Петровский Полтавский кадетский корпус 1840
Петровский-Полтавский кадетский корпус было решено учредить в Полтаве в 1836 г. в рамках программы создания губернских корпусов, а также в память о великой полтавской победе русского оружия. Указ об основании кадетского корпуса был подписан 5 апреля 1836 г. В нем говорилось: «Назначив учредить в Полтаве кадетский корпус и желая, чтобы сие полезное учреждение служило памятником знаменитой победы, одержанной под Полтавою Петром I, повелеваю корпус сей именовать Петровско-Полтавским и день учреждения оного праздновать в день победы 27 июня, дабы и воспитывающиеся в оном заведении молодые дворяне, готовясь также на поприще военное, вспоминали более и более о той славе, какую стяжали некогда их предки на полях полтавских».
Положение для корпуса, составленное на одинаковых началах с предшествующими корпусами, было утверждено 9 апреля 1838 г. После окончания постройки предназначенного для него здания открытие кадетского корпуса состоялось 6 декабря 1840 г. в присутствии начальника Штаба военно-учебных заведений Я.И.Ростовцева.
В 1845 г. кадетскому корпусу было передано здание Полтавской казенной палаты. Для устройства помещений неранжированной роты Харьковское и Черниговское дворянство пожертвовало дополнительно более 27000 рублей серебром. На содержание этой роты Екатеринославское дворянство пожертвовало в 1854 г. капитал в 150 000 рублей. Дворянство Черниговской губернии в то же время решило собрать в пятилетний срок 100 000 рублей для воспитания в военно-учебных заведениях «детей и потомков тех воинов, кои подвизались в последнюю войну (Крымская война 1853-1856 гг.) за Веру, Царя и Отечество». Было решено это пожертвование обратить в пользу Петровского-Полтавского кадетского корпуса.
При открытии корпуса Николай I подарил корпусу портрет Петра Великого кисти известного французского художника Николаса Аргиллери, а в 1844 г. пожаловал картину известного художника Шебуева, изображавшую Петра на белом коне во время Полтавской битвы.
Первым директором Петровского-Полтавского кадетского корпуса был назначен генерал-майор В.Ф.Светловский, получивший воспитание во 2-м кадетском корпусе и Дворянском полку, откуда в 1814 г. был выпущен в артиллерию. Четыре года был в строю, а затем 5 лет прослужил в Дворянском полку. В 1829 г. был назначен батальонным командиром в 1-й Московский кадетский корпус. Генерал Хрущов, служивший при В.Ф.Светловском в Полтавском корпусе младшим штабным офицером, вспоминал: «Светловский был человеком разумным и неутомимой деятельности, но без меры самонадеян, считая свои действия и мнения непогрешимыми. Светловскому многое пришлось сделать для устройства кадетского корпуса и подготовки его к открытию».
Штат корпуса был установлен в 400 человек. Первоначально был открыт подготовительный класс на 100 воспитанников. В последующие три года комплект кадет должен был быть доведен до 400 человек. Из общего числа в 400 кадет полагалось содержать 270 воспитанников за счет средств, пожертвованных дворянством Полтавской, Харьковской, Черниговской и Екатеринославской губерний. 130 воспитанников должны были содержаться за счет казны.
Корпус был полностью укомплектован в 1844 г. и созданы четыре роты: две гренадерские, мушкетерская и неранжированнная. Лучшими ротными командирами в первые годы существования корпуса кадеты считали Линевича и Филиппьева, которые глубоко вникали в жизнь кадет, стараясь выяснить волновавшие их вопросы и действовать при необходимости методами убеждения.
Распорядок в корпусе ничем не отличался от распорядка дня других кадетских корпусов. Ежедневно кадет выводили на прогулку, независимо от состояния погоды. За этим строго следил директор, желавший приучить воспитанников к стойкому перенесению холода. Шинели разрешалось надевать только при морозе свыше 10 градусов.
В первые годы строевой подготовке отводилось до 6 часов в неделю, столько же часов – на внеклассные занятия фехтованием, гимнастикой, танцами, пением. Из внеклассных занятий, по воспоминаниям выпускников, лучше всего было поставлено пение под руководством дьякона Гонорского. Все вечерние занятия проходили под надзором офицеров-воспитателей и преподавателей. В свободное от классных занятий время к кадетам приходили внештатные преподаватели иностранных языков для бесед с воспитанниками на изучаемом языке. Эта инициатива исходила лично от В.Ф.Светловского. В приказе по корпусу он подробно объяснял, почему кадеты должны твердо владеть иностранными языками. В.Ф.Светловский старался даже подобрать на офицерские должности лиц, владевших иностранными языками. К концу первого года обучения успехи в изучении иностранных языков были настолько значительны, что кадетами были поставлены пьесы на немецком и французском языках.
Светловский пробыл в корпусе два с половиной года. Но за это короткое время он сумел вселить в кадет желание постигать все науки в корпусе с предельной нагрузкой. В одном из приказов по корпусу он писал: «Обращая внимание на образование вверенных мне воспитанников и желая утвердить в них те качества, которыми отличаются благовоспитанные юноши, мне необходимо усердное и сердечное участие всех моих сотрудников. Единодушно вселяя в них страх Божий, благочестие, чувство долга, беспредельную преданность Государю, безусловное повиновение начальнику, нежную любовь и почтительность к родителям, уважение к старшим, благодарность к воспитателям, любовь к ближнему, стремление к умственному образованию и соблюдение наружных приличий, можем надеяться, что сделаем их достойными изливаемых на них щедрых милостей Государя Императора и Главного Начальника Великого князя Михаила Павловича».
