Одесский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус 1899

История

Атрибутика

Повелением императора Николая II, объявленном в приказе по Военному ведомству № 116 за 1899 г., 16-го апреля 1899 г. был основан Одесский кадетский корпус. Тогда же было утверждено и положение о нем.

Для размещения личного состава кадетского корпуса временно были предоставлены «Сабанские Казармы» - бывший дворец польского магната графа Сабаньского. В 60-х гг. Х1Х в. дворец был конфискован в казну. В последних числах мая 1899 г. в Одессу прибыли назначенный директором корпуса генерал-майор М.К.Дерюгин и руководящий военный и хозяйственный персонал, которые приступили к переоборудованию и ремонту здания казарм и подготовке к принятию в сентябре 1899 г. первых кадет. К августу все строительные работы были завершены. В «Сабанских казармах» корпус своего храма не имел, и на богослужения кадет водили в Храм Михайловского монастыря. Для строительства нового здания корпуса был отведен обширный участок земли на 4-й станции Большефонтанского трамвая.

26-го августа 1899 г. прошли приемные экзамены, после которых в первый класс будущего 1 выпуска Одесского кадетского корпуса было принято 68 человек, разбитых на 2 отделения по 34 человека в каждом. 1-го сентября 1899 года отслужен торжественный молебен. После молебна в столовой был сервирован парадный обед для гостей и кадет. Со следующего дня начался первый учебный год, с его регулярными занятиями по расписанию и обыденной жизнью корпуса. Основателями корпуса стали: директор корпуса генерал-майор М. К. Дерюгин, инспектор классов подполковник А. А. Агапов, ротный командир подполковник К. Н. Гришков, офицеры-воспитатели подполковник М. П. Голеевский,  капитан М. Ф. Самоцвет и др. лица.

В конце августа 1900 г. после вступительных экзаменов в 1-й класс будущего II выпуска было принято 67 человек. Во втором классе было сформировано 3-е отделение из кадет переведенных в Одессу из других корпусов, и вновь поступивших во второй класс. Таким образом, 4-я рота корпуса в составе 2-х классов (5-ти классных отделений) была укомплектована полностью.

В марте 1902 г. на участке, где завершалось строительство нового здания корпуса, кадеты засадили деревьями фасадную «Каштановую аллею», отделявшую корпусный участок от дороги. Кроме этой аллеи, кадеты каждой роты посадили по одному дубку «в честь Великого князя Константина Константиновича и Его Августейшей супруги». Осенью 1902 г. в корпус было принято 72 человека. Поступившие в корпус были разбиты на 3 отделения. 1902-1903 г. был первым учебным годом в новом здании корпуса. Внутренние помещения корпуса еще были не вполне отделанными.  Электричество ещё не провели, и весь учебный год прошел при керосиновых лампах.

6-го октября 1902 г. был освящен корпусный храм в память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Освящение храма, Божественную Литургию и окропление всего здания корпуса Святой Водой совершил Архиепископ Херсонский и Одесский.  На торжестве освящения присутствовал Великий князь Константин Константинович. На следующий  день Великий князь знакомился со вновь поступившими в корпус. В зале 3-й роты в присутствии Великого князя состоялся музыкально-литературный вечер с участием хора певчих, духового корпусного оркестра и отдельных исполнителей-кадет. «Я выношу от Одесского Кадетского Корпуса, от освящения его храма и всего виденного мною самое приятное впечатление», - были слова Великого князя перед его отъездом. После отъезда Великого князя кадеты были отпущены в увольнение на три дня.

В 1903 г. приступили  к новому учебному году полные 5 классов кадет 2 роты. От одной из княгинь корпус получил в подарок портретную галерею всех российских царей и императоров Дома Романовых, которая была размещена в верхнем парадном зале, этот зал получил наименование «портретного».

Начавшаяся в конце января 1904 г. русско-японская война тяжело отразилась на кадетах, резко изменив их настроение. Все сведения с театра военных действий получали отражение в жизни корпуса. Даже игры малышей приобрели несколько иной характер,  и вместо любимых «городков» и «лапты» на плацу велись бои снежками, а в помещениях появились оловянные солдатики и картонные макеты судов. 19-го марта 1904 г. весь корпус в составе 5-ти классов  встречал в порту героев Чемульпо — офицеров и матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». На следующий день офицеры  во главе с капитаном II-го ранга Степановым посетили корпус. В конце марта 4 кадета второго класса сбежали «на войну», но были задержаны, возвращены в корпус и  наказаны за побег снятием погон.

Осенью 1904 г. было положено начало формированию 1-й роты, в которой был произведен строевой расчет, назначены командиры взводов. В этот год начало занятий во всех кадетских корпусах было перенесено с первого сентября на шестнадцатое августа.

17-го сентября 1904 г. в Одессу прибыл император для проведения смотра  Одесского 8-го армейского корпуса перед его отправкой на Дальний Восток. Кадетский корпус прибыл на смотр в полном составе. Ему было отведено место на правом фланге войск. Император поздоровался с кадетами и повелел директору корпуса перевести кадет ближе к царскому шатру, чтобы им лучше был виден парад войск. Отъезжающие на фронт офицеры после парада посетили корпус и сфотографировались вместе с кадетами. Кадеты на руках несли отбывающих офицеров до ворот корпуса. В январе 1905 г. кадеты провели сбор денег для создания фонда по выдаче пособий семьям убитых нижних чинов 4-й стрелковой бригады.

В начале августа 1905 г., еще до возвращения кадет в корпус после каникул, в Одессе произошло восстание моряков на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». В корпусе было много разговоров об этом событии, и кадеты осудили восставших моряков. После набора новых воспитанников в этом году корпус был полностью укомплектован. Начиная с этого года, в 1-й роте лучшие из кадет 7-го класса производились в должности ротного вице-фельдфебеля, взводных и отделенных вице-унтер-офицеров. Первым вице-фельдфебелем корпуса стал кадет 1-го выпуска Потоцкий. 1-я рота получила 4-линейные берданки. Начиная с этого года, кадеты 1-й роты во время увольнения в город носили штыки в особых кожаных ножнах на поясе.

19-го сентября 1905 г. корпус принимал участие во встрече и перенесении из порта на вокзал тела героя Порт-Артура, выпускника Полоцкого кадетского корпуса, генерала Романа Кондратенко. От войск Одесского военного округа на гроб генерала возложили венок из кованого серебра, который, по желанию вдовы генерала, был передан на хранение корпусу и помещен в корпусном храме в специальный стеклянный футляр.

7-го октября корпусу было пожаловано знамя, о чем кадетам было объявлено 17-го октября во время торжественного построения, на которое 1-я строевая рота впервые вышла с ружьями. После парада кадет отпустили в увольнение, но они были вынуждены вернуться в корпус во избежание нежелательных инцидентов, так как в городе начались революционные выступления рабочих, и студенты пытались привлечь к этим выступлениям кадет. 18-го октября для охраны корпуса прибыла полубатарея 15-й артиллерийский бригады. В самом корпусе никаких инцидентов отмечено не было. Однако кадеты очень переживали из-за неудач русской армии в русско-японской войне. Директор корпуса, выступая перед кадетами, сказал им: «Все это легло на ваши юные плечи,  и вы должны будете исправить ошибки ваших отцов и восстановить достоинство и честь Родины. В противном случае наша, любимая нами, Матушка-Россия зачахнет. Поэтому вам необходимо прилежно и многому учиться».

10 мая 1906 г., накануне корпусного праздника, помощник Главного начальника военно-учебных заведений генерал-лейтенант Анчутин доставил в Одессу пожалованное корпусу знамя. Вечером этого же дня в портретном зале состоялась торжественная прибивка знамени. От каждого отделения для прибивки было назначено несколько кадет. Генерал Анчутин серебряным молоточком первый прибил вставленный гвоздь. За ним директор, все офицеры по старшинству и, наконец, кадеты. Согласно протоколу, адъютант части забил окончательно все гвозди. В день корпусного праздника, 11-го мая, после литургии, на плацу состоялось освящение знамени.

24-го мая 1906 г. был утвержден жетон корпуса, и основано Общество взаимопомощи бывших кадет и служащих Одесского Кадетского Корпуса. В конце мая состоялся первый выпуск корпуса. 75 кадет закончили корпус, 65 из них были направлены в военные училища. К концу июня выпускники собрались в корпусе и, после напутственного молебна и прощания со знаменем, разъехались по военным училищам. В первом выпуске Одесского кадетского корпуса закончил корпус первым и был занесен за отличные успехи на Мраморную доску корпуса вице-фельдфебель Л. Потоцкий.

 

 

 

Летом 1906 г., по болезни, вышел в отставку генерал-лейтенант Дерюгин. Новым директором корпуса был назначен генерал-майор Н.А.Родкевич. С первых же дней его директорства почувствовалось резкое изменение в характере воспитания кадет. Н.А. Родкевич, прослуживший много лет в Елисаветградском кавалерийском училище, прекрасно знал жизнь юнкеров и те суровые требования, которые к ним предьявлялись. Он резко повысил требования к старшим кадетам, видя в них уже будущих юнкеров. То, что оставалось иногда безнаказанным для малышей, вызывало строгое наказание для старших. За провинностями всегда следовали взыскания и сбавка баллов за поведение. Это часто служило поводом для обвинения генерала Родкевича  в «сухом» и «формальном» отношении к кадетам.

