Кербер Людвиг Бернгардович
Лю́двиг Бернга́рдович фон Ке́рбер (нем: Ludwig (Louis) August Bernhard v. Körber) псевдоним на флоте Лев Фёдорович, с 30 октября 1916 года — Лю́двиг Бернга́рдович Ко́рвин (19 апреля 1863, Roengu — 9 апреля 1919, Лондон) — российский военный моряк, вице-адмирал. Сын профессора Бернгарда Августовича Кербера, внук пастора Людвига Августа Кёрбера и художника Августа Маттиаса Хагена; правнук пастора Эдуарда Филиппа Кёрбера; отец авиаконструкторов Виктора Корвин-Кербера, Леонида Кербера и Бориса Кербера; шурин вице-адмирала фон Шульца Максимилиана (Михаила) Фёдоровича, капитанов 2-го ранга фон Шульца Вильгельма Фёдоровича и фон Шульца Константина Фёдоровича.
Родился 19 апреля 1863 в семье молодого врача в местечке Ринген ( Лифляндия) где местным пастором служил его дед Август Людвиг Кербер. В возрасте 3-х лет, в связи с назначением отца в военно-морской госпиталь, переехал в Кронштадт, где и получил начальное образование. В возрасте тринадцати лет был определен в немецкую гимназию Петришуле, через год после окончания которой, 12 сентября 1880 года Людвиг зачислен в Морской кадетский корпус Петра Великого, который успешно закончил 1 октября 1884 с получением престижной премии адмирала Нахимова. Кербер был выпущен в мичманы и зачислен в 1-й флотский экипаж его Императорского Высочества генерал-адмирала Константина Николаевича.
Вскоре по инициативе С.О.Макарова, вместе со своим другом К. Шульцем был включен в экипаж вновь строящегося корвета «Витязь», на котором принял участие в кругосветном путешествии. Поистине историческое плавание, продолжавшееся 993 дня началось, 31 августа 1886 года. Главное отличие его от других подобных заключалось в активной исследовательской работе, которую в повседневном режиме осуществлял экипаж. «Витязь» можно было сравнить с плавучей лабораторией. Достаточно сказать, что некоторые океанологические наблюдения на нем на протяжении 3-х лет без перерыва велись с промежутками в 10 минут.
20 мая 1889 года «Витязь» вернулся в Кронштадт. Уже в 1894 году вышел в свет труд С.О. Макарова под названием: «Витязь» и Тихий океан». Сам Макаров отмечал, что эта книга подводила итог коллективному исследованию. В предисловии он писал: «Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичман Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховский, Пузанов и Небольсин. Особенно же много потрудился младший штурман подпоручик Игумнов».
В сентябре 1889 года Кербер был зачислен в Минный офицерский класс, который окончил 7 сентября 1890 г. с получением специальности минного офицера 2-го разряда. Следующие 5 лет продолжил службу лейтенантом в качестве минного офицера на различных кораблях Балтийского флота, самым примечательным из которых был броненосец «Гангут», до сих пор покоящийся на дне Выборгского залива.
Осенью 1895 года получил назначение старшим минным офицером только спущенный на воду и самый совершенный по тем временам боевой корабль – крейсер «Россия». После первого короткого вояжа в мае 1897 г. в Великобританию на торжества по случаю 60-летия царствования королевы Виктории, крейсер убыл на Дальний восток. По пути во Владивосток, весной 1898 г. экипаж «России». принял участие в торжественной передачи Порт-Артура под Российскую юрисдикцию, где вахтенный офицер, мичман великий князь Кирилл Владимирович приложил руку к соответствующему международному акту.
В мае 1900 году в составе международных сил, Кербер принял участие военном конфликте в Китае, вызванным крестьянским восстанием, получившим название «боксерское». Он находился в составе одного из десантных отрядов, совершивших поход на Пекин Участие Людвига в этой операции было отмечено сразу несколькими наградами.
К концу того же года Кербер возвратился на Балтику. Кампанию 1901 г. провел старшим минным офицером на броненосце «Генерал-адмирал Апраксин», по завершении которой, как успешно сдавший экзамены 22 сентября 1901 года был зачислен слушателем Николаевской Морской академии.