Среди кадет Светловский стремился развивать воинский дух, сделать из них стройных, молодцеватых офицеров. «Вы, дети, приготовляясь к военному поприщу, заблаговременно должны свыкаться и усвоить обязанности воина, – наставлял он кадет. – Ваш внешний вид, осанка, поступь должны иметь военный отпечаток. Благородство души, чистота нравов, твердость характера, любовь к неукоснительному исполнению своего долга, привязанность к Отечеству, повиновение начальству должны быть Вашими внутренними качествами».
В сентябре 1842 г. впервые посетили корпус Николай I и Главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Михаил Павлович. Порядок в корпусе произвел на императора большое впечатление. В.Ф.Светловский получил из рук императора орден Станислав 1-й степени. В истории кадетских корпусов это один из немногих случаев, когда при посещении корпуса императором директор удостаивался столь высокой награды.
В первые годы существования корпуса форма кадет резко отличалась от той, что сложилась к концу Х1Х в. Мундир был в виде фрака, с короткими фалдами, однобортный, темно-зеленого сукна с белыми погонами с литерами П.П. и синим кантом. Фуражка – с красным околышем и белым кантом. Во время парада надевался кивер с помпонами. В 1856 г. белые погоны были заменены светло-синими с белым кантом, а по верхнему краю фуражки шел светло-синий кант. Мундир был заменен кафтаном.
Сменивший в 1842 г. В.Ф.Светловского на посту директора корпуса генерал-майор А.М.Струмилло значительно отличался от своего предшественника по характеру и мерам воспитания. Выпускник 2-го кадетского корпуса, многие годы проработавший с 16-17-летними воспитанниками Дворянского полка и Павловского корпуса, он не мог в должной мере понять души юных кадет, относился к ним с большой долей недоверия, часто прибегая к несоответствующим вине наказаниям. И хотя с кадетами стремился разговаривать мягко и ласково, кадеты, по воспоминаниям выпускников, его не любили. А.М.Струмилло считал, что дисциплину и порядок в корпусе можно поддерживать только с помощью наказаний. Главным фактором в воспитании он считал розги и часто прибегал к этой мере. При нем был введен обычай, когда ему ежедневно доставляли списки кадет, получивших за поведение 0 и 12 баллов. Фамилии кадет объявлялись в приказе по корпусу, где получившим 12 баллов объявлялась благодарность, а другим – строгий выговор с прибавлением «строго взыскать». Последняя фраза означала «высечь». Не помогало даже стремление Я.И.Ростовцева охладить пыл А.М.Струмилло. Кроме сечения при нем практиковалось публичное срывание погон, прием пищи недисциплинированными кадетами из деревянной миски с такой же ложкой, одевание кадета в серую куртку. В корпусе был создан «ленивый класс», куда по праздничным дням сажали всех, кто плохо учился в течение недели. Зато строевая подготовка при Струмилло была доведена до совершенства, и император, посетивший корпус в 1845 г., остался доволен подготовкой кадет.
При А.М.Струмилло с созданием 3-й роты произошло завершение формирования корпуса, и ему было вручено знамя.
Вспыльчивый и неуравновешанный характер Струмилло сыграл с ним роковую роль. В присутствии полтавской знати он оскорбил своего подчиненного, что вызвало возмущение губернатора. Вскоре А.М.Струмилло был снят с поста директора.
За первые двадцать лет существования корпуса в нем сложился квалифицированный педагогический персонал, который, по мнению инспектировавших корпус лиц, был способен решать любые задачи по обучению и воспитанию кадет. Инспектор классов Ницкевич, сохранявший свою должность при трех директорах корпуса, отличался большой строгостью, и кадеты боялись его, так же как директора Струмилло. Телесное наказание он считал основой педагогики. Ницкевич по роду своей деятельности подобрал хороший педагогический состав и строго спрашивал с него за ход учебного процесса. Всеобщим уважением и любовью кадет пользовался в корпусе законоучитель Сияльский. Преподаватели русского языка Грибоедов и Бодянский добились особых успехов в искоренении у кадет малороссийского говора. Они обладали совершенной методикой преподавания русского языка, чем заслужили у кадет большое уважение. Другой преподаватель русского языка – Корженевский – получил известность как переводчик на русский язык Шекспира. Он умел завладеть вниманием кадет и зачастую не придерживался программы и увлеченно останавливался на излюбленных темах. Были известны его стихи, которые кадеты учили с увлечением.
Более двадцати лет прослужил в корпусе преподаватель истории Пильчиков. Рассеянный до такой степени, что иногда не знал, в какой класс ему идти, он, тем не менее, был знатоком своего дела и полюбился кадетам за знания и талант лектора. Всего три года проработал в корпусе преподавателем математики Каминский, но все, кто у него изучал математику, не чаяли в нем души. Настолько ясно, четко и толково он разъяснял все правила, что не было кадет, которые не усвоили бы того, что он им преподавал.
