Оренбургский Неплюевский кадетский корпус 1825

История

 

Атрибутика

 

Оренбургский Неплюевский кадетский корпус был  основан в 1844 г., когда по проекту губернатора края генерал-адъютанта Ф.М. Обручева  Неплюевское военное училище, существовавшее  с  1825  г., было преобразовано в кадетский корпус.

Еще в 1744 г. первый оренбургский губернатор тайный советник Иван Иванович Неплюев (1693-1773 гг.), построивший до 70 укреплений по Уралу, Сакмаре, Миасу и Тоболу начал сбор пожертвований для создания в крае военного учебного заведения. Жертвовали, главным образом, киргизы, полагавшие денежными пожертвованиями откупиться от мобилизации своих сыновей в армию и желавшие иметь в Оренбурге такое училище,  воспитание в котором вело бы к переходу в православие. Осуществить свое желание при жизни Неплюеву не удалось.

В 1806 г. к Александру I c ходатайством об открытии военного училища на собранный дворянством капитал в 21 тыс. руб., из которых 10 тыс. руб. были пожертвованы внуком И.И.Неплюева, обратился оренбургский военный губернатор князь Волконский. Ходатайство было отклонено под  предлогом, что в Оренбурге уже существовала гимназия. И лишь в конце 1824 г. Александр I удовлетворил просьбу губернатора П.К.Эссена. Военному училищу, открытому 2 января 1825 г., было присвоено имя И.И.Неплюева. Это училище предназначалось для «детей чинов иррегулярных войск отдельного Оренбургского корпуса, а также для жителей близлежащих районов и «лиц свободного состояния». Училище непосредственно подчинялось Оренбургскому военному губернатору. Первоначально училище располагалось в небольшом здании, принадлежащем Пограничной службе. По качеству преподавательского состава, контингенту учащихся училище сразу стало превосходить большинство заведений подобного рода.

С учетом особенностей  региона, где открылось военное училище, оно должно было «способствовать сближению азиатцев с русскими, внушать им любовь и доверие к русскому правительству и поставлять этому отдаленному краю просвещенных чиновников по разным частям военной и гражданской службы». Было решено принимать в училище не только детей русских офицеров и чиновников, но и детей казахов, киргиз, башкир и «разного звания татар». Оренбургское Неплюевское военное  училище стало первым очагом просвещения и  родоначальником образования в крае. Питомцы училища в течение десятков лет комплектовали офицерами войска Оренбургского края, заполняли значительное число административных должностей в степных городах и селениях, внося первые семена цивилизации в среду местных кочевников.

В училище, кроме общих для тогдашних средних учебных заведений дисциплин, преподавались арабский, персидский и татарский языки, лесоводство, земледелие, гражданская архитектура, чтобы, согласно первоначальному плану, удовлетворять все потребности края, «давая специалистов по разным отделам управления». Предполагалось создать учебное заведение  наподобие Царскосельского лицея, призванного готовить высших должностных лиц в государстве применительно к другим условиям и на другом уровне. Наличие в курсе обучения училища французского и немецкого языков объяснялось господствовавшей в то время в обществе модой. Изучение  воспитанниками училища этих двух языков происходило с большими трудностями: для них и звуки русского языка были совершенно чужды, не говоря уже об иностранных звуках. Постепенно за Неплюевским военным училищем закрепилось неофициальное название «степной лицей».

 Первоначально предубеждение против училища среди  населения было настолько велико, что для привлечения в него воспитанников приходилось прибегать к насильственным мерам. Матери тщательно скрывали своих детей, как бы оберегая их от грозящей им гибели. Полицейским приходилось ходить по домам, собирать сведения, есть ли там дети для училища. Старики же, особенно муллы, напутствуя  детей,  убеждали, что их ведут на мучение, каждого из них будут держать в стойле, как лошадь, и наказывать, сажая в бочку с железными гвоздями. Один из бывших воспитанников училища отмечал, что подобное предубеждение было распространено не столько из-за невежества и фанатизма, сколько из-за того, что в существовавшей в то время в Оренбурге школе кантонистов, пополнявшейся преимущественно евреями из западных губерний, розги заменяли все педагогические приемы и были самым важным  средством поддержания порядка.

