Венсан Александр Александрович
Венсан – фамилия во Франции широко известная и имеет очень древнее происхождение. Арно Антуан Венсан (1766-1834) – драматург и поэт, переведенный почти на все европейские языки, которым у нас в России зачитывались в переводах В.А. Жуковского и В.Л. Пушкина. Венсан (Vincent) Франсуа Никола (1767-1794) – деятель французской революции, казненный в 1794 году по процессу эбертистов первой Парижской коммуны. Венсан Ориоль (1884-1966) – президент четвертой Республики Франции с 1947 по 1954 годы.
Родители же нашего знаменитого архитектора Александра Александровича Венсан, приехали в Россию в середине 19-го века. Его отец Альфонс Гекторович Венсан – родился в 1844 году, окончив в Санкт-Петербурге Императорскую Академию Художеств в 1870 году, получает звание классного художника 2-й степени. В 1871 году устаивается на службу в Удельное ведомство имения «Ливадия» в Ялте, архитектором. Талантливый архитектор и декоратор строил ялтинский дворец «Эреклик» (проект А.И. Резанова). А также не сохраненную до наших дней церковь Вознесения. Она была построенна при Александре II в Ливадии для служащих, рабочих, солдат и местных жителей. Спроектирована церковь была в византийском стиле, проект и декор был разработан лично Альфонсом Гекторовичем. Место под постройку выбирала ещё сама императрица Мария Александровна. Фундамент заложили в мае 1872 года, и через четыре года епископ Таврический и Симферопольский Гурий освятил храм в присутствии членов императорской семьи. В 1877 году получил звание классного художника архитектуры 1-й степени. С 1879 по 1882 год – архитектор Московской удельной конторы. В 1883 году А.Г. Венсан переходит в православие и получает крещеное имя – Александр. В 1884 году назначается смотрителем храма Христа Спасителя в Москве. Там же по его проекту строится особняк в Замоскворечье – на Поварской улице. И церковь-усыпальница Первушиных в Донском монастыре. За труды ему был пожалован чин коллежского асессора. 14 июля 1888 года Александр (Альфонс) Гекторович умер в Москве в возрасте 44 лет.
Александр Александрович Венсан – сын коллежского асессора А.Г. Венсан родился 11 августа 1871 года в Санкт-Петербурге. После окончания гимназии решает идти по стопам отца и поступает в институт Гражданских Инженеров Императора Николая I. После его окончания в 1897 году с правом на чин 10 класса работает в Школе десятников по строительному делу. Направляется в город Чернигов, где отбывает воинскую повинность до осени 1898 года в качестве строителя при морской строительной части при Морском министерстве. Откуда уходит в запас с воинским званием унтер-офицер и должностью инженера-конструктора. С 1899 года, как талантливый зодчий, привлекается Комитетом по восстановлению и созданию памятников Севастопольской обороны 1854-1855 гг. – к созданию памятных комплексов и укреплений на местах былых сражений в черте города и за его пределами. С 1901 года на преподавательской должности в Технологическом институте Императора Николая I. Здесь же в Санкт-Петербурге он занимается совместно с архитектором Л.П. Шишко разработкой архитектурного проекта – школы при Адмиралтейских Ижорских заводах и доходного дома Александро-Невской лавры (ныне Невский проспект – 153). По проекту А.А. Венсан и С.В. Рубанова в 1902 году начинается строительство дома №-21 на улице Подковырова. И в это же время Александр Александрович предоставляет проект Народного Дома в Харькове. Данный проект находит свое воплощение в строительстве на деньги, собранные харьковчанами. 15 января 1903 года утверждается в должности коллежского ассесора. 2 февраля 1903 года строительство дома-дворца было закончено. Прекрасной архитектуры дом-дворец располагался на Московском проспекте Харькова, имел два зала, просторную библиотеку-читальню и принадлежал Обществу распространения грамотности. До наших дней это здание не сохранилось, и на этом месте сейчас находится Дом культуры электромеханического завода. В январе 1908 года по выслуге лет был произведен в надворные советники. В 1913 году Венсан А.