Преподаватель рисования и искусств Н.К.Зайцев, дольше всех прослуживший в корпусе, сумел внушить воспитанникам любовь к искусству. В корпусе хранилось большое количество рисунков, выполненных кадетами и заслуживших самые лестные оценки всех, кто видел их на выставках, регулярно устраивавшихся в корпусе.
Как и в других кадетских корпусах, слабым местом было преподавание иностранных языков. И если Светловский сумел наладить преподавание немецкого и французского языков, в дальнейшем уровень преподавания иностранных языков резко упал, и объяснялось это прежде всего низкой квалификацией преподавателей, которых приглашали без достаточной проверки их педагогических способностей.
За исключением преподавателей иностранного языка все преподаватели имели высшее образование. В основном в корпусе преподавали выпускники Харьковского университета. Лица без высшего образования, желавшие преподавать в корпусе, должны были держать экзамен при Штабе военно-учебных заведений в присутствии преподавателей петербургских кадетских корпусов. Штатные преподаватели назывались учителями 3 рода. Один из учителей 3 рода, исходя из своих знаний и заслуг, назначался наставником-наблюдателем по своему предмету. Кроме того, были репетиторы, которые по указанию начальства давали пробные уроки. Под надзором репетиторов проходили вечерние занятия кадет.
Добрую память о себе среди воспитателей и кадет оставил директор корпуса генерал-майор Е.П.Врангель. Как отмечали преподаватели, «все шло, как по маслу, всем жилось хорошо и счастливо». Е.П.Врангель отобрал у ротных командиров право наказывать кадет розгами, но сам нередко прибегал к этому виду наказания, а в ряде случаев в своих приказах еще и иронизировал по поводу тех, кого следовало подвергнуть наказанию. Один из воспитанников лечился от золотухи, он мог заниматься в лазарете, но ленился. По этому поводу Врангель в приказе по корпусу отметил: «При всей врачебной о нем попечительности в лазарете, он может подвергнуться такому чувствительному наказанию, которое, не вредя золотухе, благодетельно подействует на одолевшую его леность». Сечение розгами при Врангеле чаще всего происходило перед строем роты. Взыскания были очень строги. Один из кадет за драку в строю был наказан снятием погон, снижением балла за поведение и подвергнут телесному наказанию.
Кадета, уличенного во лжи, заносили в особую «лживую книгу». За леность на одно плечо вместо погона нашивали пуговицу, отличавшуюся от установленной формы, и в таком виде держали кадета отдельно от остальных товарищей как в роте, так и в классе. При наложении взысканий не всегда щадили самолюбие воспитанников, и часто фамилия провинившегося выставлялась на показ остальным товарищам. Один из кадет списал задачку у соседа, но в проступке не сознался, за что его фамилия была выставлена на черной доске с прибавлением слова «лжец» и занесена в «лживую книгу».
Выступая перед служащими корпуса по случаю назначения на должность инспектора классов преподавателя Бодянского, Врангель дал характеристику кадетам и состоянию обучения их в корпусе: «В воспитанниках заметно отсутствие живого, благородного соревнования, стремления к умственному образованию, к обогащению себя полезными сведениями. Мы пытаемся убедить их, что в этом виноваты именно они. Но мы не правы. Наряду с хорошо подготовленными в домашних условиях мальчиками к нам привозят и детей недоразвитых, запущенных. Мы обязаны направить, воспитать, образовать их, приучить к правде, доверию, откровенности, умственному труду, но не силою власти, а силою любви, терпенья и умения. Так ли мы все и единодушно действуем? На это ответ: нет! Виновных следует искать среди тех, кто направляет кадет, а во главе оных директор – я! Много Бог дал мне доброй воли, теплоты сердечной и усердия, но этого недостаточно. Болезненная слабость и раздражительность не дозволяли мне взяться за дело, требовавшее спокойствия, терпенья и продолжительной настойчивости. А между тем время шло, и вместе с ним шли мы в поте лица привычным путем».
Приведенное высказывание Врангеля говорит о его критическом отношении к деятельности служащих корпуса в вопросах воспитания и обучения кадет, о необходимости менять подходы к решению стоящих перед корпусом задач. Признавая необходимость применения строгости при воспитании кадет, Врангель вместе с тем отметил, что при оценке поведения кадет он не всегда был прав и привел известное высказывание – «сила не в силе, а сила в любви».
При Врангеле в корпусе стали ставиться драматические спектакли. Это были пьесы военно-патриотического содержания: «Карл ХII под Полтавой», «Кремлев – русский солдат», «Солдатское сердце или бивуаки в Сиволаксе – военный анекдот из финляндской кампании». Среди кадет были и поэты, из которых особо выделялся кадет Розенмейер, в 14 лет написавший стихотворение «Мысли о Полтавском корпусе»:
Наш юный корпус горделиво
Средь зданий выше всех стоит,
Красив, велик он и спесиво
Петровым именем гремит.
Здесь император наш державный
Врагов отечества сразил
И, совершивши подвиг славный,
Руси величье утвердил.
Император был доволен порядком, который поддерживал в корпусе Е.П.Врангель. При прощании после посещения корпуса в 1852 г. император, подав руку, сказал: «Не только весьма доволен, но восхищен всем, что видел».
Первый выпуск в корпусе состоялся в 1845 г. В соответствии с существовавшим положением 34 выпускника были отправлены в Дворянский полк. Все выпускники корпуса по итогам экзаменов были приняты в полк. В 1852 г. в общем классе полка был оставлен один выпускник Петровского-Полтавского корпуса, в 1853 г. из 28 человек – два, в 1857 г. – семь человек.