К второгодникам Родкевич требовал особенно строгого отношения, а оставления на третий год, за исключением случаев весьма длительной болезни, не допускалось. Если второгодник, в силу своей лености или неспособности, не подтягивал учебу, его исключали из корпуса. При генерале Родкевиче была введена система, получившая у кадет название "избиение младенцев". Она относилась, в основном, к кадетам 6-го класса, для которых при переходе в 7-й класс устраивались такие жесткие экзамены, что до 1/3 состава оставалось на  второй год. Этим генерал Родкевич достигал того, что в  7-й, выпускной класс, попадали настолько хорошо подготовленные кадеты, что потери  на выпускных экзаменах были чрезвычайно редки.

Строевым занятиям и физическому развитию кадет с приходом Родкевича стало уделяться значительно больше внимания. Было приобретено большое количество спортивного инвентаря. Имевшиеся на вооружении кадет 4-линейные берданки старого образца были заменены 3-линейными винтовками кавалерийского образца. Сначала в 1-й роте, а потом и в 5-м классе были введены учебная стрельба, верховая езда и вольтижировка. Все эти мероприятия значительно повысили как учебную, так и строевую подготовку кадет и сказались на средней успеваемости корпуса, который вышел на одно из первых мест среди кадетских корпусов. Хозяйственная часть также претерпела  изменения: казенное обмундирование подгонялось более аккуратно, стали допускаться собственные фуражки, обувь и более высокие воротники на мундирах, конечно, если они не были утрированы,  кадеты приобрели щеголеватый вид.

Благодаря тому, что генерал Родкевич лично вникал во все мелочи сложного хозяйственного аппарата, ему удалось достигнуть, по сравнению с прежними годами, большей экономии хозяйственных сумм, что давало возможность расходовать средства на развлечения и организацию культурного досуга кадет. Директор поощрял устройство балов, спектаклей, литературно-музыкальных и семейных танцевальных вечеров, на проведение  которых никогда не жалел денег.

При Родкевиче были введены дальние военные походы, заграничные экскурсии с участием кадет. Во время военных экскурсий и походов кадет старались ознакомить не только с чисто военной стороной этих мероприятий, но и ввести в повседневный быт солдат и матросов, близкое знакомство с которым было необходимо каждому будущему офицеру. За время директорства генерала Родкевича в летние каникулы  были устроены  4  заграничные групповые экскурсии.

В 1907 г. для остававшихся в корпусе на летние каникулы кадет была устроена экскурсия с поездкой по морю для осмотра Черноморского побережья. Кадеты осмотрели Севастополь, Херсонесский монастырь, Ялту, Керчь, Феодосию и монастырь Новый Афон.

Третий выпуск кадетского корпуса в 1908 г. положил начало существованию «Звериады». «Звериада»  начиналась строфой:

                                              «Темно! Темно! Темно! Темненько!

                                              Священный град Одесса спит,

                                              А посреди степей Херсонских,

                                              Лишь филин жалобно кричит!»

                                                                    Пора! Пора! Пора!

                                            Пора начать нам «Звериаду» ...»

Заканчивалась «Звериада»  прощанием с корпусом:

                                              Прощай же класс, наш Храм науки,

                                              Где мы сидели до весны

                                          И протирали наши брюки

                                          На партах жестких из сосны.

                                                 

 

 

 

 

                                                  Прощай, Германец, конь спесивый!

                                                  Любитель речи извергать!

                                                  Прощай Романов, твой глас пискливый

                                                  Не будет больше нас пугать.

В ночь, когда «Звериада» передавалась от Ш выпуска IV-му, за обсерваторией выстроились кадеты 7 и 6 рот. Генерал выпуска (кадет первого набора, который должен был выпуститься еще два года назад с первым выпуском) сказал несколько слов и поздравил выпускников с переходом на юнкерскую систему - лекций и репетиций. Была пропета «Звериада», и «Диакон» выпуска провозгласил «анафему» наиболее нелюбимым преподавателям и воспитателям. Выпускной класс торжественно передал 6 классу «Звериаду» с заветом – хранить вечно.

Летом 1908 г. группа кадет 1-й роты совершила поездку в   Полтаву, по случаю двухсотлетия Полтавской победы, а оставшиеся на лето в корпусе посетили с экскурсией военные лагеря 11 и 12 саперных батальонов в районе ст. Раздельная. Кадет ознакомили со многими видами фортификационных сооружений и саперной службы, телефонно-телеграфным делом, сигнализацией, минным и подрывным делом. В присутствии кадет был произведен взрыв 200 пудов взрывчатых веществ, а перед взрывом им показали порядок прорытия минных ходов, а также освещение этих работ солнечными лучами под землей при помощи комбинации зеркал, направляющих лучи.

С октября 1908 г. для 1-й роты стали устраиваться 1-2 раза в месяц семейные танцевальные вечера в ротном зале, на которые приглашались сестры, родственницы и знакомые девушки кадет. Танцевали под пианино и не позже, чем до 12-ти с половиной часов, но эти скромные вечера доставляли кадетам большую радость.

В апреле 1909 г. было торжественно отпраздновано 10-летие со дня основания корпуса. К этому дню был выпущен сборник «Одесский кадетский корпус за первые 10 лет его существования». В празднование был включен гимнастический парад, на котором присутствовали Командующий войсками Одесского военного округа генерал от кавалерии барон Каульбарс и большое число приглашенных. Генерал Каульбарс, узнав, что главным устроителем и распорядителем праздника был подполковник Трубников, распорядился о его возвращении как выдающегося офицера, в строй. Корпус лишился одного из лучших своих воспитателей. День окончания корпуса и выпускной бал IV-го выпуска были отпразднованы особенно пышно, даже с шампанским. Никогда, ни раньше, ни позже такого торжественного празднования не было.

Кадеты IV выпуска оставили о себе память не только хорошими успехами в учебе, но и «проделками», которые вошли в историю корпуса. В 7-м классе шел последний урок географии. Курс заканчивался статистикой, которую многие не знали и не любили. Кадеты, не желавшие испортить себе годовой балл, решили исчезнуть с урока и спрятаться  в самом классе. Из 1-го и 3-го отделений принесли все стоячие классные доски. Обильно увесили их принесенными из учительской подходящими и неподходящими к уроку картами и схемами, создав для остального класса преграду. За досками стояли 4 человека. Двое, чей рост доски не могли скрыть, влезли на подоконник заднего окна и спустили шторы. Две «звезды отделения», оставшиеся на второй год, Евгений Середа и Михаил Сахацкий решили спрятаться в шкафу. Весь класс насторожился: «Пройдет или не пройдет».

Преподаватель географии Чуйков не обратил внимания на численность класса, хотя и отсутствовало 8 кадет из 25. Урок шел хорошо, преподаватель был доволен ответами. До окончания урока оставалось несколько минут. В тот момент, когда Чуйков заканчивал хвалебную оду статистике, раздался голос Середы: «Сахацкий, сиди смирно, не толкайся!» Чуйков вскочил со стула и, узнав по голосу Середу, закричал: «Середа, откройте!» «Не открою!», - заикаясь ответил Середа. Взбешенный Чуйков попытался открыть дверцу шкафа, но изнутри ее крепко держал Середа. Весь класс хохотал. Чуйков, потерявший самообладание, бросился из класса за дежурным офицером. В это время раздался сигнал к окончанию урока. Все отсутствовавшие оказались на своих местах. Баллы по географии были спасены. Воспитатель подполковник Трубников крепко пробрал Середу и Сахацкого. Ротный командир Самоцвет небрежно бросил в адрес отделения: «Не строевые,  а детский сад!». Сахацкий успешно окончил  корпус. Середа с аттестатом за 6 классов был отправлен в юнкера. Середа сумел пробраться в Павловске к Константину Константиновичу и добиться перевода в 7 класс Воронежского кадетского корпуса.

По каким-то причинам кадеты невзлюбили воспитателя Якова Петровича Романова. Романов был довольно грузным человеком, за что его прозвали  «пузо» и часто шутили над ним. Для своего отделения на личные средства он закупил несколько комплектов шахмат. Однажды кадеты решили подшутить над Романовым, нарисовав на классной доске его портрет в профиль. Яков Петрович был очень обижен и потребовал, чтобы кадеты сознались,  кто это сделал. Однако круговая порука и спайка кадет привела к тому, что виновника происшествия не выявили, и отделение было оставлено без увольнения в город. И тогда в отместку за это кадеты переломали шахматные фигуры и доски. И опять никто не сознался в содеянном. Отделение целую неделю сидело без увольнения. Кадет IV выпуска В.С. Пшеничников впоследствии с глубоким сожалением вспоминал о том, как они относились к своему воспитателю.

