Казанское суворовское военное училище
Казанское суворовское военное училище (сформировано в 1944 г.)
Формирование училища
Во исполнение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о формировании суворовских военных училищ 20 июня 1944 г. вышла директива Командующего войсками Приволжского военного округа о формировании Казанского СВУ. Для размещения училища правительство Татарии и городские власти отвели одно из лучших зданий с большим парком по адресу ул. Толстого, 14. В этом здании до революции размещался институт благородных девиц, затем – различные советские учреждения, а с началом войны – военный госпиталь. 12 августа 1944 г. в училище прибыл генерал-майор Василий Васильевич Болознев, отозванный с фронта и назначенный начальником нового училища. Через несколько дней начали прибывать заместители генерала, начальники различных служб, будущие педагоги и воспитатели суворовцев.
В середине сентября в Казань стали приезжать небольшими группами будущие суворовцы. Первыми воспитанниками СВУ стали 500 мальчишек из 19 областей, 8 автономных республик центра страны, Урала и Поволжья, а также из Татарии и Башкирии. Среди суворовцев были мальчики 14 национальностей. Ребята прибывали в училище по направлениям военкоматов, а некоторые – из воинских частей, где они были сынами полков.
Формирование подразделений осуществлялось по возрасту суворовцев, который составлял от 8 до 14 лет. К 30 сентября было сформировано 4 роты (по 100 чел.) по 3 отделения (взвода) в каждой и 2 приготовительных класса (по 50 чел.), где суворовцы должны были обучаться по программам 1-го и 2-го классов. Командовали подразделениями командиры рот, офицеры-воспитатели (командиры взводов) и сержанты (старшины), назначенные их помощниками.
Почти все из офицерского и сержантского состава училища являлись участниками Великой Отечественной войны, прошедшими суровую фронтовую школу. Все они имели боевые награды за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом. Это были преданные своему делу и воинскому долгу люди с высоким самосознанием, посвятившие лучшие годы жизни воспитанию мальчишек в военной форме – детям войны.
Назовем тех, кто в первые годы воспитывал и обучал суворовцев:
начальники СВУ – генерал-майоры В.В. Болознев, Г.К. Мирошниченко, Н.П. Руднев;
начальники учебной части – полковник И.И. Пирожинский, подполковник Б.Ф. Камардин, полковник А.Ф. Эрре и помощник начальника училища по строевой службе полковник А.В. Ткаченко;
начальники политотдела – полковники А.А. Теленков, Л.П. Рябев, Ю.А. Соловьев;
|
командиры рот и офицеры-воспитатели – Емельянов, Никифоров, Очерестин, З.И. Мешков, Н.С. Демихов, Д.Я. Луговой, Е.И. Садовников, Г.Д. Князев, И.М. Суняев, В.С. Завражнов, Ф.Х. Лежнин, Г.И. Петрунин, Бацекалов, В.Э. Фишер, П.П. Гаврилов, Л.А. Гугнин, А.П. Карташов, И.А. Яшков, А.Г. Зиновьев, А.Х. Мифтахов, Дудник, Дергач, П.С. Пасюк, Г.П. Соловьев, В.М. Блинов, B.C. Уланов, В.Н. Апполонов, Н.М. Степанов, В.Я. Супонин, A.M. Нечипоренко, Б.И. Скрипник, Н.Г. Григорьев, И.С. Нечипоренко, Г.К. Слюсарев, Г.В. Николаев, С.К. Буданов, К.Н. Тураев, Б.М. Фортаков, Исаков, Кравцов, Исаев, Я.С. Охрименко, М.Г. Шипилов и др.
Трудно переоценить роль и вклад каждого из командиров рот, офицеров-воспитателей, старшин рот, помощников офицеров-воспитателей и др. работников в становление училища. Их дела живут в памяти каждого воспитанника, т.к. суворовцы постоянно находились в поле зрения своих воспитателей и учителей, которые отдавали им частицу своего сердца вместе со знаниями, жизненным и армейским опытом. Самое главное в том, что эти воспитатели и суворовцы первого набора стали основателями Казанского СВУ, они первыми переступили порог училища и явились зачинателями его истории. Командный состав училища, все офицеры и преподаватели стали воспитателями и первооткрывателями ребячьих душ, которые им доверили, заменили им родителей.
