2-й Оренбургский кадетский корпус 1887
2-й Оренбургский кадетский корпус учрежден приказом по Военному ведомству от 13 июня 1887 г. Одновременно было введено в действие Положение о 2-м Оренбургском кадетском корпусе, утвержденное 29 мая 1887 г. К моменту появления в Оренбурге нового кадетского корпуса там уже функционировал Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, который с появлением родственного ему учебного заведения стал именоваться 1-м Оренбургским Неплюевским кадетским корпусом.
Новый кадетский корпус создавался на базе Оренбургской военной прогимназии, в которой были закрыты три младших класса, а часть гимназистов была переведена в Ярославскую военную школу. В 1887-88 гг. при 2-м Оренбургском кадетском корпусе сохранялся 1V класс прогимназии (103 чел.), размещенный отдельно от корпуса.
Корпус предназначался преимущественно для воспитания и обучения сыновей офицеров и чиновников различных классов, проходивших службу в Туркестанском крае и Закаспийской области. Из 314 человек, обучавшихся в корпусе в 1893-94 гг., 112 чел. прибыли из Ташкента, 37 – из Ашхабада, 21 – из Самарканда, 11 – из Маргелана, из Оша, Коканда, Ходжента, Джизака, Каты–Кургана – по 2 человека. При наличии вакансий к приему в корпус допускались сыновья офицеров и чиновников из ближайших к Оренбургу областей европейской части России, Сибири, Кавказского военного округа. Так из Оренбургской, Самарской и Уфимской губерний в корпусе обучалось 36 человек. Были в корпусе воспитанники и из других российских провинций и городов, включая Санкт-Петербург, Москву, но это, скорее, были исключения.
Однородность состава кадет, живших до поступления в корпус в более или менее одинаковой обстановке, по мнению ряда историков, наложила определенные особенности на обстановку в корпусе. Это проглядывалось в играх, в выборе книг для чтения, в общем складе характера воспитанников. Среди детей этого региона особенно прослеживалась любовь к военному делу. Это во многом объяснялось тем, что совсем недавно среднеазиатские окраины были ареной военных действий, там были живы воспоминания и рассказы о боевых подвигах солдат и офицеров русской армии, многие отцы и родственники кадет участвовали в боевых действиях, были награждены орденами за боевые подвиги. Все это накладывало отпечаток на военно–патриотическое воспитание кадет. Девятилетние мальчишки, поступившие в приготовительный класс кадетского корпуса, едва умевшие читать и писать, со слов своих отцов, братьев, родственников знали историю покорения царской Россией Туркестанского и Закаспийского края, имена главных участников этих событий.
Штатная численность корпуса была определена в 300 человек. Первый учебный год в корпусе начался в конце 25 августа 1887 г. В этот день в корпусе приступили к занятиям 25 кадет в приготовительном классе и 26 человек – в 1-м. Сформированной младшей ротой в составе двух отделений, численностью 51 человек, командовал полковник И.К.Оландер. В последующие годы предполагалось набирать в корпус по 40 человек, штатная численность корпуса должна была быть достигнута к началу 1893 – 1894 учебного года. К началу 1888 – 1889 гг. было принято еще 59 человек. Вновь сформированная рота состояла теперь из 4 учебных отделений. В августе 1889 г. в корпусе было уже две роты. В августе 1893 г. численность кадет составила 314 человек, из них 8 кадет сверх комплекта являлись стипендиатами Оренбургского казачьего войска, а 6 кадет были приходящими. Право направления стипендиатов в кадетский корпус принадлежало наказному атаману казачьих войск.
Кандидатами на поступление в кадетский корпус детей младшего возраста могли быть только дети их тех районов, где отсутствовала возможность для подготовки к поступлению в 1-й класс кадетского корпуса. Дети доставлялись родителями в указанный властями пункт за счет казны. Они проходили тщательное медицинское освидетельствование и подвергались экзамену по чтению и знанию наизусть самых используемых молитв. Отобранные кандидаты направлялись в Оренбург, где происходило зачисление их в приготовительный класс, входивший в состав младшей роты кадетского корпуса. Учреждение в кадетском корпусе приготовительного класса является одной из важных особенностей 2-го Оренбургского кадетского корпуса. Эта мера была вызвана теми затруднениями, с которыми сталкивались родители отдаленных и абсолютно неблагоустроенных районов России при подготовке детей в учебные заведения
Многие из принятых в первый набор кадет были уроженцами глухих местностей, находящихся вдали от административных центров. Офицеры и чиновники этих восточных окраин не имели возможности поместить своих детей в учебные заведения из-за отсутствия таковых или нанять учителей для подготовки детей к поступлению в кадетский корпус. Приготовительный класс и должен был взять на себя тяжесть подготовки детей в возрасте 9-10-ти лет к полноценному освоению учебной программы корпуса. Одновременно хотелось бы отметить постепенность набора кадет как по учебным годам, что показано выше, так и по возрасту. Это объяснялось, с одной стороны, финансовыми соображениями, а с другой, необходимостью тщательного отбора кандидатов, претендующих на поступление в корпус.