Назначенный в 1830 г. губернатором края граф Сухтелен, ознакомившись с процессом обучения в Неплюевском военном училище, нашел, по его словам, там «настоящее вавилонское столпотворение» и признал необходимым внести изменения в  учебный процесс. По свидетельству выпускников военного училища, отношения между воспитанниками зачастую были такими, что начальство не могло с ними справиться. Они причиняли беспокойство не только командованию училища, но и посторонним лицам. Особенно небезопасно было проходить мимо окон училища. Основные безобразия творили, как говорили тогда, инородцы, дерзость которых доходила до того, что многие учителя не всегда чувствовали себя в безопасности во время урока. На  преподавателе мусульманского закона, мулле, воспитанники во время урока однажды устроили катание верхом, и начальство должно было принять строгие меры –  4 воспитанника переведены в батальон военных кантонистов, и розги получили видное место в системе исправления поведения  воспитанников.

Важной  особенностью училища  было то, что почти полстолетия оно не требовало для себя никаких расходов из казны, а содержалось на проценты с дворянского капитала, собранного по подписке; на выделяемую ежегодно часть мечетной суммы и билетного сбора с киргизов, приходящих наниматься на работу к русским; на средства стипендиатов Оренбургского, Уральского и Башкиро-Мещерякского казачьих войск, на средства стипендиатов оренбургского, а впоследствии и самарского дворянства, и, наконец, на средства своекоштных воспитанников. Учебное заведение оказалось весьма полезным для края и своей добросовестной работой   заслужило всеобщее уважение.

Первоначально Неплюевское военное училище было рассчитано на 80 человек. В первый год в училище обучалось 20 человек, половина из них были мусульмане. В 1834 г. училище, оставаясь в ведении военного губернатора, поступило в подчинение Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. В декабре 1840 г., по решению генерал-адъютанта  Перовского,  училище – «для наилучшего достижения поставленных ему задач в строевом отношении» –  составило одну роту и было разделено на два отделения: «европейское» (с преподаванием европейских языков вместо восточных) и «азиатское» (с преподаванием восточных языков и значительно уменьшенной программой по всем остальным предметам)  с  шестилетним на каждом из них курсом обучения.

По окончании учебы воспитанники из дворян определялись на военную или гражданскую службу с правом на чин, причем преуспевшие в восточных языках назначались в переводчики, конфиденты и толмачи по пограничному управлению. Воспитанники из купцов и мещан при выпуске из училища пользовались покровительством руководства училища при поиске места работы. За 20 лет существования училище выпустило 88 человек: из них – 63 офицерами, 25 – унтер – офицерами.

Первым начальником училища был подполковник, видный исследователь Оренбургского края,  Г.Ф.Генс (1824-1831), вторым - капитан Артюхов (1831-1836), третьим - полковник Марков (1836-1848), при котором училище заметно окрепло и с честью выдержало множество проверок.  При Маркове в училище ни разу не было применено телесное наказание.

Созданный в 1844 г. на базе Оренбургского военного училища Неплюевский кадетский корпус стал одним из старейших корпусов России. Раньше него были основаны: Пажеский, Морской, 1-й и 2-й Санкт-Петербургские, 1-й Московский и 1-й Сибирский кадетские корпуса. В Неплюевском кадетском корпусе  был установлен восьмилетний срок обучения, а число воспитанников увеличено до 200 человек. Позднее численность кадет была доведена до 250 человек. При создании корпуса «европейское» отделение было переименовано  в 1-й эскадрон, а «азиатское» - во 2-й эскадрон. Из 200 вакансий было определено иметь 70 казенных и 40 своекоштных воспитанников, остальные 90 вакансий были предоставлены сыновьям офицеров местных казачьих войск  (Оренбургского, Уральского и Астраханского).

28 июля 1866 г. корпус был преобразован в Оренбургскую Неплюевскую военную гимназию, его старший  класс вместе с таким  же классом из Сибирского кадетского корпуса образовали 4-е военное училище на 100 юнкеров для подготовки офицеров как в регулярные, так и в казачьи войска  Оренбургского и  двух Сибирских округов. В 1870 г. 4-е военное училище было упразднено. Юнкера были переведены в Александровское военное училище.

После окончания русско-турецкой войны в 1878 г., когда спрос на офицерские кадры возрос, число воспитанников военной гимназии было увеличено с 250 до 275 человек. Численность воспитанников гимназии возросла за счет сыновей офицеров Уральского казачьего войска.

 В июне 1882 г.  Неплюевская военная гимназия была переименована в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Знамя корпусу было пожаловано 12 ноября 1903 г. Жетон корпуса одобрен 10 октября 1892 г. Праздники  корпуса: день основания заведения 2 января 1825 г.; Храмовый – 13 сентября. В алтаре церкви корпус хранил подаренный Петром I своему крестнику калмыцкому князю Тайше Петру Петровичу иконостас, евангелие, крест, кадило и другие ценные церковные принадлежности.