Гордостью суворовского училища стали его первые воспитанники. Первым вместе с генералом В.В. Болозневым в училище прибыл Ваня Пахомов. Нелегкая судьба была у этого мальчика. Оставшись один, скитаясь по дорогам войны, Ваня оказался в расположении 15-й кавалерийской дивизии и там был усыновлен бойцами одного подразделения. Однажды вместе с ними он оказался в окружении, и командир приказал одному бойцу вывести Ваню с места боя и спасти его. Дальнейшая военная судьба В. Пахомова была связана с зенитчиками. А при выполнении боевого задания Ваня был ранен и оказался в госпитале. После излечения его направили в суворовское училище. Грудь суворовца Вани Пахомова украшала медаль «За отвагу», вторая «Отвага» нашла его после выпуска из СВУ в 1951 г. Этой же медалью были награждены Юрий Малышев и Вячеслав Тамаркин.
Довелось пройти через военные испытания и Володе Никитину, Боре Овсянникову, Сереже Петрову-Тюрину, Юре Киселеву и др. Все они награждены боевыми медалями. Для этих ребят, участников войны, были характерны скромность и простота. Никто из них не пытался вознестись над товарищами и найти какие-либо привилегии для себя. Они никогда не хвастались своим фронтовым прошлым, и боевые награды надевали только по торжественным случаям. Офицеры-воспитатели и преподаватели не делали им скидок и послаблений в учебе и дисциплине, требовательность ко всем суворовцам была одинаковой.
Основную массу воспитанников СВУ составляли дети-сироты. У некоторых ребят отцы и старшие братья воевали на различных фронтах, а матери трудились во имя победы.
Казанское СВУ начинало свою историю на завершающем этапе Великой Отечественной войны, когда советские войска стремительно продвигались на запад. Началом отсчета истории Казанского СВУ можно считать 2 октября 1944 г. Это был первый день занятий. Он для всех был похож на праздник. Все было обставлено торжественно. Построение всего личного состава, развод на занятия под оркестр, начало и окончание каждого урока по сигналу горниста.
С волнением шел на свой первый урок каждый преподаватель. Не меньше волновались за своих суворовцев и офицеры-воспитатели. Суворовцы в этот день чувствовали себя вроде именинников, т.к. все заботы и внимание со стороны старших были обращены на них. Накануне артисты Казанского театра прямо под открытым небом в парке дали концерт. Повара училища хорошо потрудились над завтраком и обедом. В этот день суворовцам были сказаны напутственные слова начальником училища генерал-майором В.В. Болозневым и офицерами-воспитателями. Вот как описан этот первый день учебы в СВУ в газете «Красная Татария» в публикации «В суворовском военном училище»: «Ровно в 8 часов утра трубач проиграл сигнал «Приступить к занятиям». Начальник училища генерал-майор Болознев обходит отделение за отделением. Вот он в одном из классов. Классный старшина, 12-летний воспитанник, участник Отечественной войны Овсянников командует: «Встать! Смирно!» Затем рапортует: «Товарищ генерал-майор! Все без исключения воспитанники первого отделения второго класса налицо. Класс готов к занятиям». Так начались занятия в Казанском суворовском военном училище. Их проводят офицеры-воспитатели и преподаватели с высшим педагогическим образованием, помощники – сержанты, также имеющие звания педагогов. День в училище строго регламентирован. Начинается он в 6 часов 30 минут утра. Определенное время установлено для завтрака, классных и внеклассных занятий (танцы, музыка, пение), приготовления уроков, прогулки, обеда, ужина, отдыха. Офицеры-воспитатели безотлучно находятся возле своих воспитанников».
В этот день за парты сели мальчишки, в судьбы которых вмешалась страшная война. В памяти каждого из них еще хранились мгновения проводов отцов, дедушек и старших братьев на фронт, печальные вести о гибели или смерти родственников, чувства пережитого страха за свою жизнь, вызванного голодом и болезнями. На души многих осиротевших ребят давило чувство одиночества.