Здесь хотелось бы сделать отступление от изложения истории кадетского корпуса и остановиться на вопросе существования приготовительных классов в суворовских училищах. Суворовцам, принятым в суворовские военные училища после 1948-49 гг., практически ничего неизвестно о существовании Старших и Младших приготовительных классов в суворовских училищах при их создании в 1943 и 1944 гг. А между тем автору этих строк в течение нескольких лет довелось быть воспитанником Старшего приготовительного класса (СПК) Горьковского СВУ. В 1944 г. при формировании Горьковского СВУ в Младший приготовительный класс (МПК) были зачислены мальчики в возрасте 8-9 лет для учебы по программе 1-го класса. Старший приготовительный класс был укомплектован мальчиками, уже окончившими 1-й класс. Соответственно те, кто был зачислен в МПК, в общей сложности обучались в СВУ 10 лет, а в СПК – 9 лет. В Горьковском СВУ воспитанники СПК были переведены в 5 роту только в 1949 г. после того, как был осуществлен первый выпуск.
В приготовительном классе 2-го Оренбургского кадетского корпуса в неделю проводилось 22 урока: 4 – Закона Божьего, 6 – русского языка, 6 – арифметики, 6 – чистописания. Курс этого класса должен был обеспечить поступление кадета в 1 класс. С первых шагов кадетского корпуса офицеры-воспитатели старались уделять внимание военно-патриотическому воспитанию кадет. Во всех ротах корпуса по стенам были развешаны картины, относящиеся к военным эпизодам войн различных эпох, портреты военных деятелей. В корпусе стало практикой, когда офицеры-воспитатели подробно рассказывали кадетам содержание сюжетов, изображенных на полотнах художников. Любовь к военным рассказам приводила к тому, что во время летних лагерей кадеты создавали укрепления, устраивали настоящие военные игры с использованием самодельного оружия и формы одежды.
В целом кадеты первых наборов 2-го Оренбургского кадетского корпуса к учебе относились со старанием и большим желанием. Те, кто по определению офицеров-воспитателей зачислялся в «ленивые», лишались права покупать сладости, пользоваться другими удовольствиями, при построениях на обед им определяли место в конце строя и лишали пирожных, в праздничные дни их привлекали к хозяйственным работам. Одной из самых радикальных мер в отношении слабо успевавших кадет было оставление на второй год. За первые 5 лет существования корпуса в общей сложности на второй год в различных классах были оставлены 31 человек, 13 кадет из-за плохих результатов в учебе были переведены в Ярославскую военную школу.
Программа обучения в кадетском корпусе была идентичной программам, направленным Управлением военно-учебных заведений во все императорские кадетские корпуса. Первое время кадетский корпус имел определенные трудности с привлечением в корпус квалифицированных преподавателей, особенно по иностранным языкам. Руководство корпуса даже вынуждено было приглашать для проведения уроков преподавателей Неплюевского кадетского корпуса.
В учебном процессе активное участие принимали офицеры-воспитатели, на которых ложилась тяжесть руководства кадетами во время часов самоподготовки. В младших классах офицеры-воспитатели читали для кадет книги по своему выбору или по выбору учителей. Обо всем прочитанном воспитателями докладывалось в Педагогическом комитете. Чтению в корпусе придавалось большое значение. Существовала не только корпусная библиотека, но и ротные библиотеки. В фундаментальной корпусной библиотеке в 1894 г. были книги 967 названий общей численностью 3512 томов, в ротных библиотеках соответственно 804 и 1178 томов. Кадетам рекомендовалось вести специальные тетради, куда надлежало записывать краткое содержание прочитанного.
