Ставропольское суворовское военное училище

История

Ставропольское суворовское военное училище (1943-1962гг.)

21 января 1943 г. г. Ставрополь-на-Кавказе (в то время Ворошиловск) был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, а уже в сентябре в соответствии с Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», без промедления началось формирование Ставропольского суворовского военного училища, тем более что сроки готовности были установлены весьма жесткие: в ноябре ожидалось прибытие воспитанников, а 1 декабря должны были начаться занятия.

Всего полгода прошло после освобождения его войсками 37-й армии. Сильных боев за город не было, поэтому он не пострадал так, как другие города, опаленные огнем сражений. Но такие жизненно важные органы как коммуникации еще не были налажены, не хватало электроэнергии, воды, туго было с продовольствием. Однако для открываемого суворовского училища городские власти выделили самое большое и наиболее подходящее здание бывшего парткомбината (до революции в нем находилась мужская гимназия), но и в нем нужно было сделать капитальный ремонт, заново спроектировать котельную, взорванную немцами при отступлении.

Почему одно из первых суворовских училищ было организовано именно в Ставрополе? Надо полагать потому, что Ставропольская крепость, или иначе крепость №8 Азово-Моздокской оборонительной линии, положившая начало г. Ставрополю была построена в 1777-1780 гг. Таганрогским (Владимирским) драгунским полком. В выборе места для крепости непосредственное участие принимал великий полководец А.В. Суворов, командированный на Кавказ для наблюдения за строительством и для инспектирования Азово-Моздокской оборонительной линии. Об этом свидетельствует доска на остатках крепости. В 1785 г. крепость получила статус города.

Командованию училища во главе с временно исполняющим обязанности начальника училища майором Л.Х. Шикановым – интендантом 37-й армии, освобождавшей Ставрополь от немецко-фашистских оккупантов – городским строительным организациям и работникам народного образования пришлось немало потрудиться, чтобы выполнить поставленные задачи.

Со всех городов Северного Кавказа в училище поступала учебная литература, инвентарь, музыкальные инструменты, спортинвентарь, посуда, мебель, ковры, произведения изобразительного искусства. Школы города поделились учебниками, которых и так в то время катастрофически не хватало. Из Баку прибыли три вагона с необходимыми училищу имуществом и 22000 книг для библиотеки и учебных лабораторий.

Майор Л.Х. Шиканов с небольшой группой офицеров выполнял хозяйственные работы по ремонту здания, привлекал для этого местные партийные и хозяйственные органы. Именно он принимал первых преподавателей и офицеров-воспитателей, организовывал их жизнь и быт на новом месте, он же подбирал кадры обслуживающего персонала. С фронта отзывались высоко подготовленные кадры преподавателей и воспитателей, мобильно создавалась учебно-материальная база, устраивался училищный быт. Причем с желанием многих офицеров продолжать службу в войсках, участвовать в боевых действиях по освобождению Родины от немецко-фашистcких захватчиков не считались.

Прибывающие в училище офицеры были достойны своего предназначения: почти все с высшим образованием, опытом преподавательской и воспитательной работы в довоенное время, видные организаторы народного образования, высококвалифицированные медицинские и хозяйственные работники.

С 15 ноября в училище начали прибывать первые воспитанники из Украины, Белоруссии, Азербайджана, Дагестана, Ставрополья, Калмыкии, Ленинграда и других недавно освобожденных городов и районов. Из 500 прибывших воспитанников более половины были дети погибших воинов, 170 – сыновья фронтовиков, 70 – круглые сироты.

Некоторые были партизанами, сыновьями полков, сами подвергались смертельной опасности и прибывали в училище в военной форме, с боевыми наградами на груди. Это М. Бельский, награжденный двумя медалями «За отвагу», В. Буханов, В. Жигайлов, по прозвищу «Васька-танкист», воевавший вместе с отцом, который погиб в бою на глазах сына, В. Карачевцев, А. Кривицкий, А. Кузнецов, В. Павловский, В. Романенко, С. Сафонов. У каждого их них был свой путь в суворовское училище, но всех их привела туда война, горе и несчастье пережитое ими. Вот несколько примеров.

Слава Буханов прибыл из партизанского отряда им. Александра Невского 3-й Вадинской партизанской бригады им. В.И. Чапаева, действовавшей на Смоленщине. В отряд пришел, когда была жива мать. А родные… Отец погиб на фронте, шестнадцатилетнего брата фашисты расстреляли, трехлетнюю сестренку живую бросили в огонь. Через несколько месяцев – еще одно горе: немцы повесили мать. В отряде на первых порах юный партизан занимался больше по хозяйству. А после, обучившись подрывному делу, стал ходить на задания, участвовал в боевых действиях. Однажды при его участии были взяты в плен немецкий лейтенант и два солдата. Командир партизанской бригады майор Н.А. Морозов, направляя Славу в СВУ, дал ему такую характеристику: «Тов. Буханов Вячеслав Владимирович, рождения 1931 г., русский, образование 3 класса. В партизанском отряде с ноября 1942 по 17 августа 1943 г. За период пребывания в отряде проявил себя дерзким, смелым, инициативным и грамотным разведчиком, выполнял добросовестно все поручения командования. Тов. Буханов награжден медалью «За отвагу».

