Владикавказский кадетский корпус 1901

История

Решение об учреждении Владикавказского кадетского корпуса было объявлено в приказе по военному ведомству 26 августа 1901 г. за  № 310. Его открытие состоялось       1 сентября 1902 г. и было приурочено к 100-летию присоединения  Грузии к Российской империи. В строю в день открытия стояло 70 кадет первого класса. В основном это были дети казаков, а также офицеров и чиновников, проходивших службу на Кавказе. Формирование корпуса проходило в течение 7 лет по мере набора воспитанников. Занятия воспитанников первого набора начались во временных помещениях, наскоро переоборудованных казармах 81-го пехотного Апшеронского полка. Корпусной и храмовый праздники отмечались в один день – 5 октября.

Император Николай  II собственноручно начертал на указе об  учреждении корпуса: “Дай Бог успехов вновь возникающему корпусу”. Приветственные  телеграммы  с пожеланиями кадетам со временем стать “людьми умственно развитыми, нравственно воспитанными, согретыми любовью к Богу и воодушевленными на всякий подвиг во имя любви к Отечеству” прислали Главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович,  Великий князь Михаил  Николаевич, военный министр и другие официальные лица. Поздравления пришли от всех  российских кадетских корпусов.   

В 1902 г. штат официальных лиц корпуса состоял  из директора корпуса, инспектора классов, ротного командира, офицеров-воспитателей, которые полностью отвечали за учебный и воспитательный процесс порученного им отделения, смотрителя зданий, врача, секретаря, бухгалтера и эконома.

В августе 1904 г. корпус переехал в специально построенное для него здание. На     1 января 1906 г. штатная  численность воспитанников Владикавказского кадетского корпуса составляла 285 человек, фактически обучалось на 17 воспитанников больше. К началу 1908-1909 учебного года  в корпусе уже насчитывалось 500 кадет и 22 офицера. Кадеты были распределены по 4 ротам – от подготовительного до седьмого класса. 

По данным на май 1913 г. во Владикавказском кадетском корпусе  при штатной численности в 500 воспитанников по списку числилось 619 кадет: казеннокоштных – 287, штатных стипендиатов казачьих войск – 212, своекоштных – 58,  стипендиатов сверх комплекта – 62. Все воспитанники были уроженцами Кавказа  и  детьми казаков. По вероисповеданию кадеты  распределялись следующим образом: православных – 586, старообрядцев – 1, лютеран – 2, католиков – 6, армяно-григорианцев –  4, мусульман – 26.  По происхождению: потомственных дворян – 213, детей офицеров и чиновников – 356, детей потомственных  почетных граждан – 49,  детей лиц духовного звания – 6, детей иностранных подданных – 2. В общем  числе  воспитанников уроженцев Кавказа  - 123.

После открытия в корпус ежегодно должно было приниматься 70 интернов. В приготовительный класс принимали мальчиков 7-8-летнего возраста, в первый –  9-10-летних. Приготовительный и первый класс входили в четвертую роту, второй и третий – в третью, четвертый и пятый – во вторую. Первая рота комплектовалась шестым и седьмым классами. Согласно данным «Терского календаря» на 1903 г. из общего числа вакансий 213 предоставлялось стипендиатам казачьих войск, остальные 287 воспитанников должны были содержаться на казенный счет, в том числе дети служащих или служивших на Кавказе офицеров и чиновников без различия национальностей. Однако  потребность в  обучении  детей  военнослужащих, чиновников и служащих, проживавших в регионе, была настолько велика, что  в корпус принималось значительно больше детей, чем было предусмотрено штатным расписанием.

Установленная штатная численность корпуса никак не удовлетворяла нуждам многочисленного офицерского состава строевых частей и военно-административного управления Кавказского военного округа. Увеличить численность кадетского корпуса    из-за финансовых трудностей не было никакой возможности, хотя просторные помещения и позволяли содержать  большее число кадет.