Эти ребята росли и воспитывались в уличной среде, лишенные материнской ласки и отцовских забот. Некоторые из них учились в школах с переполненными классами, где на 5-6 учеников приходилось по одному учебнику, а письменные работы доводилось выполнять на жесткой оберточной бумаге. Во всех ротах было много суворовцев, которым следовало бы уже учиться на 1-2 класса выше, но из-за войны они вынуждены были прервать учебу на 2-3 года.
Если сейчас спросить любого суворовца первого набора, что было самое ужасное в годы войны, то он ответит – чувство голода. На многих детей страшно было смотреть, они выглядели дистрофиками. Во время медицинского осмотра члены приемной комиссии врачи-женщины не могли сдержать своих слез от жалости к ним. Самой важной задачей для командования училища было восстановление у суворовцев нормального веса. Руководству училища приходилось через различные инстанции пробивать вопросы обеспечения воспитанников необходимым продовольствием. А суворовцам требовалось очень многое и, прежде всего, витаминизированная пища. И усиленное питание было организовано.
Вручение училищу Боевого Знамени
Быстро пролетел первый месяц учебы. В канун праздника Октябрьской революции всех суворовцев переодели в парадную форму. Ребята с радостью вертелись возле зеркал, разглядывая себя в красивых мундирах со стоящим воротником, с золоченой нашивкой и множеством блестящих пуговиц. На погоны были прикреплены сделанные из желтой жести надписи «Кз СВУ». Парадная форма предназначалась только для праздничных дней.
7 ноября 1944 г. страна отмечала 27-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день суворовцы впервые участвовали в военном параде войск Приволжского военного округа, который проводился в Казани на площади Свободы. С завороженными глазами суворовцы следили за прохождением войск Казанского гарнизона, боевых танков, артиллерийских орудий и знаменитых реактивных установок «Катюша».
А на следующий день, 8 ноября весь личный состав СВУ был построен на площади Свободы по случаю вручения училищу Боевого Знамени. На эту церемонию были приглашены представители местных советских и партийных органов и общественности Казани. Наступает торжественный момент. Под звуки марша на середину строя выносится Знамя. Легкий ветер колышет его полотнище. Все суворовцы завороженно смотрят на эту святыню. Представитель командования Приволжского военного округа вручает начальнику училища Знамя и Грамоту, подписанную Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым. Генерал-майор В.В. Болознев, принимая Знамя, целует край алого полотнища и произносит слова присяги. Все суворовцы дружно повторяют за ним священные слова, присягая на верность Советской Родине и своему народу. Величественно звучит над площадью Гимн Советского Союза, раздаются залпы оружейного салюта. С развернутым Знаменем торжественным маршем суворовцы во главе со своими командирами прошли по площади и улицам города. Этот день запомнился ребятам на всю жизнь, и мальчишки в алых погонах почувствовали себя настоящими военными людьми, решившиеся навсегда связать свою жизнь с армией. Эти ребята стали реально выполнять заповедь своего великого предшественника полководца А.В. Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». С именем этого полководца ребята будут идти к вершинам знаний и пойдут по нелегким дорогам армейской службы. Звание суворовца для них станет символом чести, братства и высокого достоинства.
Это событие не осталось без внимания местной печати. Газета «Красная Татария» в публикации «Парад суворовцев» писала: «8 ноября на площади Свободы состоялся парад воспитанников Казанского суворовского училища. Начальник Казанского гарнизона генерал-майор Федин и начальник училища генерал-майор Болознев обходят стройные ряды суворовцев, поздравляют их с 27-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. Громкое «ура» прокатывается по площади. Затем начальник гарнизона вручает генерал-майору Болозневу Знамя училища.