Осенью 1909 г. корпус в полном составе участвовал в параде войск Одесского гарнизона в ознаменование 200-летнего юбилея Полтавской победы.  Этой же осенью к территории корпуса был присоединен большой участок лагерей  4-го стрелкового артиллерийского дивизиона. Лодки кадетского корпуса были переведены на «Аркадийский пляж». Летнее купанье, занятия гребным и парусным спортом были перенесены в «Аркадию». На вновь присоединенном участке был оборудован «большой тир», благодаря которому появилась возможность повысить качество обучения кадет стрельбе. Новый тир позволял производить стрельбу на расстояние до 1000 шагов. Стрелковые занятия для 1-й роты приобрели более серьезный характер, а во 2-й роте была введена учебная стрельба из мелкокалиберных, нарезных карабинов.

По окончании учебного 1910-1911 года 1-я рота совершила военную экскурсию в  Очаков. Кадеты осмотрели старую Очаковскую  крепость, Кинбурнскую косу, где  Суворов разбил превосходящие силы турок, новую морскую батарею, построенную на искусственно насыпанном острове и оборудованную самыми новыми фортификационными укреплениями, снабженную новейшими дальнобойными орудиями.

С началом учебного года в августе 1911 г. в 1-й и во 2-й ротах были введены новые виды групповой гимнастики: в первой роте с булавами, а во 2-й роте -  с полированными, приблизительно полутораметровой длины, палками. Групповая гимнастика с булавами и с палками производилась под музыку, без команд, была очень красива, и в ней кадеты добивались прекрасных результатов. Энтузиастом этого вида гимнастики был подполковник Орлицкий.  По поводу этого в корпусной «Звериаде» было четверостишие:

                                     Прощай, наш Орлицкий, «папаша»,

                                     Ты вдруг влюбился в булавы,

                                     Наверно проявил желанье

                                     Остаться вдруг без головы…

Группа кадет летом 1912 г. посетила с экскурсией Германию, Австро-Венгрию, Швейцарию, Францию, Бельгию. В Швейцарии кадеты 7-й класса, прошли путем А.В.Суворова через Сен-Готард, Чертов Мост, перевалы Кинциг и Прагель, возложили венок к памятнику русским воинам, погибшим во время похода. Один из участников поездки в Швейцарию впоследствии вспоминал: «Едем на пароходике по большому озеру. Наконец, выходим на берег. Мы идем пешком и представляем себе, как  по этой дороге шли «чудо-богатыри» Суворова. Подъем продолжается довольно долго и, наконец, мы подходим к «Чертову мосту». Далеко внизу мчится и ревет бурный водопад. Какой ужас был, когда люди срывались с моста и падали в эту бездну. Сразу за мостом высеченный в скале памятник Суворову и его сподвижникам, выполненный в виде креста. Останавливаемся у памятника, благоговейно снимаем шляпы, некоторые крестятся. Впечатление неизгладимое».

В 1912-1913 учебном году несколько кадет 1-й роты - болгары, сербы, черногорцы - уехали на Балканскую войну и возвратились в корпус только к началу следующего      1913-1914 учебного года. Как не державшие переходных экзаменов, многие из них остались на второй год в своих прежних классах. По окончании выпускных экзаменов, в конце мая, корпус закончили 75 кадет VIII-го выпуска, лучшего по успехам за все время существования корпуса до начала войны, из которых 72 человека были направлены в военные училища. По окончании учебного года 1-я рота совершила на минном транспорте «Прут» военную прогулку по Черному морю Одесса — Севастополь, во время которой кадеты ознакомились со службой и жизнью военного флота и осмотрели исторические достопримечательности города Севастополя.

В декабре 1913 г. Одесский кадетский корпус посетил  инспектор Главного управления военно-учебных заведений генерал-лейтенант Лайминг. По состоянию на начало инспекции по штату в корпусе должно было быть 500 воспитанников, по списку оказалось 607 человек. Казеннокоштных воспитанников – 430, штатных стипендиатов – 75, сверхштатных стипендиатов – 31, своекоштных интернов – 66, приходящих – 7 человек. По вероисповеданию: православных – 572 человека, католиков – 20, лютеран – 9, мусульман – 5. По происхождению: сыновей потомственных дворян –377 человек, личных дворян – 173, духовного звания – 11, прочих сословий – 45. Сыновей  лиц военного звания – 420 человек, прочих званий – 187.

В корпусе было 4 роты, 21 класс. По ротам и отделениям личный состав корпуса распределялся следующим образом 

1-я рота (135 воспитанников):

У11 кл. – 1 отд. – 20 восп;

У11 кл. – 2 отд. – 20 восп., 1 второгодник;

У11 кл. – 3 отд. – 19 восп.;

У1 кл.  –  1 отд. – 26 восп., 4 второгодника;

У1 кл.  –  2 отд. – 25 восп., 3 второгодника;

У1 кл.  –  3 отд. – 25 восп., 7 второгодников.

2-я рота (148 воспитанников):

У кл.    –  1 отд. –  30 восп;

У кл.    –  2 отд. –  30 восп., 5 второгодников;

У кл.    –  3 отд. –  26 восп.,  1 второгодник;

1У кл.   – 1 отд. – 30 восп.,  4 второгодника;

1У кл.   – 3 отд. – 32 восп.

3-я рота (161 воспитанник):

1У кл.  –  2 отд. – 32 восп., 1 второгодник;

111 кл.  – 1 отд. – 33 восп., 7 второгодников;

111 кл.  – 2 отд. – 32 восп., 2 второгодника;

111 кл   – 3 отд. – 33 восп., 2 второгодника;

4-я рота (163 воспитанника):

11 кл.   – 2 отд. – 29 восп., 5 второгодников;

11 кл.   – 3 отд. – 32 восп., 5 второгодников;

1 кл.     – 1 отд.  – 34 восп., 5 второгодников;

1 кл.     – 2 отд.  –  34 восп., 6 второгодников;

1 кл.    –  3 отд.  –  34 восп., 6 второгодников.

 

Одесский кадетский корпус оказался единственным корпусом, где удалось найти распределение кадет по ротам и отделениям.

В 1912-1913 учебном году из кадетского корпуса исключено: за неуспеваемость – 17 воспитанников, за плохое поведение – 3. По заключению Лайминга, большая часть детей поступает в корпус недостаточно дисциплинированными и мало воспитанными, а иногда с порочными привычками и наклонностями. 4-я рота произвела на инспектора самое неблагоприятное впечатление.  При осмотре классных журналов внимание генерала Лайминга привлекло большое количество записей преподавателей о плохом поведении воспитанников на уроках и удалениях из классов. За 1-е полугодие было 75 удалений с уроков. В классном журнале 1-го класса за 1-е полугодие было сделано 117 записей, во 2-ом классе – 34,  в 3-м – 154, в 4-м – 56, в 5-м –12, в 6-м – 52, в 7-м – 17. В целом по корпусу сделан вывод – классная дисциплина очень низкая. Даже во время присутствия на уроках немецкого языка инспектирующего лица воспитанники  допускали подсказки. Директор корпуса объяснил большое количество записей в журналах молодым составом преподавателей, не умеющих еще поддерживать дисциплину на уроках.

Давая характеристику каждой роте в отдельности, Лайминг отметил, что в 4-й роте все воспитанники отличаются непосредственностью и  большой живостью и поэтому не исключено, что при правильном воспитании уже на следующий год в этой роте дисциплина будет более высокой. Большая часть проступков в этой роте сводится к ссорам и дракам кадет между собой, к частым обидам друг на друга. Было отмечено и несколько случаев непочтительного отношения к старшим.

В 3-й роте одним из самых распространенных нарушений является классный обман – пользование шпаргалками и подсказывание на уроках. Отмечено несколько случаев дерзкого отношения к старшим, самовольный уход из ротного помещения, опоздания из увольнения. Даже к молитвам кадеты этой роты относятся небрежно, читают их плохо. Один из офицеров 3-й роты, не выдержав режима в корпусе и отношения к нему со стороны воспитанников, выразил желание об откомандировании в батарею.

Во 2-й роте самое благоприятное впечатление оставило отношение воспитанников к гимнастике. Перед тем, как ложиться спать, все воспитанники обязательно проделывают  несколько упражнений на гимнастических снарядах, наклонной лестнице и шведской стенке. Но в то же время кадеты этой роты бравируют своим плохим поведением на уроках, чем вызывают резкие замечания со стороны преподавателей и офицеров-воспитателей. Воспитанники читают на уроках газеты, некоторые считают нормальным явлением опоздания из увольнения. Четыре кадета были замечены за игрой в карты. Но самым распространенным нарушением в этой роте является самостоятельный уход из расположения роты в город, в лазарет, в кондитерскую лавку, в другие помещения корпуса. Кадетам 4-го и 5-го классов было сделано замечание за приставание к девушкам во время увольнения в город.

В 1-й роте дисциплина поддерживается строго. Ротный командир Самоцвет, сам бывший кадет, имеет на воспитанников большое влияние, и они к нему относятся с уважением. Однако и в этой роте не все воспитанники соблюдают требования дисциплины. На кровати у одного из кадет командир роты обнаружил сургуч от бутылки из-под водки. Командир роты потребовал, чтобы  кадеты,  употреблявшие спиртные напитки, явились к нему. Пришло четыре кадета, они сознались, покаялись, но выяснить, кто принес водку в корпус, не удалось. За употребление спиртных напитков обычно исключали из корпуса. В данном случае командир роты ходатайствовал на заседании Педагогического комитета оставить кадет в корпусе под его поручительство.