В документах, хранящихся в Государственном архиве новейшей истории Ставропольского края, есть протоколы заседаний краевой комиссии по отбору воспитанников в Ставропольское суворовское военное училище. Чтобы представить себе наплыв желающих, достаточно отметить, что только в октябре 1943 г. этой комиссией было рассмотрено 974 заявления. Сколько имен – столько и судеб, тяжелых и не по-детски трагических.

Из заявления Владимира Илларионовича Павловского, 1929 г.р.: «Образование 5 классов, звание – младший сержант, воспитанник воинской части, находится в Подлужном детском доме». Зачислен воспитанником училища в 4-й класс. Училище окончил в 1948 г.

Сальников Ростислав Семенович, 1930 г.р., потерявший родителей во время оккупации, был зачислен в 3-й класс Ставропольского суворовского военного училища. Выпустился из училища в 1949 г.

У его ровесника Александра Фетисова отец – военный корреспондент редакции последних известий на радио, пропал без вести при выполнении специального редакционного задания на Западном фронте, мать пропала без вести во время эвакуации. Стал воспитанником 4-го класса. Училище окончил с первым выпуском в 1948 г.

Отец 11-летнего Виктора Чечеры погиб в боях с немецкими захватчиками, мать работала на строительстве школы и имела на иждивении трех малолетних детей. Был принят в училище как сын погибшего фронтовика. Училище окончил в 1950 г.

Родители Владимира Логачева, 1930 г.р., как партизаны были расстреляны фашистами… Конечно же и он был принят в училище, которое окончил в 1948 г.

У 9-летнего Вити Беседина родители были повешены фашистами. Был зачислен в старший приготовительный класс училища. К сожалению, училище окончить ему не удалось: был комиссован по болезни.

Иным был путь в суворовское училище братьев-близнецов Корляковых – Бориса и Сергея. Отец на фронте пропал без вести. Семье довелось пережить оккупацию на Орловщине. После освобождения семья Корляковых перебрались к родственникам в Никополь. Работавшая учительницей мать, не имея возможности прокормить четырех детей, обратилась к депутату Верховного Совета СССР Министру черной металлургии И.Ф. Тевосяну с просьбой определить двух сыновей в суворовское училище. Просьба была удовлетворена и в 1946 г. братья Корляковы стали воспитанниками Ставропольского СВУ. Успешно его окончили и в 1953 г. стали курсантами Одесского Краснознаменного пехотного училища и также вместе выпустились лейтенантами.

Прибыв в училище из разных концов страны, а то и прямо с фронта, голодные, полураздетые, мы не верили своим глазам, когда нас впервые привели, например, в училищную столовую. На столах, покрытых белоснежными скатертями, лежали белый хлеб и масло. Подобного многие уже не видели несколько лет. В спальных помещениях нас ждали белые чистые постели, о которых многие из прибывающих ребят давно забыли. Самым же удивительным и прекрасным оказалась форма одежды, в которую одели первых воспитанников: темные суконные брюки навыпуск с лампасами, хромовые ботинки, гимнастерки с алыми погонами и латунными пуговицами, черная шинель, черные каракулевые шапки-ушанки.

Приказ Верховного Главнокомандующего И. В.Сталина был выполнен точно и в срок. 1 декабря 1943 г. 500 воспитанников созданного Ставропольского суворовского военного училища приступили к занятиям.

Самое значительное событие первых дней существования училища – вручение суворовским училищам Красных Знамен. Дата, указанная в Грамоте Президиума Верховного Совета СССР, становится днем рождения училища. Для Ставропольского СВУ – это 19 декабря 1943 г. Накануне состоялось торжественное собрание, а 19 декабря – парад. По этому случаю состоялись банкеты, на которые были выделены денежные средства из расчета 200 рублей на офицера и 50 рублей на лиц обслуживающего персонала. Для суворовцев были устроены торжественные обеды с усиленным пайком и игрой военного оркестра в обеденном зале.

Однако Ставропольскому СВУ Знамя не было вовремя доставлено из Москвы – его вручили 16 января 1944 г. По поручению Народного Комиссара Обороны СССР генерал-майор С.И. Ширяев зачитал Грамоту Президиума Верховного Совета СССР и под звуки Гимна СССР передал Знамя начальнику училища полковнику Г.Т. Зуеву, а он первому училищному знаменосцу Вячеславу Буханову.

