Стечкин Борис Сергеевич

СтечкинБори́с Серге́евич Сте́чкин (24 июля (5 августа) 1891, с. Труфаново, Тульская губерния — 2 апреля 1969, Москва) — выдающийся русский, советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Б. С. Стечкин родился 5 августа 1891 года в селе Труфаново Тульской губернии в дворянской семье.

Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (закончил в 1908 году). По окончании корпуса поступает на механический факультет Императорского Московского технического училища. В это время там преподает профессор Н. Е. Жуковский, Стечкин становится членом его авиационного кружка.

Во время обучения Стечкин плодотворно работает в качестве инженера и конструктора. Совместно с В. П. Ветчинкиным он рассчитывает для П. Н. Нестерова его знаменитую «мёртвую петлю».

Чтобы продолжать работу с Жуковским, подаёт прошение о продлении обучения в училище и учится там до 1918 года.

С 1915 по 1917 годы Стечкин с А. А. Микулиным работает в лаборатории по военным изобретениям Н. Н. Лебеденко. Там они создают прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца». Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» создают свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был изготовлен из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину и Микулину, ставшему впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.

Стечкин заканчивает училище в 1918 году. По представлению Жуковского он остаётся работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Стечкин избирается профессором.

В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.

Б. С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под руководством Стечкина были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели не пошли в серийное производство, но заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933—1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б. С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н. Е. Жуковским, Ф. А. Цандером, С. П. Королёвым, А. Н. Туполевым, А. А. Микулиным, и др.

Б. С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ).

Значительную часть научной деятельности Б. С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921—1954), МАДИ (1954—1969).

В романе Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)», посвященном биографии конструктора авиационных двигателей А. А. Микулина, выведен под именем Сергей Ганьшин.

Несмотря на все свои заслуги перед страной, Стечкин дважды подвергся сталинским репрессиям. В первый раз он был арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии, осуждён на тюремное заключение сроком 3 года, но, благодаря вмешательству академика С. А. Чаплыгина, освобождён досрочно в конце 1931 г. в связи с пересмотром дела.

Во второй раз он был арестован в декабре 1937 года. Во время следствия в одной камере с ним сидел В. П. Глушко, будущий академик и знаменитый конструктор ракетных двигателей. Именно Стечкин (уже имевший опыт отсидки) посоветовал Глушко подать прошение об использовании его как специалиста, тем самым спас его от безвестного пропадания в лагерях.

До 1943 года Стечкин находился в заключении, работая в закрытом конструкторском бюро НКВД ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). Это помешало поступлению в Московский университет его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета.

Этот период жизни Стечкина затронут в романе А. И. Солженицына «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».

В 1943 году Стечкин был освобождён по ходатайству А. А. Микулина перед Сталиным, в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей, на роль научного руководителя которого Микулин предлагал кандидатуру Стечкина. Начиная с 1943 года Стечкин является заместителем Микулина по научной части.

С 1962 года Стечкин работает у С. П. Королёва, в ОКБ-1[1].

За свою научную и инженерную деятельность Б. С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Скончался Борис Сергеевич 2 апреля 1969 года.Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище[2].