Барсуков Николай Платонович
Николай Платонович Барсуков родился 8 ноября 1838 года в городе Липецке Тамбовской губернии. Первоначальное образование получил в Воронежском кадетском корпусе, в 1859-1861 году состоял вольнослушателем в Петербургском университете, где посещал лекции тогдашних корифеев исторической науки - Н. И. Костомарова и К. Д. Кавелина. Именно Костомарову юноша был обязан выбором жизненного пути. Павел Сергеевич Шереметев в своей статье «Памяти Н. П. Барсукова» цитирует отрывок из письма Николая Платоновича: «Иных лекции Костомарова влекли на площадь, меня же неудержимо потянуло к полному собранию летописей»10.
После временного закрытия университета в 1862 году Барсуков туда больше не возвратился. Он написал Н. И. Костомарову письмо с просьбой привлечь его к научным изысканиям по древней истории и получил согласие ученого. Костомаров познакомил Барсукова с Афанасием Федоровичем Бычковым11, который поручил молодому талантливому и увлеченному коллеге составить указатель к «Полному собранию русских летописей», а в 1863 году пригласил его на службу сотрудником Археографической комиссии. Через пять лет Николай Платонович был назначен помощником начальника Синодального архива и библиотеки. С 1883 года и до конца своей жизни он занимал должность начальника архива Министерства народного просвещения.
В творческой деятельности Н. П. Барсукова можно выделить два периода. В первый (конец 1860-х - конец 1880-х годов) он выступал исключительно как археограф, публиковавший документы, извлеченные в основном из провинциальных монастырских хранилищ и частных архивов. Пользуясь обширными еще не обнародованными данными, имея под рукой грамоты, акты, купчие, закладные, Барсуков подготовил к изданию множество старинных рукописей, а также писем, дневников и иных материалов видных государственных деятелей и деятелей культуры. Второй период ознаменовался появлением капитальных трудов по историографии, явившихся ценным вкладом в отечественную историческую литературу. Заветной мечтой Николая Платоновича было «начертать жизнеописания митрополита Филарета12, князя П. А. Вяземского, археографа П. М. Строева13. (...) Мне удалось представить очерк «Жизнь и труды П. М. Строева». (...) Митрополит же Филарет и князь Вяземский остались для меня неприступными идеалами. Зато, как бы в вознаграждение за мое доброе, но дерзновенное стремление, мне выпал жребий напомнить соотечественникам о жизни и трудах М. П. Погодина»14. Однако, «повествуя о Погодине, невозможно умолчать ни о митрополите Филарете, ни о князе Вяземском, ни о П. М. Строеве»15.
Над многотомным исследованием «Жизнь и труды М. П. Погодина» Н. П. Барсуков работал 24 года (1882-1906). Михаил Петрович Погодин (1800-1875) - историк, филолог, археограф и коллекционер, журналист и публицист, беллетрист и драматург, переводчик с ряда иностранных языков, издатель, поклонник Н. М. Карамзина, противник М. Ф. Каченовского и учитель В. С. Соловьева - принадлежал к числу самых известных русских историков-писателей XIX века. Барсуков слышал о нем с раннего детства («отец наш, питомец Московского университетского Благородного пансиона, учился у Погодина и в течение всей долгой жизни в своем сельском уединении с любовью следил за деятельностью его, восхищался его патриотическими статьями, гордился, что имел такого наставника, и оплакивал его кончину»16, а в 1867 году познакомился с ним лично. Современники (академики М. И. Сухомлинов, А. Н. Пыпин, профессор Д. А. Корсаков и другие), отмечая широту замысла и огромное количество собранного материала, назвали работу Барсукова о Погодине подлинной летописью русской жизни, литературы и культуры XIX века. Критические же отзывы (С. А. Венгеров, родственники Погодина) были вызваны как раз тем, что автор вышел за рамки чисто биографического повествования, введя в него свою оценку современных М. П. Погодину людей и событий. В 1888 году в печати появился первый том издания, а затем ежегодно выходило по тому (последний, 22-й, увидел свет в 1910 году, уже после смерти Н. П. Барсукова). Этот труд принес Николаю Платоновичу две Уваровские премии17.
В 1870-х годах Н. П. Барсуков заявил о себе и как о редакторе-издателе. В 1874 году он выпускает в свет «Дневник А. В. Храповицкого»18 по рукописи, принадлежавшей Петру Андреевичу Вяземскому. В 1878-1896 годах под его редакцией вышло 12 томов «Полного собрания сочинений князя П. А. Вяземского». Впрочем, издательская деятельность Барсукова настолько обширна и разнообразна, что заслуживает отдельного разговора.
В 1870 году Николай Платонович избирается членом Археографической комиссии, в 1878-м - членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности и действительным членом Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, в 1879-м - членом императорского Археографического общества (этот список также можно продолжить). Острый ум и глубокие познания привлекали к нему самых разных людей. В 1880-х годах образовался так называемый «барсуковский кружок», в который входили князь П. П. Вяземский, граф С. Д. Шереметев, А. Ф. Бычков, поэт А. Н. Майков, Д. Ф. Кобеко19, знаменитый мастер устного рассказа И. Ф. Горбунов20... Их встречи проходили в квартире Николая Платоновича и Александра Платоновича Барсуковых в доме Тура на Большой Морской улице в Петербурге. Состоявшая из пяти небольших комнат, она вся была уставлена шкафами, сверху донизу заполненными книгами; в простенках над диванами - портреты русских ученых и писателей; на стенах столовой - портреты иерархов и деятелей Русской Православной Церкви XVIII-XIX веков (отчего в среде петербургских историков и литераторов квартира именовалась «Патриаршими палатами»). Здесь «за скромной трапезой быстро протекало время среди оживленных и интересных разговоров. Особенно любопытны были вечера, когда читались Н. П. Барсуковым новые главы из биографии Погодина, когда А. П. Барсуков знакомил с новыми находками для своего труда о Шереметевых или же когда за хлебосольным столом в своей неистощимой остроумной беседе царил И. Ф. Горбунов, по его же собственному прозванию, «смиренный Иоанн, Патриаршей палаты член»21. Участник этих встреч поэт Л. А. Величко посвятил им такое стихотворение:
Несу цветы своей души
В ту «Патриаршую палату»,
.................
Где дух высок, смирен и чист,
Где больший грех - невинный вист
И равнодушно знанье к злату;
Где так целебно хороши,
Полны беседы аромату.
В ту «Патриаршую палату»
Несу цветы своей души…