Розенгейм Михаил Павлович
РОЗЕНГЕЙМ, Михаил Павлович [19(31).VII.1820, Петербург -- 7(19).III.1887, там же] -- поэт, публицист. Родился в семье служащего горного ведомства. Принадлежал к старинному дворянскому роду, основание которому было положено в XVII в. эмигрантом-датчанином. Четырех лет лишился отца. Учился в 1-м Кадетском корпусе (1827---1.838 гг.), о котором всю жизнь хранил самые теплые воспоминания. По окончании корпуса был назначен прапорщиком в полевую конную артиллерию, где и прослужил около двадцати лет (в том числе три года на Кавказе). В 1866 г. поступил в созданную в связи с военно-судебной реформой Военно-юридическую академию, по окончании которой был назначен судьей сначала Киевского (1868), а позднее Санкт-Петербургского военно-окружного суда. Как военный юрист Р. опубликовал монографическое исследование "О военно-судных учреждениях в России до кончины Петра Великого" (1878). Книга отличалась широким охватом архивного материала и явилась первым исследованием в этой области. Умер в чине генерал-майора, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Р. начал сочинять еще в кадетском корпусе, атмосфера которого в те годы способствовала выявлению гуманитарных способностей воспитанников. Героями его первых (по большей части шуточных) произведений были товарищи по корпусу и преподаватели. Одно из его стихотворений стало "Походной песней" кадетов, которую летом 1836 г. они пели на походе в Петергофский лагерь. В 1837 г. В. Т. Плаксин, преподаватель русской словесности, прочел несколько стихотворений Р. на литературном вечере, где они обратили на себя внимание Н. А. Полевого, издававшего в те годы журнал "Сын отечества". Он познакомился с молодым поэтом, и вскоре первое стихотворение Р.-- "Памятник Петра Великого"-- появилось в журнале (1838.-- Кн. 4). Публикация обратила на себя внимание А. Ф. Воейкова и О. И. Сенковского, которые одобрительно отнеслись к творчеству молодого поэта. Несколько стихотворений Р. появились в 1840 г. в журнале "Библиотека для чтения" (кн. 6). Потом на долгое время (до конца 50 гг.) его имя исчезло со страниц журналов, поскольку служивший вдали от столицы и придававший мало значения своим литературным опытам Р. не передавал их в журналы. Молчание было обусловлено и тем, что еще в 1839--1840 гг. часть стихотворений была отклонена цензурой ("Памятник", "Старый город").
Но писал Р. много, и его стихотворения с помощью друзей распространялись в списках. К этому времени относятся два послания к М. Ю. Лермонтову, с которым Р. познакомился еще мальчиком в 1833--1834 гг. Преклоняясь перед талантом Лермонтова, он в конце 1840 г. написал ему восторженное письмо, в ответ на которое Лермонтов очень иронично выразил свое разочарование и в жизни, и в поэзии. Это побудило Р. написать "Послание к Лермонтову", где Р. пытается возбудить в адресате бодрость, внушить веру в жизнь и людей. Послание было передано поэту в начале 1841 г. В этом же году Р. пишет второе послание к Лермонтову, которое уже не застало Михаила Юрьевича в живых.
Стихотворения Р., ходившие в рукописных вариантах, нередко приписывались другим, более известным, поэтам: Лермонтову, Н. А. Некрасову, А. С. Хомякову, А. К. Толстому. Так, в первый посмертный сборник произведений Некрасова издатели включили "Последнюю элегию", посчитав ее за ранее не изданное произведение поэта; И. Арсеньев напечатал часть дум "На развалинах Севастополя", приписав ее Хомякову. Отрывок из стихотворения "Дума" в 1850 г. был напечатан И. И. Панаевым без подписи в журнале "Современник", в 1856 г. оно появилось в журнале "Русский вестник" как неизданное произведение Лермонтова -- "Три неизданных стихотворения Лермонтова" (No 14). Свое авторство Р. позже пришлось доказывать (см.: Литературное объяснение // Санкт-Петербургские ведомости.-- 1859.-- No 54.--11 марта). Эти недоразумения объяснялись не столько тем, что в списках часто не было имени автора, сколько тем, что Р. как поэт не имел ярко выраженного творческого лица. Играло роль здесь и то, что Р., прекрасный знаток русской поэзии, нередко невольно заимствовал темы, идеи, композицию своих произведений у наиболее почитаемых им поэтов.
С конца 50 гг. Р. вновь начинает выступать на литературном поприще. В 1857 г. без его ведома "Русский вестник" напечатал одну из его сатирических элегий "Что ты вздыхаешь, читая газету...", имевшую огромный успех. С этого времени стихотворения Р. начинают появляться на страницах журналов разных направлений -- "Русского слова", "Отечественных записок", "Библиотеки для чтения", "Сына отечества" и др. и приносят ему популярность и репутацию поэта-обличителя. Ф. Н. Глинка так обращался в эти годы к Р.: "Дар поэта и пророка / Ты явил в своих стихах, / Став гонителем порока,/ Обличителем в грехах..." (Послание к Розенгейму, 1858 // Розенгейм М. П. Стихотворения М. Розенгейма.-- Спб., 1889). Из произведений этих лет выделяются его думы "На развалинах Севастополя", написанные под свежим впечатлением севастопольского разгрома: "Здесь лобное место, где край наш родной / За нас воспринял поруганье..." Горечь небывалого поражения сочетается с бичеванием общественных язв: "Да, горе стране, где нечестью почет, / Где правда и доблесть в загоне,/ Где крепок над правом бесправия гнет, / Где кривда в суде и в законе!" В печати думы появились в усеченном варианте (была запрещена I песнь), но были хорошо известны в списках и имели громадный успех.
