Соколов Анатолий Александрович
Соколов Анатолий Александрович (1891—1971) — русский художник, эмигрант.
Анатолий Александрович Соколов родился в 1891 в Петродворце, в семье придворного, отвечающего за охоту царя. Соколовы (Александр Николаевич и Александра Евстафьевна), как и многие другие придворные, жили в Знаменке. Мать будущего художника, урожденная Ольшанская, выросла в семье генерала наряду с её 12 братьями, все из которых служили в армии царя. Военная карьера была семейной традицией, которую лелеяли поколениями. Отец Анатолия не был исключением. Все же он не видел ничего плохого в том, что с возраста пяти лет его сын никогда не расставался с мелками, красками и бумагой. На самом деле, когда ребёнок показал склонность к красоте и искусству, это нашло большую поддержку родителей. Один из братьев Анатолия Александровича был опытным музыкантом, который играл на многих инструментах и пел.
Анатолий успешно закончил элитный Николаевский кадетский корпус и поступает в Тверское кавалерийское училище. Но все же он продолжает писать красками мир, который окружает его. Позже, когда Анатолий Александрович Соколов стал известным художником, зрители всегда поражались мастерству, с которым он выписывал батальные сцены.
После начала I мировой войны Анатолий Александрович поступает Гатчинскую авиационную школу. Там он общается с российской авиационной элитой — Сикорский, братья Северские, Сергеевский. В 1915 году Соколов стал летчиком-инструктором в той же школе.
Большевистская революция застала Соколова в Финляндии. В Выборге Анатолий узнал о зверском убийстве его отца. Александр Соколов, который всю свою жизнь служил царю, был застрелен в своём доме в Петергофе. Братья художника, чиновники в царской армии, последовали своему служебныму долгу. Один из них был убит в начале гражданской войны, в то время как другой исчез без вести. Анатолий оставил школу, чтобы возвратиться к матери, понесшей тяжелую утрату и своей сестре. В течение тех трудных времен живопись стала единственным способом выдержать его несчастную домашнюю жизнь и остаться на плаву в буре классовой борьбы. Тогда удача, казалось, улыбалась молодому художнику: он поступил и закончил Академию Художеств. Подружился с Петровым-Водкиным. Учителями Анатолия были Дмитрий Кардовский и Борис Кустодиев. Его любимым наставником, тем не менее, был Александр Савинов — опытный живописец и график, квалифицированный учитель. Ранние выставки Соколова встретили широкое признание, его картины того периода выделяются динамизмом, эмоциональной глубиной, ярким реализмом и глубокой духовностью.
К 1926 жизнь, казалось, возвратилась в нормальное русло, Анатолий Соколов женился на Александре Ивановне Матюхиной. Вскоре у них родился сын Игорь. Счастливый перерыв, однако, не длился долго. В 1932 Анатолий был арестован. Сын и брат царских чиновников, он провел девять месяцев в одиночном заключении, ожидая решения суда. Осужденный к десяти годам работ в лагерях, Соколов продолжал рисовать и в заключении для того, чтобы сохранить здравый ум. Он был лишен общения со своей семьёй и всей страной в течение пяти лет. В 1937 Анатолий Александрович был освобождён досрочно, хотя и без права жить в его родном городе Ленинграде. Ему дали 12 часов, чтобы упаковать вещи и уехать. Следуя совету друга, Соколов переехал в Симферополь, где смог продолжить свою творческую деятельность, позволившую его семье освоиться на новом месте. Местные власти покровительствовали художнику. На Всекрымской выставке 1937 года в Симферополе, многие из его картин, включая «Взятие Перекопа», «Ходоки на приёме у Ленина», и «Праздник урожая в колхозе», были хорошо приняты критиками. Даже в отсутствие официального признания, Соколов наслаждался высоким положением среди своих коллег и в художественных кругах.
В 1938, Анатолий Александрович Соколов был избран в руководство Союзом художников Крыма (будучи одним из его основателей). Начало Второй мировой войны застало Соловьёва и его семью в Симферополе. И ещё раз судьба нанесла сокрушительный удар, превратив его самое дорогое имущество в пыль в один момент: во время воздушного налета здание, где хранились все картины Соколова было уничтожено. Ни одной картины не сохранилось. Бомбежки продолжались по всей территории Крыма, и в 1942, боясь за свою семью и высылку его сына на принудительные работы в Германию, Анатолий решил бежать в нейтральную страну. Замаскировавшись под раненого румынского солдата, скрывая маленького Игоря среди своего имущества, в сопровождении жены, одетой в униформу медсестры, Анатолию Александровичу удалось пересечь границу СССР с Румынией. Семь месяцев спустя семья оказалась в Швейцарии.