31 октября 1904 г. в присутствии Главного начальника военно-учебных заведений Великого князя Константина Константиновича  был освящен корпусной храм во имя  Святого Алексия, митрополита Московского. 8 июля 1908 г. Владикавказскому корпусу было вручено корпусное знамя.

По отзывам современников, кадеты первых наборов производили  впечатление дисциплинированных, подтянутых детей и юношей, отличавшихся бодрым и здоровым внешним видом и  хорошей строевой выправкой. Дисциплина в корпусе была строгой. По воспоминаниям одного из кадет, переведенного во Владикавказ из  Полоцкого корпуса, первое время ему сложно было привыкнуть к повышенной требовательности офицеров нового корпуса. На попытку оправдаться за опоздание в строй, следовало строгое замечание офицера-воспитателя: «Потрудитесь не опаздывать».

Как и в других кадетских корпусах, в каждой роте и каждом классе имелась своя большая икона, и  новый день в корпусе начинался с молитвы. Ежедневно в корпусе было шесть уроков, строевая и военная подготовка. Кадеты активно занимались спортом. Начиная с третьего класса, они стреляли в тире из трехлинейной винтовки. 26 июня 1916 г. на корпусном  плацу даже состоялся матч по регби между  двумя  командами  англичан, гостившими  во  Владикавказе.

Ежегодно 5 октября в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, Владикавказский  кадетский корпус праздновал свой  храмовый праздник. В этот день в корпусе устраивался большой бал, на который приглашалось большое количество гостей. В том числе гимназистки со своими классными дамами. Гордостью корпуса был духовой оркестр из 60 воспитанников, основанный преподавателем музыки А.Н.Чефроновым.  Оркестр исполнял мазурки, вальсы и другие бальные  танцы. Кадеты в парадной форме, в белых перчатках кружили по залу. Белые перчатки менялись после каждых двух танцев и лежали по размерам на отдельном особом столике.

В январе 1905 г. Владикавказский кадетский корпус посетил с инспекторской проверкой  генерал-лейтенант Бутовский, доложивший о результатах  проверки   Главному начальнику военно-учебных заведений: «Владикавказский корпус существует всего три года, но дети окружены в корпусе трогательной отеческой заботой директора и сослуживцев. У детей веселое настроение, прекрасное отношение к учебе и предъявляемым требованиям. Здоровые лица, ясные, светлые, приветливые глаза. Доверчивость, отзывчивость с первого взгляда говорят в пользу этих детей. По отзывам  начальства, правила вежливости и должного уважения к старшим редко нарушаются младшими кадетами».

Характеризуя условия проживания кадет, инспектор отметил: «В каждой спальне имеется по 4 лампы и 12 голубых матовых фонарей, которые горят в спальне всю ночь. После того, как кадеты улягутся, лампы тушатся.  Все ванные и умывальные комнаты имеют опрятный вид. Умывальники выполнены в виде фаянсовых тазов, соединенных между собой металлическими стержнями. Выглядит все красиво, но для ремонта сложно. Кадеты спят на кроватях с сетками и облегченными матрацами. В корпусе имеются рекреационные залы для каждой роты. Обстановка в залах включает 12 столов, 72 стула, 24 деревянных дивана без спинок. Залы большие светлые. Хорошо оборудован гимнастический  зал. В корпусе имеется 3 карцера при помещении 3 роты. Карцеры не обставлены, так как пользоваться ими пока не приходилось. Кормят в корпусе хорошо,  мясной завтрак 6 раз в неделю, к утреннему чаю с булкой подают стакан молока. Вечером – холодное мясо или котлета. Лагерь в корпусе не устроен». 

В 1914 г. корпус посетил Николай II, возвращавшийся  с  русско-турецкой границы. Он побывал в лазарете для раненых нижних чинов при корпусе, присутствовал в церкви на кратком молебне.