К торжественному маршу! – раздается команда. Начинается шествие колонн. Воспитанники училища в зимней форме – черных шинелях с красными погонами – проходят мимо трибуны. Их приветствуют Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Динмухаметов, председатель исполкома Казанского Горсовета Якушев, генерал-майор Федин, генерал-майор Болознев и др. Впереди колонны идут кадровые офицеры Красной Армии, участники Отечественной войны. Военная выправка, чеканный шаг суворовцев говорят об их первых успехах в учебе, вызывают восхищение у трудящихся, присутствовавших на параде».
Во время учебы одной из самых почетных наград суворовцев за успешную учебу и примерное поведение было фотографирование у развернутого Знамени училища. Со Знаменем мы прощались, став выпускниками, при отбытии к новому месту службы.
Суворовские будни
Несмотря на то, что в первые месяцы существования училища приходилось преодолевать многие трудности в решении любых организационных вопросов, жизнь и учеба постепенно стали входить в свое русло. Наладился учебный процесс по общеобразовательным дисциплинам и одновременно началось втягивание всех суворовцев в четко размеренную армейскую жизнь, которая регламентировалась распорядком дня и уставными требованиями. Для суворовцев были определены обязанности:
- упорно, настойчиво овладевать знаниями, чтобы стать культурным офицером и принести как можно больше пользы Родине;
- систематически заниматься физкультурой и спортом;
- беречь военное и народное достояние, бережно относиться к имуществу училища;
- держать себя с достоинством, дорожить мнением товарищеского коллектива и считаться с ним;
- каждый суворовец обязан строго выполнять правила личной гигиены.
Обучение всему этому возлагалось на командно-преподавательский состав училища. Эти обязанности должны были стать нормой жизни каждого суворовца.
Нелегко было на первых порах офицерам-воспитателям и их помощникам привить своим воспитанникам навыки армейской жизни. Ведь все надо было начинать с азов. Каждого суворовца следовало научить быстро одеваться по утреннему подъему, выбегать, несмотря на ненастную погоду, на физзарядку, обучить правилам личной гигиены – умываться по пояс, чистить зубы, заправлять свою постель. От каждого требовалось правильное ношение обмундирования и соблюдение формы одежды. В этом отношении никому из суворовцев не было послабления.
Непросто было научиться аккуратно и быстро подшивать подворотничок к гимнастерке, чистить латунные пуговицы, гладить брюки и т.д. Особенно тяжело все это давалось самым маленьким суворовцам. Сколько было горьких слез и обид из-за первых неудач и промашек. Нелегко было на каждого суворовца подобрать по размеру обмундирование и головной убор. Для многих ребят приходилось ушивать гимнастерки и брюки, а в фуражку вкладывать по несколько газет. Этим ребятам еще не требовалось думать о форсе, но своей военной формой они все же дорожили. А старшие суворовцы быстро поняли красоту своей формы и носили ее с особым вкусом и шиком.
Много забот старшинам и сержантам доставляли банные дни. Некоторые суворовцы не очень любили мыться в бане, считали достаточным облиться двумя-тремя тазиками воды и от этого уже стать чистыми. Сержанты мылись вместе с ребятами и за короткое время успевали вымыть всех. Обычно они двух-трех малышей зажимали между колен, намыливали мочалкой и тут же обдавали чистой водой. Самые юркие и шустрые суворовцы, словно вьюны, выскальзывали из железных объятий сержантов и устремлялись под душ смывать пену. При помывке в бане присутствовал кто-нибудь из медицинских работников, который следил за тем, чтобы суворовцы выходили из бани чистыми и обязательно меняли нательное белье.
Нелегко давалась суворовцам на первых порах строевая выучка. Занятия по строевой подготовке проводились чуть ли не каждый день. Если в старших ротах строевые приемы усваивались быстро, то для малышей эти занятия были сплошным мучением. Офицеры и сержанты, проявляя большое терпение, прививали суворовцам все необходимые навыки и постепенно добивались слаженности в отделениях и ротах. Каждый день перед отбоем все подразделения выходили строем на вечернюю прогулку, и тогда далеко за окрестности парка разносились задорные строевые песни. У каждой роты была своя любимая песня, которую пели во время передвижения по улицам города, вызывая любопытство прохожих и зависть мальчишек, сопровождавших суворовский строй. Особенно красочными становились выходы всего училища в город, когда их сопровождал военный оркестр.