Генерал Лайминг отметил также, что в корпусе сложились не совсем нормальные отношения между офицерами-воспитателями и преподавателями. Офицеры-воспитатели, проявляя заботу о том, чтобы их воспитанники окончили кадетский корпус с высоким средним  баллом,  считали, что во многих случаях преподаватели занижают выставляемые оценки, особенно преподаватели по математике. В разговорах с кадетами офицеры-воспитатели зачастую занимали сторону кадет. Этот вопрос рассматривался на Педагогическом комитете, где было указано преподавателям и офицерам-воспитателям на необходимость тщательно рассматривать каждый случай, когда возникают претензии кадет к преподавателям в отношении выставленных баллов, и не допускать антагонизма в отношениях между преподавателями и офицерами-воспитателями.

В заключение отчета на имя Главного начальника ГУВУЗ Великого князя Константина Константиновича о посещении Одесского кадетского корпуса генерал-лейтенант Лайминг отметил: «Представляя отчет Вашему Высочеству, хочу сказать, что в этом корпусе все, слава Богу, хорошо. В корпусе имеются недостатки,  и отмечается некоторая распущенность. Но кадеты это понимают, и при отъезде они сказали мне: «Мы очень просим его Императорское Высочество приехать к нам в корпус, а мы постараемся своим поведением и занятиями загладить все то неприятное, что у нас произошло». 

До 1913 г., выпускники кадетского корпуса после отпуска, обычно в конце августа, собирались в корпусе для прощания со знаменем, после чего  вместе с воспитателем  выпуска отправлялись в военные училища. Начиная с 1914 г.,  каждый кадет по окончании отпуска должен был самостоятельно явиться в военное училище.

Когда началась первая мировая война, кадеты были в летнем каникулярном отпуске. Окончившим корпус в мае 1914 г. кадетам IX-го выпуска разослали телеграммы с приказанием прибыть в военные училища на месяц раньше срока, к 1-му августа. В корпус кадеты явились к 15 августа. Малыши еще не отдавали себе отчета в происходящих событиях, но у старших было сосредоточенно-напряженное состояние: следили за сводками с фронта военных действий, толпились у географических карт. Сразу после мобилизации и объявления войны, почти все штатные воспитатели постепенно ушли в действующую армию.

Военное время, которое переживала вся Россия, не отразилось на ходе учебы и строевой подготовке кадет. Кадеты старших классов стремились учиться как можно лучше, чтобы быть уверенными в благополучном окончании корпуса и поступлении в военное училище. Малейшие изменения ситуации на фронте воспринимались кадетами особенно остро.

Глубокой осенью 1914 г. корпус был охвачен небывалой, по количеству заболеваний в младших классах, эпидемией "свинки" и дифтерита. Оба корпусных лазарета были переполнены. Из-за недостатка мест в лазаретах, дополнительные палаты пришлось устроить в бараках, обычно служивших для размещения во время летних каникул остающихся в корпусе на лето кадет. Эпидемия проходила очень тяжело. Было несколько смертельных случаев. Очень многие, перенесшие болезнь, из-за осложнений нуждались в дополнительном времени для поправки. Из-за эпидемии кадеты были распущены на Рождественские каникулы в начале декабря 1914 г..

В Пасхальную ночь 1915 г. Одесса была обстреляна с Черного моря германским крейсером «Гебен». Обстрел оказался слабым и никаких разрушений не причинил, но после него, по вечерам, в корпусе было введено «затемнение окон».

Начиная с января 1915 г. в корпусе стали появляться бывшие питомцы корпуса, либо вновь произведенные офицеры, проездом бывшие в Одессе и направлявшиеся на фронт, либо офицеры, попавшие после ранений на излечение в Одессу. Ни один одесский кадет, случайно бывший в Одессе во время войны, не преминул навестить родное гнездо. Окончившие корпус в 1915 г.  летних каникул не имели и сразу же по окончании корпуса  разъехались по военным училищам, куда должны были прибыть к 1-му июня. Некоторые кадеты проводили лето в действующей армии в частях своих отцов или братьев. Среди них были принимавшие участие в боях и отличившиеся в них, получив за это солдатские Георгиевские кресты, которые они с гордостью носили, явившись в корпус.

В воспоминаниях ветеранов кадетского корпуса дается высокая оценка деятельности на посту директора корпуса генерал-майора Н.А.Родкевича: «Родкевич придал корпусу щегольский вид, начиная с обмундирования и кончая выправкой кадет. В прежние годы при подгонке обмундирования существовали только три размера по возрастам: большой, средний и малый. При Родкевиче обмундирование стало подгоняться в присутствии ротного командира и заведующего хозяйством корпуса индивидуально для каждого кадета, при этом старший закройщик со своими постоянным «мелком» и сантиметром устранял каждую ненужную морщинку на мундире или на шинели. Значительно были подняты талии на мундирах и шинелях, что очень украшало фигуры кадет. Воротники на мундирах стали более высокими, что тоже придавало им особую элегантность».

В конце 1915 г. генерал-лейтенант Родкевич был напрвлен в действующую армию. Кадеты с грустью расставались с любимым директором. Вместо генерала Родкевича директором корпуса был назначен инспектор классов генерал-майор П.Е.Кошлич. Вслед за Родкевичем многие старые воспитатели уехали на фронт, и вместо них к корпусу были прикомандированы на должности воспитателей поправлявшиеся в тылу от ран офицеры действующей армии. Учебные занятия велись интенсивно, и никаких отступлений от расписаний и учебных программ не было. На строевых занятиях уровень требований повысился, так как были введены батальонные учения с участием всех 4-х рот. Эти учения, если позволяла погода, производились по субботам, перед обедом.

В середине 1915 г. корпусу было даровано шефство скончавшегося Великого князя Константина Константиновича и через некоторое время кадеты надели погоны с вензельным изображением инициалов Великого князя „К.К.". Корпус стал именоваться Одесский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. При эвакуации Варшавы был вывезен из Суворовского корпуса, доставлен в Одессу и помещен в корпусе памятник генералиссимусу Суворову. Во время парадов кадеты проходили перед этим памятником.

В связи с приближением фронта в Одесский корпус была переведена 2-я рота Полоцкого корпуса, которую разместили в портретном и гимнастическом залах. В них были установлены временные деревянные перегородки и оборудованы классные и жилые помещения. Полочане прибыли со своими офицерами-воспитателями и преподавателями. Столовой они пользовались во вторую смену. В первое время после приезда полочан в Одессу особенно близких отношений между кадетами не было, так как встречались они только на плацу во время прогулок. Но уже совместные дальнейшие эвакуации сблизили кадет обоих корпусов. На чужбине, когда рота кадет Полоцкого корпуса была влита в Одесский, грань между корпусами совершенно стерлась, и хотя полочане никогда не забывали своей принадлежности к  Полоцкому корпусу, они полностью чувствовали себя Одесскими кадетами.

После окончания 1915-1916 учебного года  в некоторых корпусах, в том числе и в Одесском, были сформированы группы из кадет, перешедших в 7-й класс, которые были направлены в действующую армию для ознакомления с фронтовой жизнью и проведения нетяжелых работ в ближайшем к передовой линии тылу. Группе Одесского корпуса пришлось работать и жить совместно с 5-ю группами других корпусов, с которыми кадеты быстро сошлись, и многие друг с другом подружились.

Летом 1915 г. нелегально уехал на фронт кадет 5-го класса Олег  Вукотич. Он вскоре был задержан и возвращен в корпус в сопровождении жандарма. Вопреки старому обычаю, на виновного никакого взыскания не было наложено, вероятно, потому что       О.Вукотич был уже 16-летним кадетом, а лица, достигшие 16 лет, беспрепятственно принимались добровольцами в армию. Посещение фронта старшими кадетами во время каникул не преследовалось. По просьбе матери Вукотич был переведен из Одесского корпуса в Симбирский.

В первых числах марта 1917 г. ротными командирами был прочитан манифест об отречении императора от престола. По воспоминаниям кадет, это был очень тяжелый удар по их психике, который был настолько ошеломляющим, что в первые дни после отречения, кадеты не проявляли никакой реакции на события. Через несколько дней этот шок у кадет усилился из-за проявления со стороны ряда лиц персонала корпуса растерянности, а со стороны других – радости по случаю произошедших событий и симпатий к революции. Кадеты были разочарованы тем, что к «левым» принадлежали старые преподаватели корпуса — Лозинский, Стахорский, Кулаков и Петров. Кулаков и Петров никогда любимыми  преподавателями не были, но Лозинский и Стахорский были прекрасными, глубоко знающими свои предметы преподавателями, умевшими заинтересовать учеников методами своего преподавания, кадеты любили их. Прежняя любовь сменилась жгучей ненавистью.