С 1845 г. по 1867 г. кадетский корпус выпустил 403 человека (326 офицеров и унтер-офицеров и 77 урядников), военная гимназия с 1869 г. по 1882 г. – 307 человек, возрожденный  кадетский корпус (1883 – 1912 гг.) – 767 человек.

 В «Журавле» про неплюевцев  писалось: «Удалые казачата – то неплюевцы-ребята».

Среди преподавателей Неплюевского кадетского корпуса было много выдающихся людей. К ярким педагогам относили директора корпуса генерал-лейтенанта Феофила Матвеевича Самоцвета. В кадетской «Звериаде»  ему было посвящено четверостишие:

                                Когда наш корпус основался,

                                Тогда разверзлись небеса,

                                И наш директор показался

                                В лампасах синего сукна.

 Генерал-лейтенант Самоцвет  начинал свою службу в корпусе инспектором классов.  В должности директора корпуса он пробыл около 25 лет. Его  любили  кадеты. При нем были прекрасно поставлены учебный процесс и воспитание. В 1831-34 гг. в Неплюевском военном училище старшим преподавателем восточных языков работал выдающийся востоковед Петр Иванович Демезон. В 1835 г., переодевшись татарским муллой, он в разведывательных целях посетил Бухару и сумел благополучно вернуться домой. Впоследствии П.И.Демезон  стал  начальником отделения азиатского департамента, автором многих научных трудов на французском и немецком языках. Тригонометрию и космографию в корпусе преподавал выпускник Петровского-Полтавского кадетского корпуса М.Г.Попруженко, со временем ставший одним из выдающихся военных педагогов, внесшим большой вклад в дело воспитания кадет.

Среди офицеров, преподававших  строевую подготовку и гимнастику, выделялся командир

 1-й роты полковник Воробьев, георгиевский кавалер. Из преподавателей истории -  Хрусталев, прекрасно знавший и любивший свой предмет, увлекавший весь класс рассказами о славном прошлом России. Его называли «наш Цицерон». Математик Сикстель, поклонник Лобачевского, строгий и требовательный, не баловал кадет высокими баллами.

 В корпусе в помощь воспитателям для наблюдения за поведением кадет вне классов существовали «дядьки». Они выбирались из старослужащих солдат. Некоторые из них умением ладить с детьми заслужили их любовь и уважение. Ветеран Голубев, из Скобелевских солдат,  учил кадет плетению рыболовных снастей и работам по дереву. С его помощью кадеты изготовляли «кубари», которые в переменах между уроками малыши неистово «гоняли» по паркету небольшими кнутами. Дядька Стародубцев, «не терпевший куряк», ловил провинившихся курильщиков, наказывал их, но не докладывал о них воспитателям. Неплюевский корпус был одним из пяти кадетских корпусов, где уборка помещений и обслуживание столовой лежали на чинах нестроевой команды корпуса. Долгое время фельдфебелем команды был Шиянов, человек очень почтенный и всеми уважаемый. Сын его стал офицером, в дальнейшем окончившим Академию Генерального Штаба.

В 1860-62 гг. в Неплюевском кадетском корпусе преподавал словесность известный русский поэт и литературный критик Аполлон Александрович Григорьев, автор  знаменитого  романса  «Две  гитары». В письме из Оренбурга он писал А.Н. Страхову: «...Служба здесь - вещь менее пакостная, чем где-либо. Здесь еще дорожат людьми, свое дело знающими, да и начальство (директор и инспектор)  честные...». В Неплюевском кадетском корпусе работали известный русский писатель Николай Успенский, академик живописи Лукьян Попов, будущий директор Эрмитажа Б. Пиотровский.

Выпускник Неплюевского кадетского корпуса 1906 г. Н.Мензилинцев с теплотой вспоминал своего офицера-воспитателя Федора Петровича Панкратова, который обращал внимание на разные мелочи в поведении кадет и их учебе. Отделение, которое принял Панкратов, не отличалось высокой дисциплиной, и офицер прилагал массу усилий, чтобы его воспитанники уже с первых лет пребывания в корпусе привыкали к соблюдению воинских порядков. Попытки Панкратова найти виновников беспорядков ни к чему не приводили. Иногда виновники, не желая подвергать наказанию все отделение, изъявляли желание сознаться, но им отделение не позволяло этого делать. Дошло до того, что однажды Панкратов отобрал 5-6 воспитанников, не отличавшихся хорошим поведением, раздал им почтовую бумагу и начал диктовать письмо, примерно следующего содержания: «Дорогие папочка и мамочка, я по-прежнему ленюсь и ужасно шалю. Преподаватели и воспитатели мною очень недовольны, надежды на переход в третий класс нет никакой – в лучшем случае меня оставят на второй год, но, вероятнее всего, я буду исключен из корпуса». После этих строк кадеты стали просить Панкратова не посылать написанное родителям. Панкратов был неумолим. Заканчивалась диктовка, письма отбирались. Кадеты брались за учебники, прекращали хулиганить. Но проходило время, и Панкратов собирал озорников на новую диктовку. Во время каникул разговоров с родителями о письмах не возникало. Панкратов никуда их не посылал.