После окончания академии и почти до начала Русско-японской войны Кербер оставался на преподавательской и штабной работе. В это время вместе с одним из ведущих теоретиков военно-морского флота Н.Л. Кладо, Кербер участвовал в подготовке и практическом воплощении первых стратегических игр флота, моделирующих будущую войну России с Японией. В опубликованном в соавторстве с Н.Л. Кладо аналитическом отчете, авторами обосновывался неизбежный проигрыш России в этой войне в случае, если за оставшееся время не будет предпринят комплекс необходимых мер. В частности они указали на необходимость перевода эскадры из Порт-Артура во Владивосток. Позже, адмирал Того признался, что ожидал именно такое развитие событий и начал войну в январе, только когда убедился что русская эскадра не сможет уйти в родной порт по причине ледостава. Можно лишь сожалеть, что отчет Кладо и Кербера остался без внимания.
Летом 1903 года Кербер под предлогом необходимости лечения на курорте, предпринял поездку в Германию, которая на самом деле носила разведывательный характер. Под прикрытием морского агента России в Германии князя А.А. Долгорукова, Кербер скрытно обследовал прибрежные укрепления в районе Данцига и Пиллау, о чем составил подробный отчет. После успешного завершения миссии он был назначен старшим офицером броненосца «Слава», который к этому времени был только спущен на воду и находился на достройке. 1 января 1904 г., т.е. за 4 недели до начала Русско-японской войны Керберу было присвоено звание капитана 2-го ранга.
До гибели 31.марта 1904 г. в Порт-Артуре командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала С.О. Макарова и его штаба, Кербер оставался в Петербурге. Уже на следующий день новым командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен адмирал Н.И. Скрыдлов, который для формирования своего штаба, сдав Черноморский флот, срочно выехал в Петербург. 12 апреля приказом Морского ведомства за номером 77 в состав нового штаба Тихоокеанской эскадры флагинтендантом был включен капитан 2-го ранга Л.Б. Кербер. Кстати, этим же приказом в штаб Скрыдлова был назначен и Н.Л. Кладо. Возможно, был принят во внимание их аналитический отчет по результатам стратегических игр 1902—1903 годов. Вскоре штаб во главе с новым командующим выехал поездом в Порт-Артур. В пути стало известно, что японцам удалось блокировать крепость, и Н.И. Скрыдлов был вынужден изменить маршрут и направился во Владивосток. В создавшихся условиях структура штаба была изменена и Кербер получил назначение старшим офицером крейсера «Богатырь», входивший в состав Владивостокского отряда крейсеров.
Еще до прибытия Скрыдлова, крейсер «Богатырь» потерпел серьезную аварию, выскочив на камни у мыса Брюса. Повреждения корпуса были столь серьезны, что многие сомневались в возможности спасения корабля. В задачу старшего офицера входили разработка и реализация плана спасательных работ. К 1 июня удалось снять крейсер, загерметизировать корпус и перевести корабль во Владивосток.
Ключевым событием в истории Владивостокского отряда крейсеров стал бой 1 августа 1904 г. В тот день флаг командующего находился на флагмане – крейсере «Россия». Вначале боя был тяжело ранен старший офицер «России» и Керберу, хорошо знавшему команду по прошлой службе, пришлось его заменить. После окончания боя, в котором отряд потерял крейсер «Рюрик», Кербер так и остался на «России» старшим офицером. В этой должности он находился почти до окончания кампании и лишь с отъездом А.И. Русина в Америку на конференцию по подписанию мира с Японией занял его должность начальника Морской походной канцелярии Главнокомандующего сухопутными и морскими силами, действующими против Японии, генерал-адъютанта Н.П. Линевича.
После окончания войны, завершив дела, связанные с возвращением флота на Балтику, Кербер только в феврале 1906 г. одним из последних вернулся в Петербург, где сразу получил назначение командиром на только вступивший в строй минный крейсер «Донской казак». Керберу удалось провести в Либаве лишь первую серию ходовых испытаний, как последовало новое назначение. С 24 мая он стал руководителем Отделом иностранной статистики вновь организованного Морского Генерального штаба (МГШ). Идея создания такого штаба была предложена лейтенантом А.Н. Щегловым – одним из основателей Санкт-Петербургского военно-морского кружка, членом которого был и Кербер. Кстати, члены именно этого кружка первыми выступили с идеей реформирования флота после бесславного завершения войны с Японией и обосновали необходимость формирования судостроительной программы
Что касается Отдела иностранной статистики МГШ, которым руководил Кербер, то по существу это был разведывательный отдел штаба, который занимался сбором сведений об иностранных флотах. Органичным продолжением деятельности Кербера в МГШ стали два следующих его назначения.