С тех пор минуло семьдесят лет, а кажется, что все происходило совсем недавно. Годы, проведенные в училище, оставили неизгладимый след в жизни каждого из воспитанников, наложили благороднейший отпечаток на все последующие годы, на служение ратному долгу, работу на благо родного Отечества.

За годы учебы в училище усилиями воспитателей, преподавателей, обслуживающего персонала мы возмужали, закалились духовно и физически, приобрели такие качества человека, гражданина и воина, которые и по сей день, составляют честь и достоинство каждого выпускника. Думается, что мы оправдали труды и надежды наших наставников, перед которыми остаемся и доселе в неоплатном долгу не только за образование, но и за то, что они в то лихолетье заменили нам матерей и отцов.

Мы помним все доброе, что дали нам наши воспитатели, наши учителя. Помним начальников училища генералов Г.Т. Зуева, А.А. Куценко, М.Н. Клешнина, Героя Советского Союза Д.К. Малькова, В.В. Ершова, Л.Н. Лозановича, А.В. Соколова. Они вместе со своими ближайшими помощниками и заместителями полковниками С.К. Кондратенко, В.Е. Зинченко, Ч.Г. Гадзаловым, П.А. Мелащенко, П.Е. Радченко, М.В. Раевским, А.Р. Рудиным, В.Р. Проскуриным, С.П. Соколовским, С.Д. Скультом, С.Е. Рогозиным, М.С. Гаврилюком, М.К. Варавиным, И.А. Бирюковым, Ч.Г. Гадзаловым приложили огромные усилия и рвение к тому, чтобы превратить Ставропольское СВУ в образцовое военное учебное заведение.

Ближе всех к суворовцам были, конечно же, офицеры-воспитатели, работавшие со дня основания училища и до его расформирования. Несколько поколений выпускников с почтением и благодарностью вспоминают В.В. Иванова, Г.М. Абраменко, С.М. Бабаева, Н.Е. Болдырева, Л.А. Бондаренко, В.А. Буцика, И.С. Боцвина, В.В. Левина, И.А. Попова, Н.И. Литвинова, Г.Т. Кулахметова, А.А. Фоста, В.И. Волкова, Н.П. Маркова. Позже эта категория офицеров пополнилась и другими воспитателями. Среди них – А.Г. Грязнов, В.Г. Илларионов, Я.Я. Полухин, М.А. Слабодяник, И.А. Пересада, Н.И. Хаджинов, Б.С. Хлебнов, С.С. Гомза, К.И. Клименко и другие.

Низкий поклон и сыновняя признательность преподавателям училища М.П. Заикину, П.Е. Клочкову, Д.К. Надеждину, Л.В. Кожевникову, М.В. Перерве, М.А. Ванчакову, М.Н. Фруктовскому, Н.Е. Грекову, М.А. Державину, В.А. Сидорову, Е.Я. Скарпе, Т.И. Корсеко, К.И. Котти, И.Н. Гурееву, Г.А. Годному, К.Е. Юдину, М.Ф. Сербину, М.С. Хилькевичу, В.К. Лецу, Л.А. Ихтенберг, М.А. Москвиной, Н.П. Ишиной и всем, кто вложил в нас знания, помог выбрать будущую профессию, определить свою судьбу, развить наклонности и дарования.

Нельзя забыть и помощников офицеров-воспитателей, сержантов и старшин кавалера ордена Славы трех степеней Ф.Д. Морозова, А.Ф. Бочарова, А.С. Белова, И.С. Бальнова, А.С. Барыбу, И.Д. Дьяченко, П.Т. Вострикова, Л.И. Андрейкина, Б.Д. Ухина, И.С. Печенкина, А.И. Погощева, Н.М. Кудряшова, И.С. Кургина, П.Ф. Козицкого, А.С. Шкурина.

Нормальная жизнь в училище в немалой степени зависела от труда медицинских, хозяйственных и библиотечных работников. Нельзя забыть их внимательное и заботливое отношение к нам. Вклад этих скромных тружениц в наше воспитание был столь же велик, как и наших педагогов. Спасибо А.Д. Барыбе, В.И. Буцик, В.И. Гончаровой, Т. Каспаровой, С. Качуровой, А. Ференец и другим за их высокую порядочность и теплоту отношений к нам. Всем-всем вам низкий сыновний поклон. Кто жив – тем здоровья на многие годы, кто ушел в иной мир – вечная память. Мы вас любим, помним, и помнить будем до своих последних дней.