Хороший преподавательский состав, отличная библиотека (свыше 50 тысяч томов), традиции, дух взаимовыручки и братства - все это позволяло готовить и выпускать знающих свое дело офицеров. Многие бывшие Неплюевцы своими делами прославили корпус: более 50 из них носили генеральские погоны, генералы Шуваев и Ханжин были Военными министрами. Поручик Горшков стал известен, как один из пионеров летного дела в России. Генерал В.Ф.Кирей  был большим знатоком артиллерийского дела, подготовил в 1916 году во время Брусиловского наступления  прорыв фронта, что открыло путь в южную Галицию и Буковину. В.Ф.Кирей окончил войну командиром 23 армейского корпуса. Генерал Дынников был начальником Шубковского артиллерийского полигона. Многие выпускники Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса командовали частями белой армии: генералы Толстов, Покровский, Хорошхин и многие другие.

 

Директорами  Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса  были:

 

  1. Подполковник Марков                                                                (1844 – 1848)
  2. Полковник Шилов                                                                        (1848 – 1862)
  3. Полковник Энгельке                                                                    (1862 – 1864)
  4. Генерал – майор Домерщиков                                                    (1864 – 1876)
  5. Генерал-лейтенант Самоцвет                                                      (1876 – 1905)
  6. Генерал-майор Латур                                                                   (1905 – 1908)
  7. Генерал-майор Пузанов                                                               (1908 - 1919)   

 

Революционное движение 1904-05 г.г. корпуса не затронуло. В один из осенних дней 1905 г. толпа манифестантов, с красными флагами двигавшаяся по  Оренбургу, остановилась перед корпусом и обратилась к директору корпуса с предложением выпустить кадет для участия к манифестации. Директор корпуса генерал Самоцвет заметил, что из этого ничего не выйдет. Тем не менее, по его указанию занятия были прерваны, роты выведены и построены на плацу. Один из демонстрантов обратился с речью к кадетам, но она была встречена свистом и улюлюканьем, после чего роты были введены в здание корпуса.

Летом 1917 г. корпус был переименован в гимназию Военного ведомства. Выпускник Неплюевского кадетского корпуса Евгений Яконовский вспоминал об этом времени: «Вернувшись с каникул, мы нашли много нового. Официально, мы не были даже кадетами, какими-то гимназистами Военного ведомства, не военными гимназистами, просто подведомственными. Роты назывались возрастами, строевые занятия были отменены и даже в столовую мы ходили «по-классно». Форму пока не трогали, но уже говорили о снятии погон, кокард и других воинских отличий. Вместо Педагогического комитета был образован Педагогический совет, в который вошли выбранные делегаты трех старших классов. Воспитатели назывались классными наставниками, по возможности их заменили штатскими. Странная жизнь была в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе после Корниловского выступления. Вставали в семь часов вместо шести под какой-то колокольчик, заменивший барабан и горниста. Утренних занятий не было, как не было и определенной формы: можно было надеть гимнастерку или бушлат, сидеть на уроках в мундире, оставаться в освещенных классах после 9 часов вечера. В городе нас часто задевали. Вокруг корпуса ходили разные люди в надежде встретить и избить кадета».

Октябрьская революция  вначале Оренбург не затронула. Казачье правительство атамана Дутова, бывшего неплюевца, разоружило и демобилизовало запасные части и до половины декабря соблюдало «нейтралитет». Поезда проходили из красной Самары в красный Ташкент через белый Оренбург. Однако в декабре началось наступление Красной армии со стороны Бузулука. Казачья мобилизация была провалена, и фронт держался добровольцами и военными училищами. 1-ю роту кадетского корпуса вооружили,  и она поступила в распоряжение атамана Дутова.  В конце 1917 года кадеты вернулись в корпус. В это время в Неплюевском кадетском корпусе оказались  кадеты 2-го Петербургского корпуса, небольшие группы ярославцев, аракчеевцев, симбирцев. Все они рассказывали, как с них срывали погоны, пытались избить.

