Гудков Олег Васильевич

ГудковОлег Васильевич Гудков (19311973) — лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1971).

Олег Гудков родился 13 февраля 1931 года в городе Армавире Краснодарского края в семье служащего. С 1933 года проживал в городе Георгиевске Ставропольского края. В 1949 году окончил Ставропольское суворовское военное училище и в том же году был призван на службу в Советскую Армию. В 1952 году Гудков окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу военно-воздушных сил в городе Грозный. В 1952—1957 годах был лётчиком-инструктором Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков. В декабре 1957 года в звании капитана Гудков был уволен в запас. В 1958 году он окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 году — Московский авиационный институт[1].

С 1958 года Гудков был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в городе Жуковский Московской области. Занимался испытаниями самолётов «Су-15», «МиГ-21Ф-13», «МиГ-23». Среди проводимых им испытаний — штопор, инерционное вращение, система запуска двигателя в полёте, прочность и ряд других. 18 апреля 1968 года Гудков поднял в небо и провёл испытания аналога сверхзвукового пассажирского самолёта «Ту-144» — самолёта «МиГ-21И»[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за «мужество и героизм, проявленные при освоении новой авиационной техники» лётчик-испытатель Олег Гудков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11402[1].

26 февраля 1973 года катапультировался из аварийного сверхзвукового истребителя «МиГ-21ПФМ»[1].

Проживал в городе Жуковский.

4 октября 1973 года Гудков проводил испытательный полёт на сверхзвуковом истребителе-перехватчике «МиГ-25П», пытаясь выяснить причины предыдущих катастроф аналогичных самолётов. Ему удалось повторить приведшую к катастрофам ситуацию — самолёт начал неконтролируемо вращаться. Увидев, что истребитель падает на город, Гудков не покидал самолёт до последнего момента, пытаясь отвести его от жилых зданий, и катапультировался уже возле самой земли. Самолёт упал на склад фабрики «Красное знамя», на котором в это время никого не было. Однако из-за вращения самолёта катапультное кресло с пилотом ударилось в стену складского помещения, Гудков погиб.