Матусевич Николай Николаевич

МатусевичНиколай Николаевич Матусевич (10 апреля 1879, Николаев — 27 мая 1950) — исследователь Арктики, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, гидрограф и геодезист, инженер-вице-адмирал (22.02.1944), профессор Военно-морской академии, вице-президент Всесоюзного географического общества, сын Николая Александровича Матусевича.

18 сентября 1892 года тринадцатилетний Николай был зачислен в Морской кадетский корпус воспитанником. С 12 мая по 11 августа 1894 года он проходил морскую практику на блокшиве «Баян» под командованием капитана 2-го ранга Храбростина. 12 мая 1895 года зачислен в младший специальный класс и 15 сентября того же года зачислен на действительную службу. Летом 1896 года совершил учебную компанию на крейсере «Князь Пожарский» под командованием капитана 1-го ранга Баранова по Балтийскому морю, а в мае-августе следующего году совершил учебную компанию на учебном судне «Воин» под командованием капитана 2-го ранга Егорьева. 6 сентября 1897 года произведен в чин младшего гардемарина и в мае-сентябре следующего года совершил компанию на учебном судне «Верный» под командованием капитана 2-го ранга Вирена. Вместе с гардемарином Матусевичем морскую практику проходили фельдфебель Михаил Беренс, унтер-офицеры Александр Развозов, Георгий Старк и Борис Жерве.

После сдачи экзаменов, Высочайшим приказом по морскому ведомству № 203 Николай Матусевич был произведен 15 сентября 1898 года в чин мичмана с зачислением в Сибирский экипаж[2]. Однако, уже 30 ноября того же года девятнадцатилетний мичман был переведен в Черноморский флот, где в то время в чине капитана 1-го ранга служил его отец.

10 декабря 1898 года Николай Матусевич был зачислен в 32-й флотский экипаж[3], а 30 мая 1899 года приказом главного командира Черноморского флота назначен исправляющим должность ревизора крейсера «Память Меркурия», на котором в составе учебно-артиллерийского отряда и практической эскадры совершил свою первую морскую компанию в офицерском чине.

В ноябре-декабре того же года мичман Матусевич в должности вахтенного офицера служил на крейсере «Россия» под командованием капитана 1-го ранга Доможирова и на эскадренном броненосце «Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга Молласа. В 1900 году Николай Николаевич в должности вахтенного офицера находился в заграничном плавании на броненосце «Сисой Великий» и крейсере «Разбойник» под командованием капитана 2-го ранга Комарова.

11 июня 1900 года мичман Матусевич был назначен вахтенным начальником на эскадренный броненосец «Петропавловск»[4], во время службы на котором он участвовал в июле-сентябре в штурме крепости Таку и 18-19 сентября в десанте на Шанхай для занятий оставленных китайцами фортов. 19 декабря 1900 года Николай Матусевич был назначен младшим штурманским офицером эскадренного броненосца «Петропавловск», на котором под командованием капитана 1-го ранга Греве участвовал в перевозке войск, за что был награжден светло-бронзовой медалью «За поход в Китай». После окончания военных действий на миноносце № 205 в состава отряда под командованием лейтенанта Виноградского совершил заграничное плавание, по возвращению из которого назначен исправляющим должность ревизора эскадренного броненосца «Петропавловск».

5 октября 1902 года зачислен слушателем гидрографического отделения Николаевской морской академии[5] и 6 декабря того же года Высочайшим приказом произведен в чин лейтенанта. 8 июня 1904 года Николай Николаевич окончил академию по 1-му разряду с занесением его имени на мраморную доску и награждением двухлетним старшинством в чине, а 1 июля зачислен в штурманские офицеры 1-го разряда[6].

После начала русско-японской войны, Николай Николаевич был назначен старшим штурманским офицером крейсера 2-го ранга «Терек», на котором участвовал в августе-октябре 1904 года в Атлантическом океане в досмотре судов на предмет нахождения на борту контрабанды, а затем присоединился к эскадре вице-адмирала Рожественского у острова Мадагаскар. В мае-июне 1905 года, отделившись от эскадры, крейсер под командованием капитана 2-го ранга Константин Александрович Панферова крейсировал у восточных берегов Японии, а затем вернулся на родину, где Николай Николаевич был назначен 26 августа 1906 года штурманским офицером крейсера «Память Меркурия».

10 февраля 1906 года лейтенанту Матусевичу было предоставлено право ношения светло-бронзовой медали в память русско-японской войны в 1904-05 годах, а 30 августа 1907 года — темно-бронзовой медали в память плавания II Тихоокеанской эскадры в 1904-05 годах.