2-го января 1918 г. в корпусе состоялся бал в честь корпусного праздника. Бал происходил в расположении 1-й роты, играло два оркестра: кадетский и известный за пределами Оренбурга симфонический оркестр Оренбургского казачьего войска. Были приглашены старшие классы  Оренбургского института, юнкера училищ. Это был последний бал  корпуса, девяностый выпуск которого должен был состояться летом 1918 г. После Рождества многие кадеты в корпус не вернулись. Уроки не начинались, кадеты спали прямо в классах.

С развитием нового наступления Красной Армии все старшие кадеты  с оружием в руках выступили против новой власти. Среди кадет появились первые жертвы. Первых убитых кадет хоронили с большой торжественностью на военном кладбище. К 15 января 1918 г. была сформирована Неплюевская кадетская рота, командовать которой стали выпускники 89-го выпуска Хрусталев и Миллер. 15 января кадеты 1-й роты в последний раз прошли маршем по Оренбургу и покинули город. В районе станции Каргалла кадетская рота влилась в боевые порядки частей атамана Дутова. В первой же перестрелке было убито несколько кадет. Оставшиеся в живых  17 января  покинули позиции под Каргаллой. Часть неплюевцев  решила идти с атаманом Дутовым,  некоторые  решили вернуться  в Оренбург.

       2-я и 3-я роты остались целиком в корпусе. Корпус был переименован в 1-ю Оренбургскую трудовую школу, директором ее назначен преподаватель французского языка Арман Петрович Гра. При занятии Оренбурга белыми корпус был снова открыт, а затем в конце 1919 г. вместе со 2-м Оренбургским корпусом эвакуирован в Иркутск. В декабре 1919 г. был произведен ускоренный выпуск кадет-неплюевцев 7-го класса. В январе 1920 г.  после установления в  Иркутске  советской власти Оренбургский Неплюевский кадетский корпус прекратил свое существование и был переименован в 29-ю Иркутскую трудовую школу. Начался разъезд кадет. Многие возвращались в Оренбург, другие решили пробираться на восток к атаману Семенову,  в Читу и дальше в Приморье. После установления советской власти в Сибири  многие неплюевцы  перебрались в Шанхай, Японию, Австралию. Главная масса неплюевцев  за рубежом в 50-60 гг. ХХ в. проживала во Франции, Германии, США, Австралии.

       В 1901-03 гг. при корпусе было создано  благотворительное Общество взаимопомощи неплюевцев. Общество собирало средства на стипендии для неимущих однокашников и для воспитанниц Оренбургского Николаевского женского института. После исхода неплюевцев из России общество продолжало действовать за рубежом.

 

Краткая библиография:

 

  1. ПСЗ,  т. ХХХ1Х, 29.770;
  2. ПСЗ, т. 1Х, 7.4200 и т. ХУ, 14.029;

3.  2-ое ПСЗ, т. Х1Х, 17962, - в дополнениях, помещенных в т. ХХ;  

  1. Приказы по военному ведомству 1878 г. № 296; 1899 г. № 371;
  2. Семенов В. «Степной  лицей», Гостиный  двор, 1995 г. №3, Калуга, 1995, стр. 92-98;  
  3. Очерк истории Оренбургского Неплюевского военного училища и Оренбургского кадетского корпуса от основания и до последних преобразований. Оренбург, Губернские ведомости. – 1869. – 18 октября  № 42; 1 ноября   № 44;
  4. Яконовский Е. «Каргалла», «Военная быль», № 2-3, июнь 1952 г.;
  5. Данилевич М. «Оренбургский Неплюевский кадетский корпус», 1825-1960. «Военная быль», № 41-42.
  6. Еленевский А. «Конец Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса в 1920 г.», «Военная быль», № 29-30, май 1958 г.

Фасады и интерьеры
01 02 03 04
05 06 Занятия в столярной мастерской Лазарет
Занятия в столярной мастерской Лазарет
Обед в столовой Подготовку к юбилею А.С. Пушкина Рекреационный зал Спальня
Обед в столовой Рекреационный зал Спальня
Спортивная игра на плацу Строевое обучение Урок естественной истории Урок космографии
Спортивная игра на плацу Строевое обучение Урок естественной истории Урок космографии
Урок пения Урок рисования Урок танцеы Урок фехтования во дворе корпуса
Урок пения Урок рисования Урок танцев Урок фехтования во дворе корпуса
Урок фехтования Урок физики Урок чистописания Церковь кадетского корпуса
Урок фехтования Урок физики Урок чистописания Церковь кадетского корпуса
Урок фехтования во дворе
Урок фехтования во дворе

Начальники и педагоги

Наследие