2-й Оренбургский кадетский корпус 1887

История

2-й Оренбургский кадетский корпус учрежден приказом по Военному ведомству от 13 июня 1887 г. Одновременно было  введено в действие Положение о 2-м Оренбургском кадетском  корпусе, утвержденное 29 мая 1887 г. К моменту появления в Оренбурге нового кадетского корпуса там уже функционировал  Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, который с появлением  родственного ему учебного заведения стал именоваться 1-м Оренбургским Неплюевским кадетским корпусом.

            Новый кадетский корпус создавался на базе  Оренбургской военной прогимназии, в которой были закрыты три младших класса, а часть гимназистов была переведена в Ярославскую военную школу. В 1887-88 гг. при 2-м Оренбургском  кадетском корпусе сохранялся  1V класс прогимназии (103 чел.),  размещенный  отдельно от корпуса. 

            Корпус предназначался преимущественно для воспитания и обучения сыновей  офицеров и чиновников различных классов, проходивших службу в Туркестанском крае и Закаспийской области. Из 314 человек, обучавшихся в корпусе  в 1893-94 гг.,  112 чел. прибыли из Ташкента, 37 – из Ашхабада, 21 – из Самарканда, 11 – из Маргелана, из Оша,  Коканда, Ходжента,  Джизака, Каты–Кургана – по 2 человека. При наличии вакансий к приему в корпус допускались сыновья офицеров и чиновников из ближайших к Оренбургу областей европейской части России, Сибири, Кавказского военного округа. Так из Оренбургской, Самарской и Уфимской губерний в корпусе обучалось 36 человек. Были в корпусе воспитанники и из других российских провинций и городов, включая Санкт-Петербург, Москву, но это, скорее,  были исключения.       

Однородность состава кадет, живших до поступления в корпус в более или менее одинаковой обстановке, по мнению ряда историков,  наложила определенные особенности на обстановку в корпусе. Это проглядывалось в играх, в выборе книг для чтения, в общем складе характера воспитанников. Среди детей этого региона особенно прослеживалась любовь к военному делу. Это во многом объяснялось тем, что совсем недавно среднеазиатские окраины были ареной военных действий, там были живы воспоминания и рассказы о боевых подвигах солдат и офицеров русской армии, многие отцы и родственники кадет участвовали в боевых действиях, были награждены орденами за боевые подвиги. Все это накладывало отпечаток на военно–патриотическое воспитание кадет. Девятилетние мальчишки, поступившие в приготовительный класс кадетского корпуса, едва умевшие читать и писать, со слов своих отцов, братьев, родственников знали историю  покорения царской Россией  Туркестанского и Закаспийского края, имена главных участников этих событий. 

            Штатная численность корпуса была определена в 300 человек. Первый учебный год в корпусе начался в конце 25 августа 1887 г. В этот день в корпусе приступили к занятиям 25 кадет в приготовительном классе и 26 человек – в 1-м. Сформированной младшей ротой в составе двух отделений, численностью 51 человек, командовал полковник И.К.Оландер. В последующие годы предполагалось набирать в корпус по 40 человек,  штатная численность корпуса должна была быть достигнута к началу 1893 – 1894 учебного года.  К началу 1888 – 1889 гг. было принято еще 59 человек. Вновь сформированная рота состояла теперь из 4 учебных отделений. В августе 1889 г. в корпусе было уже две роты. В августе 1893 г. численность кадет составила 314 человек, из них  8 кадет сверх комплекта являлись стипендиатами Оренбургского казачьего войска, а 6 кадет были приходящими. Право направления стипендиатов в кадетский корпус принадлежало наказному атаману казачьих войск.

            Кандидатами на поступление в кадетский корпус детей младшего возраста могли быть только дети их тех районов, где отсутствовала возможность для подготовки к поступлению в 1-й класс кадетского корпуса. Дети доставлялись родителями в указанный властями пункт за счет казны.  Они проходили тщательное медицинское освидетельствование и подвергались экзамену по чтению и знанию наизусть самых используемых молитв. Отобранные кандидаты направлялись в Оренбург, где происходило зачисление их в приготовительный класс, входивший в состав младшей роты кадетского корпуса. Учреждение  в кадетском корпусе приготовительного класса является одной из важных особенностей 2-го Оренбургского кадетского корпуса. Эта мера была вызвана теми затруднениями, с которыми сталкивались родители отдаленных и абсолютно неблагоустроенных районов  России   при подготовке детей в учебные заведения

Многие из принятых в первый набор кадет были уроженцами глухих местностей, находящихся вдали от административных центров. Офицеры и чиновники этих восточных окраин не имели возможности поместить своих детей в учебные заведения из-за отсутствия таковых или нанять учителей для подготовки детей к поступлению в кадетский корпус. Приготовительный класс и должен был взять на себя тяжесть подготовки детей в возрасте 9-10-ти лет к полноценному освоению учебной программы корпуса. Одновременно хотелось бы  отметить постепенность набора кадет как по учебным годам,  что показано выше, так и по возрасту. Это объяснялось, с одной стороны, финансовыми соображениями, а с другой, необходимостью тщательного отбора кандидатов, претендующих  на поступление в корпус. 