К строевому и преподавательскому составу, не перешедшему на сторону Временного правительства,  кадеты стали относиться с «обожанием». Во всех случаях  стали подчеркиваться особая дисциплинированность, глубокое доверие и симпатия к этим офицерам и преподавателям. Командир 1-й роты полковник Самоцвет стал кумиром всех кадет. Присяга Временному правительству превратилась в фарс, когда очень многие прибавляли к словам обязательств по присяге частицу "НЕ".

В начале мapтa кадеты были выведены на первый революционный парад, принимавшийся новым, революционным командующим войсками округа генералом Марксом. Увидев революционного генерала с красным бантом на груди, кадеты  опустили винтовки в положение "вольно" и прошаркали ногами перед новой революционной властью. Но, дойдя до памятника Екатерине II при возвращении с парада, по команде полковника Самоцвета: "Смирно, равнение направо!», кадеты, как один, вскинули винтовки по-гвардейски и, четко отбивая шаг, повернули головы к памятнику.

Возвратившись в корпус, кадеты 1-й роты поставили винтовки в пирамиды и, угнетенные первым революционным парадом, разошлись в самом тяжелом настроении. После обеда весь корпус стихийно собрался в столовой, где стоял большой портрет Николая II, и кадеты запели «Боже, царя храни!» Рота Полоцкого кадетского корпуса, обедавшая во вторую смену, после окончания гимна одесскими кадетами, повторила его.  В городе стало известно об исполнении кадетами царского гимна. В корпус прислали  специальную комиссию для расследования этого случая. Но так как некоторые члены этой комиссии были настроены либерально, то дело закончилось порицанием «несознательных кадет».

В первых числах мая 1917 г. в Одессу прибыл  военный министр Гучков для смотра войск и парада, в котором должен был принять участие и кадетский корпус. Накануне дня парада в корпус были доставлены 3 красных флага, с которыми кадеты должны были предстать перед военным министром. Перед выходом на парад кадеты сожгли на костре эти флаги, и обгоревшие палки бросили в кусты. Уже после выхода кадет из корпуса служители нашли в кустах палки с обгорелыми клочьями красных тряпок и доставили эти «вещественные доказательства» контрреволюции на площадь. Войска, выстроенные для участия в параде, были взбешены сожжением флагов. Только спокойствие и выдержка командира 1-й роты полковника Самоцвета предотвратили эти эксцессы. Командующий парадом распорядился убрать кадет с поля. Гучков рассудил иначе и приказал, чтобы кадеты в наказание за содеянное дефилировали бы перед ним, неся обгоревшие палки красных знамен.

За сожжение красных флагов корпусу было предложено привести кадет в совет депутатов для принесения там извинения. Один из кадет 1-й роты по шпаргалке прочел извинение, и на этом инцидент был закончен. Эта акция получила у кадет название «извинительной прогулки». Левая пресса немедленно нарекла корпус «осиным гнездом», а кадет – «волчата». Правая газета «Киевлянин» назвала  корпус «гнездом орлят».

В 1917 г. корпус закончили 71 кадет XII-го выпуска. Этим выпуском завершилась жизнь корпуса в императорской России.

               

Директорами корпуса с 1899 по 1920 гг. последовательно были:

 

  1. 1.   Генерал от инфантерии, генерал-лейтенант М.Е.Дерюгин              (1899-1906)
  2. 2.   Генерал-майор Н.А.Родкевич                                                              (1906-1915)
  3. 3.   Генерал майор П. Е. Кошлич                                                               (1915-1917)
  4. 4.   Полковник В.А.Бернацкий                                                                  (1917-1920)

 

Учебную часть корпуса возглавлял инспектор классов, которому помогали помощник, делопроизводитель и архивариус (он же библиотекарь фундаментальной библиотеки). Учебная часть составляла учебные планы в рамках программ,  расписания уроков, ведала снабжением учебниками и учебными пособиями, отвечала за набор преподавателей и вела наблюдение за учебным процессом и методами преподавания каждого отдельного педагога. Инспектор классов почти ежедневно посещал уроки в разных отделениях.

На преподавательских  должностях были  штатные преподаватели, которые должны были иметь не менее 30 часов в неделю, и приватные, обязательного количества часов для которых не было. Штатные преподаватели получали за обязательные 30 часов в неделю установленную ставку, а за излишние часы почасовую оплату, исходя из своей ставки. Приватные преподаватели оплачивались по количеству данных ими часов. К началу ХХ в. оплата преподавательского состава в кадетских корпусах была очень высокой, поэтому учебная часть имела возможность приглашать самых лучших и известных педагогов, которые с удовольствием шли в корпус преподавателями. Почасовая оплата даже приватного преподавателя  была в полтора-два раза выше той, которую платили в самых дорогих частных гимназиях, не говоря уже о казенных гимназиях и реальных училищах Одессы. Выпускники кадетского корпуса вспоминали таких выдающихся преподавателей, как Гайдовский-Потапович (физика и механика); Флеров, Гладковский и Лозинский (русский язык, словесность и литература); Березин и Инглези (математика); Помпэ, Шамбон Фот и Гессельбладт (иностранные языки); Чуйков (география) и многих других.

Особое внимание в корпусе уделялось математике, физике, механике, химии, русской словесности и языкам. Корпусная обсерватория была снабжена вторым по силе телескопом в Одессе. Преподаватель космографии подполковник Чистосердов по очереди водил отделения 7 класса в обсерваторию, где кадеты могли наблюдать через телескоп  все фазы светил и тут же получать от преподавателя объяснения. На крыше здания была оборудована метеорологическая площадка со всеми необходимыми приборами. Этой площадкой ведал специально назначенный кадет 7-го класса, который и вел запись всех метеорологических данных под наблюдением подполковника Чистосердова.

Для учебных и практических занятий имелись три специальных кабинета: физики и механики, химический и кабинет для занятий ботаникой, зоологией, минералогией и анатомией. Физический кабинет с громадным количеством новейших приборов для оптики и акустики, всегда вызывал большой интерес кадет. Приборы и демонстрационные машины для изучения физики и механики могли иллюстрировать любую лекцию или опыт.

Химический кабинет, с вытяжными колпаками и шкафами, с водопроводом, подведенным к рабочим столам, был очень удобен для практических работ по химии. Практические занятия по химии в послеобеденное время были для желающих, но которых было так много, что их приходилось разбивать на довольно большое число групп. Кроме практических занятий в кабинетах, устраивались учебные экскурсии: на газовый завод, где кадет знакомили с процессом коксования угля, выделением при этом светильного газа и собиранием его в газгольдерах; на электростанцию, где кадеты наблюдали работу турбин и выработку электроэнергии.

Корпусная фундаментальная библиотека снабжала кадет всеми выдающимися произведениями мировой литературы. Желающие могли по рекомендации преподавателя получить иностранную книгу в оригинале и,  прочитав ее, пересказать и разобрать прочитанное, за что обычно выставлялся «поощрительный балл — 12», учитывавшийся при выводе четвертного балла.

Занятия по строевой подготовке проводились два раза в неделю, по одному часу, для всех классов. В 1-й роте эти занятия  посвящались отработке ружейных приемов, хождению в строю с винтовками, а также детальному их изучению, разборке, сборке и чистке оружия. Ко времени перехода в 1-ю роту  кадеты уже в совершенстве знали все перестроения и прекрасно ходили в строю, как в сомкнутом, так и в развернутом. Перед парадами и смотрами весь корпус, а особенно 1-я и 2-я роты, готовились к ним  в рамках ротных учений под командованием ротных командиров.

Строевая подготовка в младших классах начиналась с обучения отдания чести, остановке «во фронт», поворотам, вздваиванию рядов, равнению в строю на месте и в движении, положению «смирно» и хождению в строю 2-мя шеренгами и вздвоенными рядами. К весне первый класс начинали приучать ходить в строю развернутым строем, сначала классными отделениями, а затем, в строю по ранжиру, взводами и полуротами.

Обязательными ежегодными парадами, с участием всего корпуса, были: в день корпусного праздника (11-го мая) – на плацу;  в Дмитриевскую субботу — «день поминовения воинов, на поле брани жизнь свою положивших» -  в портретном зале, где всем корпусом исполнялось: "Братья! Все в одно моленье души русские сольем"; в день тезоименитства императора (6-го декабря) –  в портретном зале. Кроме этих парадов один взвод 1-й роты участвовал в парадах войск Одесского гарнизона на соборной площади: в день тезоименитства Наследника Цесаревича 5-го октября и в день Георгиевского Праздника, 26-го ноября. Парады и смотры корпуса проводились при приездах высокопоставленных особ и почетных гостей. На всех парадах и смотрах корпус показывал себя с самой лучшей стороны.

Обучение стрельбе 2-й роты производилось, начиная с 1911-1912 год, когда              5-й класс получил для стрельбы мелкокалиберные карабины. Стрельба производилась в «малом тире» на расстояние до 300 шагов. При переходе в 1-ю роту, кадеты 5-го класса не только были хорошо подготовлены в строевом отношении, но и умели стрелять. 1-я рота проходила курс стрельбы из 3-линейных винтовок боевыми патронами, с несколько уменьшенным зарядом. Стрельба 1-й роты производилась в «большом тире» на расстояние до 600 шагов.

