только два раза, но кадеты считали для себя большим достижением, что им удалось осуществить подобное издание. Директор корпуса, преподаватели и кадеты с интересом восприняли вышедшие номера, но по целому ряду причин выпуск журнала был прекращен.
В 60-е гг. Х1Х в. форма кадет Сибирского кадетского корпуса разделялась на повседневную и парадную. Повседневная состояла из фуражки-бескозырки с красным околышем, куртки с красными погонами и воротником, застегнутым у дворян на пуговицы, а у казаков на крючки (по-казачьи), и брюк – летом белых, холщовых, зимою – суконных, черных навыпуск; сапоги с голенищами. Парадная, у дворян – каска с белым султаном, мундир армейского образца, двубортный с петлицами и красными погонами, пояс-ремень с гербом, брюки—летом белые, зимой – суконные черные с красным кантом; сапоги, тесак и пехотное ружье со штыком по росту. В эскадроне: головной убор — папаха черной мерлушки с красной верхушкой и кокардой, мундир казачьего образца с петлицами на красном воротнике, чешуйчатые эполеты (медные) кавалерийского образца, красный кушак, шаровары с красными лампасами, сапоги со шпорами, шашка через плечо и ружье без штыка. При фронтовом ученье, «по-конному», полагалась и пика.
В 1866 г. Сибирский кадетский корпус был преобразован в «Сибирскую военную гимназию». В гимназию наряду с казенно- и своекоштными воспитанниками стали принимать и так называемых «приходящих», живущих с родителями и приходящих только на занятия. В их число допускались дети всех сословий. Сословное деление на роту и эскадрон было ликвидировано. Вместо прежних строевых рот воспитанники были поделены на возрастные группы, которые в свою очередь, делились на отделения численностью от 25 до 35 человек. В каждом отделении был воспитатель, назначаемый как из военных, так и гражданских лиц. В учебном отношении военные гимназии были приравнены к реальным училищам с 7-летним курсом обучения. Учебные программы в гимназиях стали шире и разнообразнее. Количество уроков в гимназии по сравнению с кадетскими корпусами возросло в два раза – со 100 уроков до 210.
Одной из особенностей Сибирской военной гимназии являлось то, что в нее без вступительных экзаменов принимали детей киргизов и казахских султанов и старшин. В гимназии сохранялось преподавание татарского языка. Казаки и казахи по выбору могли учить один из западноевропейских языков – французский или немецкий. Повысились требования к качеству знаний. Вместе с увеличением количества уроков это вело к значительным перегрузкам. Не все это выдерживали. Слабых учеников отчисляли или переводили в военные прогимназии.
Полки Сибирского казачьего войска для несения службы выдвигались на китайскую границу в такие глухие места, где офицерам трудно было дать своим сыновьям военное образование. Поэтому в 1877 году в Омске создали войсковой приготовительный пансион с 20-ю вакансиями для детей казачьих офицеров и чиновников. В учебно-воспитательном отношении он подчинялся директору и инспектору классов Сибирской военной гимназии, т.к. готовил детей для поступления в ее 1-й класс.
В Сибирскую военную гимназию пришло много гражданских преподавателей и воспитателей. Сложился крепкий педагогический коллектив. Многие сочетали учебно-педагогическую деятельность с научно-исследовательской. Когда в Омске в 1877 году был основан Западно-Сибирский отдел русского географического общества, среди десяти его членов-учредителей шестеро педагогов гимназии либо преподавали там, либо кончали ее (Сулоцкий, Чернавин, Певцов, Куртуков, Словцов, Катанаев). В годы существования гимназии в ней получил образование Н. А. Симонов, участник среднеазиатских экспедиций, похода в Китай в 1900 году, русско-японской войны. Он дослужился до чина генерала от кавалерии, написал ряд трудов военно-исторического характера. Другой питомец гимназии, 11 лет работавший в ней воспитателем, И. И. Булатов стал известен в 1904 году. Во время волнений в польском г. Радоме он, полковник, командир 26-го Могилевского полка, не захотел применять оружие, пошел один к толпе со словами миролюбия... и был убит.