            Здесь хотелось бы сделать отступление от изложения истории кадетского корпуса и остановиться  на вопросе существования приготовительных классов в суворовских училищах. Суворовцам, принятым в суворовские военные училища после 1948-49 гг., практически ничего неизвестно о существовании Старших и Младших  приготовительных классов в суворовских училищах  при их создании в 1943 и 1944 гг. А между тем автору этих строк в течение нескольких лет довелось быть воспитанником Старшего приготовительного класса (СПК) Горьковского СВУ. В 1944 г. при формировании Горьковского СВУ в Младший приготовительный класс (МПК) были зачислены мальчики в возрасте  8-9 лет для учебы по программе 1-го класса. Старший приготовительный класс был укомплектован мальчиками, уже окончившими 1-й класс. Соответственно те,  кто был зачислен в МПК, в общей сложности обучались в СВУ 10 лет, а в СПК – 9 лет. В Горьковском  СВУ воспитанники СПК  были переведены в 5 роту только в 1949 г. после того, как был осуществлен первый выпуск.  

            В приготовительном классе 2-го Оренбургского кадетского корпуса в неделю проводилось 22 урока: 4 – Закона Божьего, 6 – русского языка, 6 – арифметики, 6 – чистописания. Курс этого класса должен был обеспечить поступление кадета в 1 класс. С первых шагов кадетского корпуса офицеры-воспитатели старались уделять  внимание военно-патриотическому воспитанию кадет. Во всех ротах корпуса по стенам были развешаны картины, относящиеся к военным эпизодам войн различных  эпох, портреты военных деятелей. В корпусе стало практикой, когда офицеры-воспитатели подробно рассказывали кадетам содержание сюжетов, изображенных на полотнах художников. Любовь к военным рассказам приводила  к тому, что во время летних лагерей кадеты создавали укрепления, устраивали настоящие военные игры с использованием самодельного оружия и формы одежды.   

            В целом кадеты первых наборов 2-го Оренбургского кадетского корпуса к учебе относились со старанием и большим желанием. Те, кто по определению офицеров-воспитателей зачислялся в «ленивые», лишались права покупать сладости, пользоваться другими удовольствиями, при построениях на обед им определяли место в конце строя и лишали пирожных, в праздничные дни их привлекали к хозяйственным работам. Одной из самых радикальных мер в отношении слабо успевавших кадет было оставление на второй год. За первые 5 лет существования корпуса в общей сложности на второй год в различных классах были оставлены 31 человек, 13 кадет из-за плохих результатов в учебе были переведены в Ярославскую военную школу.

            Программа  обучения в кадетском корпусе была идентичной программам, направленным  Управлением военно-учебных заведений во все императорские кадетские корпуса. Первое время кадетский корпус имел определенные трудности с привлечением в корпус квалифицированных преподавателей, особенно по иностранным языкам. Руководство корпуса даже вынуждено было приглашать для проведения уроков преподавателей Неплюевского кадетского корпуса.

            В учебном процессе активное участие принимали офицеры-воспитатели, на которых ложилась тяжесть руководства кадетами во время часов самоподготовки. В младших классах офицеры-воспитатели читали для кадет книги по своему выбору или по выбору учителей. Обо всем прочитанном воспитателями докладывалось в Педагогическом комитете. Чтению в корпусе придавалось большое значение. Существовала не только корпусная библиотека, но и ротные библиотеки. В фундаментальной корпусной библиотеке в 1894 г. были книги 967 названий общей численностью 3512 томов, в ротных библиотеках соответственно 804 и 1178 томов. Кадетам рекомендовалось вести специальные тетради, куда надлежало записывать краткое содержание прочитанного.

            В корпусе всячески поощрялось стремление кадет к совершенствованию по какому-либо предмету или в области творчества. Наиболее способные к рисованию кадеты могли получать частные уроки по воскресеньям. Картины, выполненные кадетами, вывешивались в рисовальном классе корпуса. Кабинет физики позволял кадетам самостоятельно ставить различные опыты в свободное от уроков время. При изучении ботаники поощрялось составление гербария, коллекций жуков, насекомых и т.д.

            За хорошие успехи в учебе и примерное поведение в корпусе были введены похвальные листы. В качестве наград широко использовались книги. Решение о награждении в обязательном порядке принималось Педагогическим комитетом корпуса.