Преподаватели и воспитатели все делали для того, чтобы  учебная программа успешно осваивалась ими. Они стремились воспитать в кадетах чувство долга, привить им понятия чести и любви к родине. Когда началась первая мировая война, многие офицеры ушли добровольцами на фронт: помощник инспектора классов М.Н.Демин, преподаватель французского языка, этнический француз, А.Ф.Фауси, офицеры воспитатели П.Панкратов, Е.П.Штригель, Г.Э.Келер. Кадетам было известно об отъезде этих офицеров, и они гордились ими.

Вместе с тем следует отметить, что офицерский и преподавательский состав   испытывал большие трудности при обучении и воспитании  кадет. Во многом это объяснялось комплектованием корпуса малолетними детьми, в большинстве случаев, из неинтеллигентной среды, уроженцев кавказского региона, простых  казаков, детьми с улицы, выросшими в глухих аулах и станицах, без домашнего воспитания, без  элементарных понятий о чистоплотности.

Представители народностей, обучавшихся в корпусе (грузины, лезгины, осетины, армяне, кабардинцы, казаки и другие),  русский язык знали плохо, и это в значительной степени затрудняло их обучение по всем, без исключения, предметам. Родители многих кадет к сожалению, также не  знали  русской  грамоты, а у 15 кадет первого набора родители вообще не говорили  по-русски. Во время каникул кадеты 1-го и 2-го классов практически забывали русский язык. Инспектору классов приходилось планировать большое количество дополнительных занятий, посещение которых многие воспитанники всячески пытались избежать. В 1906 г. из-за слабого усвоения кадетами 4 класса  курса арифметики за предыдущий год, им были назначены 2 дополнительных урока по математике  вместо чтения воспитателями книг и строевой подготовки. Директор корпуса неоднократно ставил вопрос об открытии  двухгодичных приготовительных классов.

В конце апреля 1906 г., накануне переводных экзаменов, директор корпуса генерал-майор Линевич провел проверку  всех рот по строевой подготовке и  гимнастике, присутствовал на занятиях по музыке, танцам, пению и ручному труду. По итогам этой проверки  был издан приказ, в котором отмечалось:

«Строевая подготовка. Строевая стойка у кадет во всех ротах, за редким исключением, вполне удовлетворительная. Повороты и вздваивание рядов отделения проводят довольно четко. Оба отделения 1-го класса подготовлены хорошо.

Гимнастика. Вольные упражнения  со снарядами все воспитанники выполняют хорошо. Лучше других через «кобылу» прыгают воспитанники IV класса  3 отделения. Вообще все воспитанники корпуса к гимнастике относятся хорошо и ее преподавание поставлено прекрасно.

Танцы. Подготовка кадет всех отделений, на занятиях которых пришлось присутствовать, оставляет желать лучшего. Кадеты танцуют на каблуках, у них нет достаточной грации и плавности в движениях. Не выработаны элементарные танцевальные приемы. Необходимо обратить внимание на правильность обучения танцам.

Пение.  Церковный хор поставлен вполне удовлетворительно. Обиход знает твердо, поют стройно и согласовано при правильном  произношении слов. Церковные песнопения усвоены настолько хорошо, что кадеты могут  исполнять их без регента под управлением одного из товарищей.

Музыка. Обучение игре на музыкальных инструментах началось в 1905 г. и идет вполне удовлетворительно. Кадеты занимаются хорошо, с большим старанием, и духовой оркестр неплохо исполняет нетрудные марши и другие пьесы. 104 воспитанника обучаются игре на струнных инструментах.  Обучение идет вполне успешно.

Ручной труд. 28 кадет обучается столярному ремеслу, 15 токарному, 23 учатся  изготовлять щетки, 60  обучается переплетному делу».

Как  и во всех кадетских корпусах, во Владикавказе первостепенное значение уделялось религиозному воспитанию.