Очень быстро произошло сплочение коллективов в суворовской среде, за короткое время все ребята сдружились. Почти одинаковая судьба уравняла их во взаимоотношениях. Старшие суворовцы стали опекать младших, не допуская грубостей, издевательств и унижений. А малыши в старших товарищах видели своих покровителей, у них появились свои кумиры, которым они стремились подражать. Покровительство старших суворовцев над младшими в дальнейшие годы стало традицией.
Конечно, не следует считать, что вся жизнь в училище протекала гладко и без трудностей. Уборка спальных помещений и классов, территории парка – все это ложилось на плечи суворовцев. В первые месяцы возникали трудности, особенно с обеспечением нормальных условий жизни для воспитанников. Командованию приходилось заниматься различными хозяйственными вопросами. Однажды, в ненастный осенний день старшеклассники во главе со своими командирами вынуждены были упорно потрудиться на разгрузке баржи с дровами. Такая «боевая» задача была выполнена, и училище смогло нормально перезимовать. В последующие годы доводилось суворовцам выезжать на уборку картофеля, моркови и капусты.
В первые месяцы в училище был установлен карантин, не разрешались увольнения в город и свидания с родственниками. Но детским сердцам невозможно было запретить думать и скучать по своим матерям. Порой суворовцы внезапно обращались к кому-нибудь из офицеров и сержантов не по-уставному, называя их «папой» или «дядей». Быстро привязывались суворовцы к женщинам, работавшим в училище. Это были преподавательницы, работницы столовой, библиотеки и медпункта, которые относились ко всем суворовцам как к родным сыновьям. Ребята в этих женщинах находили сходство со своими матерями. Особо отмечу первых преподавательниц: Т.Ф. Безрукову, М.М. Гугнину, Балашову, Г.В. Морозову, Э.В. Григорьеву, которые буквально по-матерински заботились о воспитанниках, давали им глубокие знания, могли пошутить, сказать добрые и ласковые слова, но вместе с тем могли и строго спросить за малейшую провинность и грубость, а в некоторых случаях и наказать.
Казарменные условия, строгий распорядок дня и уставные требования командиров тяжело воспринимались всеми суворовцами. Но сам уклад жизни в училище требовал от ребят мириться с таким положением и беспрекословно выполнять их.
Приходится поражаться выдержке и терпению офицеров и сержантов, их самообладанию в обращении с суворовцами, которые могли допустить непредсказуемые выходки. Строгость офицеров-воспитателей и преподавателей не вызывала озлобления у ребят.
Победа!
2 мая 1945 г. училище облетела радостная весть о том, что наши войска полностью овладели столицей Германии Берлином и там над поверженным рейхстагом водружено Красное Знамя. Суворовцы подолгу задерживались возле большой карты, которая висела в вестибюле, и на которой красным флажком был обозначен поверженный Берлин. Офицеры и сержанты разъясняли суворовцам, что конец войны уже очень близок.
И вот этот долгожданный день настал. 8 мая в училище прошел обычный учебный день, и после отбоя воцарилась привычная тишина, суворовцы уснули крепким сном. Но 9 мая рано утром, задолго до подъема, все училище было разбужено и поднято на ноги необычным шумом на улице, где раздавались редкие выстрелы из ракетниц и громкие возгласы «Победа! Победа! Ура! Война кончилась!». Дежурившие в эту ночь офицеры и сержанты вбегали в спальные комнаты и со слезами на глазах сообщали радостную весть. Они подхватывали на руки подвернувшихся ребят, подкидывали, обнимали и целовали. В этот момент здание училища превратилось в растревоженный муравейник. Суворовцы носились по всем этажам, каждый пытался перекричать товарища, прыгали на кроватях, бросали вверх подушки и одеяла. Никто не смог бы, да и не пытался остановить радостно возбужденных ребят. В этой круговерти стали одинаковыми и суворовцы и их воспитатели.