            Внеклассные занятия в корпусе проводились согласно положению, разработанному Главным управлением военно-учебных заведений. По свидетельству  авторов воспоминаний о кадетском корпусе, в начале  90-х  гг. Х1Х в. в корпусе процветали музыка, танцы и пение. В 1894 г. в корпусе обучались музыке 75 кадет.  Из них было составлено 4 оркестра: два струнных инструментов и два духовых.  Оркестрами было разучено в общей сложности около  50 музыкальных произведений.

            Пению в обязательном порядке обучались все кадеты. В младших классах давались уроки теории музыки и хорового пения. В старших классах с кадетами разучивались патриотические, военные,  строевые песни, молитвы, оперные композиции. Церковный хор корпуса состоял из лучших певцов и исполнял духовную музыку Бортнянского, Львова, Виноградова, Ломакина.

            Как и пению, кадет в обязательном порядке обучали танцам. Сначала изучались основы танца, различные позиции и движения, только после этого переходили к освоению самих танцев. Кадеты  танцевали полонез, менуэт, русский танец, польку, кадриль, мазурку. В старших классах с наиболее способными к танцам кадетами разучивались цыганский, запорожский, кадетский танцы.

            Ручным трудом кадеты занимались с самого младшего класса – переплетным и картонажным делом, изготовлением различных коробочек, ящичков, переплетали растрепанные учебники и классные тетради. В старших классах кадеты занимались столярными работами. В свободное от занятий время каждый из кадет мог свободно прийти в мастерскую и заняться там любимым делом.

            Игры кадет были  многообразны: лапта, крокет, индейцы, шахматы, шашки, черная палочка, казаки–разбойники, городки и многое другое. В воспоминаниях о кадетских развлечениях во 2-м Оренбургском кадетском корпусе появляется информация о том, что среди игр в мяч наиболее популярным становится футбол с «обязательной игрой на результат». Зимой у кадет особой популярностью пользовались коньки, лыжи, катание с гор на санках.

            В кадетском корпусе любили  выезд в летние лагеря. На первый план выходят ухаживание за цветником и огородом, охота на сусликов, ловля бабочек, птиц, различных насекомых, составление гербария. Старшие классы в лагерях занимались не менее 4 часов в день, младшие не более 2–х часов. В младших классах читались и пересказывались книжки, решались задачки, ликвидировались пробелы в учебе за год.

            В «Журавле» о 2-м Оренбургском кадетском корпусе сказано:

                        Кто поет, на всем играет?

                        Оренбургский второй знает.

                        Вынослив, как мул маньчжурский,

                        Второй корпус Оренбургский.

            После отречения царя от престола 2-й Оренбургский кадетский корпус постигла та же судьба, что и другие кадетские корпуса. В конце 1919 г. корпус был эвакуирован в Иркутск. Кадеты 1-й роты в своем большинстве примкнули к белому движению. Многие из них  погибли в  первых же боях. Кадеты младших рот в основном остались в Оренбурге. Лишь немногим  кадетам  2-го Оренбургского кадетского корпуса  удалось  через Шанхай добраться до Австралии, США, Латинской Америки. 

 

            Краткая библиография:

 

  1.  ПСЗ,  т. ХХХ1Х, 29.770;
  2. ПСЗ, т. 1Х, 7.4200 и т. ХУ, 14.029;

3.  2-ое ПСЗ, т. Х1Х, 17962, - в дополнениях, помещенных в т. ХХ;  

  1. Приказы по военному ведомству 1878 г. № 296; 1899 г. № 371;
  2. Семенов В. «Степной  лицей», Гостиный  двор, 1995 г. №3, Калуга, 1995, стр. 92-98;  
  3. Яконовский Е.  «Каргалла», «Военная быль», № 2-3, июнь 1952 г.;

            7.   Плеханов А.М.  Попов А.А. «Наследники Суворова», М., 2001, «Русаки», 278 с.

  1. Меньшов В.М. «Российские кадеты», Мурманск, 2000, «Пазори», 334 с.

 

 

 

 

 

 


Фасады и интерьеры
2-й ОРН. ЗДН. 5 2-Й ОРН. ЗДН
2-й ОРН. Р,УРАЛ 1 2-й ОРН. Р
2-Й ОРН.ЗДН. 2 2-Й ОРН.ЗДН. 4
2-й ОРН.ЗДН. 6 2-Й ОРН.ЗДН
2-й ОРН.ПЗДР 2-й ОРН.ПОЗДР
img487 img488
img489 2-й ОРН.ЖЕТН
2-й ОРН. Р.УРАЛ 2

Начальники и педагоги

Выпускники

Наследие