Накануне Великого поста в приказе директора кадетского корпуса  говорилось:

«На четной неделе Великого поста кадетам предстоит говеть и приобщиться Святым Таинствам. Отнестись к этому надо с благоговением и обдумыванием. Законоучителю в своих беседах разъяснить и подробно указать, как надлежит говеть православным христианам. Господ ротных командиров и офицеров-воспитателей прошу путем соответствующих разъяснений  ввести воспитанников в понимание всей святости тех таинств, к которым они готовятся, поддержать в кадетах надлежащий внутренний настрой, и поведение их будет хорошим. Господам служителям говеть вместе с кадетами.

Говение начать с вечера понедельника и приводить кадет к 8.30 утра к литургии прежде освящения даров в 9 часов утра. Вечернее богослужение в 18.00 часов вечера. Исповедь в дни и часы, назначенные расписанием. В день причащения литургия в 8 часов утра. Господам отделенным воспитателям заготовить исповедные списки кадетам православного вероисповедания и передать их священникам корпуса».

В приказе директора корпуса № 342 от 31 декабря 1906 г. указывалось: «Завтра     1-го января  по случаю праздника Обрезания Господня и Нового года будет совершено в корпусе  церковное богослужение и Господу Богу молебствие. Присутствие всех чинов корпуса и кадет обязательно, форма одежды парадная».

В дни Пасхальных каникул для кадет, оставшихся в корпусе, предусматривались следующие мероприятия (из приказа директора за 1906 г.):

30 марта, четверг,  18.00 – чтение 12 Евангелий;

31 марта, пятница, 12.00 – вынос Святой Плащеницы;

                                 18.00 – погребение Святой Плащеницы.

1 апреля, суббота,   7.30 утра – прикладывание к Святой Плащенице;

                                  9.30 утра – утренняя Литургия;

                                 11.30 утра – заутрення и обед.

Одним из самых важных событий в жизни кадетского корпуса был роспуск кадет на каникулы и прием их в корпусе после каникул. Для руководства корпуса как роспуск воспитанников на каникулы, так и встреча их после каникул были исключительно ответственными мероприятиями.

В приказе директора Владикавказского кадетского корпуса  № 118 от 28 апреля 1906 г. накануне разъезда кадет на летние каникулы говорилось:

«Скоро наступят летние каникулы, и Вы на продолжительное время расстанетесь с корпусом. Припомните мои приказы и советы о том, как нужно держать себя дома, где не всегда есть возможность тщательно наблюдать за Вами. Ежедневно молитесь Богу и по праздникам ходите в церковь, соблюдайте чистоту тела и души и не загрязняйте ее дурными помыслами. Старайтесь помогать своим родителям, в чем можете, обдумывайте свои слова и поступки. Будьте осторожны с огнем, водою, оружием и животными.

К старшим  всегда относитесь с почтением, отдавайте честь, кому полагается, как Вам это объясняют и учат Вас в корпусе. Особенно уважайте и не огорчайте своих матерей и сестер и других родных и чужих Вам женщин. Будьте особенно сдержанными и вежливыми с женщинами, тщательно избегайте всего, что может оскорбить их.

Развивайте в себе трудолюбие, для чего приучайтесь намечать с вечера, что нужно Вам сделать в течение следующего дня. Не заражайтесь дурными примерами, если в среде знакомых и даже родных встретите сверстников, обленившихся вследствие  продолжительной праздности. Помните, что в детском возрасте полезные знания приобрести легче, чем когда сделаетесь взрослыми. Лучший для этого способ –  учебник и книга. Мы переживаем время, требующее упорного постоянного труда, поэтому непременно делайте сами  все, что в ваших силах, будьте бережливы, не гнушайтесь никакой работы, с прислугой же всей обращайтесь ласково и вежливо, на Вы. Одевайтесь чисто и по форме.

Поддерживайте и берегите доброе имя всем дорогого нам корпуса». 