В Подольском архиве МО РФ хранятся 50 объемных томов документов Ставропольского СВУ за период с ноября 1943 по июль 1962 г. В этих томах собраны самые разнообразные документы от отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, до приказов по училищу и исторических формуляров. Эти пожелтевшие от времени документы (а их более 7 тыс.) поневоле возвращают нас в наши далекие детские годы, с новой силой заставляют вспоминать с уважением и любовью тех людей, которые в нелегкие годы войны и не менее трудные послевоенные отдавали свои силы и душевное тепло воспитанию мальчишек, надевших суворовские гимнастерки. Несмотря на строгость и царивший в училище воинский порядок, отношение к нам преподавателей и офицеров-воспитателей было отеческим: они заменили нам отцов и матерей.

Дань уважения суворовцев заслужили офицеры-воспитатели, которые все свои силы, свою душу вкладывали в воспитание детей. Но об одном из них вспоминают суворовцы чаще, чем о других потому, что этот человек почти всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию молодых людей. Это Иван Андреевич Пересада. Войну он встретил курсантом Подольского пехотного училища. В боях под Москвой был ранен. После излечения – снова в бой. Уже в качестве командира. И снова 2 тяжелых ранения. После лечения возврата в строй ему уже не было. Но боевой опыт молодого офицера позволил ему стать командиром курсантских подразделений сначала в Подольском, а потом в Орджоникидзевском пехотных училищах. Когда в 1946 г., отметив педагогические способности боевого офицера, командование направило его воспитателем в Ставропольское СВУ, судьба его окончательно определилась. Более 17 лет он обучал и воспитывал суворовцев. Не было в училище ни одного офицера, кто отдал бы столько лет воспитанию детей. Как-то так повелось, что на традиционных встречах многие суворовцы, сами уже отцы и деды, с откровенной гордостью по сей день называют себя питомцами Пересады или «Папы Вани». А сколько еще таких детей у Ивана Андреевича, который после расформирования Сп СВУ в 1962 г. еще 20 лет работал директором средней школы в Ставрополе.

В истории суворовских училищ много замечательных людей и личностей, но есть и такие, которые одновременно были и воспитанниками суворовских училищ, а в дальнейшем и офицерами-воспитателями, преподавателями, но уже сами готовили к военной службе и большой жизни новые поколения суворовцев.

С первого дня пребывания в училище мы приобщились к дисциплине, постигали азы военного дела, воинской службы. Наша учеба здесь началась с несложных строевых занятий, уже в старших классах каждый суворовец имел личное оружие – карабин образца 1943 г. или автомат ППШ. Мы, как и подобает настоящим солдатам, ходили в наряды и в увольнения, выезжали в летние лагеря, поднимались по тревоге, получали взыскания и поощрения, приходилось сидеть и в карцере. Дни нашей жизни наполнялись до отказа. Даже удивительно, как мы успевали совместить в день столько дел: 8-10 классных часов занятий, кружки, спортивные секции, репетиции самодеятельных коллективов. Мы поддерживали порядок в помещениях и на обширной территории училища, строили летние лагеря, сажали декоративные деревья и лесополосы, ухаживали за опытным участком и лошадьми. С удовольствием работали в столярной, слесарной и переплетной мастерских. Изготавливали картодержатели, циркули, линейки, макеты, стенды, ремонтировали простейшую мебель и переплетали библиотечные книги, которых тогда не хватало. Много полезного, с точки зрения трудового воспитания, получил каждый воспитанник в стенах суворовского училища. И если впоследствии приходилось показывать солдатам, как надо мыть и натирать пол, переплести книгу, оформить стенд, то мысленно обращались к своим воспитателям и благодарили их за эту науку.

Однако надо помнить, что 1943-1945 гг. – это время тяжелейшей войны и, конечно, она существенно влияла на многих детей, особенно на тех, у кого отцы или погибли на фронте, или воевали там. Поэтому немало мальчишек стремились на фронт отомстить за своих родных и близких – они попросту убегали туда. Примечателен по этому поводу один из приказов по училищу. В приказе № 200 от 18 сентября 1944 г. говорилось: «9 сентября 1944 г. в 20.00 дезертировали из училища воспитанники 2-го отделения 4-й роты Александров, Шестаков, Дударев и Петров. Дезертировавшие воспитанники начитались приключенческой литературы и попали под влияние Александрова, бывшего воспитанника воинской части, решили выехать на фронт, заслужить ордена и вернуться в СВУ...» Естественно, эта благородная попытка не удалась: они были пойманы и водворены в училище. В приказной части приказа были объявлены строгие взыскания: Александрова исключили из училища за недисциплинированность, а остальным перед строем училища под барабанный бой срезали погоны сроком на 2 недели (было и такое наказание). Да, суровый приказ! Но по-иному в то время было нельзя. Этот приказ, бесспорно, сохранил будущее для этих мальчишек, а может быть и жизнь. Воспитанники младших возрастов, конечно же, восхищались ими, считали их чуть ли не героями, а наказание незаслуженным.

