Римский-Корсаков Воин Андреевич
Римский-Корсаков, Воин Андреевич — контр-адмирал, директор Морского Кадетского Корпуса. Происходил из дворян Новгородской губернии, родился 14 июля 1822 года и 8 лет от роду был определен в Морское Отделение Александровского Корпуса в Царском Селе, откуда через 3 года поступил в Морской Кадетский Корпус. В 1837 году он произведен был в гардемарины флота и плавал на фрегате "Прозерпина" по различным портам Балтийского моря, а через год выпущен был в Балтийский флот мичманом. В 1838 году мичман Римский-Корсаков плавал на фрегате "Александр Невский", в 1839—на бриге "Патрокл", в 1840 и 1841 гг. — на фрегате "Мельпомена"; затем летние месяцы 1843 и 1844 гг.—на бриге "Нестор", но уже в чине лейтенанта (с 1843 г.). Кампанию 1845 года он начал во внутреннем плавании на корабле "Кацбах", но оттуда был переведен на корабль "Ингерманланд", на котором пошел в заграничное плавание и около года провел в Средиземном море, а в 1847 и 1848 гг. плавал в Балтийском и Немецком морях на корабле "Кацбах" и фрегате "Камчатка", а в 1849 г. и в начале 1850 года опять за границей на фрегате "Паллада"; в конце же 1850 года плавал на фрегате "Цесаревич" в Балтийском море. Назначенный в 1851 г. командиром тендера "Лебедь", он командовал им около двух лет, плавая в финляндских шхерах, и за это время проявив свои блестящие командирские способности, которые были замечены и оценены высшим начальством: осенью 1852 года на фрегате "Паллада", шедшем в кругосветное плавание, Римский-Корсаков был послан в Англию принять в командование купленную там винтовую шхуну "Восток". Командуя этой шхуной, он совершил переход из Портсмута к берегам Японии, а оттуда—в устье реки Амура, где производил гидрографические исследования и съемки. Ему же было поручено осмотреть Татарский пролив и западный берег Сахалина и сделать съемку той его части, которую не успел описать Лаперуз. Гидрографические исследования Амурского залива и плавание в нем шхуны "Восток" считаются "проложением пути" из Татарского пролива к устью реки Амура. За отличие по службе Римский-Корсаков в 1853 году произведен был в чин капитан-лейтенанта, а в 1855 г., тоже за отличие, — в капитаны 2 ранга. В 1856 году, находясь на зимовке в Мариинском посту, в Амурском заливе, Римский-Корсаков получил в командование корвет "Оливуца", приняв который в Николаевске, вышел с ним оттуда для следования в Кронштадт, куда и прибыл в сентябре 1857 года. В 1858 и 1859 годах Римский-Корсаков командовал учебно-артиллерийским кораблем "Прохор", а в промежутках между летними кампаниями этих годов был командирован во Францию и Англию для ознакомления с постановкой учебно-артиллерийского дела в этих государствах. В 1858 году, за отличие по службе, он произведен был в капитаны 1 ранга, а в 1860 г. назначен был начальником Штаба Главного Командира Кронштадтского порта. В этом же году он заведовал проводкой корабля "Император Николай І" на гидравлическом доке от Петербурга до Кронштадта, за успешное окончание которой ему объявлено было Монаршее благоволение. В декабре 1861 года капитан 1 ранга Римский-Корсаков назначен был исправляющим должность Директора Морского Кадетского Корпуса, и с этого времени начинается ряд преобразований в ходе обучения и воспитания в Корпусе, а потом, по образцу его, и в других морских учебных заведениях. По инициативе Римского-Корсакова, начиная с 1861 года, для практического изучения морского дела кадеты Морского Корпуса стали плавать летние месяцы на судах вновь сформированного отряда Корпуса. По учебной части прибавлен один год между старшим и средним Отделениями низшего курса. В систему воспитания введены новые начала развития в воспитанниках чувств самонаблюдения, долга и чести; система постоянного надзора над воспитанниками заменена системой доверия. В 1867 году Морской Кадетский Корпус переименован был в Морское Училище с 4-летним курсом, и возраст поступающих ограничен 15 и 18 годами, а также введены некоторые изменения в форме. 