5 августа 1906 г. накануне прибытия кадет из отпуска директор корпуса издал приказ за  № 195 «О прибытии кадет из отпуска». Приказ гласил:

  1. Кадеты, возвращающиеся из отпуска, обязаны явиться к входу, ведущему в ротные спальни. В день приезда кадет в дверях их должен встречать служитель, который будет указывать, куда идти.
  2.  Войдя в коридор, ведущий в спальню, кадеты снимают верхнее платье (брюки, рубаху, обувь), которые дядьками выносятся во двор на проветривание и чистку.

Сами кадеты идут в баню. Их поклажу принимает каптенармус. В бане кадеты получают чистое  белье из корпусного цейхгауза. Если понадобится, кадет стричь наголо. Белье кадет после того, когда они разденутся, выносится в прачечную, где оно погружается в мыльный кипящий карболовый раствор.

  1. Вымытые и одетые кадеты  идут в роты. Старшему врачу организовать обязательный медицинский осмотр. Опоздавшие по болезни кадеты выдерживаются в лазарете.
  2. Когда все кадеты будут уведены в роту, необходимо осмотреть в присутствии офицеров-воспитателей их багаж  и все, что моется, немедленно отправить  в прачечную для погружения в мыльный карболовый раствор.
  3. Чемоданы обтереть сырой тряпкой смесью очищенного французского скипидара с водой и вынести в специальное помещение, предназначенное на случай возможного возникновения эпидемий. Вещи, которые можно проветрить, вынуть из чемоданов на проветривание.

6.   Кадет, прибывших ночью, до утра размещать в лазарете».

Среди грубых нарушений дисциплины во Владикавказском кадетском корпусе одно из первых мест занимал так называемый «классный обман» – пользование шпаргалками. Со шпаргалками решительно боролись, но изжить их не удавалось, несмотря  ни  на какие строгости. В данном случае сказывалось,  прежде всего, плохое знание кадетами, выходцами с Кавказа, русского языка, основ математики и  желание с помощью шпаргалок восполнить пробелы  в  усвоении программы.

В приказе директора корпуса № 135 от 15.05.1906 г. по итогам  работы педагогического комитета было отмечено: «Кадет 3 класса 2 отделения Саркис Шахназаров на уроке русского языка дурно сидел, разговаривал, на неоднократные замечания преподавателя не обращал никакого внимания.  Когда  преподаватель предупредил, что  он сделает запись о дурном поведение кадета в классном журнале,  Шахназаров вскочил на ноги и стал  назойливо просить не делать запись в журнале. Когда же преподаватель все-таки сделал запись, Шахназаров схватил журнал со стола и с раздражением бросил его на стол. Принимая во внимание, что это уже не первый случай грубого поведения Шахназарова, чем он дает дурной пример сверстникам, предписываю согласиться с решением ротного командира: 1) Сбавить Шахназарову  балл  за поведение с 5 на 4; 2) Снять с него погоны;  3) Временно воспретить вход в класс, определив место для занятий в рекреационном зале; 4) О дурном поведении  и его последствиях сообщить родителям.

Кадет Николай Полчанинов в строю допустил пререкания с офицером-воспитателем. Согласиться с решением ротного командира: 1) Сбавить бал по поведению с 6 на 5; 2) Арестовать (в праздники) на 12 часов; 3) О проступке и поведении сообщить родителям.

Кадеты 3 класса Георгий Микеладзе и 1 класса Копе Мика во время отпуска все время проводили на улице и вели себя дурно. Предписываю не увольнять их впредь до моего распоряжения.

Кадеты 3 класса 3 отделения позволили себе безобразную выходку в отношении преподавателя арифметики. За то, что никто из отделения не остановил кадет, допустивших грубость, выношу порицание всему отделению. Лишаю кадет отделения моего доверия и впредь воспрещаю им  до особого распоряжения отпуск  в праздничные дни».    

Бичом  Владикавказского корпуса было курение, кадеты начинали курить уже в 1 и 2 классах. В 3-й роте офицеры-воспитатели неоднократно находили махорку, что, по их мнению, превосходило все рамки приличия. Замеченные в курении кадеты получали самые различные взыскания – от замечаний до ареста и срезания погон.  

