Рейнеке Михаил Францевич

РейнекеРейнеке, Михаил Францевич, вице-адмирал, известный русский гидрограф. Сын надворного советника Франца Францевича Рейнеке (27.01.1746–07.02.1821) и жены его Марфы Васильевны урожд. Липовцовой (ум. 23.10.1830). Отец М.Ф. – Франц – был сыном выборгского бургомистра юстиции, который впоследствии перешел в Ригу советником надворного суда. Родоначальником фамилии Рейнеке считался Франц Авраам фон Рейнеке, венденский уездный судья. Франц Францевич родился в Выборге, учился в сухопутном кадетском корпусе, служил в Ростовском пехотном полку (с 1759) и вышел в отставку в чине секунд-майора. Он участвовал в русско-турецкой войне и был ранен в левое плечо, грудь и правую ногу. Затем Франц Францевич перешел в гражданскую службу и в 1779 был назначен начальником Камчатки. В апреле 1780 он женился на дочери артиллерийского капитана М. В. Липовцовой и переехал на Камчатку, где жил попеременно то в Большерецке, то в Нижне-Камчатске (1780–1786). Он оставил по себе память строгого начальника. Его заслугой было распространение картофелеводства во вверенной ему области. С 1786 – Франц Рейнеке находится в Иркутске, а с 1798 – выходит в отставку и с гражданской службы, после чего отправляется в Лифляндию, на собственную мызу Гротгузенсгоф Венденского уезда, где 10 ноября 1801 родился его самый младший сын – Михаил Францевич. Всего в семье было 6 сыновей и 5 дочерей, из которых три дочери умерли еще в Сибири. Известны следующие представители семьи Рейнеке: Анна Францевна, вышедшая замуж за Потемкина еще в Сибири, Наталья Францевна, Василий, Николай, Адриан, Александр, Павел и Михаил Францевичи. Судьба Адриана и Александра была связана с военной службой – первый служил офицером при арестантских ротах и вышел в отставку в чине капитана, второй стал моряком, командовал обороной Свеаборга во время Крымской войны и был уволен с чином генерал-майора (1855). У Адриана было два сына – Николай и Константин, у Александра – четыре дочери. Павел Францевич принимал участие в путешествиях своего брата Михаила и помогал при проведении гидрографических работ.