Гимнастика включала  вольные движения так называемой Сокольской гимнастики, упражнения на снарядах и бег для всех классов. В 1-й роте гимнастика дополнялась упражнениями с булавами и с винтовками при отомкнутых штыках, а во второй роте - упражнениями с палками. К гимнастике на снарядах в корпусе подходили крайне осторожно. Основными были прыжки в высоту через веревочку, в длину, через козла; бег по наклонной горке, подтягивание на гимнастической лестнице, лазание по канату и по шесту, хождение по бревну. Воспитатели строго следили за тем, чтобы кадеты не выполняли ничего для них непосильного. По мере развития и укрепления мускулатуры задания расширялись, и при переходе в старшие классы добавлялись параллельные брусья, турник, прыжки с большой высоты и с шестом через перекладину. Увеличение требований шло в соответствии с возрастом и подготовкой.

Занятия по гимнастике проводились в гимнастическом зале. По своей величине этот зал равнялся портретному, с одной стороны его были гимнастические снаряды, была сооружена постоянная сцена для театральных постановок. Из  гимнастических снарядов в зале были: глухая стенка с выдолбленными отверстиями для лазанья, параллельные и наклонные гимнастические лестницы, наклонная крутая горка, турник, висячие шесты и канаты, параллельные брусья, кобыла, козел и различные стойки для прыжков в высоту. Зал был снабжен большим количеством трамплинов, тюфяков, матов. В зале могло одновременно заниматься несколько отделений. На большом плацу был оборудован почти такой же, как и в гимнастическом зале, спортивный городок. В шинельной комнате первой роты были установлены турник и параллельные брусья, возле которых были толстые гимнастические маты, а в ротных залах всех рот имелись гимнастические наклонные лестницы.

Фехтованию обучали только кадет первой роты преподаватели фехтования, окончившие офицерскую гимнастическо-фехтовальную школу. Программный курс фехтования был ограничен общими приемами нападения, защиты и выпадов. Желающие могли заниматься фехтованием в свободное время. Преподаватели часто проводили поединки с кадетами. Они всегда побеждали своих учеников, но хвалили их и создавали атмосферу наибольшего интереса к фехтованию, увлекали своих учеников к совершенствованию. Среди кадет корпуса было много хороших фехтовальщиков. Кадет Бергстрем получил за время пребывания в корпусе, в училище и в офицерском звании 3 первых приза на состязаниях. В последние годы перед войной была введена рубка шашкой  и заключалась она в обучении нанесения правильного удара шашкой, чтобы перерубленная лоза падала  вертикально, а срезанный слой глины не сдвигался со своего места.

Верховая езда и вольтижировка преподавалась кадетам 7-го класса, предполагавшим по окончании корпуса, выйти в артиллерийские и кавалерийские училища. Последние годы перед войной верховая езда не преподавалась, но было уделено особое внимание обучению вольтижировке. Когда тяга в кавалерию значительно возросла, будущие артиллеристы вольтижировке уже не обучались, и ею занимались только будущие кавалеристы. Занятия производились по окончании уроков, по отделениям, на маленьком плацу. Для занимающейся группы обед оставлялся на кухне и подавался на один час позже.

Большое значение уделялось  спортивным играм: городки, лапта, футбол. Для игры в кегли имелся специальный кегельбан. Кадеты очень увлекались футболом и имели несколько хорошо сыгранных команд.

Зимой на плацу ледяной каток, при наличии достаточного количества снега, кадеты лепили снежные бабы и устраивали целые сражения снежками.

Во время летних каникул и в теплое время начала осени остававшимся на лето в корпусе кадетам и уже прибывшим с каникул предоставлялась возможность заниматься водными видами спорта: корпус имел 2 парусно-гребных лодки — "Броненосец" и "Крейсер". В теплые дни после обеда желающие купаться отправлялись с воспитателем к морю — в Аркадию, около трех верст от корпуса, где купались под надзором воспитателя и находившихся на лодке дежурных.

Танцы, до известной степени, тоже являлись частью физического развития. Преподавали танцы лучшие танцмейстеры Одессы. Среди кадет было очень много прекрасных танцоров не только бальных танцев, но и сложных характерно-национальных. Эти танцоры всегда выступали на корпусных вечерах  в соответствующих костюмах.

Одесский корпус, как и все кадетские корпуса, имел свою домовую церковь в честь  Св.Св.Равноапостольных Кирилла и Мефодия, в день памяти которых (11-го мая) был учрежден Храмовой праздник всего корпуса. Корпусный  храм  был вместительным, иконостас и настенные образа были прекрасного письма в византийском духе. Настоятелем храма, законоучителем кадет 3-й, 2-й и 1-й рот, а также духовником начальствующего состава и семей корпусного персонала был протоиерей о. Сергий Петровский. Отец Сергий был весьма знающим историком, и его лекции на исторические темы принимались с громадным интересом не только в стенах корпуса, но и в университетских аудиториях. В храме пел свой кадетский хор под управлением регента К. А. Николенко.

Подавляющее большинство кадет были православными, но было некоторое количество римо-католиков и протестантов; были два или три магометанина. Розни между православными и инославными никогда никакой не было, и кадеты взаимно уважали верования друг друга.

Вся программа культурного развития кадет была строго продумана и построена так, чтобы, осваивая обыденную, житейскую культуру, выражавшуюся в аккуратности, чистоплотности и умении держать себя, кадеты постепенно приобщались к культуре интеллектуальной, художественной и духовной. Воспитатели строго следили за чистоплотностью и аккуратным видом кадет. В младших ротах, в столовой, обязательно присутствовал, кроме дежурного воспитателя, который одновременно с кадетами принимал пищу за воспитательским столом, еще один воспитатель. Этот воспитатель все время ходил между столами кадет и следил за тем, чтобы кадеты прилично сидели за столами, не опираясь на них, аккуратно ели, пользовались салфетками, правильно держали в руках столовые приборы и не разговаривали бы слишком громко.

Большинство кадет приносило навыки культуры из своих семей, но были и такие, которым дома позволялось все. С такими кадетами воспитателям бывало особенно трудно: редкий прием пищи в первое время проходил без высылки из столовой одного или двух особо упрямых «маменькиных сынков». Но, примерно, через 3-4 недели все входило в должную норму, и редко воспитатель делал какие-либо замечания.

 В классах во время уроков преподаватели следили за тем, чтобы кадеты за своими партами сидели, не разваливаясь и не вытягивая ног. Дежурный воспитатель проходил по роте и заглядывал через стеклянную дверь в каждое отделение, наблюдая, как сидят во время уроков кадеты. Непрекращающееся наблюдение воспитателей и преподавателей за поведением кадет давало хорошие результаты, и уже к 3-му классу для кадет казалось невозможным иметь грязные руки, неприлично сидеть или есть с ножа.

Много внимания уделялось привитию кадетам чисто военной этики, такта и уважения друг к другу и к окружающим. За брань и оскорбление служителей в младших классах налагались самые суровые взыскания. В старших никому из кадет не могло прийти в голову невежливо обратиться к служителю или невежливо потребовать от него какой-либо услуги. А если бы что-либо подобное и имело место, то сделавший это сразу  был бы резко осужден своими товарищами.

Педагоги старались приобщить кадет к чтению художественной литературы, сначала детской, а потом юношеской и классической. Многие воспитатели и преподаватели словесности и языков беседовали с кадетами, стараясь привить им художественный вкус к литературе, музыке и театру. Если замечали у какого-либо кадета склонность к чтению, музыке или рисованию, старались ему помочь развить эту склонность. В корпусе было три своих оркестра – духовой, струнный и балалаечный. Существовал музыкальный класс, где желающие могли  заниматься музыкой на рояле.

Рисованием руководили корпусные преподаватели Д. К. Крайнев и В. Л. Морозов, причем оба охотно помогали кадетам в их внеклассных занятиях. Д К. Крайнев часто приезжал, чтобы заниматься с кадетом Спиридоном Джурковичем художественным выжиганием по дереву, к которому у Джурковича были незаурядные способности. Декорации для корпусной сцены писали художники-кадеты.

Офицер-воспитатель штабс-капитан Мачуговский, большой знаток и любитель театра, положил начало любительским постановкам.  Его начинания продолжил подполковник Янишевский. Эти два энтузиаста сцены, начиная с первых лет существования корпуса, основательно ввели в быт корпуса театральные спектакли. Первое время, когда     1-й выпуск был еще в младших классах, в серьезных сценических постановках участвовали воспитатели, их жены, дочери офицеров корпуса. Кадеты играли в маленьких инсценировках басен Крылова,  в отдельных эпизодах из русско-турецкой войны и покорения Кавказа. По мере взросления  кадет появилась возможность ставить спектакли  силами  кадет 1-й и 2-й рот, а для  исполнения женских ролей приглашать дочерей корпусного персонала. В корпусе ставили гоголевские «Мертвые души», «Ревизор» и «Женитьба»; Островского «Лес» и «Снегурочка»; отрывки из «Жизни за Царя». Увлечение некоторых кадет театром было так велико, что один из кадет по окончании 5-го класса  поступил в театральное училище. Кроме театральных постановок, часто бывали доклады на исторические темы, художественные чтения классиков русской литературы. Старший врач И. В. Беляков – «Дядя Ваня» – был большим любителем фотографии и старался заинтересовать этим кадет, за что его отметили  в  кадетской  «Звериаде» четверостишием:

И только кто протянет ноги,
А Дядя Ваня уже рад,
Он забегает перед  дроги
И наставляет аппарат.