В начале 1913 г. во Владикавказском кадетском корпусе состоялись массовые беспорядки, когда  около 30 кадет  третьего, четвертого и пятого классов выступили с протестом  против якобы повышенной требовательности молодого офицера-воспитателя к кадетам - злостным курильщикам,  замеченным в курении в расположении одной из рот. Протест кадет выразился в организации так называемого «бенефиса»: шуме, выкриках в строю, мяукании, тушении света. 13-ти  кадетам был сбавлен балл за поведение, 5 кадет  подвергнуты  аресту от 1 до 2 суток.

Директор корпуса генерал-майор Российский лично неоднократно задерживал курильщиков в самых неожиданных местах и требовал от ротных командиров и офицеров-воспитателей решительно бороться с этим злом. Он предъявлял серьезные претензии к офицерам-воспитателям, с разными  требованиями  подходившими к курильщикам.

В 1914 г. во Владикавказском кадетском корпусе было отмечено 35 случаев непочтения к  старшим и «дерзости», воровства и употребления спиртных напитков. Довольно часто возникали серьезные потасовки, драки во время игры в футбол между казаками и грузинами. Грузины в корпусе были самыми чувствительными воспитанниками и считали, что к ним все в корпусе относятся  очень плохо.

Следует также отметить, что  грузины, осетины, дети других  народов Кавказа тяжело переносили сырой климат Владикавказа. Город окружало большое количество болот. Воспитанники корпуса страдали от лихорадки. Вода, которую пили кадеты из-под крана, была очень низкого качества. В 1913 г. в корпусе после каникул широко распространился стригущий лишай. В октябре этого года стригущим лишаем переболело около 90 кадет. В том же году у 135 кадет была зафиксирована близорукость. 45 воспитанникам было официально разрешено ношение очков.  

В корпусе приходилось решительно бороться против лжи и нечестности. Кадеты всячески изворачивались, они не привыкли сознаваться даже в незначительных проступках. Ложь, нечестность, отмечавшиеся у кадет, по мнению  воспитателей, были следствием домашнего воспитания, где нагайка играла большую роль. Боясь нагайки, дети усвоили привычку не сознаваться  в своих проступках. 

В 3-м  классе кадеты решили объявить бойкот одному из своих товарищей. Офицеру-воспитателю удалось предотвратить этот бойкот, тогда кадеты решили отомстить воспитателю и разрезали на его пальто петли. Виновных найти не удалось. Во 2-м классе был чернилами измазан стул преподавателя.

В 1914 г. самой тяжелой в корпусе по своему составу была 1-я рота, а 5-й класс, входивший в эту роту, по поведению считался разнузданным. В этом  классе по списку было 36 кадет, 22 из них были второгодниками. В 7-м классе 2 воспитанника были исключены из корпуса: один за употребление спиртных напитков, другой за кражу.     

Кроме кадетского корпуса во Владикавказе были мужская и женская гимназии.  Из-за гимназисток  кадеты постоянно вступали в конфликт с гимназистами. Директором женской гимназии была жена командира 4-й роты кадетского корпуса полковника Дударова. В гимназии обучалось много сестер кадет и очень много «симпатий», к которым кадеты были не равнодушны. Корпус и женская гимназия дружили. Каждый год выпускные гимназистки  посылали в корпус приглашения на выпускной бал: седьмому классу общее, а шестому и младшим именные.

В 1914 г. среди выпускных гимназисток оказалось большинство сторонников гимназистов, и в кадетский корпус седьмому классу были направлены лишь именные приглашения. Кадетам стало известно, что гимназистки решили  в определенной степени ущемить интересы  кадет, а во время совещания о направлении приглашений некоторые гимназистки говорили, что от кадетских сапог пахнет дегтем. Кадеты приняли решение на выпускной бал не идти и послать  седьмому классу гимназисток от седьмого класса кадетского корпуса  чайник. Во Владикавказе чайник имел символическое значение: «получить чайник» – значило «оставить с носом».    