А. на должности младшего помощника - Инспектора института Гражданских Инженеров Императора Николая I, и с 15 июня того же года – коллежский советник. Начиная с 1913 года, Александр Александрович Венсан, работает над собственным конкурсным проектом Морского Кадетского корпуса. В 1914 году – его проект побеждает в конкурсе, и он удостаивается звания – Профессора архитектуры, ежегодно присваиваемый Императорской Академией Художеств. С началом Первой Мировой войны 14 августа 1914 года был призван из запаса и по предписанию направлен в город Севастополь на должность строителя севастопольского военного порта. 20 ноября 1914 года он приглашается Морским ведомством в город Севастополь на должность Главного строителя здания Морского Кадетского корпуса. С этого момента А.А. Венсан в Севастополе, в распоряжении Главного строителя севастопольского военного порта Черного моря, в звании зауряд-военного чиновника. Под его контролем ведется расчистка верхнего плато у бухты Голландия, выбор и закупка материалов для строительства. Александр Александрович, продолжая проектирование, талантливо увязывает свой проект с окружающим ландшафтом. Он «вписывает» в панораму города будущее здание так, что оно просматривается почти со всех точек. В присутствии горожан, первых лиц Флота и духовенства - 23 июня 1915 года, состоялась торжественная церемония закладки фундамента здания Морского Кадетского корпуса с водосвятием земли всего комплекса строительства. 26 октября этого же года Николай II подписывает «Положение о Севастопольском Морском Кадетском корпусе», определив его структуру и назначение. В мае 1916 года строительную площадку будущего МКК посещает сам Император с семьей, и августейшие особы его свиты. С весны 1916 года начался набор абитуриентов в классы МКК. В сентябре Николай II назначает своего малолетнего сына Алексея - приемника Цесаревича, шефом севастопольского МКК. 5 октября состоялось официальное открытие Морского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Кадетского корпуса. Временно кадеты и офицеры корпуса проживали в офицерских флигелях, которые тоже спроектированы Венсан А.А. и часть из них сохранилась до наших дней, но перестроена после ВОВ. Но трудности Первой мировой, а затем и Гражданской войн не позволили закончить начатое строительство. В 1917 году недостроенный учебный корпус был «законсервирован». Венсан остается в Севастополе и работает в Инженерном отделе Черноморского флота. В середине 1920 года было решено достроить Главный корпус здания. Для переработки чертежей внутренних помещений был приглашен А.А. Венсан, который с новой энергией берется за работу. С установлением советской власти строительство Морского корпуса надолго приостанавливается. В 1927 году А.А. Венсан активно включается в работу по восстановлению зданий и объектов Севастополя после землетрясения. В 1929 году Александр Александрович назначен Главным архитектором Управления берегового строительства Морских сил Черноморского флота. В 30-х годах им была спроектирована дача Командующего Черноморским флотом И.К. Кожанова (1897-1938) в Алсу под Севастополем. Это здание сохранилось до нашего времени. В 1933 году Александр Александрович участвует в архитектурном оформлении здания водной станции «Динамо» (ныне водная станция ЧФ РФ) на Николаевском мысу Севастопольской бухты. Само здание строилось по проекту М.И. Долгополова. В 1935 году в Севастополе была создана организация Союза архитекторов СССР, члены которой А.А. Венсан, Л.Л. Егорова, А.Г. Коган, Н.Г. Корюхин, В.Н. Мантицкий, Л.В. Плахов, М.А. Садовский принимали активное участие в проектировании и застройке довоенного города.
А вот эпизодическое возвращение к достройке здания Морского корпуса - результатов не дали, архитектор так и не увидел своего детища в той красе, которую сам задумал. В 1939 году А.А. Венсан уезжает из Севастополя из-за болезни в Ленинград. 5 апреля 1940 года талантливого зодчего не стало, он был похоронен на Волковом кладбище Ленинграда.
В воспоминаниях полковника А.М. Цальковича – Начальника управления берегового строительства морских сил Черного моря есть маленький портрет А.А. Венсан, он пишет: «…ходощавый пожилой человек, среднего роста, темный шатен с проседью и бородкой. Типичный южанин француз. Воспитанный и интеллигентный, чисто, отлично и литературно владеющий русским языком. Среди сотрудников пользовался непререкаемым авторитетом крупного специалиста, чеснейшего и обаятельного человека и доброго товарища».