В 1858 г. Р. по настоянию друзей решается напечатать сборник своих произведений, преследуя, главным образом, цель восстановить свое авторство тех произведений, которые ходили в списках под чужим именем. Большая часть стихотворений сборника была отклонена цензурой, и он вышел в очень искаженном виде (Стихотворения М. Розенгейма.-- Спб., 1858). Были запрещены даже многие ранее опубликованные произведения, некоторые попали в недоработанном (черновом) варианте, будучи включены туда по недоразумению другом поэта проф. Ф. Н. Шиллем, взявшим на себя хлопоты по изданию. Р. счел сборник неудачным. Но книга имела успех у широкой публики, тираж разошелся за год. Критика же отнеслась к сборнику крайне неодобрительно.
В "Современнике" Н. А. Добролюбов в статье "Стихотворения Михаила Розенгейма" (1858.-- No 11) выступил с резкой критикой сборника. Эта одна из самых ярких, остроумных статей Добролюбова включает много стихотворных пародий, приписанных Конраду Лилиеншвагеру, ставшему одной из частых масок критика. Фамилия Лилиеншвагер (в переводе с немецкого -- шурин, деверь, зять лилии) образована по аналогии с фамилией Розенгейм (дядя розы) (см. вступ. заметку М. К. Лемке // Первое полн. собр. соч. Н. А. Добролюбова: В 4 т.-- Спб., 1911.-- Т. 2.-- Стлб. 597). В целом статья направлена против т. н. обличительства в русской литературе, типичнейшим представителем которого был Р. Мишенью критики стали недостатки поэзии Р.: невыразительность образов, натянутость рифм, бедность языка. Еще меньшую ценность, по мнению критика, имели мелочные, бездарные обличения Р.
"Эстетическая критика" в лице А. В. Дружинина (Стихотворения Михаила Розенгейма // Библиотека для чтения.-- 1858.-- No 12) упрекала Р. в скудности поэтического дарования, многословии, дидактичности произведений, заключая, что "ни временный успех, ни некоторая полезность издания еще не могут служить писателю поощрением к дальнейшей деятельности, когда в написанных им стихотворениях нет того, что и должно составлять их право на существование, т. е. поэзии" (С. 39).
В 1864 г. поэт решается на повторное издание своих произведений. Основательно переработанный, сборник включал лишь 30 из 76 стихотворений первого издания. Отзыв Д. Д. Минаева (М. Бурбонов. "Резервные стихотворцы. Заметки и размышления отставного майора Бурбонов" // Русское слово.-- 1864.-- No 6) был неблагосклонен: упреки касались в основном характера поэзии Р., где обличение, по мнению критика, переходило в призыв к смирению, послушанию, терпению.
Третий (последний прижизненный) сборник произведений Р. вышел в 1882 г. В него вошли ранее запрещенные произведения -- полностью думы "На развалинах Севастополя", "Книга" и др. Отзыв критики был более благоприятным: "В Розенгейме, кроме замечательного лирика, мы видим еще выразителя тех дум, тех скорбей и тех стремлений, какие наше общество пережило в течение полувека..." (Век.-- 1882.-- Кн. 3.-- отд. VII.-- С. 27). Помимо поэзии, Р. много сил отдавал публицистике. В 60--80 гг. Р. выступает как публицист на страницах многих газет ("Голос", "Северная пчела", "Санкт-Петербургские ведомости", "Наше время") и журналов ("Заря", "Отечественные записки", "Русское слово" и др.) со статьями по различным вопросам общественной жизни. С ноября 1859 по конец 1860 г. "Отечественные записки" печатают ежемесячные юмористические обозрения Р.-- "Заметки праздношатающегося". В 1860--1862 гг. Р. заведует редакцией "Журнала коннозаводства и охоты". В 1863--1865 гг. издает еженедельный юмористический журнал "Заноза", пользовавшийся большим успехом и имевший около 6 тысяч подписчиков. Материал журнала почти полностью собирался и обрабатывался Р., имевшим столкновения с цензурой. В 70 гг. Р. в течение трех с половиной лет вел "внутреннее обозрение" в "Русском слове".
По политическим убеждениям Р. был славянофилом, но довольно умеренного толка. Он проявлял большой интерес к народной поэзии, перекладывая на русский язык словацкие и украинские народные песни. На лирические стихи Р. писали музыку мало известные сейчас композиторы (Г. Эрлангер. В. Главич, Р. Глиэр и др.), известны романсы на его стихотворения ("Песня русского", "В глуши", "Не пытай у волны" и др.). Несколько его стихотворений даже стали народными песнями ("Пастухи", "Не гляди так, девица", "Далеко, далеко степь за Волгу ушла...").
В историю литературы Р. вошел все же не как поэт-лирик, а как поэт-обличитель, один из многих появившихся на литературном горизонте 60 гг. Его творчество представляет интерес больше с исторической, нежели с поэтической точки зрения: многие его стихотворения грешат монотонностью и многословием. Их успех у широкой публики прежде всего объяснялся злободневностью.