В июле 1882 года Сибирская военная гимназия переименовывается в кадетский корпус. Цель новой реформы в области военного образования заключалась в том, чтобы общеобразовательная учебная программа в большей степени сочеталась с задачей кадетского корпуса – служить подготовительным заведением для перехода воспитанников в военные училища. С учетом опыта предыдущей деятельности Сибирского кадетского корпуса внимание преподавательского состава было обращено на привитие кадетам большей физической выносливости, умения стойко переносить все тяготы и лишения армейской службы.
Вместо классов вновь создаются роты с ротными командирами во главе, вводится институт офицеров-воспитателей. Старшая рота получает строевую организацию – в ней вводятся должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров из числа кадет. Занятия по строевой подготовке проводятся только с ружьями. По окончании экзаменов старшая рота выводится в лагеря на 5-6 недель для военно-полевых занятий. В Сибирском кадетском корпусе два года ушло на переход к новой программе. С 8 августа 1884 года реформа полностью вошла в жизнь корпуса. С 1888 по 1892 в корпусе получили широкое развитие внекласные занятия музыкой, фехтованием, ручным трудом. В учебный курс вводится новый предмет – законоведение.
В начале 80-х гг. в корпусе появляется значительное число кадет, получивших домашнюю музыкальную подготовку, любители игры на фортепьяно, скрипке, флейте. Из любителей создаются духовой и струнный оркестры. Одной из устойчивых традиций корпуса становится исполнение музыки по случаю торжественных празднований важных событий, юбилейных дат. В 1899 г. в дни празднования 100-летнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина в корпусе силами кадет были сыграны сцены из «Бориса Годунова» и «Скупого рыцаря», хор и оркестр исполнили ряд хоровых сочинений на слова поэта. Кадет А.Грызов стал автором «Кантаты на столетний юбилей Омского кадетского корпуса», музыку к кантате написал преподаватель музыки корпуса Г.И.Тучинский. Как отмечали выпускники корпуса, из стен учебного заведения выходили люди в военной , но с сердцами, открытыми для искусства.
В 1888 г. Сибирский кадетский корпус командировал подполковника Меллера в Хабаровск для создания там приготовительной школы кадетского корпуса. В 1900 г. эта школа была преобразована в Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус.
В июле 1891 г. корпус посетил наследник-цесаревич Николай Александрович, в октябре 1899 г. - военный министр А. Н. Куропаткин, в октябре 1900 г — начальник Главного управления военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович. Особенно глубокий след в жизни корпуса оставило посещение Константина Константиновича.
Летом 1900 года, во время каникул, шестеро кадет приняли участие в защите Благовещенска, подвергшегося нападению китайцев. Они были награждены за это особыми медалями. Торжественное вручение наград происходило перед строем всего корпуса. Устроенный 26 ноября 1901 г. праздник омского гарнизона в честь дня Георгиевских кавалеров произвел на кадет большое впечатление. Инспекторская проверка корпуса в ноябре 1901 года отметила хорошее состояние корпуса. В ноябре 1903 года император пожаловал заведению воинскую святыню — знамя.
Известие о русско-японской войне кадеты восприняли с подъемом. Их интерес к событиям на фронте усиливало то, что у многих отцы и старшие братья были на полях Маньчжурии и Квантуна. Наплыв в Омск раненых способствовал возникновению кадетской благотворительности. В корпусе по желанию воспитанников собирались пожертвования. Благотворительный бал-концерт, организованный кадетами, дал 1,5 тысячи рублей. Все собранные средства ушли на помощь раненым и семьям погибших. Русско-японская война стала первой большой войной, в которой бывшие воспитанники Сибирского корпуса приняли массовое участие. 22 из них погибли, 10 получили ордена Св. Георгия 4-й степени, в том числе семеро за оборону Порт-Артура. Одним из самых известных питомцев Сибирского кадетского корпуса этого периода был Лавр Георгиевич Корнилов, впоследствии верховный главнокомандующий русской армией и один из лидеров белого движения. Целая плеяда выпускников корпуса 1880-1890-х гг. стала профессорами столичных военных академий и университетов. Наиболее известными среди них были Николай Каменщиков, профессор астрономии Петербургского университета, автор «Новой таблицы планет», и Авксентий Сапожников, профессор химии Михайловской артиллерийской академии и института путей сообщения, приват-доцент Петербургского университета.