13 ноября 1906 года Николай Николаевич был уволен в запас в чине капитан 2-го ранга[7]. Во время нахождения в отставке Матусевич окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

6 июля 1909 года Матусевич вернулся на службу в прежнем чине лейтенанта с переименованием в чин штабс-капитана и производством в чин капитана по адмиралтейству[8] с зачислением во 2-й флотский экипаж и прикомандированием к Главному Гидрографическому управлению[9]. 17 июля того же года был прикомандирован к Главной Николаевской Астрономической Обсерватории в Пулкове для усовершенствования в астрономии и высшей геодезии. В следующем году с 27 мая по 28 июля на транспорте «Описной» находился во внутреннем плавании.

7 марта 1911 года Высочайшим приказом капитан Матусевич был назначен исправляющим должность начальника отдельной съемки Белого моря[10] и 1911—1914 годах на транспорте «Мурман» и на портовом судне «Лейтенант Овцин» производил гидрографические работы в Белом море, руководил работами по изучению Карского моря и Мурманского побережья. Заслуги Николая Николаевича были отмечены избранием его в 1912 году действительным членом Императорского Русского географического общества. Кроме того, 6 декабря 1911 года он был всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны III степени, а 21 февраля 1913 года ему было предоставлено право на ношение светло-бронзовой медали «В память 300-летия Царствования Дома Романовых».

В свободное от исследовательской деятельности время Николай Николаевич преподавал в Штурманском офицерском классе во время заграничных плаваний на транспорте «Океан» и на броненосном крейсере «Россия». 4 февраля 1913 года Высочайшим приказом Матусевич был зачислен в Корпус гидрографов флота, а 14 апреля того же года произведен в чин подполковника и 29 августа зачислен во 2-й флотский экипаж[11]. 19 декабря 1913 года отчислен из 2-го флотского экипажа с причислением к Главному Гидрографическому управлению.

В январе 1915 года, по инициативе командующего Балтийским флотом адмирала Н. О. Эссена в Гельсингфорсе был открыт Штурманский офицерский класс, заведующим которым был назначен подполковник Матусевич. Слушателям, которых в первый набор было 19 офицеров, преподавали астрономию, навигацию, девиацию, тактику, электротехнику, радиотелеграф и теорию корабля. Занятия проводились на транспорте «Русь». В процессе обучения были добавлены тактическая навигация, метеорология и курс электромагнитных компасов. Занятия с 31 офицером третьего военного набора штурманского класса велись с 1 декабря 1916 года до начала марта 1917 года. Их проводили на транспорте «Митава», где астрономию преподавал полковник Матусевич. После успешной сдачи экзаменов выпускникам присваивалось звание штурманского офицера 2-го разряда. Занятия с последним набором Временного Штурманского офицерского класса проводились с 1 декабря 1917 года по апрель 1918 года. В начале учебного года их посещали 30 слушателей, но вскоре почти половина из них прекратили учебу. За четыре военных выпуска класс подготовил около 80 квалифицированных специалистов, среди которых были: А. И. Берг, М. В. Викторов, Ю. Ф. Ралль, А. П. Белобров, К. С. Ухов и другие известные моряки и ученые.

Заслуги Николая Николаевича были отмечены царским правительством: 28 февраля 1915 года ему было предоставлено право ношения светло-бронзовой медали «В память 200-летия Гангутской победы», а 22 марта того же года он был Всемилостивейше пожалован «за отлично-усердную службу и труды вызванные обстоятельствами военного времени» орденом Св. Станислава II степени. Кроме того, 10 апреля 1916 года Матусевич был произведен в чин полковника, а 17 октября 1917 года, уже Временным правительством, в чин генерал-майора корпуса гидрографов флота.

В течение 20 лет Матусевич руководил работами по изучению Белого и Карского морей и Мурманского побережья. Изучал течения в горле Белого моря. В 1923 году им была организована полярная метеостанция на архипелаге Новая Земля в проливе Маточкин Шар, на базе которой в 1924 году была устроена полярная геофизическая обсерватория. Результаты произведенных под руководством Матусевича гидрографических работ послужили основой для создания навигационных карт Белого и Баренцева морей.

В 1931 году Н. Н. Матусевич становится профессором Военно-морской академии в Ленинграде с присвоением 31 мая 1936 года звания инженер-флагман 2-го ранга[12]. В 1935—1945 годах он заведовал кафедрой гидрографии, а в 1943—1945 годах — кафедрой кораблевождения в Военно-морской академии. 22 декабря 1939 года Матусевичу было присвоено звание флагмана 1-го ранга[13], а после введения званий высшего начальствующего состава, 4 июля 1940 года — звание генерал-лейтенанта береговой службы[14].

Долголетний и добросовестный труд Николая Николаевича был отмечен присвоением ему в 1944 году звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. В 1947 году, после выхода в отставку, он был избран вице-президентом Географического общества СССР.