После завтрака весь личный состав был построен перед зданием училища. Генерал-майор В.В. Болознев зачитал приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина о Дне Победы. Потом суворовцы торжественным маршем прошли по главным улицам Казани. В этот день все улицы и площади были заполнены ликующим народом. Кругом гремела музыка, слышались радостные песни, люди обнимались и целовались, поздравляли друг друга. Особого почтения удостаивались военнослужащие, оказавшиеся в людской толпе, их подбрасывали вверх, обнимали и целовали. Время от времени из репродукторов доносился торжественный голос Левитана, передававшего сообщения о капитуляции фашистской Германии.
Первый день Победы 9 мая 1945 г. на всю жизнь остался в памяти всех суворовцев, которым в этот день довелось стать участниками радостного события и ликования. Всегда при встречах они с гордостью вспоминают этот первый день мира. И конечно, в сердце каждого суворовца той поры сохранилась глубокая благодарность тем, кто ценой своей жизни и крови принес эту Победу. Суворовцы гордились своими первыми командирами и учителями – участниками Великой Отечественной войны, их подвигами и боевыми наградами.
Первый выпуск
У Казанского суворовского военного училища большая биография, много событий произошло за годы его функционирования. Но самые первые годы его работы, период становления, время педагогических ошибок и побед, разочарований и радостей, когда происходила закладка основных принципов подготовки элитных воинских кадров – грамотных, умных, с широким кругозором молодых патриотов Родины – это время было самым главным, самым ответственным и потому самым запоминающимся.
Первый выпуск училища был произведен в июле 1949 г. Было выпущено 65 суворовцев, прошедших полный курс обучения. Все выпускники, годные по состоянию здоровья к военной службе, были направлены в военные училища. Первым медалистом училища стал Валентин Бендецкий, получивший при выпуске серебряную медаль. В то время, когда Валентин Бендецкий прощался с училищем, в Казанское СВУ поступил его младший брат – Евгений Бендецкий. На торжественном собрании училища, посвященном проводам первого выпуска, он, принимая от брата эстафету, дал обещание окончить училище с золотой медалью. И это свое обещание он успешно выполнил! Первая полученная училищем медаль – серебряная медаль Валентина Бендецкого – хранится в музее училища. Первыми золотыми медалистами были выпускники 2-го выпуска 1950 г. Виталий Васильев и Равиль Тинчурин.
После 1-го выпуска училище стало выпускать суворовцев каждый год. На смену выпускникам в младший класс приходило новое пополнение.
После войны
В сентябре 1945 г. был произведен дополнительный набор 50 мальчиков в один приготовительный класс. Училище стало иметь 5 рот. Еще один дополнительный набор 37 мальчиков прошел в августе 1947 г., в училище стало 6 рот.
В конце 1947 г. было получено 15 верховых лошадей и в программу обучения суворовцев введено конное дело.
2 мая 1948 г. впервые выступая на городской легкоатлетической эстафете по улицам города, команда суворовцев завоевала переходящий приз Казанского спорткомитета. С тех пор по 1994 г. спортсмены училища постоянно завоевывали этот почетный приз, уступив его только четырежды (в 1954 и 1955 гг. команде спецшколы ВВС, в 1985 и 1993 гг. школам города). С 1956 по 1977 гш. училище выступало на эстафете тремя, а в отдельные годы - и четырьмя командами, занимая, как правило, все призовые места.
В июле 1949 г. в Москве на 1-й Спартакиаде суворовских, нахимовских и артиллерийско-подготовительных училищ команда училища заняла 7-е место. Суворовец 2-й роты Шамиль Галиуллин стал чемпионом Спартакиады по боксу. На последующих Спартакиадах чемпионами становились свыше 40 суворовцев-казанцев. В дальнейшем в 1971-м, 1973-м, 1993-м, 1995 гг. Казанское СВУ занимало первые места на Спартакиадах суворовских и нахимовских училищ.
В июне 1951 г. началось проведения лагерных сборов в военных лагерях войск Казанского гарнизона. Сначала – только выпускной роты, а затем и всех подразделения училища. До этого лагерный период проводился в парке училища.