С 21 января 1908 г. он командовал канонерской лодкой «Хивинец», которая в это время выполняла особую функцию, находясь в составе международных миротворческих сил на острове Крит, где в течении очень долгих лет не утихал конфликт меду турецкими и греческими общинами. Возвращение Кербера в Россию в конце ноября того же года совпало с присвоением ему 6 декабря звания капитана 1-го ранга. Вслед за этим, уже 25 января 1909 года последовало назначение военно-морским агентом в Великобританию. Эта его 2-х летняя дипломатическая работа в самой мощной морской державе была оценена руководством весьма высоко, а сотрудничество между двумя флотами будущих союзников в Первой мировой войне существенно укрепилось.
Вернувшись из Лондона в марте 1911 года, Кербер узнал о новом назначении – командиром эскадренного броненосца «Цесаревич». Две кампании на этом корабле он провел в плаваниях по Балтийскому морю. Помимо учебных стрельб, в Финском и Выборгском заливах, впервые для судов этого класса Цесаревич (броненосец) | «Цесаревичем»]] отрабатывался маневр по проходу шхер без лоцманского обеспечения.
В начале 1913 г., по представлению командующего адмирала Н.О.Эссена, Кербер был назначен начальником штаба командующего морскими силами Балтийского моря с присвоением ему к концу года звания контр-адмирала. В рамках подготовки к предстоящей войне, в 1913 году штабом был тщательно разработан план минных постановок по линии Нарген–Порккала–Удд, призванных перекрыть Финский залив и тем самым защитить столицу империи со стороны моря. В условиях прямого запрета Николая II операция была успешно выполнена отрядом минных заградителей контр-адмирала В.А. Канина в ночь накануне начала войны. Кстати, именно штаб Балтийского флота, благодаря качественно налаженной И.И. Ренгартеном и А.И. Непениным радиоразведке первым узнал о трагических событиях в Сараево и начале войны.
Основные успехи осенне-зимней кампании 1914 – 1915 годов были связаны с великолепно разработанными и блестяще выполненными силами Отряда крейсеров особого назначения минными постановками в южной части Балтийского моря. Успех был достигнут благодаря самой тщательной секретности разрабатываемых операций и впервые примененной тактики рассредоточения сил Отряда между различными портами задолго до начала операции. Отряд собирался в точке рандеву, в назначенное время вдали от берегов, откуда можно было бы его заметить. Выход же одиночных боевых кораблей из различных портов Балтийского моря не вызывал у противника беспокойства. Даже командиры кораблей до момента встречи в условленном месте не имели представления об истинном характере боевой задачи. Кроме того, во всех случаях штабом одновременно разрабатывалось несколько планов проведения каждой операции с тем, чтобы ее можно было выполнить при любых сложившихся обстоятельствах.
Первые два (из четырех запланированных) выхода отряда возглавил сам Кербер, тем самым выполнив ровно половину планируемых постановок. Завершили работу В.А. Канин и М.К. Бахирев с А.В. Колчаком. Результативность постановок была весьма высокой. В течение 1914 – 1915 годов немцы потеряли на русских минах броненосный крейсер, 4 тральщика, 14 пароходов и 3 сторожевых корабля. Кроме того, в результате подрыва получили различные повреждения 2 крейсера, из которых один был сразу исключен из списков флота, 3 миноносца и 2 тральщика. Долгое время немцы не смогли зафиксировать сам факт минирования фарватеров, считая, что их корабли гибнут не от русских мин, а от английских подводных лодок. Но главное, немецкий флот оказался запертым в собственных портах и не мог оказать действенной поддержки своим сухопутным силам. За кампанию 1914 – 1915 годов Кербер уже в декабре 1914 года был награжден Золотым Георгиевским оружием «За храбрость» и повышен в звании до вице-адмирала с формулировкой «за боевые отличия».
