Митурич Петр Васильевич

Митурич            

МИТУ́РИЧ Петр Васильевич [1(14) октября 1887, Петербург — 27 октября 1956, Москва], российский художник-график, теоретик искусства. Родился в семье артиллерийского офицера. В 1899 был принят в Псковский кадетский корпус, в 1905 исключен за хранение нелегальной литературы. В 1909 окончил Киевское художественное училище, в 1915 — Академию художеств, где его учителем был известный баталист Н. С. Самокиш (см. САМОКИШ Николай Семенович). В том же году принял участие в выставках объединения «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», членом которого являлся, а в 1925—29 — объединения «Четыре искусства (см. ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА)». В 1918 Митурич воевал под Нарвой против армии Юденича. В 1923—30 гг. преподавал в московском Вхутемасе (Высших художественно-технических мастерских). Среди первых работ художника — портреты композитора А. С. Лурье и поэта О. Э. Мандельштама (оба 1915), оформление детской книжки «Сказ грамотным детям» (1919) и нотного сборника А. С. Лурье «Рояль в детской» (1920). Главное место в творчестве Митурича заняли рисунки тушью, карандашом или углем; ему принадлежат многочисленные циклы пейзажей, изображающих окрестности деревни Санталово (1922), Хвалынска (1926 – 1929 гг.), Кисловодска (1933), Судака (1937 и 1939) и др. С 1922 также занимался созданием портретов: «Портрет Веры Хлебниковой» (жены художника) (1924), «Портрет скрипача» (1925) и др. Работал в технике литографии. руг и соратник поэта-футуриста В.В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир). Под его влиянием, увлекшись идеями футуризма, разработал новый вид искусства, «пространственную графику» (штрихи и линии, нанесенные на геометрические фигуры и целые инсталляции из картона и плотной бумаги). Митурич также был талантливым изобретателем в области летательных аппаратов, лодок, физических приборов. С 1922 занимался проблемами волнового движения, или биодизайна, использующего энергию самой природы. Одно из его изобретений —самоходная лодка, движимая посредством мускульных усилий, — в 1931 было запатентовано.             Выпускник Петербургской Академии художеств, участник выставок «Мира искусства», молодой художник был удивительно невосприимчив к сложившимся приемам и стилистическим клише в искусстве тех лет и сосредоточен на поиске собственного пластического языка. Находясь на военной службе с 1916 по 1922, лишь урывками выезжая в Петроград, П.Митуричу, тем не менее, удавалось участвовать в художественной жизни. Вместе с молодыми художниками – Н.Тырсой, Л.Бруни, В.Лебедевым, Н.Лапшиным – он отстаивал новые позиции в изобразительном искусстве.             Очень важным в биографии П.Митурича стало знакомство и тесная дружба с поэтом Велимиром Хлебниковым (1885–1922). Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии («Композиция на тему "Закона времени" В.Хлебникова». 1918–1922. Бумага, бумажные наклейки, акварель, тушь). Эти рисунки – образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции («Графический мотив». 1918–1922. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш). Абстрактные листы конца 1910-х годов, самые «левые» в искусстве П.Митурича, поступили в коллекцию. Третьяковской галереи в 1929 году после расформирования Музея живописной культуры. На выставке показан редкий экспонат – «Пространственная живопись» (1919–1920. Картон, бумага, дерево, тушь, сухая кисть). Это объемная бумажная конструкция, построенная на комбинации разноокрашенных форм, – один из немногочисленных сохранившихся пространственных объектов тех лет.             Интерес П.Митурича в области волнового динамического движения иллюстрирует один из рисунков летательного аппарата («Летательный аппарат. Наброски». 1918. Бумага, графитный карандаш), над разработкой которого он увлеченно работал многие годы. Беспредметное формальное экспериментирование для П.Митурича завершилось со смертью Велимира Хлебникова в 1922 году. Рисунки, созданные в трагические дни гибели поэта, условно объединены в «Санталовский цикл», по названию деревни Санталово Новгородской губернии, где произошла трагедия ("Велимир Хлебников на смертном одре 28 июня 1922 г. ("Первый председатель земного шара")». 1922. Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш, белила; «Банька в деревне Санталово». 1922. Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш). Эти листы, созданные на языке немногословного реализма, были переданы в дар Третьяковской галерее в 1970 году сыном, М.П.Митуричем, и вдовой художника, Ю.Н.Митурич. Период середины 1920–1930-х годов был для П.Митурича наиболее гармоничным. Его окружали семья и единомышленники, преподавание во ВХУТЕМАСе обеспечивало относительный достаток. Рисунки этого времени конструктивны, пейзажи часто содержат пространственные перспективы («Бульвар». 1924. Бумага, черный карандаш; «Кутум. Астрахань». 1926. Бумага, черный карандаш). Образ торжествующей красоты, женственности, важный для искусства первой половины XX века в целом, – воплотился у П.Митурича в портретах Веры Хлебниковой, ставшей его супругой. Большой рисунок «Портрет Веры Хлебниковой-Митурич, жены художника» (1924. Бумага, чернильный карандаш) – шедевр, по своей значимости не уступающий «Санталовским» листам.             С конца 1930-х в тушевых рисунках нарастает живописный эффект. Работая кистью неразбавленной тушью, художник выстраивает рисунки, пластично и гибко оперируя светотеневыми ритмами. Они выразительны своей экспрессией и декоративной насыщенностью («Сухое дерево». 1938. Бумага, тушь, кисть; «Яблоня». 1945. Бумага, тушь, кисть).             В 1930–1950-е годы П.Митурич оказался «выдавленным» из официальной художественной жизни, но избежал крайних притеснений со стороны власти. Вынужденный вести довольно замкнутый образ жизни, он продолжал работать над простыми сюжетами – пейзажами, портретами близких. Особую группу представляют работы середины – второй половины 1940-х годов. Творчество П.Митурича обрело новое дыхание: он часто работал на больших листах широкими движениями руки, подвижными линиями и штрихами. Фигуры и предметы рождались из вихревых потоков переплетающихся линий. Эти работы, вольные, раскрепощенные, опять заражали энергией («Портрет литературоведа Н.Л.Степанова». 1946. Бумага, тушь, кисть; «Мужской портрет». 1951. Бумага, тушь кисть). Стилистически они опережали время, предвосхищая искусство уже следующих десятилетий.