В начале XX века Сибирский корпус потерял свое былое общесибирское значение, в крае появилось еще два кадетских корпуса – Хабаровский и Иркутский. В ceнтябре 1907 г. корпус переименовали в Омский (Приказ по военному ведомству № 974 от 18 сентября 1907 г.). В эти годы Омский кадетский корпус считался одним из лучших средних военно-учебных заведений России. В нем внимания уделялось формированию уважительных взаимоотношений между будущими офицерами и нижними чинами. Кадет, преподававших в школе для нижних чинов, учили понимать солдата, заботиться о нем. Каждое воскресенье для служительской команды и вольнонаемной прислуги устраивали чтения. Периодически организовывались литературные музыкальные вечера, а на Рождество — елка с подарками.
Начальство не жалело средств, чтобы скрасить однообразие казарменной жизни. Кадет водили в общественные театры, на концерты, в кинематограф, летом они совершали туристические поездки на Урал, Байкал. Кадеты участвовали в домашних спектаклях, пели, занимались рисованием, лепкой. Работы воспитанников выставлялись на 1-й Западно-Сибирской выставке, за что корпус получил диплом. В корпусе имелись фехтовальный зал, гимнастические снаряды, каток, лыжи, бассейн, летняя купальня, прогулочные лодки. С 1911 г. ежегодно проводился гимнастический праздник с состязаниями по стрельбе, фехтованию, бегу, гимнастике на призы командования корпуса. В корпусе обращалось большое внимание на трудовое воспитание – работали токарная и переплетная мастерские, кадеты ухаживали за садом и огородом. Ежегодно проводился праздник древонасаждений, когда каждый сажал деревце и привешивал к нему дощечку со своей фамилией и датой посадки.
В 1909 году при посещении корпуса Великий князь Константин Константинович сказал его директору А. А. Медведеву: «Ваше превосходительство, я нашел вверенное вам заведение в блестящем состоянии, за что прошу Вас принять мою глубокую признательность». 5 июня 1912 г. корпусу указом императора даровано старшинство со дня основания Войскового казачьего училища в 1813 г. (Приказ по военному ведомству от 11 июня 1912 г.). В 1912 г. в корпусе в течение всего учебного года торжественно отмечали столетие Бородинской битвы. Все мероприятия были направлены на привитие кадетам чувства патриотизма и любви к Отчизне.
В 1913 корпус праздновал 100-летний юбилей со дня своего учреждения. Подготовка к празднованию юбилея заняла весь учебный год. Само торжество проходило с 30 апреля по 6 мая 1913 г. Съехалось до 250-ти бывших питомцев – от юнкеров до 80-летних старцев, 23 делегации от различных организаций и учреждений. Пришли сотни поздравительных телеграмм.
1 мая 1913 г. корпус переименовывается в 1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус. Корпусу было вручено новое, юбилейное знамя. С 1913 г. кадеты стали носить на погонах вензель «АI». В дни юбилея корпус состоял из 3-х рот, с общей численностью 305 воспитанников, в корпусе было 15 офицеров-воспитателей.
Среди увлечений кадет в последние годы существования корпуса видное место занимало рисование. Это было связано с тем, что в 1914 г. в кадетский корпус из Петербурга был направлен Алексей Николаевич Клементьев, художник, педагог и общественный деятель. Рисование в корпусе по количеству учебных часов стояло в одном ряду с такими дисциплинами, как история, Закон Божий, иностранные языки. В корпусе был хороший рисовальный класс, где все было приспособлено для полноценных занятий: тяжелые сосновые столы с вращающимися пюпитрами для гипсовых моделей, мольберты, кисти, палитры, геометрические фигуры для композиций. Первые опыты кадет под руководством Клементьева были отмечены в приказе директора по корпусу: «Кадеты не поленились и придали своему помещению художественный вид. Классы превратили то в чудные украшенные художественными работами гостиные, то в волшебные панорамы». К спектаклям, которые ставили кадеты, готовились прекрасные декорации, выполненные самими кадетами. Директор корпуса А.А. Медведев, подводя итоги учебному процессу в 1915 году, отметил: «За все девять лет управления корпусом первый раз такие рисунки представляются на смотр. Корпус может радоваться, что в лице А.Н.Клементьева приобрел такого умелого преподавателя». Для многих кадет рисование стало любимым предметом еще и потому, что на уроках можно было услышать увлекательные рассказы о знаменитых художниках, разных странах, музеях мира.