В корпусе всячески поощрялось стремление кадет к совершенствованию по какому-либо предмету или в области творчества. Наиболее способные к рисованию кадеты могли получать частные уроки по воскресеньям. Картины, выполненные кадетами, вывешивались в рисовальном классе корпуса. Кабинет физики позволял кадетам самостоятельно ставить различные опыты в свободное от уроков время. При изучении ботаники поощрялось составление гербария, коллекций жуков, насекомых и т.д.
За хорошие успехи в учебе и примерное поведение в корпусе были введены похвальные листы. В качестве наград широко использовались книги. Решение о награждении в обязательном порядке принималось Педагогическим комитетом корпуса.
Внеклассные занятия в корпусе проводились согласно положению, разработанному Главным управлением военно-учебных заведений. По свидетельству авторов воспоминаний о кадетском корпусе, в начале 90-х гг. Х1Х в. в корпусе процветали музыка, танцы и пение. В 1894 г. в корпусе обучались музыке 75 кадет. Из них было составлено 4 оркестра: два струнных инструментов и два духовых. Оркестрами было разучено в общей сложности около 50 музыкальных произведений.
Пению в обязательном порядке обучались все кадеты. В младших классах давались уроки теории музыки и хорового пения. В старших классах с кадетами разучивались патриотические, военные, строевые песни, молитвы, оперные композиции. Церковный хор корпуса состоял из лучших певцов и исполнял духовную музыку Бортнянского, Львова, Виноградова, Ломакина.
Как и пению, кадет в обязательном порядке обучали танцам. Сначала изучались основы танца, различные позиции и движения, только после этого переходили к освоению самих танцев. Кадеты танцевали полонез, менуэт, русский танец, польку, кадриль, мазурку. В старших классах с наиболее способными к танцам кадетами разучивались цыганский, запорожский, кадетский танцы.
Ручным трудом кадеты занимались с самого младшего класса – переплетным и картонажным делом, изготовлением различных коробочек, ящичков, переплетали растрепанные учебники и классные тетради. В старших классах кадеты занимались столярными работами. В свободное от занятий время каждый из кадет мог свободно прийти в мастерскую и заняться там любимым делом.
Игры кадет были многообразны: лапта, крокет, индейцы, шахматы, шашки, черная палочка, казаки–разбойники, городки и многое другое. В воспоминаниях о кадетских развлечениях во 2-м Оренбургском кадетском корпусе появляется информация о том, что среди игр в мяч наиболее популярным становится футбол с «обязательной игрой на результат». Зимой у кадет особой популярностью пользовались коньки, лыжи, катание с гор на санках.
В кадетском корпусе любили выезд в летние лагеря. На первый план выходят ухаживание за цветником и огородом, охота на сусликов, ловля бабочек, птиц, различных насекомых, составление гербария. Старшие классы в лагерях занимались не менее 4 часов в день, младшие не более 2–х часов. В младших классах читались и пересказывались книжки, решались задачки, ликвидировались пробелы в учебе за год.
В «Журавле» о 2-м Оренбургском кадетском корпусе сказано:
Кто поет, на всем играет?
Оренбургский второй знает.
Вынослив, как мул маньчжурский,
Второй корпус Оренбургский.
После отречения царя от престола 2-й Оренбургский кадетский корпус постигла та же судьба, что и другие кадетские корпуса. В конце 1919 г. корпус был эвакуирован в Иркутск. Кадеты 1-й роты в своем большинстве примкнули к белому движению. Многие из них погибли в первых же боях. Кадеты младших рот в основном остались в Оренбурге. Лишь немногим кадетам 2-го Оренбургского кадетского корпуса удалось через Шанхай добраться до Австралии, США, Латинской Америки.
Краткая библиография:
- ПСЗ, т. ХХХ1Х, 29.770;
- ПСЗ, т. 1Х, 7.4200 и т. ХУ, 14.029;
3. 2-ое ПСЗ, т. Х1Х, 17962, - в дополнениях, помещенных в т. ХХ;
- Приказы по военному ведомству 1878 г. № 296; 1899 г. № 371;
- Семенов В. «Степной лицей», Гостиный двор, 1995 г. №3, Калуга, 1995, стр. 92-98;
- Яконовский Е. «Каргалла», «Военная быль», № 2-3, июнь 1952 г.;
7. Плеханов А.М. Попов А.А. «Наследники Суворова», М., 2001, «Русаки», 278 с.
- Меньшов В.М. «Российские кадеты», Мурманск, 2000, «Пазори», 334 с.