Директора корпуса, особенно генерал Родкевич, уделяли всегда особое внимание хозяйственной части. Перед администрацией была поставлена задача, учитывая громадную территорию, большой комплекс зданий и некоторую удаленность от центра города сделать   корпус независимым от внешних причин и условий и иметь возможность лучшего самообслуживания. На территории корпуса были сооружены свои тепловое и электрическое хозяйства. Котельная  и электростанция обеспечивали полностью корпусные здания теплом и светом, которого  хватало на освещение территории и улицы перед фасадом корпуса.

На территории корпуса были построены: главное трехэтажное здание, где протекала вся жизнь кадет; директорский двухэтажный флигель, в котором на втором этаже помещалась квартира директора корпуса, а  на первом этаже – корпусная канцелярия и офицерское собрание командного состава корпуса; четыре трехэтажных флигеля, в которых помещались квартиры инспектора классов, его помощника, ротных командиров, офицеров воспитателей, врачей, смотрителя зданий; трехэтажный служительский флигель; помещения для пошивочных мастерских обмундирования и обуви; конюшня и каретные сараи;  оранжерея; малый тир.

Корпус располагал хлебопекарней, кондитерской, квасоварней и кухней. На кухне готовились четыре различных "стола": 1) общекадетский, 2) лазаретный - по особому назначению врача, 3) для офицеров и преподавателей, который за определенную плату предоставлялся преподавателям, желавшим завтракать в корпусе во время большой перемены, и воспитателям-холостякам, 4) служительский, который являлся, как и квартира, частью оплаты за труд. Семейные служители имели право получать стол и для своих семей. Хлебопекарня и кондитерская выпекали такие вкусные изделия, что многие преподаватели, не жившие в корпусе, специально покупали хлеб и кондитерские изделия корпусного изготовления и везли их домой. Кухня отпускала около 4.000 различных блюд в течение дня. Пекарня ежедневно выпекала до 30 пудов хлеба и до I 000 французских булок, а кондитерская — до 800 пирожных или других сладких блюд.

Уборку помещений, натирку полов воском и подачу к столу четыре раза в день пищи для 600 кадет обеспечивали около семидесяти человек служителей. Обеспечение корпуса продуктами питания, так же как и наблюдение за приготовлением пищи и выпечкой хлеба, лежало на экономе; поставку пошивочных материалов для обмундирования и белья производило интендантство, а для поставки топлива, фуража и прочих материалов назначались торги, с обязательными кондициями и по самым низким ценам. Это давало возможность экономить отпускаемые на хозяйственные нужды суммы, что позволяло проводить корпусные балы и вечера, устраивать прогулки и экскурсии, улучшать питание кадет.

Распорядок дня корпуса был такой же, как и в других корпусах. Вся жизнь регламентировалась военными сигналами — либо барабанным боем, либо сигналами горна. Распорядок субботы и воскресенья несколько отличался от обычного: в субботу, после 6-го урока, в 15.00 кадет отпускали в увольнение до воскресного вечера. 2-я и 1-я роты — до 21.00, а младшие — до 20.00. В отпуск «с ночевкой» на полтора дня увольнялись все кадеты, имевшие в городе родителей или близких родных. По отдельным приглашениям знакомых, а также в семьи своих же кадет отпускались не имевшие в городе родных. В этом случае кадет отпускали после завтрака в воскресенье до времени возвращения в корпус. В будни увольнение разрешалось для кадет старших 2-х рот по просьбе родителей в дни каких-либо семейных торжеств. 17-го сентября, в день памяти Св.Св.Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, если этот день приходился в будни, все кадеты отпускались в отпуск с 15.00. В этот день, если даже при возвращении старших кадет в корпус от них слегка пахло вином и глаза блестели более, чем обычно, но никаких других признаков опьянения не было, воспитатели на это не обращали внимания, тогда как в другой день это повлекло бы за собой строжайшее взыскание.

Кадеты, имевшие в течение недели неудовлетворительные баллы или совершившие какие-либо проступки, лишались отпуска. За более серьезную провинность кадеты 1-й и 2-й рот сажались в карцер. Мелкие проступки в 4- и 3-й ротах наказывались постановкой «на штраф», стоянием около дежурной комнаты воспитателя в положении «смирно» на 30-40 минут, что символизировало воинское наказание постановки «под винтовку» или «под шашку». Младших  в наказание лишали за обедом сладкого блюда, или к чаю вместо белой булки давали черный хлеб. Воспитатель, наказавший кадета лишением сладкого блюда, часто во время обеда в столовой не присутствовал, а иногда  и сам забывал о взыскании. Взять пирожное можно было без каких-либо последствий, но наказанные  никогда  этого не делали,  и служитель убирал  его  вместе с блюдом.

На Рождество и на Пасху кадет отпускали в отпуск на 2 недели, а на масленицу на 3-4 дня. На рождественские и пасхальные каникулы разъезжалось большинство кадет. В корпусе оставались сербы, болгары, черногорцы, кавказцы и круглые сироты - от 40 до 50 человек на весь корпус. Остающиеся сводились в 2 роты. В каникулярное время кадеты посещали оперный и драматический театры, цирк. Разрешалось посещать без ночевки своих друзей кадет, проживавших в Одессе. В самом корпусе устраивались семейные вечера и елка, которые посещали почти все кадеты, проживавшие в Одессе. На елке всем остававшимся в корпусе делались подарки. На время праздников стол кадет значительно улучшался. Кадетам давали все традиционные блюда и большое количество сластей, орехов, пряников и фруктов.

Кроме каникулярных вечеров, встречи Нового Года и Рождественской елки, в корпусе несколько раз в году устраивались, силами кадет, спектакли, танцевальные вечера и 3 больших бала ежегодно: 6-го декабря, на масленицу и 11-го мая. На выпускном балу, в конце мая, по окончании выпускных экзаменов, присутствовали только выпускники, окончившие корпус, и их приглашенные.

До весны 1907 г. проводились только выпускные экзамены. Кадеты переводились в следующие классы по среднегодовым баллам, и 12-го мая после корпусного праздника, кадеты распускались на летние каникулы. С весны 1907 г. были введены переходные из класса в класс экзамены для всех классов, кроме 1-го и 2-го. С началом четвертой четверти, после масленицы, начинались особо интенсивные занятия в старших классах и подготовка к экзаменам. Занятия в выпускном классе заканчивались в последних числах апреля, и весь май длились выпускные экзамены. К каждому экзамену давалось 2-3 дня подготовки для повторения курса.

В разгар экзаменов пышно праздновался корпусный праздник 11-го мая. С утра, после торжественной литургии, на плацу служили торжественный молебен, после которого происходил парад. После парада, устраивался  изысканный завтрак, к которому каждому кадету сервировался бокал, для младших – меда, а для старших – игристого вина "Абрау Дюрсо". Напитки выпивались перед завтраком во время здравиц.

Лечебно-санитарной частью ведал старший врач корпуса, в распоряжении которого были: младший врач, старший фельдшер, 4 дежурных фельдшера, лазаретный вахтер и несколько служителей-санитаров. Для наблюдения за поведением кадет в лазарете был  так называемый лазаретный воспитатель.

Лазарет был оборудован большой приемной, кабинетами врачей, операционной, столовой и палатами для больных. Имелось два отделения: терапевтическое и инфекционное. Отделения были изолированы одно от другого, а инфекционное – и от всего корпуса.  В верхнем лазарете почти всегда бывало несколько человек больных, в том числе один или два симулянта, когда удавалось упросить старшего врача, добрейшего и всеми кадетами горячо любимого И. В. Белякова. Этих своих больных он называл «понедельничными больными» и очень редко отказывал в двухдневном отдыхе.

Кроме стационарных больных и приема в лазаретной приемной, ежедневно, во всех ротах, по утрам был амбулаторный прием младшим врачом, на который являлись кадеты, чувствовавшие недомогание, простуженные и с ушибами. Врач внимательно осматривал и выслушивал каждого являвшегося на прием, при наличии температуры в 37° и выше немедленно отправлял в лазарет, а простуженным и с различными незначительными ранениями тут же делал перевязку, давал лекарство и, в случае необходимости, освобождал от гимнастики и строевых занятий или назначал в лазарете нужные лечебные процедуры. Обязательное наблюдение за здоровьем всех кадет производилось во время периодических медицинских осмотров  2-3 раза в году.