В августе 1955 г. училище приняло 47 человек из расформированного 2-го Московского артиллерийского подготовительного училища и 9 человек из Казанской спецшколы ВВС.
1951-1957 гг. силами суворовцев был построен стадион училища. В 1972 г. на стадионе были построены трибуны.
В 1956-1957 гг. в училище вводится углубленное изучение французского языка всем личным составом. Это сопровождалось большими организационными мероприятиями:
- командный состав подразделений (в основном, офицеры-воспитатели) заменялись офицерами, владеющими французским языком; количество часов по французскому языку многократно увеличилось (было 2, стало 12 ч в неделю);
- к изучению французского языка привлекались все преподаватели и весь вспомогательно-технический состав училища;
- в училище стали поступать газеты на французском языке и демонстрироваться французские фильмы;
- 1 раз в неделю проводился «День французского языка», в течение которого все общение проводилось на французском языке;
- в училище стали принимать не после 3-го, а после 4-го класса, но срок обучения был сохранен 7 лет (т.е. суворовцы учились на 1 год больше своих сверстников в школах);
- преподавателями училища был написан и издан учебник по французскому языку для суворовских училищ.
В августе 1956 г. в училище переведены суворовцы из расформированных Куйбышевского (17 чел.) и Сталинградского СВУ (12 чел.).
В 1958-1960 гг. по указанию Главного политуправления СА и ВМФ в младших (4-м и 5-м) классах разрешается создание пионерских организаций.
В августе 1960 г. из расформированного Тульского СВУ в 6-й класс прибыли 64 суворовца, в августе 1961 г. из Оренбургского СВУ в 5-й класс – 82 суворовца.
1 сентября 1963 г. училище переведено на 3-годичный срок обучения с приемом 15-16-летних юношей, окончивших 8 классов. Интенсивное изучение французского языка завершается.
В 1964 г. выпускник 1962 г. Вадим Емельянов стал бронзовым призером по боксу на Олимпийских играх в Токио.
1 сентября 1969 г. училище переводится на 2- годичный срок обучения.
В 1970 г. училище за занятое 1-е место по всем показателям учебного процесса и высокую организованность награждается Переходящим Красным Знаменем и бюстом А.В. Суворова. За 1960-е гг. трижды, а в 1980-е гг. - дважды училище занимало первые места и получало переходящий приз Министерства обороны – бюст А.В. Суворова.
В 1968-1986 гг. продолжалось развитие спортивной и материально-технической базы училища. В эксплуатацию были введены: закрытый спортивный комплекс (1968), штаб училища (1970), открытый стрелковый тир на 2 направления и санитарная часть (1971), плавательный бассейн (1972), столовая (1973), стрелковый тир на 25 м (под столовой, 1975 г.), клуб (1983), стрелковый тир на 50 м (под клубом, 1986 г.).
1987 г. в связи с пребыванием ОКСВ в Афганистане суворовцы начинают изучать язык «дари». После выпуска суворовцы продолжали изучать «дари» в высших военных училищах, куда выпускники направлялись в составе взводов: Ташкентском и Бакинском общевойсковых, Новосибирском политическом, Тбилисском и Самаркандском автомобильном. В 1990 г. изучение «дари» завершилось.
В 1992-1995 гг. училище вновь переведено на 3-годичный срок обучения.
Казанскому СВУ повезло, его не постигла судьба большинства училищ, расформированных в 1960-е гг. из-за недальновидной оборонной политики тогдашнего руководства страны. Из его стен вышло в большую жизнь много хороших людей – будущих генералов и командиров подразделений, героев Отчизны, ученых, творческих деятелей, великих спортсменов и т.д. Все они умножали славу нашей Родины, активно способствовали ее укреплению и развитию. Бывшие воспитанники высоко несут звание «выпускник Казанского суворовского военного училища». К 2014 г., когда училище будет отмечать свой очередной юбилей, на его счету будет 65 выпусков.
