Вегенер Александр Николаевич
Вегенер Александр Николаевич (3 июня 1882, Рыбинск — 2 сентября 1927, Москва) — русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, профессор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского.
Родился 3 июня 1892 года в городе Рыбинске. Из потомственных дворян Ярославской губернии. Отец, Николай Густавович Вегенер, 1854 г. рождения, из обрусевших немцев, кадровый офицер, полковник в отставке, участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, мать, Варвара Платоновна (урождённая Мамонова), 1856 г. рождения, дочь русского дворянина.
На службе с 1 сентября 1900 г.. Окончил в 1900 г. Псковский кадетский корпус, 1903 г. — Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. С 10 августа 1903 г. подпоручик (со старшинством с 13 августа 1901 г.). Назначен в 1-й Кавказский сапёрный батальон.
Военный воздухоплаватель
Участник Русско-японской войны в качестве наблюдателя в составе 1-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона.
Участвовал в 1905 г. в рекогносцировках с привязного аэростата под огнём неприятеля у деревень: Холянтай — 5 января, Сандепу — с 7 по 18 января, Лидиутунь — 20 января, Сяотайцзы — 22 января.
Участвовал в боях в районе Мукдена с 18 по 26 февраля 1905 г., был ранен. С 24 августа 1905 г. поручик (со старшинством с 13 августа 1905 г.). В 1906 г. окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка и служил там заведующим унтер-офицерским классом. С 1 октября 1909 г. — штабс-капитан (со старшинством с 13 августа 1909 г.).
В 1910 г. окончил по первому разряду Николаевскую инженерную академию. С 29 мая 1910 г. — капитан-инженер (со старшинством с 23 мая 1910 г.).
Лётчик и авиаконструктор
7 июля 1911 г. окончил Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (первый выпуск). Вместе с поручиками Г. А. Гальвином, А. В. Сахаровым, Б. Н. Фирсовым и военным инженером поручиком Д. А. Борейко учился летать у С. А. Ульянина и был оставлен в постоянном составе.
Летом 1911 г. капитан А. Н. Вегенер, заведующий практическими занятиями в Гатчинской школе авиации, построил биплан Вегенера 1. По схеме самолёт был похож на «Фарман-IV», но имел закрытые обтекателем места двух человек — ученика и инструктора — с выключаемым управлением ученика (возможно, впервые в мире), а также некоторые конструктивные улучшения. Самолёт использовался в школе в качестве учебного. Весь 1912 г. Вегенер провёл во Франции, практикуясь на авиационных заводах и школах. Военный лётчик (1913 г.). В 1913 г. командирован в Англию для участия в специальных опытах по стрельбе с аэропланов.
Командир авиароты и начальник Главного аэродрома
С начала Первой мировой войны командовал 14-й воздухоплавательной ротой 9-й армии (с 18 июля 1914 г.). Отличился при обороне Ивангорода. Командир 5-й авиационной роты 4-й армии (3 ноября 1915 г.). За отличия в делах против неприятеля произведён в подполковники (15 февраля 1915 г.). Председатель приёмочной комиссии при Главном военно-техническом управлении (с 27 октября 1915 г.). В апреле 1916 г. создал и возглавил первую в России организацию, предназначенную для Государственных испытаний авиационной техники - Главный аэродром под Петербургом. С 6 декабря 1916 г. полковник. В 1917—1918 гг. Главный аэродром базировался в Херсоне.
На службе в РККВФ
23 февраля 1918 г. вступил в Красную Армию. В 1918 году при Управлении Военного Воздушного Флота был создан совет Главного аэродрома, председателем которого был назначен А. Н. Вегенер. С 1919 г. участвует в создании и работает преподавателем в Киевской школе авиационных техников-механиков КВФ Украины, затем в Главвоздухофлоте, а когда создаётся лётный отдел, становится его начальником. 30 сентября 1919 г. Вегенер был избран членом коллегии лётного отдела ЦАГИ. В 1920—1923 гг. А. Н. Вегенер был на ответственных должностях в Главном Управлении Воздушного флота: инженер школы Главного управления РКВФ, старший инженер Главного управления РКВФ и одновременно постоянный член НТК ВВФ, постоянный член комиссии при Особом совещании Реввоенсовета СССР. Выступил инициатором создания 7 июля 1920 г. при Главном Управлении Воздушного флота лётного отдела для испытаний авиационной техники и возглавил его. На его базе, по образцу и подобию Главного аэродрома, создал Опытный аэродром (в дальнейшем Научно-опытный аэродром, НИИ ВВС, ГЛИЦ МО РФ).
23 сентября 1922 г. назначен первым начальником Академии военно-воздушного флота РККА им. Жуковского. В 1922—1927 гг А. Н. Вегенер профессор, начальник кафедры аэронавигации, старший руководитель ВВА им. Н. Е. Жуковского. В 1920-е годы А. Н. Вегенер опубликовал 8 книг и более 10 статей в журналах по вопросам аэронавигации, воздушных сообщений, оборудования аэродромов, лётных испытаний самолётов.
10 июня 1927 г. арестован. 29 августа 1927 г. приговорён Коллегией ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности к расстрелу. 2 сентября 1927 г. расстрелян. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Реабилитирован 7 апреля 1993 г.
Награды
Орден Святой Анны 4-й ст. с надписью: «За храбрость» (1905 г.)
Орден Святого Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (1905 г.)
Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1905 г.)
Орден Святой Анны 2-й ст. (06.12.1910 г.)
Орден Святого Станислава 2-й ст. (1913 г.)