Арцеулов Николай Константинович
Арцеулов Николай Константинович – Преподаватель кораблестроения и теории корабля. Родился 11 июля 1889 года в Ялте, по линии отца из потомственных морских офицеров. Внук художника И.К. Айвазовского. Учился в севастопольском Константиновском Реальном училище. Окончил Морское инженерное училище Императора Николая I, корабельный гардемарин – 1909 год. На 1910 год – подпоручик ККИ. Штабс-капитан корпуса корабельных инженеров – производство от 6 апреля 1914 года. Во ВСЮР и Русской Армии в Черноморском флоте. На май 1919 года на транспорте «Шилка» - трюмный механик, корпуса корабельных инженеров, капитан. Преподаватель кафедры кораблестроения и теории корабля в севастопольском МК. Подполковник – производство от 28 марта 1920 года, Корабельный Корпус Инженеров (ККИ). Эвакуировался с флотом в Бизерту. На январь1921 года - флагманский корабельный инженер базы Русской эскадры. В эмиграции с 1921 в США, в Нью-Йорке. На январь 1944 и 1949 года - член Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Был женат, о детях сведений нет. Умер 20 июня 1956 года под Нью-Йорком.
Автор книги: «Морское инженерное училище Императора Николая 1, 1798 - 1948: юбилейный сборник» и в соавторстве с Гладкий С.В. книги «С берегов Америки: юбилейный исторический сборник о-ва русских морских офицеров в Америке, 1923 - 1928» - изданы в Нью-Йорке в 1949 и 1939 году.
Жена: Людмила Викторовна – умерла в 1944 году.
Брат: Арцеулов Константин Константинович – родился 29 мая 1891года в Ялте. Внук художника И.К. Айвазовского. Брал уроки рисования у деда и учился в севастопольском Константиновском Реальном училище. Поступил в МК в Санкт-Петербурге, но из-за слабости здоровья был отчислен в 1908 году. Возвращается в селение Отузы (впоследствии - Щебетовка), где жила его мать. В 1907 году совершает свой первый полет на планере-балансире в Севастополе. В 1910 году сдает экзамены в Академию художеств, но терпит фиаско, после чего поступает на авиационный завод в Петрограде, занимался в школе летчиков «Гамаюн» при заводе, где и получил диплом летчика. Летчик-испытатель и планерист. Первым в России выполнил на самолете преднамеренный штопор в 1916 году. Из автобиографии Константин Константинович о годах Гражданской войны: «При занятии Крыма Врангелем, я был, как бывший офицер, не явившийся добровольно, мобилизован. Удалось зачислиться инструктором, (хотя обучать в то время было некого), в нашу Качинскую авиашколу. Пользуясь доверием подпольной большевистской организации, секретарем которой был старший механик моей группы Шведков, я смог активно участвовать в защите школы и сохранении самолетов при отходе белых. …Когда Красная Армия подошла к Перекопу, и начались бои на перешейке, белые стали покидать школу. Власть перешла к школьному комитету. Общим собранием солдат я был избран Начальником летной части Школы. Летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования - начальника Главного управления воздушного флота тов. К. В. Акашева - я был зачислен в ряды Красной Армии военным летчиком и утвержден в должности Начальника летной части…». Конструктор планеров. Участник первых полётов на аэрофотосъёмку и ледовую разведку. Был репрессирован, жил в Архангельске, вступил в Северное отделение Союза художников РСФСР. После реабилитации жил постоянно в Москве. Генерал-майор. Умер в 1980 году, был похоронен на Новокунцевском кладбище.
Из воспоминаний Е. П. Смирнягина: «Совершенно неожиданно я встретил Константина Константиновича под Архангельском. Он был туда сослан после суда «тройкой» и работал там механиком на катере. Выбрав подходящее время, я как бы нечаянно оказался близ него и мы поговорили. Потом всякий раз, когда я приезжал в Архангельск, я навещал его, чему он был очень рад».
«Как может повлиять человек! — изумлялся Смирнягин. — В те времена настоящим мотористом, даже в авиации, считался такой, который весь, с головы до ног, измазан, у кого вместо пуговиц болтики, гаечки, проволочки. Это считался моторист, остальные — пижоны. А про Арцеулова мотористы говорили: «Вот дядя Костя! Это человек!.. Ты посмотри, какой у нас народ…». Я посмотрел — действительно чумазых не видно. Даже моторные лодки, — продолжил Смирнягин, — причаленные на этой пристани, были как-то чище, чем на остальных пристанях. Ну а лодка, на которой Константин Константинович был мотористом, стояла просто на удивление чистая. Московские позавидовали бы». Конечно, внешняя опрятность — лишь одна из черт, присущих человеку. Но черта в обстоятельствах, которые принято называть экстремальными, весьма показательная. Так же как и неугасающая творческая активность. О ней мы можем судить по тому, что за три года жизни на Севере Константин Константинович спроектировал учебную парусно-моторную шхуну и пассажирский моторный катер для реки Сухоны (пригодился его опыт любительского судостроения)…» Автор книг – «Легенды Крыма», «Дорога в облаках», - издательство Москва, 1913 г.
Сын: Олег Константинович, российский кинооператор и режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист РСФСР.
Отец: Арцеулов Константин Николаевич (1847-1919) – сын корабельного инженера Н.А. Арцеулова (1816-1863) – проектанта и строителя первых броненосных кораблей России. Умершего в 47 лет от разрыва сердца на стапеле строящегося корабля. Окончил Морское инженерное училище, совершенствовался в Англии, где окончил Британскую Морскую Королевскую академию. Портовый корабельный инженер. В 1893 году младший судостроитель севастопольского порта. Разработал собственный метод построения обводов корабля, "каплеобразной" формы, с округлым носом и сужением к корме. С 1895 года – старший судостроитель. Был переведен на озеро Байкал, где разработал задание на постройку железнодорожного парома для озера Байкал. В 1909 году участвует в проекте новейшего линейного корабля, как старший корабельный строитель порта в Севастополе. Им была подарена фотография с картины «100 пушечный корабль «Россия» в Николаевском доке, в Кронштадте» севастопольской Морской библиотеке им. М.П. Лазорева. Кстати, родная сестра Константина Николаевич – Любовь Николаевна была женой писателя К.М. Станюковича (1843-1903)
Мать: Жанна Ивановна Арцеулова – урожденная Айвазовская, четвертая младшая дочь художника И.К. Айвазовского (1817-1900).