Захарченко Виктор Львович

Захарченко Виктор Львович – родился 2 июля 1902 года в Севастополе. Кадет Морского Е.И.В.Н.Ц. Кадетского корпуса с сентября 1916 года. Кадет первого набора кадет, которым выпала честь открывать Морской корпус на берегу бухты Голландия в Севастополе 5 октября 1916 года.  В связи с закрытием МКК в Севастополе 22 июля 1917 года Временным правительством был переведен в Морское училище Петрограда. Где обучался до ликвидации новой властью. РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 1. Д. 8146. Л. 5 – 6 об. С группой воспитанников уезжает в Одессу. С ноября 1918 по март 1919 года на канонерской лодке «Кубанец». В конце марта уходит из Одессы на яхте «Лукулл» в Севастополь. Во ВСЮР и Русской Армии. Кадет МУ на посыльном судне «Веста». Был произведен в подпоручики Корпуса Корабельных офицеров 11 мая 1920 года – на миноносце «Пылкий». В июне 1920 года был откомандирован в Морской корпус в Севастополе для дальнейшего обучения. Эвакуировался в составе МК на кораблях Русской эскадры в Бизерту. На февраль - апрель 1921 года на учебном судне «Свобода» в практическом плавании. Отчислился из МКБ осенью 1921 года по собственному желанию.  Судьба неизвестна.

Брат: Захарченко Константин Львович – родился 17 января 1900 года в городе Люблин одноимённой губернии Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи. Окончил Киевскую гимназию в 1916 году и поступил в Морское училище в Петрограде. Осенью, за месяц до октябрьского большевистского переворота в 1917 году, в составе Морского училища Петрограда и Отдельных Гардемаринских классов (ОГК) едет во Владивосток под командованием капитана 1 ранга Китицына М.А. для прохождения корабельной практики. В 1918 году становится гардемарином Морского училища во Владивостоке. Во время октябрьского переворота крейсер вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» находился в плаванье, в Нагасаки. Узнав о революции, команда корабля восстала, но офицерам и гардемаринам, в числе которых был Захарченко, удалось разоружить мятежников. После этого инцидента корабль отправился в Гонконг, где судно и экипаж перешли в подчинение белогвардейского командования. Захарченко остался в экипаже «Орла», который в 1918 году был включён в флот адмирала Колчака, разоружен и превращён в учебный транспорт. В декабре 1919 года корабль вернулся во Владивосток. Во время службы на «Орле» был произведен в чин мичмана и награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В 1920 году, после поражения Колчака, «Орел» ушел в Средиземное море, а часть его команды, в том числе и Захарченко, высадилась в Калькутте.

 На вынужденной стоянке в Сингапуре в марте – апреле 1920 года сдав экзамены за курс МК, был произведен в корабельные гардемарины. При прибытии в Калькутту убывает с вспомогательного крейсера «Орел» и эмигрирует в США. В 1921 году поступает на авиационное отделение Массачусетского Технологического института (США), который оканчивает в 1925 году по специальности - инженер по аэронавтике.  Начал с чертежника, но к 1927 году был назначен ведущим конструктором «КейзЭркрафтКорпорейшен».  В 1928 году создает собственную фирму. Захарченко пригласил в фирму своего товарища по Петроградскому Морскому училищу, авиаинженера Илью Ислямова. Вместе они строили двухмоторный биплан, но из-за причуд Левина аппарат достроен не был, а фирма закрылась. Параллельно Захарченко работал в «WrightAeronauticalCorporation» — фирме, в своё время основанной братьями Райт. В начале 1930-х Захарченко работал заместителем главного конструктора Бориса Вячеславовича Корвин-Круковского в «EdoAircraftCorporation», расположенной в Колледж-Пойнт. Фирма занималась производством гидросамолётов и комплектующих к ним. В 1934 году - заместитель главного конструктора в фирме «ЭДО». Организует КБ и строительство авиазавода в Китае (Кантон).  Разработал к 1936 году легкий учебно-тренировочный биплан «Фушинг» и смог наладить его серийное производство. До начала Второй Мировой войны ведет серийное производство истребителей «Кертис»  в  Шанхае. Технический советник при правительстве Чан-Кай-Ши. В 1943 году переезжает в Сен-Луис. Главный конструктор вертолетного отделения фирмы «Мак-ДоннелЭркрафтКорпорейшен» и конкурент своего однокашника по МК в Петербурге главного конструктора авиации Игоря Сикорского. Создает ряд многомоторных вертолетов, в том числе первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта.  Ведет исследования по реактивной технике и ракетным двигателям. 29 августа 1947 года в воздух поднялся второй вертолёт, сконструированный Захарченко — McDonnell XH-20 «LittleHenry» (Model 38) — первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта, приводимого в движение посредством прямоточных воздушно-реактивных двигателей, установленных на концах лопастей. Конструкция представляла собой стальную раму с установленными на ней креслом для пилота и топливными баками, весил вертолёт всего лишь 125 кг. Относившийся к классу сверхлегких одноместных «воздушных мотоциклов» аппарат стал самым маленьким на то время вертолётом. Всего было построено два вертолёта этой модели и один его двухместный вариант McDonnell XH-29 (XH-20A). Первый XH-20 с июня 1953 года находится в экспозиции национального музея ВВС США. В 1947 году принимает американское гражданство. Директор экспериментального   подразделения бюро ВМС США по артиллерийскому и материально - техническому снабжению. Был награжден наивысшей наградой США за разработку снаряда «Петрель».  Ведет опытно - практические работы по управляемому ракетному вооружению. В 1948 году Захарченко ушёл из компанииМакдоннелла и переехал в Вашингтон. 1956 - 1976 годы занимает ряд должностей в министерстве обороны и Библиотеке Национального Конгресса США. Всю жизнь интересовался русской историей и очень любил Россию. Был женат, жена – Мари (урожденная Slattery).  Умер в 1987 году, в Вашингтоне, округ Колумбия.

Отец: Захарченко Лев Иванович – родился в Кронштадте. Во ВСЮР и Русской Армии. Весной 1920 года капитан товаропассажирского судна «Веста».  Дальнейшая судьба неизвестна, о жене   сведений нет. У Захарченко Льва Ивановича был родной брат Леонид Иванович – см. биографию ниже (1919-1920 годы).                                                                                                                   

Справка: В ноябре 1920 года товаро пассажирский пароход «Веста», планировался для эвакуации Морского госпиталя Севастополя, и ей было отведено место под погрузку в Южной бухте Севастополя. Но хозяин-коммерсант увел её в Новороссийск, потом в Батуми. В марте 1921 года «Веста» ушла в Константинополь, где работала под турецким флагом по перевозкам. В 1949 году пошла на слом в Стамбуле.