Несмотря на трудности в стране, дневной рацион суворовцев насчитывал более 3 тысяч калорий. Воспитанникам младших классов давали дополнительное питание: молоко, редис, зеленый лук. Суворовцы спали в чистых постелях, были обеспечены одеждой, 2 раза в неделю они ходили в кино. Жизнь их подчинялась строгому воинскому распорядку: утром – физзарядка, занятия, спортивные секции, работа в мастерских, самостоятельная подготовка, вечерняя прогулка и поверка. Словом, все как в армии.

Наиболее интересным и важным периодом для суворовцев был лагерный. Место расположения лагерей называлось Осетинской поляной и там же, недалеко от лагеря находился ипподром. Надо сразу отметить, что понятие «лагерь» не означало, что это был лагерь типа пионерского. Суворовские лагеря по своему назначению скорее подходили к воинским лагерям, т.к. в них суворовцы усиленно занимались военной подготовкой. В лагере часто проводились марш-броски, соревнования по стрельбе и владению строевыми приемами с оружием, сборке и разборке винтовки, автомата, умениям и навыкам ориентироваться на местности. Лагерный сбор, как правило, заканчивался тактическим учением, на котором старшеклассники в кавалерийском строю атаковали «противника», а младшеклассники или отражали атаку, или устраивали засады и ходили в разведку. За время лагеря, получив хорошую военную и физическую закалку, еще теснее сблизившись с коллективом, подросток 10-12 лет на глазах становился сильнее и крепче, увереннее в себе, рассудительнее.

Конечно, летние лагеря давали не только военную подготовку, но, прежде всего, укрепляли здоровье суворовцев, их физическое состояние. И не было предела удивлению и восхищению родных и знакомых, когда после лагеря суворовец приезжал домой на каникулы. Не секрет, что дети первых наборов были не так крепки, как их сверстники последующих наборов. Сказывались последствия войны: многие ребята попросту недоедали, а некоторые перенесли и голод.

Заканчивая СВУ, ребята выходили из него не только всесторонне образованными молодыми людьми, но и, можно сказать, прошедшими настоящую солдатскую службу. Поступая в военные училища, суворовцы и по образованию, и по военной подготовке были на порядок выше, чем их сверстники с «гражданки». Они в совершенстве знали многие виды оружия, бывшие на вооружении в армии, намного лучше были подготовлены физически, лучше вписывались в коллектив. Поэтому не удивительно, что почти все курсанты-суворовцы в училищах назначались на должности командиров отделений и помощников командиров взводов: на них можно было положиться.

Что касается спорта, то тут есть, о чем рассказать. Спорт суворовцы, в большинстве своем, любили. Разносторонняя физическая подготовка осуществлялась не только в часы учебно-плановых занятий, но и во внеучебное время. В 1940-е гг. во всех классах были обязательные переводные экзамены по физической подготовке. Спорт прочно вошел в быт воспитанников: почти все суворовцы старших классов занимались в одной из спортивных секций, имели юношеские или мужские разряды. В училище работали секции легкой атлетики, конного спорта, гимнастики, фехтования, бокса, пулевой стрельбы, борьбы, тяжелой атлетики, футбольная, баскетбольная и волейбольная команды. Равнодушных к спорту не было. Успехами «наших» гордились все: и воспитанники, и их наставники.

Самое любимое и самое посещаемое место было, конечно, зрительный зал училища. При входе в зал висели огромные картины: слева – переход А.В. Суворова через Альпы, справа – оборона Сталинграда. Здесь нам показывали кино, проходили торжественные собрания, празднование нового года и суворовские балы.

Большое значение придавалось гуманитарному образованию, художественному и эстетическому воспитанию суворовцев. Преподаватели истории Д.Л. Сальникова, Г.А. Годный, Т.Т. Фастунов, К.Е. Юдин во главе с М.П. Заикиным, совместно с работниками библиотеки постоянно готовили исторические бюллетени, посвященные памятным датам. Наверное, не было такого суворовца, которому не пришлось написать хотя бы один реферат. Регулярно выпускалась газета «Отчизна», а умеющие рисовать и чертить постоянно работали над оформлением стендов, плакатов, макетов, схем былых сражений. Исторические дисциплины, мастерство преподавателей определили будущие специальности тех ребят, кто с детства увлекся этими науками. Среди них О. Зинченко, А. Авдеенко, Г. Алюшин, И. Горбунов, С. Гусаревич, Ю. Жданов, В. Матвиенко.