Кадеты нашли большой медный чайник, завернули его в несколько слоев бумаги, уложили в коробку от шляпы, упаковали в красивую бумагу, перевязали разноцветными лентами с бантиками и написали славянской вязью: «Седьмому классу от кадет-владикавказцев». В коробку вложили записку: «Осторожно».  Доставить  подарок поручили кадету Снегову.

В гимназии бал начали, но все с нетерпением ожидали прихода кадет. Директриса несколько раз звонила в корпус, где ей сказали, что кадеты скоро придут. Гимназистки обрадовались, когда увидели кадета Снегова с красиво упакованным свертком. Узнав, что это подарок от кадет, гимназистки сразу решили, что кадеты «душки» и всегда внимательны к дамам, и «держат адский тон», что гимназистам никогда не пришло бы в голову прислать подарок,  что это очень тонко и толково, кадеты – истинные джентельмены. Танцы прекратились, всех интересовало, что находится в коробке. Когда вскрыли коробку и увидели записку с надписью «осторожно»,  директриса  велела всем  отойти от коробки.

В гимназию прибыл  полковник Дударов и со всеми мерами предосторожности  шашкой взрезал ленты, которыми был перевязан сверток. Когда из бумаги был извлечен чайник, классные дамы  захихикали и ушли из классной комнаты, где происходило вскрытие коробки. В танцевальном зале стояла мертвая тишина. Кто-то не выдержал и произнес: «А здоровый, говорят, чайник прислали».

В корпусе в это время один из воспитателей пытался построить кадет и вести на бал. Однако желающих не было. Кто-то ссылался на усталость после увольнения, кто-то на необходимость лучше подготовиться к  урокам в понедельник. Ротный командир, почуяв, что готовится «бенефис», вызвал в корпус всех воспитателей. Сначала все приходящие из увольнения кадеты не знали о сложившейся ситуации и с радостью начинали переодеваться в парадную форму. Однако, получив разъяснения, они подходили к воспитателю и говорили, что передумали идти на бал. Кадет стали отправлять в карцер. Скоро карцер был переполнен. Кадет стали лишать увольнения. Ни в одном из классов желающих идти  на бал не оказалось.

Бал был сорван. Разозленные гимназистки все зло вымещали на гимназистах. На другое утро в седьмой класс пришел директор и обратился к кадетам с вопросом: «Что за ерунда? Почему никто не пошел вчера на вечер? Почему послали гимназисткам  чайник, почему не сапог? Ничего не понимаю. Да и чайник-то  выбрали бы новый, а то старый, дырявый…» Директор долго хохотал, когда ему объяснили причину происшедшего. «Надо оберегать корпоративные начала», – сказал директор. Директриса гимназии навестила директора корпуса и сказала, что персонал гимназии считает себя обиженным этой выходкой. Фельдфебелю было приказано явиться в гимназию и извиниться за кадетскую выходку. Фельдфебель прибыл в гимназию и в присутствии всего персонала гимназии, не прикладываясь к руке директрисы, извинился за то, что выпускные гимназистки (он сделал поклон в сторону гимназисток) получили от кадетского корпуса чайник. На вопрос директрисы о том, раскаиваются ли кадеты в своем поступке, фельдфебель ответил, что на этот счет директор никаких приказаний не отдавал». 

«Журавль» писал о владикавказцах:

                               Кто хранит фасон Кавказа?

                               То кадет Владикавказа.

                                     Загибать привык салазки,

                                     То кадет владикавказский.

                                Кто целует прямо в глазки?

                                То кадет владикавказский.

                                      Кто орет, закрывши глазки?

                                      То кадет владикавказский.

В 1916 г. в связи с приближением фронта во Владикавказ была переведена 1-я рота Полоцкого кадетского корпуса, которая разместилась в здании Владикавказского кадетского корпуса (О пребывании полочан во Владикавказе подробно рассказывается в очерке о Полоцком кадетском корпусе).