1 января 1865 года Римский-Корсаков произведен был в контр-адмиралы и утвержден в должности директора Морского Кадетского Корпуса. Летом того же года, командуя отрядом судов Корпуса и сойдясь у Гангеудда с эскадрой Е. И. В. Генерал-адмирала, Римский-Корсаков получил приказание Его Высочества заведовать работами по подъему затонувшей броненосной лодки "Смерч". Имея свой флаг на фрегате "Громобой", Римский-Корсаков прошел без лоцмана в тумане к Барезунду и стал на якорь в виду затонувшего судна. За труды по поднятию "Смерча" Римский-Корсаков был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени и 1110 рублями. В 1866 году за смотр, произведенный Государем Императором судам отряда Морского Кадетского Корпуса на Кронштадтском рейде, ему было объявлено Монаршее благоволение. Изучая постоянно шхеры, Римский-Корсаков, по соображениям местности у Гангеудда с дошедшими до нас описаниями, нашел бухту, где должен был происходить Гангеуддский бой. По его инициативе, с участием в подписке Государя Императора, Его Высочества Генерал-адмирала, членов Императорской Фамилии и всего флота, в Гангеуддской бухте воздвигнут памятник в честь павших воинов, торжественно открытый в июне 1870 года. В последние два года командования учебным отрядом судов Морского Училища, доверие и уважение к Римскому-Корсакову Августейшего Генерал-адмирала выразилось в том, что ему был поручен и плавал с ним на фрегате "Громобой" Е. И. В. Великий Князь Константин Константинович.
В 1871 году, вследствие расстроенного здоровья, Римский-Корсаков получил отпуск за границу и умер в г. Пизе, в Италии, 4 ноября того же 1871 года; погребен он в Петербурге, на Смоленском кладбище, где над могилой его ему поставлен памятник "от сослуживцев". Римский-Корсаков имел все русские ордена до ордена св. Анны 1-ой степени включительно, а в 1864 году ему была пожалована аренда в 1200 руб. в год на 12 лет.
Римский-Корсаков известен не только как отличный моряк, лихой, отважный командир, ученый гидрограф и педагог, но и как талантливый морской писатель. Так, им напечатаны следующие труды: "Несколько встреч с английскими военными судами"—"Морской Сборник" 1851 г., № 9; "Еще немного тендерской практики" — "Морской Сборник" 1851 г., № 11; "Морская Старина"—"Mopской Сборник" 1852 г., № 11; "Экспедиция французов в Мексику в 1838 и 1839 годах" — "Морской Сборник" 1853 г., № 8; "Вице-адмирал Роман Петрович Боил" — "Морской Сборник" 1855 г., № 6; "Мнение о порядке судовой отчетности"—"Морской Сборник" 1858 г., № 6; "Случаи и заметки на шхуне "Восток" в 1853 и 1854 гг." — "Морской Сборник" 1858 г., №№ 5, 6 и 12; "Некоторые заметки о кораблях Suffren и Excellent" — "Морской Сборник" 1859 г., № 12; "Опыты над гребными судами корабля "Прохор" — "Морской Сборник" 1860 г., № 1; "О морском воспитании" — "Морской Сборник" 1860 г., № 7; "Предисловие к путевым заметкам П. Н. Головина" — "Морской Сборник" 1863 г., № 5; "Подъем затонувшей броненосной лодки "Смерч" — "Морской Сборник" 1865 г., № 12; "Отрывки из писем морского офицера"; "Артиллерийское ученье"; "Отчет о практических занятиях кадет Морского Корпуса летом 1861 года". Перевод сочинения французского адмирала Жюрьен де ла Гравьера: "Морские войны времен французской республики и Империи".
Кроме этих произведений, весьма интересны отчеты Римского-Корсакова, как директора Морского Кадетского Корпуса, печатавшиеся ежегодно в "Морском Сборнике", а также проекты его по разным вопросам морского дела.
"Общий Морской Список", СПб. 1894, т. III, стр. 357—360; "Морской Сборник" 1872 г., т. II, стр. 1—37; А. С. Кротков, Морской Кадетский Корпус, СПб. 1901, стр. 182—188; Н. Коргуев, Обзор преобразований в Морском Кадетском Корпусе с 1852 года, СПб. 1897, стр. 21—24; "Обзор деятельности Морского Управления в России с 1855 по 1880 г.", СПб. 1880, стр. 609—610; Тихменев, Историческое обозрение образования Российско-Американской Компании, ч. II, стр. 94; "СПб. Вед." 1871 г., №№ 313 и 314.
Вс. Модзалевский.
{Половцов}