При поступлении кадета в первый класс он обязательно подвергался медицинскому осмотру. На вновь поступившего заводили медицинскую карту с подробным описанием всех основных показателей его здоровья: рост, вес, объем груди, объем талии, сила выдыхания, сила сжимания, зрение каждого глаза, частота пульса, длина конечностей и т. д. Этот формуляр сопутствовал кадету в течение 7 лет пребывания в корпусе. На очередном медицинском осмотре все данные проверялись и делались новые записи. Таким образом, в течение 7-ми лет составлялась полная картина постепенного физического развития кадета. Мелкие операции (вскрытие нарыва, фурункула, удаление глубокой занозы) производились в лазарете, более сложные операции –  в университетской хирургической клинике. При заболевании кадет во время отпуска родные обязаны были уведомить об этом корпус. Среди кадет бывали иногда хилые и малосильные, такие получали усиленное питание и добавочные молоко и яйца.

В начале лета 1917 года революционная разруха парализовала транспорт, многие из кадет не смогли уехать на летние каникулы. Количество кадет, оставшихся в корпусном лагере, значительно увеличилось. Вступительные экзамены в первый класс прошли нормально. К занятиям кадеты приступили, как обычно, 16-го августа, но вскоре из-за ухудшающегося положения на фронте корпус получил распоряжение эвакуироваться в Ростов-на-Дону. После коротких и спешных сборов корпус с неполным составом преподавателей и воспитателей через неделю прибыл в Ростов.

В Ростове корпусу было предоставлено помещение казарм Таганрогского пехотного полка. В середине сентября корпус был переведен в город Новочеркасск. Расположились кадеты в здании бывшего госпиталя, а питались в столовой Донского кадетского корпуса, аборигены которого встретили одесских кадет очень радушно. Хотя Область Войска Донского продовольственных затруднений еще не знала, но из-за несвоевременного получения кредитов, питание кадет значительно изменилось по сравнению с обычным. Налаженные в Ростове занятия в Новочеркасске не возобновлялись, кадеты были предоставлены сами себе и ничего не делали.

В середине октября, приказом Донского Атамана Каледина, Одесский корпус был расформирован, а кадетам предложено возвратиться по домам. Только те, у кого из-за войны не было возможности возвратиться в свои семьи, были оставлены на попечении Донского правительства. Во исполнение приказа Донского Атамана, кадеты, преимущественно младших классов, большинство которых было из Одессы, начали постепенно, группами по 20-30 человек, возвращаться  в  Одессу.

На  Дону в конце 1917 г. началось формирование из офицеров и юнкеров Добровольческой Армии, к которой присоединилось большинство строевой роты Одесского кадетского корпуса. В составе офицерских формирований кадеты приняли на себя первый удар красных частей в боях под Ростовом,  и кадетский корпус понес первые потери убитыми и ранеными в гражданской войне.

Отдельные группы одесских кадет с большими трудностями и опасностью постепенно добрались до Одессы. Они были собраны в здании бывшего «Епархиального женского училища», но уже не как кадетский корпус, а как некое среднее учебное заведение без наименования. Директором был тот же полковник Бернацкий. Начались учебные занятия, объем которых пытались по возможности расширить, чтобы наверстать пропущенное  за время переезда в Ростов и обратно. С начала декабря положение в Одессе сильно обострилось. Город разделился на две части: припортовую, бывшую в руках матросов-большевиков и привокзальную, где располагались «гайдамаки» и украинцы других формаций. Район, где было здание Епархиального училища, был в руках украинцев, которые особой враждебности к кадетам не проявляли.

В январе 1918 г. отдельные мелкие стычки между враждующими сторонами превратились в ожесточенные бои. Во время этих боев многие из старших кадет присоединились к разным строевым частям и принимали участие в боях с красными. К концу января город окончательно попал под власть большевиков и кадеты, по возможности незаметно, собрались все в здании училища. Учебные занятия до весны проходили с большими перебоями. Питались кадеты тем, что могли раздобыть, жили или по домам, или у знакомых. В училище приходили только на занятия. Весной в Одессу  вступили австро-германские войска. В течение лета 1918 г. Гетманская Украина при поддержке австро-германских войск несколько укрепилась, и к началу учебного года в Одессе собралось большое число  кадет Одесского кадетского корпуса и других корпусов, оказавшихся, в силу различных причин, на юге.

Корпус был возрожден, но уже как Гетманский. Бывшие здания корпуса были возвращены корпусной администрации. Их привели  в порядок, и кадеты были  водворены в корпус, обмундированы в кадетскую форму, но с погонами украинского образца, называвшимися кадетами «селедками». В сравнительно спокойной обстановке кадеты приступили к усиленным занятиям. Осенью 1918 г. кадетам XIII-го выпуска были выданы аттестаты зрелости. После получения  аттестатов, выпускники собрались на квартире командира 1-й роты полковника Самоцвета, а потом разъехались по частям Добровольческой Армии.

Состав 7-го класса XIV-го выпуска достигал почти 100 человек, и новый учебный 1918-1919 год начался в относительно нормальных условиях. Поздней осенью 1918 г. Гетманская Держава  была ликвидирована. В Одессе установилась власть Антанты. В жизни корпуса опять наступило значительное ухудшение. Питание кадет стало очень скудным. Занятия почти прекратились. Ранней весной 1919 г. в связи с приближением к городу  красных частей было решено эвакуировать корпус в Туапсе.

Об эвакуации Одесского корпуса на корабле "Кронштадт" рассказывается в очерке о Полоцком кадетском корпусе.

В начале весны 1919 г. Одесский кадетский корпус расположился в городе Туапсе.  Когда Одесса была освобождена от красных частей,  Одесский кадетский корпус был возвращен в Одессу. Однако пребывание кадет в Одессе было краткосрочным. Последняя эвакуация корпуса в январе 1920 г. была уже «заграничной», часть корпуса выехала через Одесский порт в Румынию. Старшие кадеты выступили к румынской границе походным порядком и  с боями пробились через Румынию в Югославию. Младшие  роты  были  вынуждены вернуться в Одессу. Корпус прекратил свое существование. Одесские кадеты оказались разбросанными по всему миру. Но внутренняя связь между ними никогда не нарушались. Лозунг «Я — одесский кадет» и заветы Одесских кадет остались незыблемыми.

            Находясь в эмиграции, выпускники Одесского кадетского корпуса продолжили традиции «Звериады»:

                                                       И вот в изгнаньи, в бурях кармы,

                                                       Плоха ли жизнь иль хороша,

                                                       Видны Сабанские казармы

                                                       И корпус в виде буквы Ш.

    Георгиевскими кавалерами стали бывшие кадеты П.А.Калабукин (4 выпуск) и П.Г.Редькин ( 7 выпуск).

На научном поприще прославился академик, князь Дмитрий Дмитриевич Максутов. Д.Д. Максутов окончил Одесский кадетский корпус в 1913 г. первым, с занесением его имени на мраморную доску. Еще в корпусе Максутов отличался  выдающимися математическими способностями и серьезными знаниями в области астрономии.  Он часто ставил в тупик преподавателей не по возрасту серьезными и глубокими  научными вопросами. При его непосредственном участии в корпусе была построена метеорологическая станция. Он первым окончил Николаевское инженерное училище. Д.Д. Максутов после революции остался в России. С 1952 г. работал в главной лаборатории АН СССР  в  Пулкове. Работая в области астрономии и оптики, он обогатил науку многими ценными открытиями, усовершенствовав ряд важных оптических приборов. Максутов стал действительным членом Академии наук СССР, дважды лауреатом Сталинской премии. Его вклад в оптику способствовал изучению космоса. Максутов скончался в 1964 г.  и похоронен в Санкт-Петербурге.

            На художественном поприще прославились В.Новиков (V выпуск), С.Некрасов (VII выпуск), Левшин (VIII выпуск), в журналистике –  Е.Янковский - редактор газеты «Россия», в технической области – В.Пшеничников (IV выпуск), И. Нефедов (ХV выпуск), в торговле и промышленности –  О.Вукотич (ХIV выпуск), В.Васильев (VI выпуск). 

 

              Краткая библиография:

 

  1. Дерюгин М.Е., Кошлич П.Е., Цитович В.В., Михайловский Н.К., Голеевский М.Е., Самоцвет М.Ф. и др., «Одесский кадетский корпус за первые семь лет его существования», Одесса, 1906 г., Тип. Е.И.Фесенко;

  2. «Военная энциклопедия под ред. полковника В.Ф.Новицкого, т.1-18, СПб, Сытин 1911-1915 гг.;

              3. «Краткий исторический очерк военно-учебных заведений России 1700-1910 гг.», Ф.В.Греков, Москва, 1910 г.;

  4. РГВИА, ф.725, оп. 53, д. 4014. «По отчетам кадетских корпусов, военных  гимназий в 1913 г.»;

 5. «Одесский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.              1899-1924»,  Париж, 1951 г.         

 

 

 


Фасады и интерьеры
000 00 01 02
03 04 05 06
07 08 09 10
11 12 13 14
15 16 18 17
19 20 21 21-0
22 23 24 25
26 27 28 29
30 31 32 33
34

Наследие
39 331-0 337 377
339 383 389 3115
358 376 384 3100
382-0 3110 3111 3117
3126 3118 3119 3128
3102 3112 3121 3125
3122