Директорами кадетского корпуса последовательно были:

  1. Генерал-майор Н.А. Линевич                                      (1901-1906);
  2. Генерал-майор И.Г. Соймонов                                    (1906);

3.   Генерал-майор  Российский

Владикавказский кадетский корпус сделал девять выпусков. Выпускники  кадетского корпуса с честью несли  звание кадета-владикавказца. «За неоднократные разведки в период с 25 сентября  по 18 октября  1914 г., проведенные при обстановке исключительной трудности в тылу расположения противника»,  выпускник корпуса И.Гусаков (1912)  был удостоен Георгиевского оружия и Георгиевского креста 4-ой степени. В июне 1916 г. И. Гусаков погиб. Георгиевскими крестами за воинскую доблесть были также награждены бывшие питомцы корпуса подпоручик Вакуловский, хорунжие Скоробогатый и Кофанов. Георгиевским оружием – подпоручик Вачнадзе и хорунжие Букановский и Непокупной.

Занятия в корпусе продолжались до осени 1919 г. Во второй половине октября 1919 г. во Владикавказ в силу сложившихся обстоятельств  перебрался Петровский-Полтавский кадетский корпус, где он гостеприимно был принят  владикавказцами. Вновь прибывших  разместили на первом этаже Владикавказского корпуса.  Полтавские кадеты взяли на себя ответственность за охрану корпуса ввиду того, что в его окрестностях  было неспокойно, происходили нападения ингушей, чеченцев  и других выходцев с Кавказа.

С учетом  размещения  во Владикавказе кадет Полоцкого корпуса в общей сложности там скопилось до 900 кадет. Весной 1920 г. было принято решение об эвакуации кадетских корпусов из Владикавказа в Крым. Эвакуировать решили  через порты Грузии. В начале марта 1920 г. все кадетские корпуса с персоналом и семьями, общей численностью около 800 человек, походным порядком  выступили из Владикавказа. Дорога до Кутаиси заняла семь дней. Оттуда кадеты всех корпусов по железной дороге были доставлены в Батуми. В конце мая кадетские корпуса были доставлены в Крым. По прибытии в Крым произошло объединение трех корпусов и одиночных кадет других корпусов в один.  Новый  кадетский корпус получил наименование «Сводный Полтавско-Владикавказский кадетский корпус». 22 октября 1920 г. генерал Врангель издал приказ, в соответствии с которым корпус стал именоваться «Крымский кадетский корпус». Корпусу был присвоен алый погон с белой выпушкой и с двумя переплетенными буквами «К» желтого цвета.  В ноябре  1920 г. Крымский кадетский корпус был эвакуирован в Югославию.

 

Краткая  библиография:

 

  1. Памяти Н.А.Линевича, «Педагогический сборник», ноябрь 1908 г.
  2. А.М.Плеханов, А.А.Попов, «Наследники Суворова», Москва, «Русаки», 2001 г., 280 с.
  3. РГВИА, ф.725, оп. 52, д.260, «Приказы по Владикавказскому кадетскому корпусу за 1906 г.»
  4. «Терский календарь», 1903 г.;
  5. РГВИА, ф. 725, оп. 53, д.4016; «Отчеты об осмотре кадетских корпусов в       1914 г..».

6.  «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910». Составил Ф.В.Греков. Москва, 1910 г.   

7.  «Кадетская перекличка», № 68-69, Нью-Йорк, июнь 2000 г., 294-300 с.

8.   РГВИА, ф. 725, оп. 53, д. 4002, «Отчет о поездке для осмотра военно-учебных заведений, составленный генералом для особых поручений при Главном управлении военно-учебных заведений генерал-лейтенантом  Бутовским». Январь 1905 г.

 


Фасады и интерьеры
00 01 02 03
4 5 6 7
8 9 10 11
12 13 14

Начальники и педагоги
15 16 21 22
23 24 25

Выпускники
17 18 19 20

Наследие