Директорами корпуса последовательно были:
- Полковник Н.Л.Черкасов (1825-1838);
- Генерал-майор Ф.А.Шрамм (1838-1849);
- Генерал-майор А.М.Павловский (1849-1863), Павловский кадетский корпус;
- Генерал-майор К.А.Линден (1863-1874), 1-й кадетский корпус;
- Генерал-майор Цитович (1874-1887);
- Генерал-майор Пороховщиков (1887-1888), Дворянский полк;
- Генерал-майор А.Г.Рейнек (1888-1892);
- Генерал-майор А.П.Кичеев (1892-1900), 2-й Московский кадетский корпус;
- Генерал-майор М.В.Барсов (1900-1902);
- Генерал-майор Н.П.Андреев (1902-1906), Константиновский кадетский корпус;
- Генерал-майор А.А.Медведев (1906-1921)
Сибирский кадетский корпус дал России много выдающихся людей, прославивших корпус в самых различных областях деятельности и знаний. Питомец училища Иван Карбышев прославился тем, что в середине 40-х гг. Х1Х в. с отрядом казаков перехватил и доставил в Омск хана Среднего Казахского жуза Габайдуллу Валиханова, решившего отойти от России и принять китайское подданство. Карбышев неоднократно разбивал кочевников. В 1854 году он основал г. Верный (Алма-Ата). Михаил Казачинин заложил г. Кокчетав, Степан Лукин—г. Сергнополь в Семиречье. Сергей Абакумов со своим полком проложил почтовый тракт от Семипалатинска до Верного. За разработку Гасфордского перевала один из поселков назван Абакумовским. Многие из выпускников казачьего училища стали исследователями. М. Петров, П. Герасимов, И. Шубин, Н. И. Потанин изъездили степь и Семиречье вдоль и поперек, пробирались в глубь Азии. Хорунжий Николай Потанин в 1829 г. совершил поездку в Ташкент и Коканд, вернулся с картой маршрута и с описанием до того неведомых европейцам краев. Училище дало не только образцовых разведчиков, но и топографов-съемщиков (Бородин, Боярский, Ваганов, Захаров, Кокоулин, Крутов, Нифантьев и др.). Они входили в экспедиции академика Миддендорфа, Чихаева, Ледсбурга и Бутовского. Разработки казаков-топографов легли в основу 10-верстной карты Западной Сибири, которой пользовались и в начале XX в. Среди выпускников корпуса – Всеволод Иванович Вагин, историк, публицист, редактор-издатель иркутской газеты «Сибирь».
Выпускники корпуса 1846-1866 гг. отличались при завоевании Средней Азии. Дм. Шайтанов стал генерал-лейтенантом Сибирского казачьего войска, Григорий Бутаков и Павел Обух в 1860-1862 гг. участвовали в многочисленных схватках с кокандцами, оспаривавшими у русских Семиречье, участвовали в штурме крепости Пишпек. Во время Кокандской войны 1875—1876 гг. особенно прославился С.Елгаштин, командир 1-го Сибирского казачьего полка. Кавалерийским набегом через горы он разбил отряд Зюльфракар-бека, а при штурме Андижана с тремя сотнями казаков ворвался в город и захватил цитадель и ханский дворец,
Не меньший вклад питомцы корпуса этого периода внесли в развитие культуры, науки и общественного движения азиатской России. Среди них – А.П.Нестеров, Г.Н. Потанин. Кадетский корпус окончил Н.Ф.Анненский, экономист и публицист, редактор журнала «Русское богатство», деятель земского движения, один из лидеров партий «Народное право», «Союз освобождения», основатель народно-социалистической партии; его труды легли в основу земской статистики. Георгий Ефремович Катанаев стал видным историком Сибирского казачьего войска, одним из инициаторов создания Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества и музея.
Ярким представителем казахской знати, окончившим корпус, был султан Чокан Чингисович Валиханов – сотрудник русской военной разведки, человек разносторонних дарований, первый казахский ученый, просветитель-демократ, историк, этнограф, путешественник, на всю жизнь запомнивший свою встречу со ссыльным Ф.М. Достоевским. В кадетском корпусе учился с 1847 по 1853 гг. В конце 50-х гг. участвовал в экспедициях в Джунгарию, на озеро Иссык-Куль и Кульджу. Под видом мусульманского купца по заданию военного ведомства прошел через Тянь-Шань и некоторое время жил в Кашгаре, где кроме выполнения специального задания собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана. Совершил разведывательную поездку в Коканд и Ташкент. Два года Валиханов работал под страхом быть узнанным и казненным. В Россию Валиханов вернулся с бесценными в научном и военном смысле материалами. С 1860 по 1861 год жил в Петербурге, работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, обрабатывал собранные материалы. В 1860 г. был избран членом русского императорского географического общества. Первым открыл киргизский эпос «Манас».