Одной из характерных особенностей общеобразовательной подготовки в суворовских училищах являлось углубленное изучение иностранных языков. С целью разговорной практики в училище систематически проводились дни иностранного языка (не только в течение календарного учебного года, но и в лагерный период). Многие воспитанники и преподаватели до сих пор помнят доклады Ю. Дурова и В. Захарова, сделанные на английском языке. С начала 1950-х гг. в училище издавался рукописный журнал «Юный переводчик».

В газете «Ставропольская правда» за 1951 г. была помещена фотография: суворовцы С. Хворостиков и И. Шмуйло беседуют с Героем Советского Союза старшим лейтенантом Руфой Гашевой, которая во время войны служила в гвардейском женской авиационном полку под командованием легендарной Марины Расковой. Она прибыла в училище, будучи студенткой Московского института иностранных языков, на педагогическую практику. На ее встречах с суворовцами и школьниками города не только звучали рассказы о войне, но и проходили концерты художественной самодеятельности: на иностранных языках исполнялись песни и читались стихи. В одном из вечеров приняли участие и самые маленькие суворовцы, – сообщает газета, – на английском языке они исполнили инсценировку «Живой алфавит», хор воспитанников исполнил на английском языке «Гимн демократической молодежи» и песенку Ж. Паганеля из кинофильма «Дети капитана Гранта». Успешное овладение иностранным языком зависело не только от личных усилий воспитанников, но и от мастерства, настойчивости педагогов: майоров К.И. Котти, И.А. Попова, А.Г. Терехова, М.А. Минкелевича, Н.Т. Потемкина, Р. Синявской и др.

И все же с литературой соревноваться другим предметам было трудно. Ее просто любили. Когда еще не было телевидения, чтение было любимым занятием в часы досуга. Примечательно, что в библиотеке имелось к тому времени 40 тыс. томов. В училище действовали литературный и драматический кружки. С 1944 г. выпускался рукописный литературный журнал «Юный суворовец». За 16 лет в нем опубликовано 515 произведений 242 авторов, которые написали 386 стихотворений, 11 поэм, 81 рассказ, 4 пьесы, 30 статей. Впечатляющие цифры!

Все, кто попадал в училище первый раз, искренне поражались большому количеству написанных маслом картин. Но мало кто верил сразу, что это дело рук преподавателей рисования и черчения капитана В.К. Гомерова и его учеников. В.К. Гомеров прибыл в училище в феврале 1944 г. и сразу же организовал кружок «Юный художник». За время его деятельности в работе кружка приняло участие несколько сотен ребят. А для суворовцев Гарри Чувалова, Юрия Бородина увлечение художественным творчеством переросло в дело всей жизни: они стали профессиональными художниками. Еще в СВУ Гарри Чувалов увлекся скульптурой, и вскоре его работы стали экспонироваться на городских и краевых выставках, посылались в Ростов, Москву. Одна из первых работ юного скульптура – бюст А.В. Суворова (1952). Затем последовали другие: композиция «Спортсмены», «Прощание со Знаменем», бюст Геннадия Голенева. Портрет отца он вылепил по фотографии, похвала бабушки была самой верной оценкой его удачи. После окончания суворовского училища Гарри поступил на скульптурный факультет Киевского архитектурного института.

В училище постоянно работало более 20 кружков: литературный, математический, музыкальный, химический, иностранных языков, моделирования, автомобильный и др. В них занимались более 200 суворовцев. Об уровне творческой деятельности можно судить по выписке из приказа начальника СВУ №55 от 26 февраля 1948 г.: «Творчество воспитанников и интерес к самодеятельности выросли. Программы самодеятельности выдержанны и целеустремленны. Художественная самодеятельность приобрела массовый характер. Особенно вырос общеучилищный ансамбль песни и пляски под художественным руководством сержанта Хромушина. Больших успехов добились юные художники. К 30-й годовщине Советской Армии ими было написано 96 работ. На конкурсе литературных произведений лучшими признаны поэма «Солдат» (воспитанник Романенко), поэма «Русский полководец» (воспитанник Коротин), стихотворение «Солдат Советской Армии» (воспитанник Соснов)».

Начиная с 1951 г. в училище периодически проводились выставки творческих работ суворовцев. На них представлялись сотни приборов, макетов, наглядных пособий, рефератов, сочинений и стихотворений. Выставки посещали тысячи школьников, преподавателей ВУЗов и учителей школ, а также горожан. Такие выставки в то время не могли устроить не только городские школы, но и институты.

Спорт, творчество, несмотря на свою большую значимость, разумеется, были не главными в жизни суворовцев, – главным и первостепенным была учеба. Перед командованием училища стояла задача – подготовить образованных, культурных молодых людей не только для офицерской службы в армии, но и вообще для жизни. Надо сказать, что преподаватели, офицеры-воспитатели с этой задачей справились с честью.