В середине 50-х гг. особое внимание в корпусе было обращено на работу с топографическими инструментами, так как во время учебы в Дворянском полку полтавские кадеты показывали слабые знания по топографии. В 1853-1854 гг. кадеты провели топографическую съемку местности, где Петр I сражался со шведами и были похоронены русские воины, павшие в бою. Кадеты восстановили значительную часть укреплений, существовавших во время войны со шведами. По указанию Николая I был составлен особый журнал, куда вошли план реставрированного укрепления и фамилии кадет для «вечного хранения» в заведении.
Вместе с тем полтавские кадеты показывали в Дворянском полку лучшие результаты по Закону Божьему, русскому языку, географии и рисованию. Преподаватели Дворянского полка отмечали, что воспитанники Полтавского корпуса «превосходят всех прочих основательностью, отчетливостью и полнотою ответов». Всего в Дворянский полк из Полтавского корпуса было отправлено 358 человек. В 1858 г. в Петровском-Полтавском кадетском корпусе были открыты специальные классы, которые позволили корпусу самостоятельно выпускать офицеров.
В то время в качестве поощрения фамилии отличников учебы помещали на красные доски, а плохо успевающих кадет – на черные. Во время посещения корпуса Высочайшими особами и Главным начальником военно-учебных заведений отличники должны были стоять под красными досками, а «ленивые» – под черными. Существовала еще красная книга, куда вносились фамилии кадет, написавших хорошие сочинения.
При двух последующих директорах корпуса – Н.И.Юрьеве и С.Г.Тихоцком – Петровский-Полтавский кадетский корпус несколько утратил тот вид, который он имел ранее и объяснялось это тем, что вновь назначенные директора не обладали опытом руководства учебными заведениями. При них в корпусе отмечалось большое число нарушений дисциплины, частые проявления неуважения к старшим. В 1860 г. в специальном классе из-за болезни преподавателя учебная программа не была выполнена полностью, а программу необходимо было отработать всю. Были организованы дополнительные занятия, кадеты отказались идти на них. В ходе инспекторских проверок был отмечен низкий уровень дисциплины в корпусе. Четыре вице-унтер-офицера были отосланы в армейские полки юнкерами, двое уволены из корпуса, а 34 кадета были подвергнуты различным взысканиям с лишением унтер-офицерского и ефрейторского званий. Даже на параде в присутствии Александра II кадеты не проявили рвения, и их прохождение вызвало нарекания императора.
Исправить положение к лучшему был призван генерал-майор Икскуль-фон-Гильденбрант направленный в Полтавский кадетский корпус из Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса, где он пробыл два года и зарекомендовал себя исключительно требовательным директором. При Икскуле в Полтавском корпусе даже за незначительные поступки иногда применяли тройное наказание – снижение балла за поведение, арест в отдельном помещении до 6 суток, нашивка на мундир погонных пуговиц. За леность снимали погоны и подвергали телесному наказанию. Но Икскуль отменил как наказание оставление без пищи. Общая обстановка в корпусе в 1858-62 гг. привела к тому, что в 1862 г. пятая часть кадет осталась на второй год в тех же классах. Строгость Икскуля сочеталась в нем с заботой о воспитании и образовании кадет. При нем широко практиковалось проведение литературных вечеров, постановка спектаклей.
После Крымской войны к корпусу были прикомандированы 30 раненых офицеров, которые использовались по усмотрению директора корпуса. Встречи офицеров, побывавших в сражениях, их рассказы о военных действиях способствовали развитию у кадет военного духа.
В 1865 г. Полтавский кадетский корпус был преобразован в военную гимназию. Важную роль в это время в жизни учебного заведения сыграл генерал-лейтенант Ф.И.Симашко. Ровно двадцать лет он отдал этому учебному заведению. Возглавив кадетский корпус в период его ликвидации, он руководил военной гимназией в течение всех лет ее существования и участвовал в преобразовании военной гимназии в кадетский корпус. Исключительно образованный человек и умелый воспитатель. Симашко был автором учебников по математике, по которым учились несколько поколений гимназистов и воспитанников кадетских корпусов. 17 лет проработал он преподавателем математики, а затем получил назначение инспектором классов Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса. Перед приходом в Полтавский корпус Симашко работал инспектором классов в Павловском военном училище.
Основным принципом в работе Симашко стало привлечение к работе по воспитанию кадет всех служащих корпуса. Важнейшим элементом в его системе было не только обучение кадет, но и их воспитание, чего, по мнению большинства исследователей истории кадетских корпусов, не доставало корпусам. В это время были отменены почти все наказания, которые редко щадили самолюбие кадет – обычай ставить на вид в классе, в угол или к стене, заносить фамилию воспитанника на черную доску, ограничивать в еде.
Это был период, когда директора военных гимназий и созданные в них педагогические комитеты могли самостоятельно выработать систему и принципы обучения кадет. С первых месяцев пребывания в корпусе Симашко завел для каждого возраста журнал, куда подробно заносились все проступки воспитанников, налагаемые взыскания, мнения воспитателей. Воспитанники предпочитали получить взыскание, чем быть занесенными в этот журнал, который регулярно просматривал директор. Впервые в истории военных учебных заведений в Полтавской гимназии были введены утренние доклады директору воспитателей возраста в присутствии всех основных административных лиц заведения. Здесь обсуждались многие вопросы воспитания и в случае необходимости принимались конкретные решения.