После неожиданной смерти адмирала Н.О.Эссена именно Кербер планировался на должность командующего Балтийским флотом. Интриги не позволили этого сделать. Тогда же в мае 1915 г. его брату – рядовому инженеру, проживавшему в Кронштадте военным губернатором города адмиралом Р.Н. Виреном было предъявлено абсурдное обвинение в шпионаже в пользу Германии. Оскар Кербер даже не был арестован. Ему было лишь предложено покинуть Кронштадт, но разрешено при этом устроиться в той же должности на судоремонтном заводе в Гелиснгфорсе, где как раз и находились главные силы Балтийского флота. Тем не менее, вице-адмирал Кербер был скомпрометирован. Против ожидания, Штаба флота, преемником усопшего адмирала стал В.А. Канин, а Кербер вскоре был вынужден оставить и должность начальника штаба флота. С июня 1915 г. и до конца декабря он командовал Эскадрой линейных кораблей Балтийского флота, осуществив еще две успешные скрытные операции по минным постановкам, выводя силы эскадры в открытое море шхерными фарватерами. Интересно, что во время одной из них, ему удалось провести свою эскадру через вражеские минные заграждения в кильватере немецкого отряда и остаться незамеченным. Выполнив задачу, эскадра так же спокойно вернулась.
С началом 1916 г. противостояние меду В.А. Каниным и Кербером закончилось и Кербер был переведен из действующего флота в Главный морской штаб (ГМШ) на должность председателя Совещания по морским перевозкам при Адмиралтейств-совете и Морском министерстве. Сдав эскадру, которая с этого момента больше не участвовала в военных действиях, Кербер убыл в Петроград. В новой должности он совершил важную командировку в Англию и Францию. Керберу удалось, используя прошлые связи в Английском адмиралтействе, резко активизировать поставки в Россию военных грузов. Увеличение поставок вызвала ответную реакцию противника, который стал наращивать свое присутствие на пути следования караванов в Баренцевом и Белом морях. Морским министерством было принято решение об организации флотилии Северного Ледовитого океана (СЛО). Катализатором послужил взрыв в Архангельском порту в октябре 1916 г. транспорта «Барон Дризен». С точки зрения командования, именно Кербер, организовавший поток грузов, должен был обеспечить его приемку и защиту, возглавив, а по сути дела – создав флотилию СЛО.
Условием назначения на новую должность стало смена Кербером фамилии. В последний день октября 1916 года по Высочайшему повелению Людвиг Кербер «с семейством» стал «именоваться Корвиным». Еще под старой фамилией он в ноябре побывал в Лондоне и даже был удостоен чести аудиенции в Букенгемском дворце, а вернувшись в Россию сразу отправился в Архангельск, к месту своей новой службы. Приказ был подписан еще 11 ноября 1916 г.
Золотое Георгиевское оружие с надписью "За храбрость" адмирала Л. Кербера. Центральный музей вооруженных сил. Москва
За три месяца, которые Корвин возглавлял флотилию, было сделано немало. Главное, удалось сформировать пусть ограниченные, но все-таки боевые военно-морские силы. Начали прибывать корабли с Тихого океана, появились береговые службы. Все это вскоре почувствовал враг, действия которого стали более осторожными и менее результативными. Но грянула Февральская революция. Командующий флотилией СЛО вице-адмирал Корвин не счел для себя возможным присягать Временному правительству. Уже 7 марта 1917 года Корвин был отстранен от должности. Он не был отправлен в отставку, новые власти еще рассчитывали использовать его опыт. Вскоре Корвин был направлен в очередную командировку в Англию, которая была признана весьма успешной. Во время же второй командировки в октябре 1917 года произошел Октябрьский переворот. Уже никого не представляя, Корвин вынужденно остался в Лондоне, Есть сведения, что он принял предложение перейти на службу в английское адмиралтейство с единственной целью, продолжить свою войну с Германией. Фатальная болезнь внезапно настигла его на 56-ом году жизни. Он умер 9 апреля 1919 г. в одиночестве, вдали от семьи, которая оставалась в России, во время хирургической операции в одной из больниц Лондона.
Место его захоронения долгое время оставалось неизвестным. Лишь 28 июня 2014 г. в день столетнего юбилея начала Первой мировой войны могила была обнаружена усилиями Р. Фирсова на кладбише «Kensal Green» в Лондоне (сектор 16, ряд 5, рег.№ 46437 ). Вице-адмирал Л. Б. Кербер был похоронен последним императорским морским агентом в Великобритании контр-адмиралом Н. А. Волковым под именем Louis Korvine.