В 1898 г. Сибирский кадетский корпус окончил видный советский военный историк генерал-майор А.Н. Де-Лазари. С 1891 по 1892 гг. он учился в Тифлисском кадетском корпусе. В 1892 г. по предписанию Главного управления военно-учебных заведений кадет Де Лазари переведен в Сибирский кадетский корпус. Аттестационная тетрадь кадета Де Лазари позволяет судить как о становлении самого воспитанника, так и об уровне учебно-воспитательной работы в кадетском корпусе. В разделе «Общие черты и особенности характера» офицер-воспитатель писал: «Религиозен. Тактичен по отношению к родителям и сильно привязан к ним. В обращении с наставниками и старшими приветлив и вежлив. Крайне самолюбив и даже заносчив, отчего с товарищами нередко ссорится. К неудачам сверстников относится равнодушно и иногда как бы радуется этому, почему в их среде не пользуется авторитетом. Мало терпелив. Способен на лицемерие. Бережлив и опрятен. Откровенен, но не всегда правдив. Старается заслужить расположение старших». Следует подчеркнуть, что эта не совсем лестная характеристика на кадета Де Лазари в дальнейшем практически не повредила ему.
Де Лазари окончил Константиновское артиллерийское училище, активно участвовал в первой мировой войне, был удостоен Георгиевского оружия. После революции служил в Красной армии. Как ученый и военный педагог внес большой вклад в обобщение опыта первой мировой и гражданской войн. Наивысшую оценку получили составленные Де Лазари атлас «Мировая империалистическая война 1914-1918 гг.», «Альбом схем по истории гражданской войны в СССР (1917-1922 гг.)».
В 1908 г. корпус окончил А.Н.Пепеляев, будущий генерал-лейтенант, командующий 1-й Сибирской армией в войсках адмирала Колчака; в 1914 году – А.А.Грызов (А. Ачаир), известный поэт белой эмиграции. Сибирский корпус окончили советский партийный и государственный деятель В.В.Куйбышев. В 1898 г. корпус окончил Герой Советского Союза Дмитрий Михайлович Карбышев, генерал-лейтенант инженерных войск Красной армии, замученный фашистами в концлагере Маутхаузен.
В 1917 г. кадетский корпус окончил Герман Васильевич Бехтерев, впоследствии один из известных топографов Советского Союза. Г.В.Бехтерев родился в 1899 г. в семье подпоручика 18 Сибирского стрелкового корпуса Василия Васильевича Бехтерева, кавалера ордена Св. Георгия 1У степени. В 1909 г. был принят в кадетский корпус, из которого выпустился в числе первых выпускников. Окончил Ленинградское военно-топографическое училище. С первых дней Великой Отечественной войны – в действующей армии. Формирует топографические отряды, командует 9-м топоотрядом, производившим топографические съемки в боевых условиях под Воронежем, готовит карты для операций под Тулой и Сталинградом. В 1943 г. награжден орденом Ленина. В течение всей войны – в передовых отрядах наступающих войск, обеспечивает топографическими картами фронтовые наступательные операции. С 1945 г. начальник курсов, преподаватель Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева.
Февральскую революцию подавляющее большинство кадет не приняло. До самого конца 1916-1917 учебного года в помещениях корпуса продолжали висеть портреты императорской фамилии. Нормально окончив учебный год, кадеты разъехались на летние каникулы. Когда же они к осени вернулись, корпус уже был переименован в «Первую Сибирскую гимназию военного ведомства», все портреты и эмблемы с царскими особами убраны, винтовки спрятаны, а юбилейное знамя отправлено в Петроград.
После Октябрьской революции военно-окружной комитет назначил в гимназию своего комиссара Н.Фатеева, который первым делом объявил о необязательности посещения церкви. В ответ кадеты смирно выстаивали в церкви все службы. Затем последовал приказ снять и сдать погоны, в случае неповиновения — закрытие учебного заведения. Кадеты сняли погоны, но не сдали, а сложив в цинковый патронный ящик, тайно зарыли в корпусном саду.