Секреты глубоких знаний суворовцев
Ни для кого не является тайной, что в стенах суворовского училища его воспитанники получали глубокие и прочные знания по всем предметам, выделяющие их на фоне выпускников гражданских общеобразовательных школ. Секрет этого обстоятельства заключается в глубоких профессиональных знаниях преподавателей и их особых методических подходах, позволяющих передать эти знания своим воспитанникам.
Буквально все преподаватели училища были весьма квалифицированными специалистами в своих областях и обладали высокими общечеловеческими качествами. Они стремились заинтересовать нас, преподнести нам свой материал так, чтобы мы его запомнили на долгие годы. Только сейчас мы представляем, каких трудов им это стоило. А ведь их работа не заканчивалась уроками. Практически по каждому изучаемому предмету у нас работали кружки при соответствующих кабинетах, регулярно устраивались общеучилищные конкурсы по физике, химии, математике, даже по французскому языку, не говоря уже о соревнованиях по разным видам спорта.
Каждый из преподавателей имел свою особенную манеру изложения материала и контроля его освоения, использовал специфические приемы поддержания нашей активности на уроках, заставлявшие нас с большим старанием относиться к освоению преподносимого материала. Поэтому у нас практически не было неинтересных предметов. Но основное, что заставляло нас стараться, это стремление быть достойными той любви и отеческой (естественно, и материнской, если говорить о работавших с нами женщинах) заботы, которой они одаривали нас бескорыстно. Такое же положение с преподаванием было и в большинстве других суворовских училищ. Не случайно суворовцы, как правило, обгоняли своих сверстников из гражданских школ по всем предметам. Наряду с этим они имели заметное преимущество в области физического воспитания, работоспособности, организованности, более крепкое здоровье.
В чем секрет такого положения? Конечно, этому способствовала сама обстановка в училище, необходимость регулярно выполнять все задания, обязательность самоподготовки, более острая состязательность как между классами, так и внутри класса между суворовцами. Но главное все же – в уровне подготовки преподавательского состава. Ведь в период создания училищ – в 1943-1944 гг. – лучших преподавателей страны снимали с фронтов и посылали учить детей, часто вопреки их патриотическому стремлению защищать Родину. Весь свой энтузиазм они обратили на суворовцев, отдавая им все свои силы и свободное личное время.
Выпускники Казанского СВУ бесконечно благодарны преподавателям училища:
- по русскому языку и литературе – Владимиру Петровичу Луговскому, Василию Ильичу Бурмистрову, Василию Дмитриевичу Петрову, Александру Назаровичу Муравьеву;
- по математике – Леониду Иосифовичу Ярошенко, Ивану Корнеевичу Федотову, Василию Николаевичу Тарабукину;
- по истории – Михаилу Архиповичу Соколову, Петру Яковлевичу Миргородскому;
- по физике – майорам Губскому и Николаю Ивановичу Баринову;
- по географии – Виктору Петровичу Игнатьеву;
- по химии – Генуэфе Васильевне Морозовой;
- по иностранному языку – Юрию Ефимовичу Штейнсапиру, Юрию Алексеевичу Герну, Константину Николаевичу Редозубову, Марку Наумовичу Черняку;
- по биологии – Михаилу Павловичу Лепилову, Георгию Кузьмичу Рябенкову;
-тпо физкультуре – Юрию Николаевичу Фролову, Александру Рубеновичу Шахназарову, Шамилю Сулеймановичу Абельханову;
- по психологии – майору Казачихину;
- по рисованию и черчению – Михаилу Васильевичу Петухову.
История Казанского СВУ продолжается. За годы существования в стенах училища прошли суворовскую закалку несколько тысяч юношей. Бесспорно, эти училища необходимы и они свою задачу выполняют. Ребята, проучившиеся в СВУ, являются хорошим пополнением военных училищ. Из стен СВУ выходят юноши, наиболее подготовленные к военной службе.
Выпускники училища посвящают своему родному Казанскому СВУ воспоминания, выраженные в стихах и прозе. Ими написано и издано несколько книг, сборников стихов, альбомов, в которых приводятся рассуждения о жизни, поздравления и воспоминания о товарищах, преподавателях, офицерах-воспитателях.
Артур Александрович Белов, вып. 1955 г.