Директор придавал педагогическому комитету большое значение и решал на его заседаниях многие проблемы учебного заведения. Через девять лет после назначения на должность, в 1874 г., Симашко предложил всем членам комитета откровенно высказать на основании наработанного опыта свои мнения о ходе учебно-воспитательного процесса и способы решения имеющихся проблем. Исследователи истории Полтавской военной гимназии отмечают дружную, кипучую деятельность всего педагогического коллектива и воспитателей, направленную на совершенствование учебно-воспитательного процесса. В это время принимается решение о том, чтобы о самых грубых проступках воспитанников сообщалось в приказе по учебному заведению. Воспитанники боялись этой меры больше ареста. В то же время считалось, что объявление благодарности воспитанникам в приказе нецелесообразно, поскольку долг каждого воспитанника хорошо вести себя и прилежно учиться. Приказы директора зачитывались в каждом возрасте перед утренней молитвой.
Своими приказами Ф.И.Симашко стремился воздействовать на самолюбие детей. В приказе об имевших место драках говорилось: «А приходило ли на ум тому, кто признает право кулака, что он делает, решаясь ударить своего товарища. Приходило ли на ум, какое он наносит этим оскорбление товарищу. Конечно, если он сам воспитан на кулаках, то ему не понять этого, но, если он не лишен человеческого достоинства, то никогда не решится сделать товарищу то, что он считал бы для себя величайшим оскорблением. Вы все, господа, готовитесь быть офицерами, но разве так воспитываются в человеке правила порядочности и чести».
В гимназии начинают устанавливаться тесные взаимоотношения между родителями воспитанников и воспитателями. Автор воспоминаний о Полтавском корпусе И.Ф.Павловский как о курьезе рассказывает о письме матери многодетной семьи, которая в ответ на сообщение о том, что ее сын может быть исключен из корпуса, просит директора подвергнуть сына телесному наказанию и представила от себя и раненого мужа расписку, заверенную местным городничим.
Поднимая значение воспитательной работы, Ф.И. Симашко особое значение придавал деятельности воспитателей в этом направлении. «Задача воспитания, – отмечал директор, – состоит в разумном подчинении воли воспитанника воспитателям, в сознании, что все требования имеют разумные основания, что никто не действует вне закона. Без доверия воспитанников к воспитателям и директору, не может быть правильного воспитания. Необходимо было признать, что личность воспитанника, несмотря на его возраст, на поведение, следует уважать».
В гимназии воспитательской работой кроме военных занимались гражданские лица при наличии соответствующего образования. В этом состояло существенное отличие от кадетских корпусов, где ротный командир занимался воспитанием кадет, а офицерский состав только дежурил и следил за внешним видом. В гимназии воспитатель был хозяином, он ежедневно встречался с воспитанниками отделения, знал все их положительные и отрицательные черты, их привычки, их способности, он был знаком с родителями воспитанников и вел переписку с ними. В инструкции, выпущенной для воспитателей, говорилось: «Знакомство со всей деятельностью воспитанников, их нуждами, понятиями, убеждениями, может быть достигнуто только постоянным пребыванием воспитателя среди своих воспитанников».
От воспитателя требовалось помимо дежурства через три дня на четвертый, когда он безвыходно проводил сутки в расположении гимназии, посвящать своему отделению не менее 6 часов рабочего времени. На нем лежала обязанность контролировать приготовление воспитанниками заданных уроков. По окончании вечерних занятий он передавал дежурному воспитателю список учеников, плохо занимавшихся во время самоподготовки.
В Полтавской гимназии большое внимание уделялось контролю над тем, что и как читают воспитанники. Отделенный воспитатель обязан был вести список прочитанных воспитанниками книг, а от кадет требовалось вести специальную тетрадь и заносить туда краткое содержание прочитанных книг. Большое значение придавалось воскресным чтениям под руководством воспитателей. За реализацией этой программы внимательно следил педагогический комитет гимназии, в задачу которого входило комплектование библиотеки корпуса для каждого возраста отдельно.
От воспитателя гимназии требовались «ровность и сдержанность в характере, всегда вежливое обращение с воспитанниками. Воспитатель был обязан постоянно внушать своим воспитанникам правила долга, чести, приучать их к исполнению всех требование из страха наказания, а из сознания разумности всякого требования». Воспитатели постоянно общались с директором. В гимназии отмечалась солидарность в требованиях всех воспитателей возраста. Эта солидарность поддерживалась, помимо утренних докладов директору, совещаниями воспитателей возраста, созываемыми по собственной инициативе. Крупный проступок воспитанника всегда обсуждался первоначально на совещании воспитателей возраста и лишь потом выносился на рассмотрение педагогического комитета. Генерал-лейтенант Каховский, инспектировавший гимназию в 1879 г., отметил значительные успехи воспитателей и педагогов в работе с воспитанниками.
К 1873 г. учебный план военных гимназий был пересмотрен. В раздел математики было введено приложение алгебры к геометрии, геометрическое черчение заменило топографическое черчение. По курсу политической истории был добавлен курс по Соединенным Штатам, по русской истории – до разделов Польши, по географии – обзор России, физическая география. Новый учебный план был рассчитан на семилетнее обучение. Для отстающих организовывались дополнительные занятия по выходным дням. Гимназия тратила на эти занятия немалые деньги.