Первоначальное воспитание Михаил Францевич получил сперва в доме своих родителей, а затем — в частном пансионе г. Ульриха, в Петербурге (с 1812), где учился до поступления в 1814 в Морской Кадетский Корпус. В июне следующего года он выдержал экзамен на гардемарина, 20 января 1818 произведен в унтер-офицеры, а 9 февраля — в мичманы флота. По окончании курса в Корпусе, М.Ф. был зачислен в 3 флотский экипаж, в Кронштадте, под команду капитан-командора Е. П. Гетцена, который сразу назначил его экипажным адъютантом. В этой должности М.Ф. прослужил три года, из которых 4 месяца провел в практическом плавании по Финскому заливу, на корабле «Берлин». В марте 1821 М.Ф. отправился с командою сухим путем в Архангельск, откуда вернулся в Кронштадт на только что построенном в Архангельске фрегате «Вестовой». В марте 1823 г. М.Ф. был производен в лейтенанты, а летом сделал переход опять в Архангельск на военном транспорте «Урал». В следующем году М.Ф. плавал в Белом море на бриге «Кетти», под командою лейтенанта Демидова, которому было поручено сделать промер для определения мелей, под названием Северные кошки. Экспедиция не достигла желаемых результатов, хотя и определила большую Орловскую мель, сделала опись берега в нескольких местах и астрономические наблюдения в некоторых избранных пунктах. Плавание это было для М.Ф. первой школой практической гидрографии. В 1825 М.Ф. снова сделал переход из Архангельска в Кронштадт, — на этот раз на фрегате «Елена»; во время этой кампании он вел записки, куда ежедневно вносил все, сколько-нибудь касающееся кораблевождения и мореходства. В последние четыре плавания М.Ф. достаточно ознакомился с Белым морем, поэтому когда известному гидрографу Ф. П. Литке, тогда капитану, было предложено избрать офицера для выполнения его проекта — описи берегов заливов Варангского и Кольского, Литке выбрал М.Ф. Рейнеке. Молодой лейтенант в феврале 1826 был назначен начальником экспедиции, отправлявшейся к берегам Лапландии. М.Ф. немедленно отправился в Архангельск и оттуда, пользуясь концом северной зимы, выехал в Колу с двумя помощниками и с необходимыми инструментами. Прибыв в Колу, М.Ф. тотчас же принялся снаряжать шлюпки для дальнейшего плавания: лето 1826 экспедиция провела в работе, описывая берега всего Кольского залива, реки Туломы и западной части Лапландии от острова Кильдина до губы Верес. 10 декабря М.Ф. выехал из Колы и через две недели приехал в Архангельск, где составил карту и лоцию, которые и представил вместе с отчетом Адмиралтейскому Департаменту. За труды по этой экспедиции он был награжден орденом св. Анны 3 ст. С этого времени начинается вполне самостоятельная гидрографическая деятельность М.Ф. Рейнеке, посвященная практическому изучению Беломорья, Финского залива и восточной части Балтийского моря. В 1826, с Высочайшего разрешения, были выстроены в Архангельске бриг «Лапоминка» и две небольшие шхуны, специально предназначавшиеся для гидрографических работ в Белом море. 4 марта 1827 по предложению И.Ф. Крузенштерна М.Ф. был назначен руководителем Беломорской экспедиции. В продолжение шести лет, плавая каждое лето около трех месяцев, М.Ф. производил гидрографические исследования, которые закончил осенью 1832. За свои труды он был награжден прибавочным жалованьем и производством в чин капитан-лейтенанта. Результатом шестилетней работы экспедиции был труд, появившийся в 1833–1834: «Атлас Белого моря и Лапландского берега», текст к которому вышел в двух томах, в 1843 и 1850 гг., под заглавием: «Гидрографическое описание северного берега России, составленное кап.-лейт. М. Рейнеке». По отзыву академика В. Струве, эта книга была ценна материалами не только по гидрографии, но и по естественной истории, климатологии и статистике северного края, а «Атлас» оказал важную услугу мореплаванию и рыболовству. Свое значение «Атлас» и «Описание» сохраняли в течение столетия. Ученый намеревался издать и третью часть, посвященную остальному северному берегу Евразии. Он накопил огромный материал на основе сведений, собранных отечественными экспедициями XVIII–XIX веков, однако завершить эту работу не успел. За эти сочинения М.Ф. был удостоен Имп. Академией Наук полной Демидовской премии. Плавая по Белому морю и вступая постоянно в сношения с поморами, М.Ф. заинтересовался особенностями местного мореплавания. С первого взгляда было ясно, что беломорские кормщики и лоцманы должны владеть хотя бы начальным курсом морских наук. В связи с этим М.Ф. стал ходатайствовать об открытии в Архангельске и Кеми шкиперских курсов, что и было исполнено в 1842 году. В планах М.Ф. было и обеспечение безопасности мореплавания: по проекту Рейнеке, представленному генерал-гидрографу, были устроены три маяка: на мысе Терском Орлове и на островах Моржовце и Жижгине, что имело большое значение для судов, плавающих в этих водах. В 1833–1852 М.Ф. летом производил гидрографические исследования в водах Балтийского моря; исключение составляет 1841, когда он был отпущен в Германию (Карлсбад и Теплиц) для поправления своего расстроенного здоровья. По окончании каждой кампании он представлял начальству полный отчет о своих работах и, кроме того, составлял «Обзор съемки и промера Балтийского моря с 1828 по 1843». В 1840 М.Ф., производя работы в западной части Аландских островов, воспользовался близостью Швеции, чтобы подробно ознакомиться со шведским Гидрографическим Департаментом и с новой тогда Стокгольмской магнитной обсерваторией. В августе он вернулся на остров Аланд, где продолжал свои исследования. В этом же году М.Ф. Рейнеке было присвоено звание капитана I ранга. С 1835 М.Ф. принял в своей экспедиции новый способ промера, изобретенный одним из подчиненных ему офицеров, лейтенантом Александром Карловичем Сиденснером (1842–1907) — способ, который впоследствии применялся при всех гидрографических работах русского флота. Для характеристики трудовой жизни экспедиции могут служить отчеты М.Ф., где он, между прочим, говорит, что партия человек в сто каждое лето в течение двух месяцев жила на голом, пустом и безводном острове Калькшер, лежащем несколько южнее Борго, оторванная от всяких сношений с внешним миром.