С первых же дней учебы воспитанников приучили к мысли, что учиться как можно лучше – не только необходимо, но и почетно. Об этом свидетельствуют данные первого 1943-1944 учебного года: все 507 воспитанников успешно сдали переводные экзамены и перешли в следующие классы. Средний балл успеваемости в том году составил 4,37. 37 воспитанников стали отличниками. Всем им объявлена благодарность с вручением личной фотографии.

В первые годы суворовцы, начиная с младших классов, сдавали экзамены ежегодно. Бывало, что кто-то с первого раза не смог сдать экзамен, таких оставляли на пересдачу осенью, и если суворовец не сдавал экзамена и осенью его, как правило, исключали из училища.

За успеваемостью в училище следили очень пристально, можно даже сказать – строго. В каждой роте ежедневно в определенном месте вывешивались результаты учебы с оглаской фамилий воспитанников, получивших как отличные оценки, так и неудовлетворительные. Разумеется, видеть на доске свою фамилию среди «двоечников» не каждому было приятно, поэтому прилагалась масса усилий, чтобы избавиться от плохой оценки.

Стремление каждого суворовца к тому, чтобы его класс был одним из лучших, приводило иногда даже к нелицеприятным случаям. Вот строчки из приказа по училищу: «29 января 1947 г. воспитанник 6-й роты Недогибченко получил «2» по арифметике, за что воспитанники этой же роты устроили Недогибченко «темную». Естественно, зачинщиков и исполнителей найти не удалось, но за эту проделку поплатились, в первую очередь, наши офицеры-воспитатели. Кстати, «темной» учили не только двоечников, но и нечистых на руку ребят: что было, то было, от этого никуда не уйдешь.

Наряду с учебными занятиями в целях военно-патриотического воспитания широко использовались разнообразные формы внеклассной работы: военизированные игры, читательские конференции, встречи с участниками войны, викторины, тематические вечера, просмотры кинофильмов, посещения воинских частей и т.п. Незабываемые впечатления у воспитанников вызвали встречи с Маршалами Советского Союза С.М. Буденным и А.Е. Еременко, Героем Советского Союза генерал-полковником А.Х. Бабаджаняном (впоследствии Главным маршалом бронетанковых войск), Героями Советского Союза И.К. Бочаровым, защитником Брестской крепости майором П.М. Гавриловым. Задушевно и интересно проходили беседы суворовцев с участниками войны, проходившими службу в училище, например, с начальником училища Героем Советского Союза генерал-майором Д.К. Мальковым, офицером-воспитателем Героем Советского Союза П.И. Сюткиным, старшиной роты кавалером трех орденов Славы, бывшим разведчиком Ф.Д. Морозовым и другими. В памяти первых суворовцев остались встречи с чемпионом мира по греко-римской борьбе Иваном Максимовичем Поддубным, девятикратным чемпионом СССР боксером-тяжеловесом Николаем Федоровичем Королевым, проводившим показательные бои с суворовцами.

Отдельно стоит сказать о суворовцах-югославах. В 1947 г. в пору хороших отношений И.В. Сталина и И.Б. Тито в Ставропольское СВУ на учебу прибыли около 20 мальчишек-югославов. Наши суворовцы тепло приняли посланцев братского народа, во всем старались помочь им. Все как на подбор сильные и крепкие. Отношение к ним с нашей стороны было самое дружеское. Но через год руководители государств, т.е. И.В. Сталин и И.Б. Тито, серьезно разругались. И.Б. Тито потребовал возврата детей, учившихся в СВУ, назад в Югославию. Некоторые уехали, но ряд ребят остались в Союзе и продолжили учебу не только в СВУ, но и в военных училищах и академиях. В 1955 г. 15 югославов успешно закончили Ставропольское СВУ, но опять же часть из них вернулась домой, а часть осталась в Советском Союзе. Почти все они были прекрасные спортсмены. Так, два брата Стево и Никола Люичи блистали как классные волейболисты и баскетболисты, Бранислав Ристич запомнился нам как боксер, Милорад Пайканович – гимнаст. А вот Милан Петрович и Перо Татич были прекрасными художниками. Не всем повезло на родине: Перо Татич, прожив чуть более 40лет и сделав много для своей страны как художник, ушел из жизни слишком рано; Никола Люич не отступился от своих принципов и идеалов суворовского училища и тоже пострадал. Однако не забывают югославы братьев своих, поддерживают с ними связь. В 1983 г. на 40-летие училища в Ставрополь приезжали Буно Душан и Савва Палдрмич.