В Полтавской гимназии многое было сделано для того, чтобы ликвидировать рознь между преподавателями и воспитателями, сложившуюся еще в кадетском корпусе. Директор гимназии требовал объединения усилий всего педагогического состава и воспитателей для решения задач по воспитанию гимназистов. В гимназии организовывались семейные вечера, общие собрания воспитателей и преподавателей, что было редкостью в то время.
Многое делалось для организации досуга воспитанников. В старших классах в свободное от уроков время проводились занятия по переплетному, столярному, токарному и слесарному делу. Занятия ремеслами имели и практическую направленность. На физический труд особое внимание обращалось в летний период, в лагерях, когда появлялась возможность использовать больше свободного времени на привитие кадетам навыков в избранных ремеслах.
В корпусе тратились большие деньги на закупку музыкальных инструментов и создание оркестров. С 1875 г. согласно распоряжению директора духовой оркестр по воскресеньям, с 19.00 до 20.00, поочередно играл в зале каждого возраста, что служило развлечением для воспитанников. Оркестр состоял из 27 человек.
30 мая 1872 г. в гимназии торжественно отпраздновали 200-летие со дня рождения Петра Великого. День юбилея начался торжественным богослужением. Затем в присутствии командующего Харьковского военного округа состоялся парад войск гарнизона и военной гимназии. В здании гимназии был организован торжественный обед на 200 человек. По случаю юбилея были подготовлены выступления кадет, оркестра гимназии. Лучшие воспитанники получили награды. В связи со столь знаменательной датой император вернул на эполеты и погоны офицеров и воспитанников учебного заведения вензельное изображение имени Петра I в том виде, как это было при существовании кадетского корпуса.
В 1882 г. Петровская-Полтавская военная гимназия была преобразована в кадетский корпус. Ф.И.Симашко в приказе по корпусу отметил: «Прежде всего кадеты должны усвоить, что переименование военных гимназий не составляет одной формальности, перемены названия. Кадет есть военное звание, требующее от носящего его особых качеств, необязательных для учеников других ведомств. Для гимназиста – обязательно пройти известный курс; для кадета, кроме учебной программы, – усвоить себе начала военного воспитания».
С января 1884 г. седьмой и шестой классы составили строевую роту, командиром которой был назначен полковник А.К.Михау. В 1885 г. Ф.И.Симашко покинул кадетский корпус, оставив о себе самые лучшие воспоминания. Главный начальник военно-учебных заведений Н.А.Махотин, характеризуя деятельность Ф.И.Симашко в приказе, изданном по случаю 50-летия его службы в офицерском звании, отметил: «В 1865 г. в трудную эпоху преобразований всей учебной системы генерал Симашко был назначен директором Полтавской военной гимназии. Это заведение обязано ему своей прекрасной организацией».
При новом директоре генерал-майоре С.Н.Кругликове было окончательно закончено формирование кадетского корпуса. В 1887 г. – организованы еще три роты, в старшей роте – учреждены звания фельдфебеля и вице-унтер-офицеров, возобновлены интенсивные строевые занятия. Учебные программы были несколько сокращены, хотя в выпускной роте и появился новый предмет – законоведение. Особое внимание было обращено на физическую подготовку. Танцы стали обязательным предметом.
Корпусной музей был гордостью корпуса. Среди его реликвий находилась табакерка, сработанная лично Петром I, несколько дорогих картин, подаренных корпусу разными лицами. В росписи иконостаса для корпусной церкви принимал участие выдающийся украинский поэт Тарас Шевченко. Им был исполнен образ царицы Александры. Кадет Черноглазов подарил корпусу кольчугу и шлем, найденные на берегу Донца.
В 1890 г. был торжественно отпразднован 50-летний юбилей кадетского корпуса. В память этого события среди выпускников корпуса был собран капитал, на проценты от которого было решено содержать в корпусе сына одного из бывших кадет. Эта стипендия получила название «Товарищеской стипендии».
28 июня 1909 г. в корпусе состоялся торжественный акт по случаю 200-летия Полтавской битвы. В дни юбилея при входе в 1-ю роту на стене была помещена доска со словами приказа Петра I перед Полтавской битвой: «О Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия, благочестие, слава и благосостояние ее». Здесь же по бокам входных дверей были помещены 4 мраморные доски с фамилиями воспитанников, окончивших первыми кадетский корпус и военные училища.
К октябрю 1911 г. в корпусе состояло 494 воспитанника распределенных по 4 ротам, 16 классов-отделений, в которых было от 27 до 39 воспитанников. Казеннокоштных воспитанников – 280 человек, штатных стипендиатов – 132, сверхштатных – 37, своекоштных – 35, приходящих – 7. Потомственных дворян – 456 человек, личных дворян – 27, иностранных подданных – 3, духовного звания – 4.