Кроме летней, собственно морской службы, М.Ф. с 1838 исполнял еще и должность начальника 2 Отделения Гидрографического Департамента, которую оставил в 1849 по производстве в генерал-майоры. Результатом его трудов на этом месте было составление подробных и систематических каталогов по архиву атласов, карт и журналов, приведение в порядок, так называемых инструментальных камер военных портов; издание «Записок Гидрографического Департамента», первые четыре тома которых вышли под редакцией М.Ф. Рейнеке; издание «Известий о переменах по лоции» (1839–1855); установление ежедневного наблюдения над высотой горизонта воды; составление, по новым съемкам и промерам, новых шхерных и морских карт, а также издание к ним лоции и др. Между тем, труды М.Ф. подвигали его и по службе: 6 декабря 1849 он был произведен в генерал-майоры с переводом в корпус штурманов и с оставлением при Департаменте. С весны этого же года здоровье М.Ф. начинает слабеть; ему уже трудно становится выходить в море, и он, пользуясь тем, что работы экспедиции стягивались к островам Даго, Мону и Эзелю, летом жил на этих островах или в Гапсале (ныне Хаапсалу, Эстония), откуда и делал необходимые распоряжения. В начале 1853 болезнь М.Ф. приняла такой оборот, что врачи решительно предложили ему оставить дела и ехать отдыхать на юг. Тогда он, сдав работы по съемке барону Врангелю, отправился в Крым, имея, между прочим, поручение осмотреть портовые управления в Николаеве и Севастополе и составить проект портового регламента. Из Севастополя М.Ф. послал Генерал-адмиралу проект о предварительном исправлении карты Каспийского моря и о новой подробной его описи. Предприятие это давно занимало М.Ф. — еще в 1839 г. он подавал записку об этом деле; пользуясь досугом, он снова стал хлопотать о нем. В июне 1855 М.Ф. вернулся в Петербург и был назначен членом Морского Ученого Комитета, и контр-адмиралом. 30 августа того же 1855 он был произведен в вице-адмиралы и назначен директором Гидрографического Департамента, инспектором Корпуса флотских штурманов и председателем Морского Ученого Комитета. В 1856 Генерал-адмирал поручил М.Ф. осмотреть вместе с директором балтийских маяков, состояние этих объектов и гидрографическую часть балтийских портов. По результатам их отчета в 1859 были учреждены до того времени не существовавшие пять спасательных станций. В декабре 1857 М.Ф. был уволен от должности инспектора корпуса штурманов, а в мае 1858 отправился заграницу для восстановления своего совсем расстроенного здоровья. Лето он провел на водах в Швальбахе, в сентябре приехал на зиму в Гейдельберг, а в апреле 1859 отправился в Висбаден. Вечером 16 апреля М.Ф. прибыл во Франкфурт-на-Майне, но продолжить путь уже не смог – он скончался на следующий день в 3 часа дня.

М.Ф. Рейнеке был членом Императорского Русского Географического Общества (ИРГО) и членом-корреспондентом Имп. Академии Наук (с 1856). В 1851, по поручению ИРГО, вместе с Александром Дмитриевичем Озерским (1813–1880), занимался составлением «Свода инструкций для Камчатской экспедиции», вышедшего в свет в 1852. Вместе с тем М.Ф. был назначен председателем Комитета для работ астрономических, физических и геодезических, учрежденного при ИРГО в виду предполагавшейся, но не приведенной в исполнение большой экспедиции к берегам Камчатки.

М.Ф. Рейнеке оставил большое эпистолярное наследие, ныне рассеянное по многочисленным архивам. Из протокола частной переписки, который вел сам автор с 1821 года до конца жизни, известно, что иногда в один день М.Ф. писал до семи писем, а в среднем в год он отправлял 147 писем, тратясь на почту до 20 1/2 руб. сер.

В Кронштадте существует футшток, который М.Ф. установил в 1840 для измерения колебаний уровня моря. Памятником гидрографу остались названные его именем гора и остров в Японском море, залив и остров – в Охотском и залив – в Баренцевом на острове Новая Земля.

 

И. Шундалов