После окончания учебного года и лагерного сбора часть суворовцев разъезжалась на долгожданные каникулы. Каникулы были короткими – около месяца. Но значительной части ребят просто некуда и не к кому было ехать: у них не было ни родителей, ни родственников. Это относилось в полной мере и к югославам. Поэтому многие суворовцы, отбывая на каникулы, с согласия своих родителей брали с собой не только югославов, но он своих отечественных ребят. Это стало даже традицией: каждый считал за долг и честь взять с собой на каникулы суворовца-сироту и провести с ним лето на море или просто в домашних условиях.

Первый выпуск состоялся в 1948 г., 2013 г. для него – юбилейный. 5 лет шли мальчишки к выпуску, упорно и настойчиво постигая науки и азы военного дела. Из 107 ребят, поступивших в училище в 1943 г. до выпуска дошли 47 воспитанников, но зато каких: 11 из них получили золотые медали, 1 – серебряную, т.е. каждый 4-й выпускник – медалист. Но и это еще не рекорд: 9-й выпуск 1956 г., а это был самый многочисленный выпуск – 119 человек, прославился тем, что почти половина всех выпускников (45 %) стали золотыми или серебряными медалистами. Поистине, золотой выпуск!

Таков итог напряженного труда воспитанников и их наставников в первые, самые трудные годы жизни училища. В его судьбе, как и в судьбах других учебных заведений, наиболее памятные страницы всегда принадлежат первому поколению: они первыми примеряли суворовскую форму, были свидетелями вручения Знамени, по первому звонку сели за парты, они стали первыми выпускниками – зачинателями суворовских традиций. Они по праву заслужили уважение, авторитет у последующих поколений воспитанников.

В соответствии с решением Министерства обороны 15 мая 1962 г. Ставропольское СВУ было расформировано. За 19 лет своего существования оно сделано 15 выпусков, из его стен вышли 975 воспитанников, из них 209 человек, т.е. более 20 %, окончили училище с медалями: 87 с золотыми и 122 с серебряными. В последующем 24 суворовца стали генералами, многие стали докторами и кандидатами наук, профессорами, заслуженными деятелями в различных областях науки, техники и искусств. И таких насчитывается более 400 человек.

 

Конечно, все ставропольцы-суворовцы нашли свое место в жизни. Мы гордимся своими соучениками, Героями Советского союза Олегом Гудковым и Юрием Глазковым, генералами Олегом Зинченко, Леонидом Шевченко, Анатолием Андриенко, Борисом Степановым, Юрием Бзаевым, Игорем Горбуновым, Владиславом Вовк, Владимиром Караченцевым, участником четырех Олимпийских игр, государственным тренером СССР Арсеном Баловым, докторами и кандидатами наук, выдающимися работниками различных отраслей народного хозяйства.

С особым уважением мы относимся к тем, кто по приказу Родины шли и выполняли боевые задачи в горячих точках: в Венгрии и Эфиопии, Афганистане и на Кубе, в Анголе и Египте, кто ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Да мало ли замечательных суворовцев-ставропольцев умножали славу не только родного училища, но и нашей страны!

 

По материалам

Олега Владимировича Зинченко, вып. 1953 г.;

Михаила Михайловича Дреля, вып. 1954 г.;

Владимира Семеновича Авдеева, вып. 1956 г.,

Бориса Сергеевича Степанова, вып. 1952 г.;

Игоря Николаевича Лощилова, вып. 1950 г.


Фасады и интерьеры
1 2 3 4
Ставропольское Суворовское военное училище, 1948 г. Таких вот пацанов, по прибытии их училище, как цыплят окружали старшины и сержанты – помощники офицеров-воспитателей: снимали с них «модную» одежду и переодевали в невиданную ранее форму Командир роты майор Абраменко Григорий Михайлович с суворовцами-фронтовиками Вот они, первые будущие суворовцы. Радость на их лицах вполне объяснима
5 8 19 7
Торжественное построение Ставропольского СВУ, 1944 г Завтрак в лагере под березами. Уж чем, так отсутствием аппетита, ребята в лагере не страдали. Перед входом в парадный подъезд училища. Какая строевая выправка, 1948 г Борис Степанов и Георгий Баннов на каникулах, г.Махачкала, 1947 г.
11 12 17
Проводы первых выпускников были настоящим праздником – в армейский строй вошли будущие офицеры, 1948 г. А так прощались с родным училищем суворовцы 5-го выпуска в 1952 г. 5-й выпуск Первый ряд: справа налево – Виктор Бажанов, Юрий Алейников, Эдуард Тагиев; второй ряд – Виктор Медвецкий, Владимир Котков, Анатолий Кузнецов, Владимир Ганжин, Идрис Аджиев, 1952 г.

Начальники и педагоги

Наследие