Органы советской власти рассматривали гимназию как привилегированное старорежимное заведение, потенциально для них опасное. Уже в декабре 1917—январе 1918 гг. был прекращен отпуск средств на содержание учителей «Закона Божьего» и танцев, корпусной церкви, уволены директор корпуса и почти все воспитатели. Уволенных обязали к 1 апреля освободить корпусные квартиры.
Действия органов новой власти усилили недовольство кадет. Старшие классы установили контакты с нелегальной военной организацией и приняли участие в антисоветских выступлениях в Омске 19-21 февраля 1918 г. Они помогли группе атамана Б. В. Анненкова захватить в Войсковом Никольском соборе казачью реликвию — знамя Ермака, с которым атаман ушел в степь. В ответ большевики 19 и 21 февраля провели в гимназии обыски и изъяли из цейхгауза 41 винтовку и патроны, а также 13 старинных ружей из музея. 20 февраля созванный Н. Фатеевым педсовет принял решение исключить из гимназии всех воспитанников старших — V, VI и VII классов. Учебный год было решено завершить к 19 апреля. После окончания учебного года кадеты разъехались по домам, а тех, кого не забрали родители, власти перевели в пансион одной из гражданских гимназий. Квартиры корпуса заняли руководители советских учреждений. В здании корпуса разместился отряд моряков Балтийского флота, главным образом с крейсера «Гангут». Моряки искали в корпусе зачинщиков беспорядков и участников выступлений против новой власти.
Кадеты четырех младших классов были сведены в одну роту и размещены на втором этаже корпусного здания. В корпус был назначен новый комиссар, бывший политический ссыльный Меленко. Меленко объявил о введении полной свободы с отменой обязательного посещения церкви, отдания чести, преподавания Закона Божьего, танцев, пения и строевых занятий. Воспитанникам предоставлялось право создавать комитеты из представителей всех классов для решения вопросов внутренней жизни. Приступили к переделке обмундирования для придания ему более штатского вида. Однако все нововведения наталкивались на упорное сопротивление воспитанников. Многие родители стали забирать своих детей из реформированной гимназии, видя, что при новых порядках она разваливается.
Весной 1918 года старшие кадеты вошли в антибольшевистские подпольные организации и отряды Б.В.Анненкова, И.Н.Красильникова, Фрейберга и других командиров, участвовали в свержении советской власти летом 1918 года. Временное Сибирское правительство решило восстановить заведение. 16 сентября 1918 г. молебном в корпусной церкви начался 1918-1919 учебный год. Не все кадеты съехались, многие предпочли остаться на фронте. В корпусе начали учебу кадеты других корпусов, оказавшиеся в Омске из-за революционных событий. Был вырыт сундук с погонами, и погоны возвращены на кадетские плечи. В корпус вернулись многие офицеры-воспитатели и преподаватели. Директором корпуса был назначен генерал-майор В.Д.Нарбут. В начале 1919 года А. В. Колчак переименовал гимназию в 1-й Сибирский кадетский корпус. Адмирал любил корпус и часто посещал его. Зимой 1918-1919 гг. в корпусе поселились чехословаки. Первая рота получила винтовки и боевые патроны и несла караульную службу у дома, где заседало правительство. По окончании учебного года весь выпуск выехал в Томск на военно-учебные курсы.
Летом 1919 г. к Омску подошли части Красной Армии. Кадеты были срочно отозваны из отпусков. 30 июля корпус по приказу Колчака покинул свое родное гнездо. Почти весь преподавательский состав и служащие остались в Омске. От корпуса до вокзала кадеты прошли в строю, сопровождаемые многочисленными родственниками и горожанами. Погрузка происходила на воинской платформе, где был отслужен напутственный молебен. Теплушек для эвакуации дали мало, поэтому взяли с собой только самое необходимое. При проезде через Иркутск корпус был тепло встречен кадетами Иркутского, Псковского и Оренбургских корпусов.
27 августа корпус прибыл во Владивосток и разместился в казармах 9-й артиллерийской бригады на Русском острове. Учебный год начался без задержки. В декабре был досрочно произведен очередной выпуск.