Ежегодно с большой торжественностью в корпусе отмечался день основания корпуса. Выпускник корпуса, генерал от инфантерии И.П.Надаров (выпуск 1867 г.), выступая 6 декабря 1911 г. на торжественном собрании, сказал: «Господа, я поступил в этот родной для меня и для вас корпус таким же маленьким мальчиком, как и сидящий передо мной кадет. Окончив корпус, вышел в офицеры и никогда не имел никакой протекции. Как видите, я дослужился до больших чинов, получил много знаков отличия и все это лишь благодаря тому, чему научил меня родной корпус. Быть точным, быть твердым душою и не требовать над собой палки. Делайте то же и вы, когда выйдете на службу, будьте крепкими духом и тогда вы будете настоящими сынами Родины».
Фельдфебель Яковлев, выражая чувства кадет, обратился к собравшимся со словами: «Детство и юность – лучшая пора в жизни человека. Мы, кадеты, эту лучшую часть своей жизни проводим в корпусе, поэтому все наши воспоминания о родном корпусе будут вызывать в нашей душе все самое милое, все самое нам приятное и дорогое. Корпус воспитывает в нас воина, будущего слугу Царя и Родины. Каких слуг он может воспитать, мы видим в лице его достойных представителей – старых питомцев, присутствующих здесь, ныне уже заслуженных генералов. И все мы надеемся достигнуть того же. Бессмертный Суворов сказал: «Плох тот солдат, который не стремится быть генералом». Мы будем достойными выпускниками корпуса».
10 июня 1912 г. кадет 4 класса Леонид Кузичев был награжден серебряной медалью «За спасение погибающего» на Владимирской ленте для ношения на груди. Находясь в каникулярном отпуске, Л.Кузичев спас утопающего мальчика. При вручении медали директор корпуса М.М. Клингенберг сказал: «В жизни приходится проявлять мужество, храбрость и находчивость не только в военное, но в мирное время. Доблесть и бесстрашие венчают отличившихся знаками отличия не только в военной, но и в мирной обстановке. Ваш товарищ Кузичев, пренебрегая опасностью, в то время, как стоявшие рядом взрослые люди растерялись, бросился в воду и спас утопающего». Директор корпуса пожелал всем воспитанникам быть такими же находчивыми, каким оказался их товарищ.
В начале 1911-1912 учебного года в корпус поступили изречения, усвоению которых Главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович придавал большое значение. Это были Заветы Мальтийских рыцарей, высказывания великих полководцев, строки, взятые из произведений русских и выдающихся зарубежных писателей: В.Шекспира, Хераскова, Д.С.Мережковского, В.А.Жуковского, Н.М.Языкова, Г.Р.Державина, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Наполеона и многих других:
«Жизни тот достоин, кто на смерть всегда готов»;
«О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя»;
«Вперед, всегда и везде!»;
«Береги платье с нову, а честь – смолоду!»;
«Образование – это клад; труд и ученье – это ключ к нему».
В 1912 г. для кадет с 20 по 23 мая были организованы военные походы, целью которых было: постепенное приучение кадет к более продолжительному движению в походном порядке; обучение движению по карте, ориентированию и движению по компасу; обучение глазомерному определению расстояния, умению в походных условиях обходиться без привычных удобств. Кадеты должны были уметь дать краткий и четкий отчет о результатах наблюдения, нанести пройденный путь на отчетную карточку. Походная экипировка кадет включала: вещевой мешок войскового типа, но уменьшенного размера, деревянную ложку, фляжку, котелок.
Во 2 роте во время похода были организованы боевое охранение на марше, разведка. Группа кадет действовала за противника. Поход начался с подъема кадет по тревоге ночью. Был совершен ночной марш, выдвижение к намеченному пункту с целью не допустить проникновения противника через определенный рубеж. Кадеты действовали во время этого похода по известной в то время программе скаутов: они отрабатывали приемы сигнализации с помощью Азбуки Морзе, «хождение по следу», ориентирование на местности с помощью компаса, приемы определения времени по солнцу, «летучую почту».
В 1912 г. исполнялось 100 лет Бородинской битве. В соответствии с предложениями Главного управления по военно-учебным заведениям в корпусе был разработан годовой план подготовки к празднику и его проведения. Планом предусматривались конкретные мероприятия с 1 января 1912 г. до конца сентября того же года для каждого класса в соответствии с возрастом кадет и уровнем их подготовки: литературные вечера, доклады, экскурсии, театрализованные постановки силами кадет.
Во 2-й и 3-й ротах во время утренников и вечеров, посвященных памятной дате, были сделаны доклады и исполнены следующие произведения:
- «Марш Московского ополчения 1812 г.» Исполнил струнный оркестр кадет;
- А.С.Пушкин. Стихотворение «Наполеон» («Чудесный жребий свершился»);
- Доклад «События Отечественной войны до оставления русскими войсками Смоленска»;
- В.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Исполнил кадет 3 класса Дубов;
- В.Жуковский. «Друзья, кипящий кубок сей…»;
- «Военные песни на победу Витгенштейна при Клястицах»;
- «Солдатская песня». Музыка Глинки. Исполнил хор кадет;
В 1-й роте:
- Военный доклад «Александр 1 и Наполеон»;
- Сообщение «Александр 1 и приготовления России к войне»;
- «Марш Императора Александра 1». Исполнил струнный оркестр;
- «Военная песня гренадеров Наполеона»;
- «Бородино», стихотворение Лермонтова. Исполнил хор кадет;
6. Сценическая постановка «Милорадович и Мюрат».