В Швейцарии он нашел мир, бедность и неуверенность. И ещё раз живопись помогла Анатолию Соколову вернуть свою жизнь в нормальное русло. Чем дальше Соколов оказывался от Матушки России, тем более сильным было её влияние на его работы. Несмотря на бесконечный поиск места, где можно жить и работать, в этот период художник задумал большую картину, посвященную Фельдмаршалу Александру Суворову. Соколов посетил все места в Швейцарии, связанные с известным полководцем, копался в исторических источниках, выполнял сотни эскизов темперой и акварелью прежде, чем написать это полотно. Анатолий Александрович провел больше чем три года над картиной «Захват Суворовым турецкой крепость Измаил». В дополнение к батальным сценам, Соколов был успешен также и в портретной живописи. В Лихтенштейне, куда его семья вскоре переехала, художник написал портрет принцессы Лихтенштейна, хорошего друга его отца, а также и других видных лиц. Он выставлялся на многих выставках в Европе — Тироль, Инсбрук, Фельдкиршен, и другие. Такие работы как «Последние шаги на Родине», «Пересечение» и «Вильгельм Телль» были чрезвычайно хорошо восприняты критиками. Анатолий Соколов был награждён за написание этих работ.
Однако, послевоенная Европа не могла гарантировать безопасность для художника и его семьи. Под давлением Сталина любой русский, который уехал из Советского Союза во время войны, мог быть выслан с молчаливого согласия европейских правительств в Москву, что фактически означало непосредственный арест и принудительную высылку в Сибирь — предназначение, которое уже получили целые составы прежних советских военнопленных, казаков, и солдат армии Власова, которая боролась на стороне Германии.
В 1950 году, Соколов эмигрировал в Аргентину — первую страна, которая открыла свои двери для послевоенных российских беженцев. Не зная языка, не имея знакомых, в новой чужой стране, Анатолий Александрович, вместе с женой и сыном, черпал поддержку и вдохновение в своей творческой работе. Глубоко тоскуя по дому, именно во время этого периода художник написал выдающиеся российские пейзажи. Далее живописец нашел убежище в прошлом Аргентины. Он начал серьёзно изучать историю и литературу этой страны. Скоро, вдохновленный героической сагой, Соколов предпринял новый проект, названный «Генерал-освободитель Хосе де Сан-Мартин пересекает Анды», и посвятил её генералу Хосе де Сан-Мартин (1778—1850), национальному герою Аргентины, одному из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.
Его статус эмигранта не позволял участвовать в выставке, посвященной 100-летию со дня смерти Сан-Мартина . Однако, картина «Генерал-освободитель Хосе де Сан-Мартин пересекает Анды» была выставлена и на основании её художественных достоинств и точных исторических деталей была не только принята как законное участие в выставке, но и была награждена золотой медалью. Позже, эта работа была куплена Музеем Генерала Хосе де Сан-Мартина, а в 1953 Национальный Конгресс Аргентины купил картину Соколова «Генерал-освободитель Хосе де Сан-Мартин» для его главной палаты. Картины Анатолия Соколова были показаны в различных городах Аргентины, Чили, Боливии,Парагвая. Главным образом, картины Аргентинского цикла пронизаны драматическими сюжетами из истории страны. Однако, он также писал каждодневные сцены, наполненные местными цветами и юмором. Художник провел больше года на севере страны, изучая образ жизни и привычки аргентинских ковбоев — гаучо.
Таким образом, на его третьей попытке начать новую жизнь Анатолий Соколов наконец стал известным. На сей раз судьба была добра — возможно пожелание дать компенсацию за все страдания художника: Его имя начало появляться в прессе — сначала в Латинской Америке, потом в Соединенных Штатах. Однажды Анатолий Александрович нашел письмо из Калифорнии в его почтовом ящике. Это было письмо от его давно потерянного брата, о котором сообщили, что он пропал без вести во время гражданской войны. На самом деле, он отступал в восточном направлении вместе с Белой Армией, пересек всю Россию, достиг Китая и в конце концов попал в Сан-Франциско.
Без задержки, Анатолий Соколов переехал в Соединенные Штаты, в 1962 к нему присоединились его жена, Александра, и его сын, Игорь. Казалось, всё закончилось благополучно, семья была наконец воссоединена. Но переехав в Калифорнию, Анатолий пережил очень сложную операцию на сердце, которая уничтожила все его сбережения. Но его огромная энергия и талант не позволили Соколову сдаться. В течение последних десяти лет его жизни в Соединенных Штатах (он скончался в 1971), художник написал 19 монументальных картин. Все они рождены благодаря его долгим дням в библиотеках, где он изучил историю своей новой родины.
Особенный интерес представляют картины периода «Лексингтон» (маленький городок в Массачусетсе, где произошла первая перестрелка между американскими колонистами и британскими постоянными войсками,19 апреля 1775), «Зимний март Генерала Джорджа Вашингтона» (эпизод 1777 г., отмеченный чрезвычайными затруднениями для Континентальной Армии), «Эмиссары лорда Корнуэльса в Штабе Джорджа Вашингтона» (19 октября 1781, британская Армия, возглавляемая генералом Корнуоллисом, сдалась Генералу Джорджу Вашингтону).
Умер Анатолий Александрович Соколов в мае 1971 года в Сан-Франциско (Калифорния,США), так и не завершив задуманный им цикл из 12 картин, которые должны были показать историю образования независимых американских Штатов.
Работы Соколова находятся в музеях и частных коллекциях Германии, Румынии, Австрии, в Rivadavias Gallery и Музее Генерала Хосе де Сан-Мартина в Буэнос-Айресе (Аргентина), в галереях Jamison и Maxwell в США.