31 января 1920 года во Владивостоке было создано правительство А. С. Медведева. Для Сибирского кадетского корпуса настали тяжелые дни. В феврале он был окружен войсками, от кадет потребовали сдать оружие. Кадеты подчинились и сдали все, вплоть до штыков. Приказом нового правительства в корпусе было отменено чинопочитание, всем было приказано надеть красные звезды. В противном случае — прекращалась выдача продовольствия. Чтобы не носить звезд, кадеты отказались от форменного обмундирования и стали надевать фуфайки. Летом кадеты занимались огородничеством и ремеслами, а многие пробрались в Забайкалье.
В январе 1921 г. вышло распоряжение о ликвидации корпуса. Занятия предписывалось окончить к 1-му апреля. К этому времени белые части отступили из Забайкалья в Китай, сдали там оружие и на положении интернированных разместились в русском Приморье. Белые дважды пытались свергнуть левое правительство. Во время первой, неудачной попытки 1-й Сибирский кадетский корпус потерял убитым вице-унтер-офицера М.Блесфельда. Во второй – кадеты также приняли участие. Правительство Медведева потерпело поражение. В конце мая 1921 г. во Владивостоке образовалось белое правительство С.Д.Меркулова.
Занятия в корпусе пошли нормально, и весной 1922 г. кадеты 95-го выпуска ушли в Корниловское военное училище и гардемаринами на флот. В августе японцы ушли из Приморья. Положение белых стало критическим. VII класс корпуса стал проходить ускоренный курс на случай отправки на фронт, а VI – нес охрану железной дороги. В октябре началась эвакуация. 25 октября 1922 г кадет разместили на судах Сибирской военной флотилии адмирала Старка, и в 11 часов утра корпус навсегда покинул Россию. Эвакуированные пришли на судах в Корею, в порт Гензен, а затем в Фузан. Кадеты служили на судах матросами. Затем суда с кадетами на борту пошли в Шанхай.
В Шанхае Сибирский и Хабаровский корпуса разместились в доме, нанятом для них Русским дамским благотворительным комитетом. В этом городе Сибирский корпус сделал еще два выпуска. Жили тесно и плохо. Осенью 1923 г. начались переговоры о переезде кадет в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В феврале 1924 г. младшие классы (по IV включительно) во главе с директором корпуса Руссетом на американском пароходе отправились в Геную, а оттуда по железной дороге добрались до Белграда. Для отправки старших кадет долго не было средств. Когда они нашлись, 6 ноября 1924 г. остатки Сибирского и Хабаровского корпусов покинули Шанхай. 9 декабря они выгрузились в Сплите. Здесь объявили о расформировании. 1 февраля 1925 г. исполняющий обязанности директора 1-го Сибирского корпуса полковник В. И. Попов-Азотов огласил свой последний приказ. Так закончило свое 112-летнее существование это военно-учебное заведение, давшее России более 3,5 тысячи офицеров. Выпускной класс был отправлен в Сараево, в 1-й Русский кадетский корпус, где ускоренно окончил курс. Это был последний, 98-й выпуск, остальные кадеты-сибиряки были отправлены в Донской и Крымский корпуса. Около половины 96-го и 97-го выпусков осталось в Шанхае, а те, кто переехал в Югославию, распределены по слесарно-монтажным, геодезическим и железнодорожным курсам.
Для кадет Сибирского кадетского корпуса была характерна исключительная сплоченность и тесная дружба. Поступавшие в корпус 9-12-летние мальчишки надолго отрывались от дома. Многие из них в силу большой удаленности от места проживания родителей даже не ездили на каникулы, проводя лето в лагере. За семь лет совместной жизни складывалось то удивительное братство, которое бывшие кадеты сохраняли всю жизнь, даже в тяжелых условиях эмиграции. После исхода из России были созданы кадетские объединения сибиряков в Харбине, Шанхае, Белграде, в Сан-Франциско.
Краткая библиография:
- Греков Ф.В. «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений, 1700-1910». М., 1910..
- Гусев Н.Н. «Юбилейная памятка Омского кадетского корпуса 1813-1913 гг.». Омск, 1913.
- «Краткий исторический очерк 1-го Сибирского Александра 1 кадетского корпуса (1813-1913)». М.,1915.
4. Меньшов В.М. «Российские кадеты», Мурманск, НИЦ «Пазори», 332 с.
- «Омская старина». Историко-краеведческий альманах, Омск 1993.
- Плеханов А.М., Попов А.А. «Наследники Суворова». М., 2001.