Директорами Полтавского корпуса последовательно были:
- Генерал-майор В.Ф.Светловский (1840-1842);
- Генерал-майор А.М.Струмилло (1842-1849);
- Генерал-майор Е.П. Врангель (1849-1856);
- Генерал-майор Н.И.Юрьев (1856-1859);
- Генерал-майор С.Г.Тихоцкий (1859-1860);
- Генерал-майор барон А.А.Икскуль-фон-Гильденбрант (1860-1865);
- Генерал-лейтенант Ф.И.Симашко (1865-1885);
- Генерал-лейтенант В.Н.Кругликов (1885-1890);
- Генерал-майор С.И.Стравский (1890-1892);
- Генерал-лейтенант А.П.Потоцкий (1892-1905);
- Генерал-майор Н.П.Попов (1905-1911);
12. Генерал-майор Клингенберг (1911-1919).
С 1845 по 1913 гг. корпус окончили 3 212 человек.
Из числа его питомцев наиболее выдающегося положения на военном поприще достигли генерал от инфантерии М.Домонтович (1847); генерал от артиллерии В.Н.Шкляревич (1852); постоянный член Главного артиллерийского управления, генерал от инфантерии Н.П.Потоцкий; профессор Академии Генерального штаба, военный писатель генерал-майор К.К.Абаза (1859); генерал-лейтенант И.П.Назаров; наказной атаман, командующий войсками Забайкальского казачьего войска, генерал-майор Л.Костенко (1859); генерал от кавалерии Н.П.Бобырь (1870); генерал-лейтенант М.Ф.Верба (1863); генерал-лейтенант И.О.Латур.
На гражданской ниве снискали себе славу выдающийся русский художник Н. Ярошенко (1859), военный писатель Н.Бутовский (1867), известный математик и военный педагог Н.И.Казанли (1886), теоретик по вопросам устройства и подготовки кавалерии полковник П.И.Залесский, орловский губернатор К.А.Балясный, кутаисский губернатор М.Я.Шаликов, томский губернатор Красовский.
Директорами кадетских корпусов стали выпускники Петровского-Полтавского корпуса: генерал-лейтенант М.Г.Попруженко (Киевский); В.В.Римский-Корсаков (1-й Московский); генерал-майоры Попелло-Давыдов (1-й Московский); И.А.Боголюбов (Псковский); Е.С.Саранчов (Полоцкий); М.К.Дерюгин (Одесский); А.Н.Ваулин (Суворовский); Н.А.Линевич (Владикавказский); полковники Латур (Оренбургский); Моралевский (Вольский).
В годы балканской войны 1876-77 гг. 17 воспитанников корпуса были награждены орденом Св.Георгия 4 степени: Н.Н.Мартынов, М.Ф.Хоменко, К.К.Бискунский (за отличие при обороне Шипкинского перевала), И.Д.Пащенко (во время штурма неприятельских укреплений на Лысой горе первым вскочил на неприятельское укрепление и личным примером увлек за собою солдат), Я.Д.Малама, К.Н.Ставровский (за успешную рекогносцировку с кавалерийским разъездом), Я.К.Рутковский, Г.Пестов (погиб при обороне Шипки), М.Андреев, И.И.Гавриленко, Г.А.Гельмерсен, П.Шейдеман, М.Н.Перепелицын, Н.Н.Гордиенко (при штурме турецких укреплений 30 августа 1877 г. первым взошел на редут, был тяжело ранен, скончался от ран), В.Калишевский, П.И.Бойно-Родзевич, А.Винокуров.
Георгиевскими кавалерами также стали: генерал от артиллерии В.Н.Шкляревич; генерал-лейтенант В.С.Юрьев; генерал-майоры К.К.Шверин, В.М.Савицкий; полковники Н.А.Романовский, Д.Д.Федченко, С.А.Рашевский (убит под Порт-Артуром); подполковник А.Г.Пащенко; штабс-капитан Н.Федоров, будучи окружен персами с малочисленным составом русских воинов в Тавризе 8 декабря 1911 г. отверг предложение о сдаче, выдержал бой и воссоединился со своей частью;
19 октября 1919 г. Петровский-Полтавский кадетский корпус был перебазирован во Владикавказ. Кадеты Полтавского корпуса, его преподаватели и воспитатели с семьями погружены в товарные вагоны, и эшелон отправился на Кавказ. Во Владикавказ корпус прибыл 21 ноября в составе 425 кадет с чинами персонала и их семьями. Должность директора корпуса исполнял полковник Антонов. Корпус разместили на первом этаже Владикавказского кадетского корпуса. Полтавские кадеты несли охранную службу вокруг корпуса ввиду того, что в окрестностях корпуса было неспокойно, происходили нападения ингушей, чеченцев и других жителей Кавказа. Для полтавских кадет классных помещений не было, занятия проходили отдельными группами в спальнях, на кроватях. Многие кадеты группами по несколько человек стали покидать корпус и пробираться в белую армию.
Весной 1920 г. корпус из Владикавказа был эвакуирован в Крым. В октябре 1920 г. кадеты Петровского-Полтавского корпуса вместе с представителями других кадетских корпусов образовали Крымский кадетский корпус.
Краткая библиография:
1. Греков Ф.В. «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. М., 1910.
- Павловский И.Ф. «Исторический очерк Петровского-Полтавского кадетского корпуса». Полтава. 1890.
- Ромашкевич А.Д. «Материалы по истории Петровского-Полтавского кадетского корпуса». Полтава. 1912.